План Самообразования «Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования»
материал (подготовительная группа)
План работы по самообразованию с использованием нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniyu.docx | 595.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 207»
Г. Саратов
План по самообразованию
«Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования»
Подготовила : воспитатель
подготовительной группы
Гусарова А.В.
Тема: «Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования»
Актуальность.
Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста. Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение. Как правило, дети часто копируют предлагаемый им образец, а нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с материалами, инструментами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально – положительное отношение к деятельности.
Цель: Создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:
- наблюдения с детьми;
- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
- показ способов действия;
- игровые приемы;
- совместный анализ выполненной работы.
Форма обучения:
специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.
План работы:
№ | Тема | Нетрадиционные техники | Задачи | Оборудование |
Сентябрь | ||||
1. | «Чудесный букет» | «Монотипия» | Ознакомление с приемами техники рисования «Монотипия» при помощи оттиска. | Лист, краски, кисти, стаканы, наглядно-иллюстративный материал. |
2 | Ветка рябины | Рисование пальчиками. | Учить техники пальчикового рисования, Развивать мелкую моторику рук. Учить анализировать натуру, выделяя ее признаки и особенности. Воспитывать эстетически- нравственное отношение к природе. | Лист, гуашь, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
3 | Компот из яблок | Отпечаток яблоком | знакомить со способом изображения «штампование». Раскрыть возможности использования в изобразительной деятельности различных предметов. | Штампы из яблок на каждого, салфетки для рук, гуашь красного, желтого, зеленого цвета, эскизы банок, губки для гуаши. |
4 | Осенний сад | Отпечаток картофелем | показать детям возможность получения изображения с помощью картофельного штампа; развивать творческое мышление и воображение; воспитывать интерес к художественному творчеству. воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе. вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования. | лист формата А4, гуашь, вода, кисть, карандаш, картофель, салфетки для рук. |
Октябрь | ||||
1 | «Осень на опушке краски разводила» | Печать листьев | знакомить детей с новой техникой рисования; показать детям возможность получения изображения с помощью листьев; развивать творческое мышление и воображение; воспитывать интерес к художественному творчеству; воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе. | лист бумаги, гуашь, кисть, вода, листья дуба, принадлежности для рисования |
2 | Ежик | Рисование ладошкой | показать детям возможность получения изображения с помощью с нетрадиционной техникой рисования (ладонью); учить самостоятельно придумывать композицию рисунка; развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук | акварельные краски; кисти; палитра; баночки с водой; салфетки. |
3 | Осеннее дерево | Рисование ватными палочками | развивать интерес к процессу и результату рисования, понимать рисунок как средство передачи впечатлений, уметь передавать содержание с помощью разных материалов (карандашей, красок). Развивать мелкую моторику, развивать воображение. | Лист бумаги с нарисованным стволом дерева, ватные палочки, гуашь (желтая, оранжевая, зеленая, красная, коричневая), иллюстрации осени. |
4 | Золотые рыбки | Рисование мыльными пузырями | продолжать учить детей работать с гуашью, воспитывать интерес к творчеству, способствовать развитию творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания; развивать интерес к изобразительному творчеству. | Гуашь ,стаканчики с водой, трубочки для сока, кисточки, альбомные листы, шампунь или средство для мытья посуды. |
Ноябрь | ||||
1 | Щенок | Рисование методом тычка | Совершенствовать умение правильно держать кисть во время работы. Осваивать цветовую палитру (оранжевый, коричневый цвет). Закреплять умение подбирать цвета, рисовать кончиком кисти мелкие детали рисунка. Обогащать словарь детей (слова: оранжевый, рыжий, пестрая). Развивать мелкие мышцы рук в процессе изобразительной деятельности. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие. | Гуашь ,стаканчики с водой, трубочки для сока, кисточки, альбомные листы, шампунь или средство для мытья посуды. |
2 | Натюрморт из фруктов.
| Рисование методом свечи, акварели | знакомить с техникой рисования свечой ,способствовать развитию творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, | Свеча, акварель, альбомные листы, |
3 | Чудесные превращения кляксы. | Кляксография. | Создать условия для свободного экспериментирования. Научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). | краски – акварельные, гуашевые; кисточки разных размеров, старые зубные щетки, тряпочки, губки, баночки с водой, трубочки для коктейля (соломинки). |
4 | Цветы – необычной красоты.
| Мыльные пузыри. | Учить, разбавленную гуашь жидким мылом, выдувать из коктейльной трубочки, получая пузырьки и переносить их на бумагу. Формировать из полученного изображения цветы, добавляя кистью листочки. | Гуашь ,стаканчики с водой, трубочки для сока, кисточки, альбомные листы, шампунь или средство для мытья посуды. |
Декабрь | ||||
1 | «Ниточка в стране Рисовании» | Ниткография" | Научить детей новой нетрадиционной технике рисования – ниточкой. | Мягкая пряжа для вязания, гуашевые краски, кисть, вода, шаблоны различных животных, простой карандаш |
2 | Снеговик | Тампонирование | Упражнять в умении использовать в рисовании нетрадиционный материал (крышки от бутылок, рисование промакиванием тампоном из ваты, поролона ).Подводить детей к изображению знакомых предметов. Развивать эстетическое восприятие окружающего. | половинки картона чёрного или синего А4, гуашь белого цвета или голубого, крышки разного диаметра от бутылок, кисточки, салфетки. тампон из ваты, поролона. |
3 | Морозный узор | Рисование свечей | Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы .Развивать зрительную наблюдательность ,способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве . Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Помочь детям освоить метод спонтанного рисования. | |
4 | «Новогодняя ёлочка» | Пластилинография | рисования «пластилинография». Развивать творческие способности и воображение. Учить видеть и замечать прекрасное в повседневной жизни. Продолжать воспитывать самостоятельность в работе. | Набор пластилина, основа, доска, стеки, картон. |
Январь | ||||
1 | «Новогодняя ночь» | Набрызг | знакомить с нетрадиционной техникой рисования «рисование брызгами», формирование и развитие художественно-творческих способностей. Показать детям возможность получения изображения с помощью брызг. Развивать творческое мышление и воображение. Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования. | Картон, гуашь, зубная щетка, карандаш. |
2 | «Песочная страна» | Рисование песком на бумаге. | знакомить с техниками рисования песком , развитие составления композиций, стимулирование самостоятельного творчества. обучение созданию песочных картин, развитие умения передавать форму. | формочки для песка; трафареты «зверей»; песок разного цвета; белый лист бумаги (можно и цветной), простой карандаш, клей ПВА |
3 | «Зимний пейзаж» | Кляксография | Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа. Продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. | лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. |
Февраль | ||||
1 | «Снегирь» | пластилинография | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией, учить создавать выразительный образ закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином - раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей; развивать художественный вкус. | Набор пластилина, основа, доска, стеки, картон. |
2 | «День Защитника Отечества». | рисовать способом ниткография | продолжать учить рисовать способом «ниткопись»; расширить знания о военной технике; развивать умение дорисовывать детали; развивать воображение, внимание, память ;воспитывать уважение к профессии военного, | листы бумаги, нитки, гуашь влажные салфетки. шаблоны военной техники, простой карандаш |
3 | Котенок | Рисование оттиском поролона | Продолжать знакомить с новой техникой рисования – оттиск поролоном. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус. | Листы бумаги , гуашь, кисточки, поролон. |
4 | «Фроттаж» | техники рисования «Фроттаж» | учить детей рисовать в технике «Фроттаж»; Совершенствовать навыки рисования восковыми карандашами, держа их плашмя к листу бумаги; Продолжать учить детей работать с трафаретом; | два листа бумаги любого формата, восковые мелки, влажные салфетки, скотч, трафареты. |
Март | ||||
1 | «Узор на тарелочке – городецкая роспись «посуда» | оттиск печатками из картофеля. | Продолжать знакомить детей с городецкой росписью, её колоритом, основными элементами узора; учить составлять узор на тарелочке; развивать художественный вкус, знакомить детей с техникой печатания печатками из картофеля; | изделия городецких мастеров, образцы узоров и схема изделия городецких мастеров, образцы узоров и схема последовательности рисования купавки, листы в форме тарелочки, гуашь, кисточки, печатки из картофеля в форме листиков, купавки. |
2 | «Поляна с цветами» | Рисование мятой бумагой | знакомить с техникой рисования мятой бумагой. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к природе. Развитие внимания, мышления и вкуса. Воспитание аккуратности. | Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой. |
3 | «Чудеса из манной крупы» | Рисование по крупе | знакомить с техникой рисования по крупе. Развивать творчество детей . Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. | Поднос; Цветные мелки; картон; клей ПВА; кисти разных размеров; простой карандаш; гуашь, краски; манная крупа; шаблон посуды |
4 | «Дымковская игрушка ». | Рисование ватными палочками | учить детей проявлять своё эмоциональное состояние, творческие способности в рисунке; развивать мелкую моторику рук; | , гуашь, кисти, баночки с водой, ватные палочки. шаблоны дымковских игрушек |
Апрель | ||||
1 | Золотые рыбки | Рисование мыльными пузырями | продолжать учить детей работать с гуашью, воспитывать интерес к творчеству, способствовать развитию творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, развивать интерес к изобразительному творчеству. | Гуашь ,стаканчики с водой, трубочки для сока, кисточки, альбомные листы, шампунь или средство для мытья посуды. |
2 | «Весна шагает по планете» | рисования «по мокрому» листу бумаги | Создать детям условия для свободного экспериментирования с акварельными красками, изображать весеннее небо в нетрадиционной технике рисования способом цветовой растяжки «по мокрому» листу бумаги. | белые листы бумаги, акварельные краски, баночки с водой, губка или ватные тампоны, салфетки. |
3 | «Морская черепаха» | акварель и соль | познакомить детей с многообразием техник нестандартного раскрашивания; учить детей рисовать черепашку с помощью акварели и соли (нетрадиционная техника рисования) вносить в рисунок дополнение. | иллюстрация с изображением черепахи, плотный лист бумаги, простой карандаш; соль пищевая крупная; акварель; восковые мелки; кисти для рисования; фломастер черного цвета; емкость с водой; салфетки для удаления лишней влаги; |
4 | «Кактус» | Кляксография, техника рисования «выдувание» | Научить использовать в работах по рисованию метод «выдувания». Закрепить название комнатных растений. Закрепить умение зрительно делить лист на несколько частей и располагать рисунок симметрично | альбомный лист, акварель, кисточка, баночка с водой, влажные салфетки, трубочки для коктейля. |
Май | ||||
1 | «Салют» . | техника рисования: набрызг. | Учить создавать красочную композицию; Совершенствовать технические навыки; Формировать умение самостоятельно подбирать цветовую гамму красок по предложенному цвету. | Картон, гуашь, зубная щетка, карандаш. |
2 | «Подводный мир». | (восковые мелки - акварель), | совершенствовать умения детей рисовать в нетрадиционной технике (восковые мелки - акварель), создавать композицию заданной тематики; | фото с изображением обитателей подводного мира, листы А4, восковые мелки, акварель, кисти, стаканчики с водой. |
3 | «Бабочка». | монотипия | развивать эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире. Развивать воображение. | акварельные краски, кисти разной толщины, салфетки, ёмкости для воды, листы белой бумаги формата А4, карточки с изображением различных бабочек, |
4 | Выставка детских работ. |
Заключительный этап:
- Обобщить опыт работы по теме самообразования.
- Диагностика. Мониторинг.
- Оформление Картотеки нетрадиционных техник рисования
- Выставка детских работ
- Мастер – класс по нетрадиционному рисованию для родителей
- Мастер – класс для педагогов по теме: «Рисуем без кисточки»
- Консультации для педагогов и родителей : «Виды нетрадиционных методов рисования и особенности методики проведения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на тему: "Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования"
План самообразования...
Самообразование. Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, кото...
План работы по самообразованию "Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования"
план по самообразованию...
План самообразования на 2021-2022 учебный год "Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования"
Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»
Цель:развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.Задачи:познакомить детей с различными способами и приемами нетрадиционных техник ри...
План работы с родителями по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»
Перспективный план работы с родителями по теме "Нетрадиционная техника рисования"...