Тема самообразования: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»
проект (младшая группа)
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение дошкольного образования детей детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей «Сказка»
Тема самообразования:
«Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»
Воспитатель: Елишева Т.В.
Тема: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»
Пояснительная записка
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять, по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.
Л.С.Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает». «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может». Процесс рисования несёт в себе также психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование». В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком.
Актуальность.
При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей. Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.
Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами, не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника.
Пальчики и ладошки - первые и самые удобные инструменты, которыми ребенок может начать свое художественное творчество. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.
В рисовании ладошками есть что-то интригующее, манящее. Все фигурки из ладошек получаются не только яркими, но и очень личными, ведь каждый ребенок рисует свой рисунок. Осознанные движения пальцами стимулируют у детей развитие речи. Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию. У леворуких же детишек такое рисование способствует полноценному развитию правой руки.
Создание рисунка ладошками является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка. А как интересно делать отпечатки из листьев, картофеля получаются такие красивые фигуры,что обычной кисточкой и не нарисуешь. А рисование ватной палочкой и поролоном. Все это нужно попробовать.
В рамках занятий дети могут выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. На занятиях они не изучают, а осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами.
Цель:
- Повышение профессионального уровня по теме: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования».
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
-Познакомить детей с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Развивать творческие способности детей.
-Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
Методы и формы работы:
-Метод обследования, наглядности (рассматривание заготовок перед началом работы.);
-Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения);
-Практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для осуществления продуктивной деятельности);
-Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
-Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).
Приемы:
• показ технологических приемов.
• рассматривание иллюстраций, рисунков и т.д.
• игровые приемы (приход героя и др.).
• создание условий для самостоятельной деятельности с использованием
инструментов для рисования (кисти, краски, штампы и т.д.).
Планируемые результаты.
-Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
-Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.
-Правильно пользуется кистью, красками и карандашами.
-Легко выражает замысел в рисунке.
-Использует нетрадиционные техники рисования.
Этапы работы.
I.– организационный (сентябрь) - изучение научной и учебно-методической литературы.
II. – основной (октябрь – апрель)
- организация работы с детьми через реализацию перспективного плана работы.
- оформление детских выставок.
- оформление детских работ для участия в различных конкурсах.
III – заключительный (май)
- выставка детских работ «Вернисаж».
2 презентация для родителей по теме «Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования»
Мероприятия с родителями.
Дать родителям методические рекомендации по работе с детьми через индивидуальные беседы.
- Ознакомление с планом работы по теме «Нетрадиционная техника рисования».
- Презентация «Нетрадиционные техники рисования».
- Папка-передвижка «Из чего можно изготовить печатки для рисования».
- Папка – передвижка «Эти удивительные ладошки».
- Консультация «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
- Консультация «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей».
- Консультация «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».
- Оформление информационных стендов: «Виды изобразительного искусства», «Осваиваем техники рисования», «Рисование штампами»...
- Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы умеем!».
- Итоговая выставка работ «Наш вернисаж».
Пополнение РППС
- Папка – передвижка «Эти удивительные ладошки».
- Папка-передвижка «Из чего можно изготовить печатки для рисования».
- Картотека нетрадиционных техник рисования.
- Консультация «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
- Оформление информационных стендов: «Виды изобразительного искусства», «Осваиваем техники рисования», «Рисование штампами»...
- Печатки для тампонирования.
- Печатки (штампы) из пробок.
- Жесткие штампы из коктейльных трубочек.
- Картотека стихов о природе.
- Картотека загадок.
Оборудование.
- мольберт
- карандаши цветные
- графический карандаш
- восковые мелки
- гуашь
- акварельные краски
- кисточки
- крупа (гречка, манка, рис)
- свечи
- поролоновые тампоны
- ватные палочки
- зубная щетка
- зубная паста
- клей карандаш
- клей ПВА
- баночка-непроливайка
- салфетка для кисточки
- подставка для кисточки
- салфетка х/б для рук
- штампы из овощей
- поролон
Материально- техническое и методическое обеспечение программы.
- грамзапись: Чайковский «Времена года», песни новогодней тематики;
- иллюстрации: «Времена года», «Природа», «Природные явления», «Дети на прогулке», «Мои игрушки»;
- картотека стихов о природе;
- картотека загадок;
- игрушки (снеговик, елочка, петрушка, курочка, цыплята, медведь, ежик, матрешка);
- альбомы для рассматривания: «Транспорт», «Космос», «Звезды», «Животные», «Растения», «Природа», «Овощи».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные Техники рисования в детском саду. Часть 2.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
- Комарова Т.С. Обучение дошкольников техники рисования.-М.: педагогическое общество России, 2005.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. 3-4 лет.-М., Мозаика-синтез, 2015г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. – М,: Издательский дом «Цветной мир», 2014.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-Спб.: КАРО, 2010.
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. № 18.
- Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
- А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки».
- Шклярова О.В. «Рисуйте в нетрадиционной форме» // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 11.
- Казакова Р.Г. «Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».
- И.А. Лыкова – «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование. Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, кото...
План работы по самообразованию "Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования"
план по самообразованию...
План Самообразования «Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования»
План работы по самообразованию с использованием нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста....
План работы с родителями "Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования"
План работы с родителями "Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования"...
План работы с родителями по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»
Перспективный план работы с родителями по теме "Нетрадиционная техника рисования"...
План по самообразованию на 2023– 2024 учебный год Тема: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования» в младшей группе
План по самообразованиюна 2023– 2024 учебный годТема: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»в младшей группе...