Самообразование. Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.
материал по рисованию (средняя группа)
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovania.docx | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Разметелевская СОШ», учреждение №2
(дошкольное отделение)
Средняя группа общеразвивающей направленности №3
Воспитатель: Ревина Юлия Владимировна
Самообразование.
Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.
Цель:
развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.
Задачи:
1. знакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
- способствовать овладению дошкольниками техническими приемами работы с различными изобразительными материалами:
- побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
- содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Актуальность
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Работая с детьми дошкольного возраста я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – "своих", искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. Проанализировав рисунки дошкольников пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Использование нетрадиционных способов рисования вызывает у детей обилие положительных эмоций; даёт возможность использования в качестве изобразительных материалов часто неожиданных предметов, удивляя малышей оригинальностью и непредсказуемостью. Знания, умения, педагогический такт дают возможность ребёнку сотворить собственную картину мира, а нетрадиционные методы рисования сделать рисунок красивым, понятным, привлекают его и заинтересовывают.
Идея педагогического опыта– развитие творческих способностей, каждого ребенка средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа.
Чтобы выявить и реализовать возможности детей, я разработала проект на тему «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования». Разработанный мною проект составлен в соответствии с условиями ФГОС дошкольного образования, а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка дошкольного возраста.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.
Предполагаемый результат:
Этапы самообразования:
1.Подбор и изучение методической литературы
2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
4.Представление опыта работы по теме.
предполагаемые сроки выполнения каждого этапа
1.Изучение методической литературы
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня
литература по теме самообразования | |||
Дата | Название, автор | Источник (сайт; издат-во, год изд.) | Результат |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа | М., 2016г. | Смотреть тетрадь по самообразованию | |
Предит А.В. Изобразительное искусство. Мы раскрасим целый свет. | Изд.: Академика/Учебник 2017г. | Смотреть тетрадь по самообразованию | |
Евдокимова М.М. Учимся рисовать красками. | Дрофа, 2008г. | Смотреть тетрадь по самообразованию | |
Евдокимова М.М. Учимся рисовать карандашами. | Дрофа, 2011г. | Смотреть тетрадь по самообразованию |
+Какие программы, методики, технологии изучены в процессе работы над методической темой? Кто авторы? Какой передовой педагогический опыт изучен? Какие методические рекомендации использованы? Вырезки, копии, цитаты…
2.Участие в мероприятиях с родителями посвященных теме самообразования
дата | тема | форма участия |
« Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей» | Мастер-класс для родителей | |
«Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка»
| Буклет для родителей |
+
3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
«Изобразительная деятельность в ДОУ» | Анкетирование | |
«Страна Рисовандия» | Изготовление Лэпбука | |
«Учимся рисуя» | Знакомство детей с различными нетрадиционными техниками рисования. | |
«Дорисуй» «Обведи» | Игры с воспитателем | |
«Раскрась по схеме» «Составь узор» | Творческие задания | |
«Пуговички» «Пластилишка» | Пальчиковые игры | |
«Волшебный пейзаж» | Отпечатки листьев | |
«Цветочки» | Рисование отпечатками из овощей | |
«Одуванчик» | Рисование ватными палочками | |
«Необычные картинки» | Кляксография | |
«Дождик» | Выдувание трубочкой | |
«Зеленая травка» | Рисование губкой | |
«Курочка и цыплятки» «Жирафик» | Рисование ладошками | |
«Ёлочка» «Ёжик» | Рисование вилкой | |
«Интересные идеи» | Картотека способов нетрадиционного рисования |
- Анализ выполнения программы (диагностика)
Как отслеживается результат работы по теме? (Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (Приложить, сравнительный анализ)
4.Представление опыта работы по теме.
- способ демонстрации результата проделанной работы
- форма отчета по проделанной работе
- Формы отчета по теме самообразования могут быть разнообразными:
- Выступление на педсовете
- Консультация
- Семинар-практикум
- Показ непосредственно - образовательной деятельности с детьми
- Выставки детского творчества
«Волшебные рисунки» | Выставки детских работ для родителей. |
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» | Консультация в группу. |
«Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования» | Изготовление папки передвижки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию "Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования"
план по самообразованию...
План Самообразования «Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования»
План работы по самообразованию с использованием нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста....
План работы с родителями "Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования"
План работы с родителями "Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования"...
План работы с родителями по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»
Перспективный план работы с родителями по теме "Нетрадиционная техника рисования"...
План по самообразованию на 2023– 2024 учебный год Тема: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования» в младшей группе
План по самообразованиюна 2023– 2024 учебный годТема: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»в младшей группе...
Тема самообразования: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование при...