Вовлечение родителей в образовательную деятельность через нетрадиционные формы взаимодействия с семьей
материал
Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. В то же время стоит отметить, что современные родители не всегда заинтересованы во взаимодействии с ДОУ в связи с большой занятостью, мнением среди родителей, что воспитанием детей должно заниматься образовательное учреждение, отношением к образованию детей – дошкольников как к услуге. Таким образом, возникло противоречие между необходимостью вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ и низкой мотивацией родителей участвовать в реализации ООП ДО. Разрешить это противоречие, на наш взгляд, возможно через вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ через нетрадиционные формы взаимодействия, когда родители – активные участники, а не пассивные слушатели и созерцатели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_vzaimodeystvie_s_semey.doc | 50 КБ |
vzaimodeystvie_s_semey.pdf | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Вовлечение родителей в образовательную деятельность через нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. [ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9]
ФГОС направлен на решение следующей задачи:
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.[ч. I п. 1.6 п. п. 9]
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (ч.III. п.2.5 п.п.5).
В то же время стоит отметить, что современные родители не всегда заинтересованы во взаимодействии с ДОУ в связи с большой занятостью, мнением среди родителей, что воспитанием детей должно заниматься образовательное учреждение, отношением к образованию детей – дошкольников как к услуге.
Таким образом, возникло противоречие между необходимостью вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ и низкой мотивацией родителей участвовать в реализации ООП ДО.
Разрешить это противоречие, на наш взгляд, возможно через вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ через нетрадиционные формы взаимодействия, когда родители – активные участники, а не пассивные слушатели и созерцатели.
Для нас нетрадиционными формами взаимодействия стали игра-квест, экскурсия на место работы родителей, проведение праздничных мероприятий на работе у родителей.
Во всех формах взаимодействия я выделила алгоритм проведения образовательного мероприятия, показывающий специфику его проведения.
- Постановка перед родителями проблемной ситуации (например, предстоит игра, не хватает педагогов для ее проведения, или разрабатываем проект «В мире профессий», дети не знают, в чем суть профессии почтальона и т.д. ). Совместный поиск решения проблемы с учетом ресурсов родителей.
- Совместное планирование мероприятия с инициативной группой (содержательный и организационный компонент).
- Проведение мероприятия.
- Получение обратной связи, поддержка образовательных инициатив семьи на последующие мероприятия.
Игра-квест очень популярна в работе с детьми дошкольного возраста. Мы применили эту форму для вовлечения родителей в образовательный процесс. Как показать родителям, чего достигли дети подготовительной группы к концу года? Для этого мы организовали игру-квест.
На родительском собрании, поставив проблемную ситуацию перед родителями (планируется игра-квест для детей «Скоро в школу», но не хватает ведущих для ее проведения), мы выбрали команду разработчиков и соведущих. Команда разработчиков собиралась вечером, писали сценарий, проговаривали нюансы квеста, изготавливали оборудования, реквизиты, пособия. За содержательный компонент квеста отвечал педагог.
К проведению самого квеста привлекли самых активных родителей.
На квест пришли практически все родители. Те, кто не участвовал в проведении квеста, включили в команду ребят для помощи в удержании цели, отвечать за безопасность детей и помогать при затруднениях.
По сценарию 2 команды: родителей и детей, выполнив задание, получают маршрутные карты и проходят города: Решалкино, Развивалкино, Вспоминалкино, Рисовалкино, выполняя как творческие задания, так и задания на развитие логического мышления, умение договариваться и выполнить задание в команде, спортивные состязания. Закончился квест игрой «Собери рюкзачок в школу». В конце игры участники получают сладкие призы.
После проведения квеста, в неформальной обстановке, вместе с ребятами за чашкой чая, был подведён итог подготовки ребят к школе.
Что даёт квест детям:
- развитие умения планирования и прогнозирования;
- воспитывает навыки коллективного сотрудничества;
- создаёт благоприятную эмоциональную среду, способствующую релаксации, снятию нервного и психологического напряжения;
- способствует формированию самостоятельного мыщления, развитию фантазии и познавательной активности.
Еще одна форма взаимодействия с родителями - экскурсия на предприятие родителей.
Для ознакомления с профессиями родителей и знакомства с предприятиями посёлка, во время тематических недель о профессиях мы выезжали на экскурсию на предприятие, где работают наши родители. Для этого на родительском собрании решали с родителями, куда поедут ребята в этом году, кто будет гидом на этот раз.
Еще одна форма взаимодействия с родителями - это проведение праздничного образовательного мероприятия на предприятии, где работают родители. Здесь как в рекламе: «Не можете прийти в детский сад на праздник? Тогда мы идем к вам!».
В рамках приобщения детей к традициям русского народа, традиционно в январе ребята подготовительной группы выезжают на предприятия, где работают их родители, колядовать.
Работа по подготовке к Колядкам начинается заранее. Ещё в декабре обговариваются предприятия, куда пойдут дети, договариваются с руководством предприятий, пишется сценарий совместно с родителями, шьются костюмы, готовятся атрибуты, оборудования, покупаются сладости.
Алгоритм подготовки к Колядкам:
I. подготовительный этап:
- представление проблемной ситуации;
- выделение цели и задач Колядок;
- выбор предприятий;
- составление плана проведения Колядок и участия в нем родителей;
- распределение ролей взрослых (выбор команды разработчиков сценария, команды организаторов, «хозяев дома»);
- написание сценария;
- изготовление костюмов, атрибутов, оборудования;
- репетиции к Колядкам;
- договор руководителей (дата, время, транспорт);
- подготовка документов для вывоза детей.
II.основной этап:
проведение Колядок.
По результатам опыта вовлечения семей в образовательный процесс ДОУ мы отметили следующие результаты:
- увеличилась посещаемость родительских собраний;
- увеличилось количество родителей участвующих в образовательных мероприятиях группы, детского сада;
- родители стали более открытые;
- оформились образовательные запросы родителей;
- положительные отзывы родителей о работе ДОУ.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:«Вовлечение родителей в единое образовательное пространство путем современных форм взаимодействия с семьями воспитанников»
Свое выступление, я бы хотела начать такими словамиСемья – поистине высокое творенье.Она заслон надёжный и причал.Она даёт призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал.Е.А Мухачева...
Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс через активные формы взаимодействия
Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс через активные формы взаимодействия...
Статья на тему: Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей.
В статье рассматривается эволюция просветительской работы с родителями дошкольниковю Дается характеристика термина "взаимодействие" педагогов с родителями, отличие его о просвещения, освещаю...
Доклад "Вовлечение родителей в единое образовательное пространство путем современных форм взаимодействия с семьями воспитанников"
Семья - поистине великое творенье.Она заслон надежный и причал.Она дает призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал....
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через современные формы взаимодействия.
Распространение опыта...
"Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей"
Взаимодействия детского сада, и семьи по вопросам образования ребенка является создание единого образовательного пространства, в котором созданы условия для саморазвития всех субъектов образоват...
- Мне нравится (2)