Знакомство детей с книжной культурой
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

Крыгина Людмила Николаевна

Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа – все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями. Научный прогресс не стоит на месте, современные книги пестрят иллюстрациями, красивыми обложками и необыкновенными историями, рассказами и сказками. Беря с полки бесценный источник знаний, взрослый, зачастую, не задумывается о его происхождении и забывает рассказать ребенку о самом главном: об истории создания книги, о нелегком пути, который был пройден книгой перед тем, как попасть на полки. Это самая большая ошибка родителей, которые не стремятся донести до юных книголюбов историю создания книги и правила общения с ней. В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т.д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности. Таким образом, актуальность нашего проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gruppa_1.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Знакомство детей с книжной культурой»

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, труд, социализация, здоровье, безопасность, физическое развитие, чтение художественной литературы.

Педагогические технологии: метод проекта, исследовательские методы, информационно – коммуникативные технологии, метод моделирования, игровые методы, мнемотехника, обучение в сотрудничестве.

Актуальность проекта: Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа – все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями. Научный прогресс не стоит на месте, современные книги пестрят иллюстрациями, красивыми обложками и необыкновенными историями, рассказами и сказками. Беря с полки бесценный источник знаний, взрослый, зачастую, не задумывается о его происхождении и забывает рассказать ребенку о самом главном: об истории создания книги, о нелегком пути, который был пройден книгой перед тем, как попасть на полки. Это самая большая ошибка родителей, которые не стремятся донести до юных книголюбов историю создания книги и правила общения с ней.

В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т.д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности. Таким образом, актуальность нашего проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.

Цель проекта: приобщение детей к книжной культуре, повышения интереса к стремлению получать знания через книгу, вызвать у детей желание больше общаться с книгами, отдавать им предпочтение на ряду с современными ТСО.

Задачи проекта:

Активизировать познавательный интерес детей.

Развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление

Снимать зажатость и скованность.

Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками,

Воспитывать любовь к книгам, бережное отношение к ним.

Сформировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.

Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

вызывать положительные эмоции при чтении книги, интерес.

Вид проекта: групповой, информационно-познавательный, творческий.

Продолжительность проекта: сентябрь- декабрь 2015г.

                                                                   Январь-май 2016 г.

Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), родители воспитанников, воспитатели.

Предполагаемый результат:

Ожидаемые результаты для детей:

  • проявляет интерес и любовь к сказкам;
  • знает и называет прочитанные сказочные произведения, тексты, персонажей, мораль;
  • узнаёт сказку по загадке, иллюстрации, стихотворению, содержанию, описанию событий;
  • использует различные виды театров;
  • умеет использовать различные средства выразительности;
  • умеет самостоятельно выбирать сказку для чтения и театрального обыгрывания.
    Ожидаемые результаты для родителей:
  • проявляет интерес к совместной деятельности с ребёнком по данной теме;
  • помогает развивать творческие способности ребёнка;
  • сочиняет, совместно с ребёнком, сказку и оформляет мини книжку.

Этапы реализации проекта.

1 этап- Подготовительный

С чего все начиналось.

Нам в группу родители принесли разные книги. У детей сразу возникли вопросы. Какие бывают книги? Как они появились? Была сформирована проблема 3 вопросов: Что мы знаем о книгах? Что хотим узнать? Где узнать ответы на вопросы?

Что мы знаем о книгах?

Что мы хотим узнать?

Где узнать ответы на ваши вопросы?

Бывают книги разных размеров: большие и маленькие, толстые и тонкие. Книги пишут писатели. В книгах есть картинки. Есть книги для детей, есть для взрослых.

Как и когда появилась первая книга, в какой стране?

Какие еще бывают книги.

Как их печатают.

Кто иллюстрирует книги.

Как самостоятельно изготовить книжку.

Спрошу у мамы и папы.

Расскажет воспитатель.

Нужно посмотреть в книжке.

Есть все в компьютере.

Посмотреть в журнале.

Спланирована дальнейшая работа по проекту:

1. Постановка целей и задач будущего проекта воспитателями.

2. Создание необходимых условий для реализации проекта. Подборка информации о книгах, демонстрационный материал и экспонаты для мини-музея.

3. Информирование родителей о предстоящей деятельности:  

  • Оформление альбома: «Книжкина неделя»
  •  Консультация: «Роль книги в воспитании дошкольников»
  •  Разработка маршрутов выходного дня (посещение библиотеки).
  •  Рекомендации: «издать» вместе с детьми семейную книгу «Рассказы о животных»
  1. этап – Планирование

1.Обсуждение и составление плана работы над проектом.

3 этап - Основной

  1. Организация коммуникативной, познавательной, трудовой, изобразительной, игровой деятельности в рамках проекта;
  2. Проведение досуга совместно с родителями по произведениям К.И.Чуковского.

4 Этап - Заключительный

1.Закрепление полученных знаний и умений.

2. Создание тематического альбома «Сказки и рассказы».

3. Создание мини-музея  «Книжки-малышки»

4. Фотовыставка.

5. Развлечение «Путешествие в сказку»

«Паутинка проекта»

Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется с учетом интеграции образовательных областей

Познавательное развитие

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

Речевое развитие

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Художественно-эстетическое развитие

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей

Социально-коммуникативное развитие

развитие общения и взаимодействия

ребенка со взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и

саморегуляции собственных действий;

 

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

 формирование готовности к совместной деятельности

со сверстниками,

Физическое развитие

способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма;

развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;

уделять внимание правилам безопасного поведения в мастерской (работа с ножницами).

Реализация проекта

Вид деятельности

Деятельность

Сроки

Ответственный

Познавательно-исследовательская

Беседы на тему: «Как появилась первая книга»,

  «Где появился первый печатный станок», «Любимые книги разных стран»,

«Люди, которые трудятся над созданием книги»

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое книги»;

«Цифра три в любимых сказках»

10.09.15-31.10.15г.

10.01.16- 20.03.16г

20.03.16-30.05.16г

Крыгина Л.Н.

Тугарева Т.Ю.

Тугарева Т.Ю.

Крыгина Л.Н.

Коммуникативная

Занятие по развитию речи «Книжка заболела».

 

Составление с детьми творческих рассказов: «История одной книги», «Мой поход в библиотеку».

 Составление словесных описательных рассказов: «Угадай, что за сказка?», «Моя любимая книжка».

Чтение художественной литературы

Использование малых фольклорных норм: прибауток, потешек, пословиц, поговорок. Чтение русских народных сказок, рассказов и стихов для детей.

Занятие по развитию речи «Книжка заболела»;

03.11.15-20.12.15г

Крыгина Л.Н.

Тугарева Т.Ю.

Изобразительная

(продуктивная)

Занятие по конструированию

«Книжки-малышки»;

Занятие по изобразительной деятельности «Закладки».

Рисование: «Портрет любимого героя», «Моя любимая сказка» Знакомство с художниками – иллюстраторами.

Ручной труд: изготовление книжек – малышек Лепка: «Герои любимых сказок»

Занятие по изобразительной деятельности «Закладки».

Рисование на основе силуэта «Лисичка -хитрая сестричка».

15.01.16 -01.04.16г.

Крыгина Л.Н.

Тугарева Т.Ю.

Двигательная

Подвижные игры со сказочными персонажами.

15.01.16 -01.04.16г.

Крыгина Л.Н.

Тугарева Т.Ю.

Игровая

С/р игра «Библиотека», с/р игра «Книжный магазин», Дидактические игры: «От каждого по словечку», «Задай вопрос герою», развивающие игры «А если бы…», «Хорошо-плохо», «Придумывание нового названия сказки», «Придумывание нового конца сказки».

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Дидактическая игра «Исправь ошибку».

15.01.16 -01.04.16г.

Крыгина Л.Н.

Тугарева Т.Ю.

Музыкально-художественная

Пение песен из мультфильмов. Слушание музыки из балета «Щелкунчик»

Развлечение «Путешествие в сказку».

15.01.16 -01.05.16г.

Крыгина Л.Н.

Тугарева Т.Ю.

Работа с родителями

Оформление альбома: «Книжкина неделя»

 Консультация: «Роль книги в воспитании дошкольников»

 Разработка маршрутов выходного дня (посещение библиотеки).

 Рекомендации: «издать» вместе с детьми семейную книгу «Рассказы о животных»

Создание альбома с авторскими рассказами и стихами детей и родителей.

01.10.15- 01.06.16г.

Крыгина Л.Н.

Тугарева Т.Ю.

Приложение 2 фото

Приложение 3 конспекты занятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль библиотеки в процессе знакомства дошкольников с книжной культурой и детской литературой

Опыт работы по приобщению дошкольников к чтению и знакомству с детской литературой....

Литературная гостиная как эффективная форма знакомства воспитанников с книжной культурой, детской литературой

В статье представлена работа по организации Литературной гостиной для воспитанников и сотрудниковв дошкольном учреждении. Воспитатели познакомятся с особенностями проведения Литературной гостиной &quo...

План самообразования воспитателя по теме "Знакомство дошкольников с книжной культурой, формирование предпосылок грамотности"

План самообразования воспитателя старшей группы по теме "Знакомство дошкольников с книжной культурой, формирование предпосылок грамотности"...

Проект «Знакомство детей с книжной культурой»

Проект «Знакомство детей с книжной культурой»...

Перспективный план работы по знакомству дошкольников с книжной культурой в старшей группе

Задачи:Продолжать развивать интерес детей к  художественной литературе.Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки...

Перспективный план работы с родителями по знакомству дошкольников с книжной культурой.

Совместная деятельность детей и родителей  (конкурсы, выставки, досуги, развлечения и т.п.)Консультирование  (стенды, буклеты, памятки, папка – передвижка и т.п.)Интерактивные фо...

ОПЫТ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ЗНАКОМСТВУ ВОСПИТАННИКОВ С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ И ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ – ПРОЕКТ «СТРАНА КНИГОЛЮБИЯ»

В данной статье рассказывается об опыте работы дошкольного учреждения по знакомству воспитанников с книжной культурой и детской литературой. Автор знакомит с основными аспектами реализации проекта &la...