Проектная деятельность как форма вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада
статья
Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_publikatsii_guseva_i.g.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Гусева Ирина Геннадьевна
старший воспитатель
МБДОУ №3 «Огонек»
пгт Камские Поляны, Нижнекамский район, РТ
Проектная деятельность как форма вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.
В современных условиях, когда экономические задачи, решаемые родителями, становятся все сложнее, у многих из них не хватает времени и сил на то, чтобы реально практическими действиями участвовать в образовательном процессе детского сада. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнить свой главный гражданский долг – воспитать достойного гражданина своей страны. Становится наглядным то, что роль семьи в работе дошкольного учреждения повышается. Государственные стандарты, являются основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей. В соответствии с ФГОС ДО дошкольного учреждения обязаны:
- консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;
- информировать родителей (законных представителей), общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность, о целях
дошкольного образования;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создать условия для взрослых по поиску и использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, обсуждать с родителями (законными представителями) вопросы, связанные с реализацией Программы.
Выполняя данные обязательства, каждый педагог, работающий в детском саду, должен владеть большим объемом знаний, средств и методов для того, чтобы:
- найти подход к каждому родителю,
- наладить эффективное взаимодействие с ним по вопросам образования ребенка,
- вовлечь их в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддерживать образовательные инициативы семьи.
Для решения данных проблем педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны. Педагоги вполне отдают себе отчет в том, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Они предлагают родителям различные технологии, методы, приемы, формы, средства взаимодействия и вовлечения в образовательную деятельность.
Наряду с традиционными и нетрадиционными формами работы с семьями, в нашем детском саду широко используется метод проектов. Вот уже на протяжении многих лет коллектив проводит планомерную работу с родителями, подчиненную единой цели – созданию единого образовательного пространства детский сад-семья через проектную деятельность. Метод проектов удобен тем, что может использоваться как форма организации детей и взрослых, а форма проведения мероприятия с родителями может остаться традиционной. Например, после проведённых ряда проектов на тему «Осенние фантазии», которые предполагают и наблюдения, и художественное творчество, и экскурсии, а заканчиваются выставкой совместно сделанных поделок, то эта выставка может быть украшением осенних родительских собраний, осенних утренников, дней открытых дверей. В результате участия детей и родителей в различных творческих, исследовательских, познавательных, практико-ориентированных проектах, семья сплачивается, а ребёнок почти постоянно находится в зоне ближайшего развития: то, что он сегодня сделал с помощью взрослого, это он послезавтра сделает сам. Получая, таким образом, мощный толчок развития.
Любая проектная деятельность предполагает участие родителей. В младших группах, они делают основную работу по реализации проекта, радуя детей своими результатами, в группах среднего возраста родители и дети наполовину участники совместной деятельности. То есть родители, участвуя в проекте, создают базу и обеспечивают условия для успешного проведения образовательного процесса. А в старших группах, родители активные помощники деятельности ребенка, в некотором случае участники, в некотором – наблюдатели, в зависимости от вида проекта. Задача воспитателя – способствовать тому, чтобы родители получали наглядные результаты развития детей, лучше понимали их интересы, поддерживали начинания. А информация, полученная от родителей, помогает педагогу понять, как применяет ребенок знания и умения, которым он научился в детском саду, в домашних условиях.
Вовлекая родителей в образовательный процесс, необходимо разъяснить, что ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. А основное предназначение метода проектов как раз — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. И если родители поймут разницу между «старым» обучением и «новым», то будут самыми надежными сотрудниками в образовательной деятельности дошкольного учреждения.
В заключении хочется добавить, что метод проекта, как форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДО отвечает всем требованиям ФГОС. В рамках системно-деятельностного подхода, когда главной целью становится развитие личности – метод проекта является наиболее актуальным. Метод проектов - как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, дает возможность с двух сторон: педагогов и родителей, воспитывать «деятеля», а не «исполнителя».
Список литературы:
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника/ Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2005, - 96 с.
- Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО/ Л.В. Михайлова – Свирская. – М. : Просвещение, 2015. – 95 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс
Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным с...
Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс
«Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс»....
Музыкальная викторина как эффективная форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ.
Данная статья посвящена, как вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ. Предварительная консультация для родителей , чтобы выполнить домашнее задание.Совместные конкурсы взрослых и воспитанников...
План методического объединения. Тема: "Современные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО"
План методического объединения Тема: «Современные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО» Подготовил: Белоусова Инна Владимировна, старший воспитатель, р...
Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ
Участвуя в реализации проекта, родители, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными уча...
ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТСКОГО САДА
Главным в работе любого ДОО являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Ус...