План работы по самообразованию "Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования"
рабочая программа по рисованию
план по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_larikova.docx | 29.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ЦРР «Детский сад №239»
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Ларикова Татьяна Евгеньевна
(Ф.И.О.)
воспитатель
(Должность)
«Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»
2019
(Начало изучения темы)
2020
(Окончание изучения темы)
г.Барнаул
Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогики и психологии на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Эффектное средство для этого — изобразительная деятельность в детском саду и дома.
Чем же привлекательно для детей рисование? Что делать, чтобы оно стало желанным?
Во-первых, рисование доступно: поводим палочкой по песку — уже рисунок; взял бумагу, карандаш или фломастер и рисуй, где угодно.
Во-вторых, оно чувственно: волнует, изменяет.
В-третьих, рисование познавательно: помогает разглядеть, узнать, уточнить, освоить, понять, а так же проверить и показать свои знания.
В-четвертых, оно выразительно. Рисуя, можно многое выразить, порою больше и с меньшими трудностями, чем в словах, особенно маленьким детям. Можно изобразить свои восторги, желания, фантазии, предчувствия, страхи, знания, суждения и многое другое.
В-пятых, рисование продуктивно: рисуешь, и обязательно что-то получается. Рисунок — это труд. Можно нарисовать много рисунков, можно их или повесить на стенку, или подарить. Истинная ценность детского творчества заключается не в том, какого качества рисунки создают дети, а в том, как через них, с помощью процесса воображения они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт.
В процессе изобразительной деятельности ребенок сознательно отражает окружающую действительность. Это отражение построено на своих наблюдениях, а также впечатлениях, полученных им через слово, картинку, через различные виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом. Отражение действительности построено на развитии воображения дошкольника.
С учетом вариативности использования образовательного материала, позволяющая развить творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка в ДОУ введен в непосредственно-образовательную деятельность кружок по художественно-эстетическому развитию детей «Волшебные краски», который проводит воспитатель детского сада.
Изобразительная деятельность при этом — это та форма работы с детьми, которая позволяет решать эту задачу более эффективно. Изучив появившиеся педагогические технологии, направленные на развитие воображения, апробировала на своих воспитанниках. Особенно заинтересовало меня применение нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
Цели.
-Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития у детей воображения и восприятия окружающего мира, познавательных способностей, любознательности, умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения.
- Формирование у детей знаний, умений и навыков в рисовании с использованием разнообразных материалов.
- Через любовь к рисованию найти путь к самопознанию, получая удовольствие от творческого состояния.
Задачи
- Изучить и обобщить психолого-педагогическую и методическую литературу по нетрадиционным техникам рисования.
- Изучение содержания и методики работы по использованию нетрадиционной техники рисования с целью развития детского творчества на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта.
- Подбор методик диагностики и анализ уровней развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
- Определение образовательных и воспитательных задач, эффективных методов, приемов, содержания работы.
- Выявление эффективности системы работы
- Обучать детей техническим приемам и способам изображения, с использованием различных материалов.
- Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов ( пальчиковая палитра, монопитие, рисование свечой и по свече, рисование по мокрой бумаге, разбрызгивание красками, рисование через копировальную бумагу, коллаж, точечный рисунок, тампонирование, рисование восковыми мелками и т.д.).
- Подводить детей к созданию выразительного образа.
- Формировать умение оценивать созданные изображения.
- Обращать внимание детей на выразительные средства. Учить замечать сочетания цветов, расположение элементов узора.
-Учить детей самостоятельно придумывать композиции рисунка.
-Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
- Обогащать речь детей эмоцией, мимикой, эстетическими терминами.
- Развивать творческие способности детей
Методы и формы работы:
- Метод обследования, наглядности (рассматривание заготовок перед началом работы.)
- Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения
- Практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для осуществления продуктивной деятельности)
- Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)
- Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе)
Приемы:
• показ технологических приемов.
• рассматривание иллюстраций, рисунков и т.д.
• игровые приемы (приход героя и др.).
• создание условий для самостоятельной деятельности с использованием
инструментов для рисования (кисти, краски, штампы и т.д.).
Планируемые результаты.
Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.
Правильно пользуется кистью, красками и карандашами.
Легко выражает замысел в рисунке.
Использует нетрадиционные техники рисования.
Этапы работы:
I.– организационный (сентябрь):
1.изучение спроса родителей, изучение интересов детей, пожеланий родителей.
2.рекомендации по изотворчеству в семье.
II. – основной (октябрь – авпрель):
1.организация работы с детьми через реализацию перспективного плана работы.
2.оформление детских выставок.
III. – заключительный (май)
Итоговое мероприятие:
проведение мастер-класса по теме «Цветочная поляна».
Перспективный план работы (средний дошкольный возраст).
№\№ | Темы занятий с детьми. Программное содержание. Приемы рисования. | Работа с родителями | Изучение методической литературы, пополнение РППС | |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1. изучение спроса родителей, изучение интересов детей, пожеланий родителей. рекомендации по изотворчеству в семье. | ||||
2. | «Овощи». Учить создавать рисунок из одних точек; учиться не заходить за контур; развивать усердие. Точечный рисунок | Папка- передвижка «Нетрадиционные техники рисования». | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. Изготовление Папки- передвижки «Нетрадиционные техники рисования». | |
3. | «Осенняя клумба». Продолжать овладевать приемами рисования, полученными ранее; развивать аккуратность в работе; воспитывать чувство красоты Пальчиковая палитра, штрих,рисование ладошкой | |||
4. | «Матрешка». Развивать навыки овладения приемом «рисования клубочками», создавать композицию. Рисование клубочками. | Выставка детских работ «Матрешки». | ||
ОКТЯБРЬ | ||||
5. | «Сказочная птица». Развивать способность обводить свою руку не отрывая ее от листа, добиваться четкости в работе. Рисование ладошкой | «Учим детей рисовать в нетрадиционной технике дома». | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные Техники рисования в детском саду. Часть 2.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. Изготовление альбомов с образцами различных нетрадиционных техник рисования. | |
6. | «Дорожка». Познакомить детей с новым видом рисования, учить складывать лист бумаги пополам, наносить цветные пятна краски на лист. Монотипия. | |||
7 | «Мои игрушки». Познакомить детей с техникой рисования оттиск, развивать аккуратность в работе Рисование свечой | Консультация «Организация рабочего места для детского творчества». | ||
8 | «Осенний листок». Учить детей рисовать, используя прием «веревочка», развивать мелкую моторику рук. Рисование веревочкой | |||
НОЯБРЬ | ||||
Мониторинг | ||||
9 | «Поздняя осень». Познакомить детей с новым приемом рисования по мокрому листу, учить не пачкаться, добиваться аккуратности в работе. Рисование по мокрому листу. | Папка передвижка «Чем можно рисовать?». | Комарова Т.С. Обучение дошкольников техники рисования.-М.: педагогическое общество России, 2005. Тонирование листов бумаги для рисования. | |
10 | «Медведь». Продолжать учить детей рисовать тампонированием; воспитывать любовь к животным Тампонирование. | |||
11 | «Луна» Учить детей рисовать по восковому карандашу, показать технику нанесения карандаша на бумагу Рисование по восковому карандашу (белому) | Консультация «Как рисовать зубной щеткой». | ||
12 | «Поздняя осень». Учить детей создавать картину природы, используя ранее полученные навыки рисования ( пальчиковая палитра, штрих, свеча), развивать воображение, любовь к природе. Коллаж. | |||
ДЕКАБРЬ | ||||
13 | «Снеговик». Продолжать учить детей рисовать использую пальчиковую палитру; развивать мелкую моторику рук. Пальчиковая палитра. | Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования». | А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки». Изготовление штампов для рисования. | |
14 | «Маски». Продолжать работу над приемом рисования монотипия; развивать воображение. Монотипия. | |||
15 | «Снеговик». Продолжать работу над приемом рисования веревочкой; Развивать моторику рук, добиваться точности в работе Рисование веревочкой. | Консультация «Зачем детям рисовать». | ||
16 | «Елочка». Продолжать учить детей рисовать по свече; развивать умение более точно наносить свечу на лист; воспитывать любовь к природе. Рисование по свече. | Выставка детских работ «Елочка». | ||
ЯНВАРЬ | ||||
17 | «Снежинки». Продолжать учить детей рисовать в данной технике; воспитывать аккуратность, усидчивость. Рисование штампами из овощей (картошка). | Совместное изготовление штампов для рисования. | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. | |
18 | «Зимнее дерево» Продолжать учить детей работать в сотворчестве с воспитателем; развивать аккуратность. Рисование зубной пастой. | Папка- передвижка «Что такое монотиия». | ||
ФЕВРАЛЬ | ||||
19 | «Зимнее утро». Продолжать учить детей рисовать по свече; развивать воображение, рисовать сюжет. Рисование по свече. | Консультация «Печать ладошками». | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-Спб.: КАРО, 2010. Изготовление картинок алгоритмов поэтапного рисования «Монотипия». | |
20 | «Снежный дом». Продолжать учить детей рисовать методом шаблонографии; учить обводить геометрические фигуры, развивать координацию рук Рисование шаблонами. | |||
21 | «Снеговик». Показать технику рисования через копировальную бумагу, развивать глазомер. Рисование при помощи копировальной бумаги. | Папка-передвижка «Набрызг, один из способов рисования». | ||
22 | «Три медведя». Закреплять прием рисования бумагой на прищепке; развивать воображение, воспитывать любовь к сказкам. Рисование бумагой на прищепке. | |||
МАРТ | ||||
23 | «Подарок маме». Показать детям прием рисования, продолжать учить рисовать штампами; воспитывать аккуратность, усидчивость. Рисование штампами из овощей. | «Консультация «Эти удивительные картинки». | Журналы «Дошкольное воспитание», «Воспитатель». Подбор стихотворений, картинок в соответствии с тематикой плана работы. | |
24 | «Укрась салфетку». Показать детям прием рисования, предоставить возможность составить узор самим. Рисование методом тычка (сухая кисть). | |||
25 | «Солнышко». Учить детей рисовать при помощи копировальной бумаги, развивать мышление. Рисование на копировальной бумаге. | Выставка детских работ «Укрась салфетку». | ||
АПРЕЛЬ | ||||
Мониторинг | ||||
26 | «Кораблик в море». Продолжать совершенствовать прием рисования, развивать фантазию. Оттиск- тампонирование. | Совместное тонирование листов бумаги для рисования. | Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники рисования, планирование, конспекты занятий» - М.: Сфера 2009г. Изготовление папок- передвижек по нетрадиционным техникам рисования. | |
27 | «Все сосульки заплакали». Закреплять умение рисовать «Методом тычка». Рисование ватными палочками. | |||
28 | «Цветущий луг». Показать прием разбрызгивания, учить набирать краску при помощи зубной щетки; добиваться аккуратности Разбрызгивание. | Выставка работ «Цветущий луг». | ||
МАЙ | ||||
32 | «Ежик в травке». Закреплять умение рисования при помощи пластиковых вилок. Рисование пластиковой вилкой. | Папка- передвижка «Из чего можно изготовить печатки для рисования». | Изучение интернет ресурсов по нетрадиционным техникам рисования. Подготовка к итоговому занятию: мастер- класс «Цветочная поляна». | |
33 | «Салют». Закреплять умение рисовать знакомым приемом; самостоятельно набирать краску зубной щеткой. Разбрызгивание. | |||
34 | Итоговое занятие. «Цветочная поляна». Рисование ватными палочками, пластиковыми вилками. | Мастер- класс с родителями «Цветочная поляна» |
Список средств обучения
Оборудование.
- мольберт
- карандаши цветные
- графический карандаш
- фломастеры
- восковые мелки
- гуашь
- акварельные краски
- кисточки
- свечи
- поролоновые тампоны
- зубная щетка
- зубная паста
- расческа с крупными и мелкими зубцами
- клей карандаш
- баночка-непроливайка
- салфетка для кисточки
- подставка для кисточки
- салфетка х\б для рук
- веревочка
- копировальная бумага
- Штампы из овощей
- Прищепки
- Поролон
3.2.Материально- техническое и методическое обеспечение программы.
- грамзапись: Чайковский «Времена года», песни новогодней тематики;
- иллюстрации: «Времена года», «Природа», «Природные явления», «Дети на прогулке», «Мои игрушки»;
- сборник стихотворений о природе;
- сборник загадок для детей;
- игрушки ( заяц, мишка, снеговик, елочка, собачка, кошка);
- альбомы для рассматривания: «Транспорт», «Космос», «Звезды», «Маски», «Ткань», «Животные», «Растения», «Природа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование. Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, кото...
План работы с родителями "Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования"
План работы с родителями "Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования"...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»
Цель:развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.Задачи:познакомить детей с различными способами и приемами нетрадиционных техник ри...
План работы с родителями по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»
Перспективный план работы с родителями по теме "Нетрадиционная техника рисования"...
План по самообразованию на 2023– 2024 учебный год Тема: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования» в младшей группе
План по самообразованиюна 2023– 2024 учебный годТема: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»в младшей группе...
«Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»
Цель: Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования. Задачи:Повысить свой уровень самообр...