Тема самообразования: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»
проект (младшая группа)

Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное            образовательное учреждение          дошкольного образования детей детский сад общеразвивающего    вида с приоритетным                         осуществлением физического        развития детей «Сказка»

Тема самообразования:

«Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»

                                                         Воспитатель: Елишева Т.В.

Тема: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»

        

          Пояснительная записка

 Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять, по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.

Л.С.Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает». «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может». Процесс рисования несёт в себе также психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование». В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком.

Актуальность.

При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей. Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.

Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами, не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника.

Пальчики и ладошки - первые и самые удобные инструменты, которыми ребенок может начать свое художественное творчество. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.

В рисовании ладошками есть что-то интригующее, манящее. Все фигурки из ладошек получаются не только яркими, но и очень личными, ведь каждый ребенок рисует свой рисунок. Осознанные движения пальцами стимулируют у детей развитие речи. Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию. У леворуких же детишек такое рисование способствует полноценному развитию правой руки.

Создание рисунка ладошками является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка. А как интересно делать отпечатки из листьев, картофеля получаются такие красивые фигуры,что обычной кисточкой и не нарисуешь. А рисование ватной палочкой и поролоном. Все это нужно попробовать.

В рамках занятий дети могут выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. На занятиях они не изучают, а осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами.

Цель:

- Повышение профессионального уровня по теме: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования».

- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник  рисования.

Задачи:

-Познакомить детей с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

- Развивать творческие способности детей.

-Воспитывать аккуратность в работе  и бережное  отношение к материалам, используемым в работе.

Методы и формы работы:

-Метод обследования, наглядности (рассматривание заготовок перед началом работы.);

-Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения);

-Практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для осуществления продуктивной деятельности);

-Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

-Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).        

Приемы:

• показ технологических приемов.

• рассматривание иллюстраций, рисунков и т.д.

• игровые приемы (приход героя и др.).

• создание условий для самостоятельной деятельности с использованием

инструментов для рисования (кисти, краски, штампы и т.д.).

 Планируемые результаты.

-Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.

-Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.

-Правильно пользуется кистью, красками и карандашами.

-Легко выражает замысел в рисунке.

-Использует нетрадиционные техники рисования.        

Этапы работы.

I.– организационный (сентябрь) - изучение научной и учебно-методической литературы.

II. – основной (октябрь – апрель)

  1.  организация работы с детьми через реализацию перспективного плана  работы.
  2.  оформление детских выставок.
  3.  оформление детских работ для участия в различных конкурсах.

III – заключительный (май)

  1. выставка детских работ «Вернисаж».

2   презентация для родителей по теме «Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования»

Мероприятия с родителями.

Дать родителям методические рекомендации по работе с детьми через индивидуальные беседы.

  1. Ознакомление с планом работы по теме «Нетрадиционная техника рисования».
  2. Презентация «Нетрадиционные техники рисования».
  3. Папка-передвижка «Из чего можно изготовить печатки для рисования».
  4. Папка – передвижка «Эти удивительные ладошки».
  5. Консультация «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
  6. Консультация «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей».
  7. Консультация «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».
  8. Оформление информационных стендов: «Виды изобразительного искусства», «Осваиваем техники рисования», «Рисование штампами»...
  9. Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы умеем!».
  10. Итоговая выставка работ «Наш вернисаж».

Пополнение РППС

  1. Папка – передвижка «Эти удивительные ладошки».
  2. Папка-передвижка «Из чего можно изготовить печатки для рисования».
  3. Картотека нетрадиционных техник рисования.
  4. Консультация «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
  5. Оформление информационных стендов: «Виды изобразительного искусства», «Осваиваем техники рисования», «Рисование штампами»...
  6. Печатки для тампонирования.
  7. Печатки (штампы) из пробок.
  8. Жесткие штампы из коктейльных трубочек.
  9. Картотека стихов о природе.
  10. Картотека загадок.

Оборудование.

  1. мольберт
  2. карандаши цветные
  3. графический карандаш
  4. восковые мелки
  5. гуашь
  6. акварельные краски
  7. кисточки
  8. крупа (гречка, манка, рис)
  9. свечи
  10. поролоновые тампоны
  11. ватные палочки
  12. зубная щетка
  13. зубная паста
  14. клей карандаш
  15. клей ПВА
  16. баночка-непроливайка
  17. салфетка для кисточки
  18. подставка для кисточки
  19. салфетка х/б для рук
  20. штампы из овощей
  21. поролон

Материально- техническое и методическое обеспечение программы.

- грамзапись: Чайковский «Времена года», песни новогодней тематики;

- иллюстрации: «Времена года», «Природа», «Природные явления», «Дети на прогулке», «Мои игрушки»;

- картотека стихов о природе;

- картотека загадок;

- игрушки (снеговик, елочка, петрушка, курочка, цыплята, медведь, ежик, матрешка);

- альбомы для рассматривания: «Транспорт», «Космос», «Звезды», «Животные», «Растения», «Природа», «Овощи».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные Техники рисования в детском саду. Часть 2.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
  3. Комарова Т.С. Обучение дошкольников техники рисования.-М.: педагогическое общество России, 2005.
  4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. 3-4 лет.-М., Мозаика-синтез, 2015г.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. – М,: Издательский дом «Цветной мир», 2014.    
  7. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  8. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-Спб.: КАРО, 2010.
  9. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. № 18.
  10. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.  
  11. А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки».
  12. Шклярова О.В. «Рисуйте в нетрадиционной форме» // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 11.  
  13. Казакова Р.Г. «Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».
  14. И.А. Лыкова – «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».
  15. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование. Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.

 В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, кото...

План Самообразования «Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования»

План  работы по самообразованию с использованием нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста....

План работы с родителями "Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования"

План работы с родителями "Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования"...

План по самообразованию на 2023– 2024 учебный год Тема: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования» в младшей группе

План по самообразованиюна 2023– 2024 учебный годТема: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»в младшей группе...