Знакомство детей с книжной культурой
проект по развитию речи (средняя группа) на тему
Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа – все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями. Научный прогресс не стоит на месте, современные книги пестрят иллюстрациями, красивыми обложками и необыкновенными историями, рассказами и сказками. Беря с полки бесценный источник знаний, взрослый, зачастую, не задумывается о его происхождении и забывает рассказать ребенку о самом главном: об истории создания книги, о нелегком пути, который был пройден книгой перед тем, как попасть на полки. Это самая большая ошибка родителей, которые не стремятся донести до юных книголюбов историю создания книги и правила общения с ней. В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т.д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности. Таким образом, актуальность нашего проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gruppa_1.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Знакомство детей с книжной культурой»
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, труд, социализация, здоровье, безопасность, физическое развитие, чтение художественной литературы.
Педагогические технологии: метод проекта, исследовательские методы, информационно – коммуникативные технологии, метод моделирования, игровые методы, мнемотехника, обучение в сотрудничестве.
Актуальность проекта: Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа – все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями. Научный прогресс не стоит на месте, современные книги пестрят иллюстрациями, красивыми обложками и необыкновенными историями, рассказами и сказками. Беря с полки бесценный источник знаний, взрослый, зачастую, не задумывается о его происхождении и забывает рассказать ребенку о самом главном: об истории создания книги, о нелегком пути, который был пройден книгой перед тем, как попасть на полки. Это самая большая ошибка родителей, которые не стремятся донести до юных книголюбов историю создания книги и правила общения с ней.
В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т.д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности. Таким образом, актуальность нашего проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.
Цель проекта: приобщение детей к книжной культуре, повышения интереса к стремлению получать знания через книгу, вызвать у детей желание больше общаться с книгами, отдавать им предпочтение на ряду с современными ТСО.
Задачи проекта:
Активизировать познавательный интерес детей.
Развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление
Снимать зажатость и скованность.
Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками,
Воспитывать любовь к книгам, бережное отношение к ним.
Сформировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.
Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
вызывать положительные эмоции при чтении книги, интерес.
Вид проекта: групповой, информационно-познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: сентябрь- декабрь 2015г.
Январь-май 2016 г.
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), родители воспитанников, воспитатели.
Предполагаемый результат:
Ожидаемые результаты для детей:
- проявляет интерес и любовь к сказкам;
- знает и называет прочитанные сказочные произведения, тексты, персонажей, мораль;
- узнаёт сказку по загадке, иллюстрации, стихотворению, содержанию, описанию событий;
- использует различные виды театров;
- умеет использовать различные средства выразительности;
- умеет самостоятельно выбирать сказку для чтения и театрального обыгрывания.
Ожидаемые результаты для родителей:
- проявляет интерес к совместной деятельности с ребёнком по данной теме;
- помогает развивать творческие способности ребёнка;
- сочиняет, совместно с ребёнком, сказку и оформляет мини книжку.
Этапы реализации проекта.
1 этап- Подготовительный
С чего все начиналось.
Нам в группу родители принесли разные книги. У детей сразу возникли вопросы. Какие бывают книги? Как они появились? Была сформирована проблема 3 вопросов: Что мы знаем о книгах? Что хотим узнать? Где узнать ответы на вопросы?
Что мы знаем о книгах? | Что мы хотим узнать? | Где узнать ответы на ваши вопросы? |
Бывают книги разных размеров: большие и маленькие, толстые и тонкие. Книги пишут писатели. В книгах есть картинки. Есть книги для детей, есть для взрослых. | Как и когда появилась первая книга, в какой стране? Какие еще бывают книги. Как их печатают. Кто иллюстрирует книги. Как самостоятельно изготовить книжку. | Спрошу у мамы и папы. Расскажет воспитатель. Нужно посмотреть в книжке. Есть все в компьютере. Посмотреть в журнале. |
Спланирована дальнейшая работа по проекту:
1. Постановка целей и задач будущего проекта воспитателями.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта. Подборка информации о книгах, демонстрационный материал и экспонаты для мини-музея.
3. Информирование родителей о предстоящей деятельности:
- Оформление альбома: «Книжкина неделя»
- Консультация: «Роль книги в воспитании дошкольников»
- Разработка маршрутов выходного дня (посещение библиотеки).
- Рекомендации: «издать» вместе с детьми семейную книгу «Рассказы о животных»
- этап – Планирование
1.Обсуждение и составление плана работы над проектом.
3 этап - Основной
- Организация коммуникативной, познавательной, трудовой, изобразительной, игровой деятельности в рамках проекта;
- Проведение досуга совместно с родителями по произведениям К.И.Чуковского.
4 Этап - Заключительный
1.Закрепление полученных знаний и умений.
2. Создание тематического альбома «Сказки и рассказы».
3. Создание мини-музея «Книжки-малышки»
4. Фотовыставка.
5. Развлечение «Путешествие в сказку»
«Паутинка проекта»
Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется с учетом интеграции образовательных областей
Познавательное развитие | развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; |
Речевое развитие | знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; |
Художественно-эстетическое развитие | развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей |
Социально-коммуникативное развитие | развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, |
Физическое развитие | способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма; развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук; уделять внимание правилам безопасного поведения в мастерской (работа с ножницами). |
Реализация проекта
Вид деятельности | Деятельность | Сроки | Ответственный |
Познавательно-исследовательская | Беседы на тему: «Как появилась первая книга», «Где появился первый печатный станок», «Любимые книги разных стран», «Люди, которые трудятся над созданием книги» Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое книги»; «Цифра три в любимых сказках» | 10.09.15-31.10.15г. 10.01.16- 20.03.16г 20.03.16-30.05.16г | Крыгина Л.Н. Тугарева Т.Ю. Тугарева Т.Ю. Крыгина Л.Н. |
Коммуникативная | Занятие по развитию речи «Книжка заболела».
Составление с детьми творческих рассказов: «История одной книги», «Мой поход в библиотеку». Составление словесных описательных рассказов: «Угадай, что за сказка?», «Моя любимая книжка». Чтение художественной литературы Использование малых фольклорных норм: прибауток, потешек, пословиц, поговорок. Чтение русских народных сказок, рассказов и стихов для детей. Занятие по развитию речи «Книжка заболела»; | 03.11.15-20.12.15г | Крыгина Л.Н. Тугарева Т.Ю. |
Изобразительная (продуктивная) | Занятие по конструированию «Книжки-малышки»; Занятие по изобразительной деятельности «Закладки». Рисование: «Портрет любимого героя», «Моя любимая сказка» Знакомство с художниками – иллюстраторами. Ручной труд: изготовление книжек – малышек Лепка: «Герои любимых сказок» Занятие по изобразительной деятельности «Закладки». Рисование на основе силуэта «Лисичка -хитрая сестричка». | 15.01.16 -01.04.16г. | Крыгина Л.Н. Тугарева Т.Ю. |
Двигательная | Подвижные игры со сказочными персонажами. | 15.01.16 -01.04.16г. | Крыгина Л.Н. Тугарева Т.Ю. |
Игровая | С/р игра «Библиотека», с/р игра «Книжный магазин», Дидактические игры: «От каждого по словечку», «Задай вопрос герою», развивающие игры «А если бы…», «Хорошо-плохо», «Придумывание нового названия сказки», «Придумывание нового конца сказки». Дидактическая игра «Скажи наоборот» Дидактическая игра «Исправь ошибку». | 15.01.16 -01.04.16г. | Крыгина Л.Н. Тугарева Т.Ю. |
Музыкально-художественная | Пение песен из мультфильмов. Слушание музыки из балета «Щелкунчик» Развлечение «Путешествие в сказку». | 15.01.16 -01.05.16г. | Крыгина Л.Н. Тугарева Т.Ю. |
Работа с родителями | Оформление альбома: «Книжкина неделя» Консультация: «Роль книги в воспитании дошкольников» Разработка маршрутов выходного дня (посещение библиотеки). Рекомендации: «издать» вместе с детьми семейную книгу «Рассказы о животных» Создание альбома с авторскими рассказами и стихами детей и родителей. | 01.10.15- 01.06.16г. | Крыгина Л.Н. Тугарева Т.Ю. |
Приложение 2 фото
Приложение 3 конспекты занятий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль библиотеки в процессе знакомства дошкольников с книжной культурой и детской литературой
Опыт работы по приобщению дошкольников к чтению и знакомству с детской литературой....
Литературная гостиная как эффективная форма знакомства воспитанников с книжной культурой, детской литературой
В статье представлена работа по организации Литературной гостиной для воспитанников и сотрудниковв дошкольном учреждении. Воспитатели познакомятся с особенностями проведения Литературной гостиной &quo...
План самообразования воспитателя по теме "Знакомство дошкольников с книжной культурой, формирование предпосылок грамотности"
План самообразования воспитателя старшей группы по теме "Знакомство дошкольников с книжной культурой, формирование предпосылок грамотности"...
Проект «Знакомство детей с книжной культурой»
Проект «Знакомство детей с книжной культурой»...
Перспективный план работы по знакомству дошкольников с книжной культурой в старшей группе
Задачи:Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки...
Перспективный план работы с родителями по знакомству дошкольников с книжной культурой.
Совместная деятельность детей и родителей (конкурсы, выставки, досуги, развлечения и т.п.)Консультирование (стенды, буклеты, памятки, папка – передвижка и т.п.)Интерактивные фо...
ОПЫТ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ЗНАКОМСТВУ ВОСПИТАННИКОВ С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ И ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ – ПРОЕКТ «СТРАНА КНИГОЛЮБИЯ»
В данной статье рассказывается об опыте работы дошкольного учреждения по знакомству воспитанников с книжной культурой и детской литературой. Автор знакомит с основными аспектами реализации проекта &la...