«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЕ»
проект (старшая группа)

Миронова Ирина Петровна
В современном мире за последние годы произошли огромные перемены, причём во всех сферах жизни и деятельности. В наш век различных гаджетов интерес людей к чтению обычных книг практически угас. Сейчас для того, чтобы найти какое-то произведение совершенно не обязательно идти в библиотеку, достаточно зайти в интернет. Читательская активность сильно снизилась из-за чего снизилась и книжная культура у детей. Учитывая это, педагоги стремятся развивать интерес к книге, обогащать духовный и культурный уровень детей. Таким образом, приобщение детей к книжной культуре можно считать одним из актуальных вопросов уже с дошкольного возраста. Это подтверждается и требованиями ФГОС, в которые включена задача приобщения к книжной культуре детей среднего дошкольного возраста (образовательная область «Речевое развитие»). Актуальность проблемы и недостаточная её разработанность привели меня к пониманию необходимости разработки и реализации проекта для развития у детей книжной культуры. Ведь не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение. Не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Для решения данной проблемы был разработан и реализован данный проект. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект
на тему:
"Приобщение детей
к книжной культуре"

Подготовила:

воспитатель высшей категории
ГБОУ Школа
 2053
Миронова Ирина Петровна
 

Москва, 2023 г.

  ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЕ»

 Миронова Ирина Петровна, воспитатель ГБОУ Школа  2053

Актуальность. В современном мире за последние годы произошли огромные перемены, причём во всех сферах жизни и деятельности. В наш век различных гаджетов интерес людей к чтению обычных книг практически угас. Сейчас для того, чтобы найти какое-то произведение совершенно не обязательно идти в библиотеку, достаточно зайти в интернет. Читательская активность сильно снизилась из-за чего снизилась и книжная культура у детей. Учитывая это, педагоги стремятся развивать интерес к книге, обогащать духовный и культурный уровень детей. Таким образом, приобщение детей к книжной культуре можно считать одним из актуальных вопросов уже с дошкольного возраста. Это подтверждается и требованиями ФГОС, в которые включена задача приобщения к книжной культуре детей среднего дошкольного возраста (образовательная область «Речевое развитие»). Актуальность проблемы и недостаточная её разработанность привели меня к пониманию необходимости разработки и реализации проекта для развития у детей книжной культуры. Ведь не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение. Не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Для решения данной проблемы был разработан и реализован данный проект.

Вид проекта: Познавательно – исследовательский, творческий.

 Срок реализации проекта: 6 месяцев.

Участники проекта: дети, родители. Главной целью моего проекта является приобщение детей старшего дошкольного возраста к книжной культуре, воспитание интереса к чтению. Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи проекта: - познакомить детей с историей возникновения книги, этапами её изготовления и появлением письменности на Руси; - формировать у детей бережное отношение к книге, закреплять правила пользования книгой; - повышать интерес детей к художественной литературе, престиж чтения и статус «читающего человека»; - повышать уровень познавательной активности детей, умение самостоятельно добывать и отбирать необходимую информацию, делиться ей с другими детьми; - приобщать родителей к формированию у детей книжной культуры; 32 - наладить социальное партнёрство с культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к чтению книг.

Основными методами и приёмами разработанного мной проекта являются: просмотр презентаций, беседы, экскурсии, семинары, интерактивные дидактические игры, виртуальные путешествия, игровые ситуации, чтение худ. литературы, проблемные ситуации, акции, опыты и эксперименты и многое другое.

Предполагаемый результат: - сформировались знания детей об истории появления письменности на Руси, изготовлении книг, а также бережное отношение к книге; - повысился интерес детей к чтению художественной литературы, престиж чтения и статус «читающего человека» среди детей; - повысился уровень познавательной активности детей. Они научились самостоятельно добывать и отбирать необходимую информацию, делиться ей с другими детьми; - родители осознали необходимость формирования у детей книжной культуры и приняли активное участие в реализации проекта; - налажено социальное партнёрство с культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к чтению книг. Также как и большинство современных педагогов я стараюсь найти методы, средства и инновационные технологии, с помощью которых можно сделать процесс обучения интересным и эффективным. Именно поэтому мероприятия, вошедшие в проект, включают в себя современные образовательные технологии: развивающее обучение; проблемное обучение; развитие критического мышления; дифференцированный подход к обучению; создание ситуации успеха. В процессе реализации проекта ребята узнали много нового. Так, в результате бесед «Появление письменности на Руси», «История создания книги» и просмотра презентации они узнали, что история книги своими корнями уходит в далекое прошлое. Разные народы по разному пришли к письменности, используя для этого разный материал: камень, кость, дерево, металл, шёлк, кожу, кукурузные стебли. Детям рассказали, что первые рисунки первобытных художников найдены на стенах пещер. Впоследствии на скалах, на каменных плитках и столбах высекали законы, имена царей, памятные события и что глиняные книги – самые древние. Дети совместно с родителями подготовили бересту, для изготовления берестяных грамот предварительно её просушив. В группе мы попробовали писать по бересте обратной стороной кисточки. После нанесения букв и рисунков тупым концом кисточки мы обводили их карандашом, чтобы надписи стали более чёткими. Работа очень понравилась ребятам. Было необычно писать на бересте, а не на листе, тупым концом кисточки, а не ручкой. Да и буквы отличаются от современных. Написание некоторых из них нужно было сначала отработать, а некоторые удавалось написать с первого раза. Ребята писали на грамотах своё имя, а некоторые захотели написать что-то дополнительно. Работы детей получились необычными и оригинальными. На организованном в группе семинаре «Появление алфавита», мы рассматривали иллюстрации в книге и пытались запомнить некоторые буквы старославянского алфавита. Так, дети узнали, что тексты старославянских памятников письменности написаны не одной, а двумя азбуками. Их создателями являются Кирилл и Мефодий. Одна из азбук называется глаголицей, другая – кириллицей. Между ними нет разницы ни в количестве букв (41), ни в их названиях, разница заключается лишь в начертаниях.  В отличие от современного алфавита буквы старославянских азбук имели названиеслово, числовое и сакральное значение. Так, если читать названия букв, то можно составить предложения, например: «аз», «буки», «веди» - я грамоту знаю. Экскурсия в библиотеку позволила детям рассмотреть различные виды книг, журналов, газет, иллюстраций, картин, репродукций и т.д. Они узнали по какому принципу расположены книги в библиотеке и как быстро найти необходимую. В результате просмотра видеофильма «Рождение книги» дети познакомились с этапами изготовления книги в типографии, узнали из каких частей состоит книга (переплет, корешок, книжный блок, фронтиспис, колонтитул и др.) и для чего предназначена каждая из частей, а также с профессиями участвующими в создании книги. Для просмотра детям также была предложена презентация о бумаге, её видах и технологии её изготовления. Они узнали сколько гектаров леса ежегодно тратится на изготовление бумаги, обсудили как можно повторно использовать бумагу, предложили свои идеи по экономному использованию бумаги для сохранения природных ресурсов и попробовали сделать бумагу своими руками. Также была организована акция «Скорая помощь для книг». Мы с ребятами отремонтировали книги в группе и оказали помощь библиотеке в ремонте книг и других печатных пособий (разглаживали мятые странички, подклеивали листочки, переплёты, стирали лишние надписи и т.д.) Познакомившись с историей книг и технологией её изготовления, мы решили попробовать сделать свою книгу и посвятить её редким и вымирающим животным. Мы её так и назвали «Красная книга». В детском саду в ходе ООД (ФЦКМ) дети узнали о некоторых редких животных. Дома с родителями они расширили свои знания и подготовили рассказы об одном из животных Красной книги, оформив информацию в виде рисунка и небольшого текста к нему. Каждый из детей презентовал свою работу, после чего все рассказы и иллюстрации к ним были собраны в одну книгу. Она получилась интересной, оригинальной и красочной. Во время её создания дети работали писателями, иллюстраторами, оформителями, редакторами. Во время работы над проектом дети узнали много нового об истории появления письменности на Руси, истории появления и создания книги, с процессом изготовления книги, видами книг, с профессиями людей, работающими над книгой, осознали необходимость бережного отношения к книгам, поняли их значимость для развития нашего кругозора, попробовали делать бумагу своими руками, работать с берестой и писать буквы на старославянском языке. У ребят повысился интерес к художественной литературе, изменилось отношение детей к книгам: они стали аккуратнее и бережнее к ним относиться, повысился уровень их творческих способностей, познавательной активности, воображения, мышления, речи. Активное участие в проекте приняли и родители, которые помогали подготовить бересту, найти информацию о животных и подготовить рассказ с иллюстрацией, внесли вклад в оформление мини-библиотеки в группе. На шкафчиках детей были наклеены стволы деревьев без листиков. Каждый день, вечером родители читали детям что-то, а утром писали название произведения на листочке и приклеивали на дерево, а ребята перед завтраком кратко рассказывали друг другу о том, что читали.

                                                   Заключение 

Книги оказывают огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, на формирование у них образной, грамматически правильной речи. Общество сегодня не в полной мере осознаёт то, что воспитание читателя начинается в раннем детстве. Исходя из этого, самым осведомлённым человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождения в них интереса к процессу чтения и глубоко понимая содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения. Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребёнка к чтению в современном обществе требует повышенного внимания. Ребёнок – слушатель – это уже читатель. Только читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками между писателем и слушателем. Именно поэтому считаю, что для того, чтобы воспитать читательскую культуру у детей, необходимо проводить работу и с их родителями. Мероприятия, проведённые в ходе реализации данного проекта, позволили повысить интерес к чтению книг у детей и их родителей, повысить их книжную культуру. Таким образом, считаю, что цель проекта достигнута, а задачи успешно решены. Проект имеет свою практическую значимость, так как представленная в нём система мероприятий может быть полезна педагогам других образовательных учреждений.

                                             Список литературы 

            1. Алексеева А. Формирование готовности к овладению чтением и письмом проблемы и пути решения // Дошкольное воспитание. – 2007. –  2. – С. 72-78.
           2. Барташева Н. Воспитание будущего читателя // Дошкольное воспитание. - 1994. -
 8. - С. 28-34
           3. Гончарова Е. Ранние этапы приобщения детей к чтению // Воспитание школьников. - 2005. -
 12. - С. 45-56
           4. Гриценко З. А. Методика приобщения детей к чтению: учебное пособие - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.
           5. Миронова Н. Как научить ребенка любить литературу? // Дошкольное воспитание. - 2005. -
 5. - С. 117-121.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к книжной культуре

Условия для создания устойчивого интереса к книжной культуре у детей старшего дошкольного возраста....

Знакомство детей с книжной культурой

Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомы...

Календарно-тематическое планирование по приобщению детей к книжной культуре

 Развитие у детей устойчивого интереса к книге как к источнику знаний, воспитание бережного отношения к книге, воспитание культуры юного читателя, актуализация важности участия родителей в...

Проект «Знакомство детей с книжной культурой»

Проект «Знакомство детей с книжной культурой»...

Приобщение дошкольников к книжной культуре в контексте реализации ФГОС ДО.

Приобщение дошкольников к книжной культуре в контексте реализации ФГОС ДО.Огромная роль детской книги, художественной литературы в формировании личности является общепризнанной. По словам Б.М. Теплова...

Использование технологии "Сторисек" для приобщения дошкольников к книжной культуре.

Что же обозначает слово "Сторисек"? В переводе с английского- это "Мешок историй".Эта современная технология была разработана англичаниным Н.Гриффитсом.Я решила опробовать данную с...

Интеллектуальная игра по приобщению детей к книжной графике "В мире книг"

Интеллектуальная игра по приобщению детей к книжной графике "В мире книг" для детей старших и подготовительных к школе групп...