Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОО
консультация (подготовительная группа) на тему
Одной из задач, на решение которой направлен Стандарт, является обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dok_1.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОО
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв.приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, ориентирует ДОО на партнерство с семьей. Так, одной из задач, на решение которой направлен Стандарт, является обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Семья и ДОО – два важных социальных института, при этом их воспитательные функции различны. Только в условиях грамотного сотрудничества педагогов и родителей возможно реализовать единые педагогические требования и принципы, которые помогут воспитать полноценно развитию личность. Поэтому перед педагогическими коллективами стоит сегодня важная задача создания благоприятных условий для активного вовлечения родителей непосредственно в образовательную деятельность ДОО.
Перед коллективом ДОО были поставлены следующие задачи:
- Повышение уровня знаний родителей в области развивающей и коррекционной педагогики;
- Обработка и апробация совместных с родителями и детьми проектов;
- Внедрение эффективных форм сотрудничества (интегрированных занятий, игровых тренингов, спортивно – познавательных игр и др.)
- Создание функциональных системы взаимодействия детского сада и семьи, способствующей формированию основ физической культуры и здоровья детей 3-7 лет.
Для успешного решения поставленных задач необходимо было выявить особенности семей воспитанников , уровень их педагогических знаний. С этой целью проводилось анкетирование родителей, индивидуальные беседы консультирование. Анализ полученных результатов дал представление о том что им интересно, как они представляют совместный (с педагогами) процесс воспитания и развитие ребенка.
Современных родителей, как выяснилось в ходе исследования, интересует многие вопросы, связанные с жизнью их детей в детском саду, однако зачастую они затрудняются в выборе содержания той или иной (особенно игровой) деятельности с дошкольниками и не всегда готовы к взаимодействию с коллективом ДОО в плане выполнения каких либо поручений, заданий, ссылаясь, на большую занятность.
Поэтому в процессе работы была разработана поэтапная система психолого-педагогического взаимодействия ДОО и семьи. Первый этап был направлен на сближение педагогов и родителей, установление между ними доверительных отношений. Основной задачей этого этапа являлось формирование положительного отношения родителей к ДОО. Взаимодействия проходило на основе диалога. За основу был взят принцип партнерства – родители не ученики, а партнеры по общению. В соответствии с этим принципом проводились круглые столы, мастер-классы, семинары, конкурсы, семейного творчества совместно с детьми, которые вызывали живой отклик и интерес со стороны родителей. Совместные мероприятия превращались в настоящий праздник.
На втором этапе осуществлялось сокращение детско – родительской дистанции общения. Педагоги пытались обратить внимание родителей на степень активности их детей во время различных видов деятельности, тем самым вызвать у них желание принять заинтересованное участие в жизни дошкольников.
Третий этап был посвящен совместному решению проблем развития и воспитания ребенка в семье и социуме. Важной задачей здесь стало формирование стиля общения, основанного на взаимоуважении, взаимоответственности и взаимопонимании.
Педагоги проводили вместе с детьми тематические родительские встречи и родительские собрания в нетрадиционной форме. Это и стало способом педагогического информирования родителей, и продуктивным, творческим, коррекционно- развивающим взаимодействия. В них принимали участие разные специалисты ДОО музыкальный руководитель, педагог- психолог, воспитатели.
Например, во время проведения встречи на тему «Путешествие в подводный мир» решались такие задачи:
- Развитие речи, фонематического слуха
- Расширение словарного запаса
- Развитие произвольного внимания, слуховой памяти
- Снятие психомышечного напряжения
- Развитие мелкой моторики и координации движений
Родители во время таких тематических встреч, как правило, доброжелательны и активны. Они общаются не только со своими детьми, но и с другими дошкольниками, знакомятся с их родителями и педагогами в неформальной обстановке.
В разработке и апробации совместных с родителями интегрированных и развивающих занятий, игровых тренингов также участвовали и педагоги, и специалисты ДОО. Эти занятия были интересны, содержательны и эмоционально окрашены. Они строились на основе принципа интеграции и тематического планирования. Во время занятий решались как образовательные, так и воспитательные задачи.
Так, во время тренинга «Мяч и речь» с детьми и родителями средней группы решались следующие задачи
- Развитие фантазии и творческих способностей у детей и взрослых
- Формирование у дошкольников двигательных умений и навыков, развитие координации движений
- Развитие коммуникативной функции (общения, взаимопонимания, умения поддерживать друг друга)
Актуальным и важным аспектом в процессе детско – родительского взаимодействия является непосредственное включение семьи в жизнь ребенка. И здесь наиболее эффективной формой выступает метод проектов (проектирование). В педагогической практике на сегодняшний день он получает все более широкое распространение. С его помощью можно успешно включать родителей в игровую деятельность дошкольников. Учитывая это, одним из направлений работы по организации взаимодействия ДОО и семей воспитанников явилось создание проектов, которые формировали партнерские взаимоотношения между родителями и педагогами. Проектная деятельность, одним из достоинств который является самостоятельное добывание детьми знаний (методом исследования и поиска), в детском саду стала важнейшим компонентом организации непрерывной образовательной деятельности. Среди основных задач проектов длоя детей младших групп можно выделить
- Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности
- Активация желания искать пути разрешения проблемной ситуации.
Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает знания и опыт.
Десять заповедей родителей
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не думай, что ребенок твой: он Божий.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему: это необратимый закон благодарности.
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки.
- Не унижай!
- Не мучь себя, если не можешь чего – то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь и не делаешь.
- Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) – для ребенка сделано недостаточно , если не сделано все.
- Умей любить чужого ребенка никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
- Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении для воспитателей младшего дошкольного возраста ««Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности» . Тема: «Шаги к успешному взаимодействию с семьей»
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. ...
«Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»
laquo;Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»...
Доклад "Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ"
Доклад на педсовете....
Мастер-класс для родителей «Создание условий для включения родителей в образовательный процесс по сенсорному развитию малыша»
Цель: Заинтересовать родителей в стремлении содействовать сенсорному развитию ребенка, создавая необходимые условия и принимать участие в его исследовательской деятельности.Задачи:1.Повысить уровень к...
Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности
В данном материале раскрываются проблемы взаимодествия с родителями:выявление образовательных потребностей семьи;анкетирование родителей;установление партнёрских отношений педагогов с родителями;приём...
Паспорт управленческого проекта «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ»
Цель реализации проекта: создание и внедрение эффективной модели взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями как средство повышения качества образования.Основные задачи:1. Разр...
Сообщение из опыта работы «Создание условий для вовлечения родителей в образовательное пространство детского сада через разработку и внедрение детско-родительского проекта «Путешествие в страну конструирования»
1-Слайд. Сложно ли педагогу развивать техническое творчество в детском саду? Да, сложно. Но благодаря внутренним убеждениям, желанию развиваться самому и учить новому детей, педагог всегда...