Приобщение дошкольников к книжной культуре в контексте реализации ФГОС ДО.
статья

Рокицкая Наталья Михайловна

Приобщение дошкольников к книжной культуре в контексте реализации ФГОС ДО.

Огромная роль детской книги, художественной литературы в формировании личности является общепризнанной. По словам Б.М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

Новая «социокультурная ситуация развития детства» определяет необходимость поиска эффективных путей приобщения дошкольников к книге, воспитания будущего читателя в изменившихся условиях.

Современная образовательная система характеризуется различными подходами к решению задачи приобщения дошкольников к художественной литературе. С принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в 2014 году именно стандарт определяет приоритетные направления работы по приобщению дошкольников книге в ДОО.

Основной целью образовательного процесса в ДОО согласно ФГОС ДО является развитие личности дошкольника. В контексте приобщения дошкольников к книге в научно-методической литературе в настоящее время используются понятия «литературное развитие» и «читательское развитие». Под литературным развитием применительно к дошкольному возрасту понимается процесс, направленный на приобщение детей к литературе как искусству слова и совершенствование их способностей в разных видах художественно-речевой деятельности (эмоционально-эстетическом восприятии произведения, понимании произведения, выразительном чтении, пересказе, инсценировании, словесном творчестве на основе произведения).

Читательское развитие детей раннего и дошкольного возраста рассматривается как длительный процесс всестороннего формирования личности, проходящий под воздействием книг.

Возможные пути реализации ФГОС ДО содержатся в вариативных образовательных программах дошкольного образования. В стандарте задачи приобщения к художественной литературе отражены в двух образовательных областях: «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

Образовательная область «Речевое развитие» направлена на знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. В данной области основной акцент делается на знакомство детей с книгой как важным атрибутом культуры.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» – поставлена задача приобщения к художественной литературе как произведению искусства, наряду с другими видами искусства (музыка, изобразительное искусство), развитие восприятия произведений художественной литературы в единстве содержания и формы. Как важное средство развития и воспитания дошкольников художественная литература может быть успешно интегрирована в содержание других образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

Анализ современных вариативных образовательных программ показал, что заданные в стандарте ориентиры реализуются во всех программах, вместе с тем можно выделить и некоторые различия, проявляющиеся в определении приоритетных задач, структурировании содержания работы по приобщению к художественной литературе, а также в предлагаемых программами технологиях.

Так, в программах «Детство», «Радуга», содержание работы по ознакомлению с художественной литературой представлено в двух образовательных областях «Развитие речи» и «Художественно-эстетическое развитие». Авторы программы «Истоки» вопросы приобщения к художественной литературе рассматривают в образовательной области «Художественно-эстетическое воспитание». В программе «Миры детства: конструирование возможностей» чтение как вид детской деятельности выделен в отдельный раздел «Чтение художественной литературы». В программе «Детский сад 2100» процесс «восприятия художественной литературы» рассматривается как часть читательской деятельности и представлен во всех пяти образовательных областях.

В целом задачи ознакомления с художественной литературой определены в ФГОС ДО с опорой на традиционные подходы методики ознакомления дошкольников с художественной литературой и с учетом современных достижений педагогической науки в данной области.

Список литературы:

  1. Гриценко 3.А. Детская литература и методика приобщения к чтению. – М.: Изд. Центр «Академия, 2014. – 392 с.
  2. Образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И.Е.Федосовой. – М.: Изд. «Национальное образование», 2015. – 368 с.
  3. Образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под. ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
  4. Акулова О.В. Образовательная область «Чтение художественной литературы. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / О.В. Акулова, Л.М. Гурович; науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 192 с.

Важное значение придаётся знакомству детей с книжной культурой, приобщению к культуре чтения. Задача приобщения к книжной культуре предполагает не только знакомство детей с художественными произведениями и произведениями фольклора, но и формирование у дошкольников представлений о книге как предмете культуры, ее исторической и эстетической ценности. Целью приобщения дошкольников к книжной культуре является воспитание будущего «грамотного читателя», т.е. осознающего ценность художественного произведения, испытывающего удовольствие от процесса чтения и постижения смысла читаемого, свободно ориентирующегося в мире книг.

Наиболее полно содержание и технологии знакомства с книгой как атрибутом книжной культуры представлены в программах «Детство», «Вдохновение» . По мнению авторов программ, решая задачу воспитания будущего грамотного читателя, необходимо:

- помочь детям понять ценность книги, ее роль в жизни человека, многообразие функций («дает знания о мире», «учит», «делает жизнь интересной, развлекает» и др.);

- познакомить детей с историей создания книги (рукописная книга, печатная книга, электронная книга); со структурой книги, ее элементами и значением каждого элемента (обложка, переплет, корешок, страницы, текст, иллюстрации, оглавление); создателями книги (автор-писатель, поэт, художник-иллюстратор, дизайнер, редактор);

- показать детям многообразие видов детских книг (книги-картинки, книги – раскраски, книги - игрушки), познакомить с различными видами изданий (словарь, научно-популярная книга, журнал, газета, энциклопедия);

- различать стили речи и жанры текста (разговорная речь, сказки, научно-популярный текст и т. д.);

- познакомить с местонахождением книг (библиотека, книжный магазин, домашняя библиотека);

- прививать навыки культуры чтения.

В программе «Вдохновение» вопросы приобщения к книжной культуре рассматриваются как формирование компетентности ребенка в работе с текстами. Понятие «предпосылки грамотности» употребляется в собирательном смысле «в качестве обозначения всей совокупности детского опыта, способностей, знаний, умений, связанных с книжной (текстовой) культурой, с восприятием текстов различного жанра на слухи умением связно передавать содержание сюжетов сказок, историй и событий из собственной жизни и опыта других людей, с культурой рассказывания, письма».

Особое внимание в современных программах уделяется привлечению детей к созданию рукотворных книг (книг-самоделок), которые дети под руководством взрослого создают от начала до конца. Содержание книг могут составлять придуманные детьми и записанные взрослыми сказки, рассказы, созданные детьми, иллюстрации.

Содержательно представлены в программах вопросы формирования эстетического отношения дошкольников к литературным произведениям, развитию литературной речи дошкольников. Решению задач художественно-эстетического развития дошкольников способствует использование методов и приемов, направленных на освоение дошкольниками образных средств языка произведений художественной литературы и фольклора (эпитетов, сравнений, метафор), развитие словесного творчества дошкольников (сочинение сказок, рассказов, небылиц).

Так, в программе «Развитие» решение задач по развитию речи ребенка (освоение словаря, воспитание звуковой культуры речи, освоение грамматического строя речи) включено в его литературно-художественную деятельность и в основном ею мотивировано.

Большое внимание уделяется созданию ситуаций, требующих от ребенка активного использования средств художественной выразительности.

Актуальной в настоящее время остается проблема формирования круга детского чтения. Опираясь на традиционные принципы отбора произведений для чтения детям, и сохраняя основное «ядро» круга детского чтения, современные программы существенно обновили рекомендуемый перечень произведениями как забытых, так и современных авторов. В программах «Радуга», «Миры детства: конструирование возможностей», «Истоки» важное место отводится «толстым книгам», чтению с продолжением.

Авторы программ полагают, что при формировании круга детского чтения необходимо учитывать особенности региона. Региональный компонент может включать: произведения фольклора, отражающие этнический состав населения региона (сказки, легенды, предания), произведения авторов, жизнь и творчество которых связаны с регионом. Приобщение дошкольников к творчеству писателей родного края включает знакомство с доступными детям фактами биографии, наиболее ярко характеризующими их творчество. Важным является визуальное сопровождение: показ портрета писателя, памятных мест, посещение музея.

В программе «Вдохновение» рекомендуется детям, для которых русский не является родным языком, читать произведения не только на русском, но и на родном для них языке, для это могут привлекаться родители.

 Авторы программ считают необходимым при формировании круга детского чтения ориентироваться не только на возрастные особенности детей, но и на их литературный опыт, читательские интересы, предпочтения, которые формируются именно в дошкольном возрасте.

Уже к трем годам проявляются основные типы читателей: дети, которым важна познавательная сторона текста; дети, которым интересны происходящие в произведении события; дети, предпочитающие эмоциональное наслаждение при чтении. К концу дошкольного возраста происходит дифференциация читательских типов: читатель – потребитель; читатель деловой, образовательной книги (детские энциклопедии); читатель, воспринимающий чтение как досуговое занятие.

ФГОС ДО ориентирует педагогов на развитие активной, инициативной, творческой личности ребенка. Следуя за ФГОС, помимо традиционного чтения и рассказывания детям художественных произведений и произведений фольклора, программы рекомендуют формы и методы работы, позволяющие обеспечить активную субъектную позицию ребенка в приобщении к чтению, развитие творческих способностей дошкольников. К таким формам можно отнести: проектную деятельность; игровые образовательные ситуации; продуктивную деятельность, создание макетов по содержанию художественных произведений; литературные игры, театрализованные игры и др.

Особое место в приобщении к книге занимают проектные технологии, которые позволяют в комплексе решать задачи познавательного и художественно-эстетического развития дошкольников, развивать их творческие способности.

Современные программы характеризует коммуникативный подход в работе с книгой. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо деятельность. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Наличие мотива – важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования ею в общении.

Книга обеспечивает разнообразные ситуации для общения, обеспечивающие речевую активность ребенка: выбор произведения для чтения; совместное со сверстниками и взрослыми рассматривание книг в уголке книги; обсуждение содержания прослушанных произведений; прогностические беседы о возможном развитии событий в произведении; рассматривание и обсуждение иллюстрации; обмен мнениями после посещения тематической выставки, детской библиотеки, просмотра мультфильма и др. Задача педагогов состоит в том, чтобы максимально включать эти ситуации в образовательный процесс.

Следует отметить разнообразие рекомендуемых в программах технологий, форм, методов приобщения дошкольников к художественной литературе. Так, в программе «Миры детства: конструирование возможностей» произведения литературы используются и как фон для совместной партнерской деятельности, для стимулирования познавательной, исследовательской деятельности дошкольников. В программе «Развитие» в основе формирования у дошкольников восприятия произведений художественной литературы, развития словесного творчества лежит использование технологии моделирования.

Широко применяются творческие задания на материале литературных произведений (подбор синонимов, эпитетов, придумывание начала и продолжения сказки, рассказа, подбор рифм к словам и др.).

Многие программы учитывают интерес детей к современным техническим, экранным средствам, поэтому рекомендуют привлекать детей к созданию мультфильмов, слайд-шоу по содержанию литературных произведений.

Важными условиями формирования будущего читателя в программах называют сетевое взаимодействие с учреждениями культуры (детскими библиотеками, театрами, досуговыми центрами) и взаимодействие с семьями воспитанников.

Взаимодействие с семьями воспитанников направлено на педагогическое просвещение родителей в вопросах приобщения к книге, возрождение традиций семейного чтения, активное вовлечение родителей в образовательный процесс: участие в литературных проектах, досуговых мероприятиях.

Таким образом, задача приобщения дошкольников к книге, воспитание устойчивого интереса к чтению является актуальной в настоящее время. В современных образовательных программах данная задача рассматривается в свете требований ФГОС ДО и с учетом достижений современной науки и педагогической практики.

        

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников к книжной культуре в контексте реализации ФГОС ДО.

Огромная роль детской книги, художественной литературы в формировании личности является общепризнанной. По словам Б.М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

Новая «социокультурная ситуация развития детства» определяет необходимость поиска эффективных путей приобщения дошкольников к книге, воспитания будущего читателя в изменившихся условиях.

Современная образовательная система характеризуется различными подходами к решению задачи приобщения дошкольников к художественной литературе. С принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в 2014 году именно стандарт определяет приоритетные направления работы по приобщению дошкольников книге в ДОО.

Основной целью образовательного процесса в ДОО согласно ФГОС ДО является развитие личности дошкольника. В контексте приобщения дошкольников к книге в научно-методической литературе в настоящее время используются понятия «литературное развитие» и «читательское развитие». Под литературным развитием применительно к дошкольному возрасту понимается процесс, направленный на приобщение детей к литературе как искусству слова и совершенствование их способностей в разных видах художественно-речевой деятельности (эмоционально-эстетическом восприятии произведения, понимании произведения, выразительном чтении, пересказе, инсценировании, словесном творчестве на основе произведения).

Читательское развитие детей раннего и дошкольного возраста рассматривается как длительный процесс всестороннего формирования личности, проходящий под воздействием книг.

Возможные пути реализации ФГОС ДО содержатся в вариативных образовательных программах дошкольного образования. В стандарте задачи приобщения к художественной литературе отражены в двух образовательных областях: «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

Образовательная область «Речевое развитие» направлена на знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. В данной области основной акцент делается на знакомство детей с книгой как важным атрибутом культуры.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» – поставлена задача приобщения к художественной литературе как произведению искусства, наряду с другими видами искусства (музыка, изобразительное искусство), развитие восприятия произведений художественной литературы в единстве содержания и формы. Как важное средство развития и воспитания дошкольников художественная литература может быть успешно интегрирована в содержание других образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

Анализ современных вариативных образовательных программ показал, что заданные в стандарте ориентиры реализуются во всех программах, вместе с тем можно выделить и некоторые различия, проявляющиеся в определении приоритетных задач, структурировании содержания работы по приобщению к художественной литературе, а также в предлагаемых программами технологиях.

Так, в программах «Детство», «Радуга», содержание работы по ознакомлению с художественной литературой представлено в двух образовательных областях «Развитие речи» и «Художественно-эстетическое развитие». Авторы программы «Истоки» вопросы приобщения к художественной литературе рассматривают в образовательной области «Художественно-эстетическое воспитание». В программе «Миры детства: конструирование возможностей» чтение как вид детской деятельности выделен в отдельный раздел «Чтение художественной литературы». В программе «Детский сад 2100» процесс «восприятия художественной литературы» рассматривается как часть читательской деятельности и представлен во всех пяти образовательных областях.

В целом задачи ознакомления с художественной литературой определены в ФГОС ДО с опорой на традиционные подходы методики ознакомления дошкольников с художественной литературой и с учетом современных достижений педагогической науки в данной области.

Важное значение придаётся знакомству детей с книжной культурой, приобщению к культуре чтения. Задача приобщения к книжной культуре предполагает не только знакомство детей с художественными произведениями и произведениями фольклора, но и формирование у дошкольников представлений о книге как предмете культуры, ее исторической и эстетической ценности. Целью приобщения дошкольников к книжной культуре является воспитание будущего «грамотного читателя», т.е. осознающего ценность художественного произведения, испытывающего удовольствие от процесса чтения и постижения смысла читаемого, свободно ориентирующегося в мире книг.

Наиболее полно содержание и технологии знакомства с книгой как атрибутом книжной культуры представлены в программах «Детство», «Вдохновение». По мнению авторов программ, решая задачу воспитания будущего грамотного читателя, необходимо:

- помочь детям понять ценность книги, ее роль в жизни человека, многообразие функций («дает знания о мире», «учит», «делает жизнь интересной, развлекает» и др.);

- познакомить детей с историей создания книги (рукописная книга, печатная книга, электронная книга); со структурой книги, ее элементами и значением каждого элемента (обложка, переплет, корешок, страницы, текст, иллюстрации, оглавление); создателями книги (автор-писатель, поэт, художник-иллюстратор, дизайнер, редактор);

- показать детям многообразие видов детских книг (книги-картинки, книги – раскраски, книги - игрушки), познакомить с различными видами изданий (словарь, научно-популярная книга, журнал, газета, энциклопедия);

- различать стили речи и жанры текста (разговорная речь, сказки, научно-популярный текст и т. д.);

- познакомить с местонахождением книг (библиотека, книжный магазин, домашняя библиотека);

- прививать навыки культуры чтения.

В программе «Вдохновение» вопросы приобщения к книжной культуре рассматриваются как формирование компетентности ребенка в работе с текстами. Понятие «предпосылки грамотности» употребляется в собирательном смысле «в качестве обозначения всей совокупности детского опыта, способностей, знаний, умений, связанных с книжной (текстовой) культурой, с восприятием текстов различного жанра на слухи умением связно передавать содержание сюжетов сказок, историй и событий из собственной жизни и опыта других людей, с культурой рассказывания, письма».

Особое внимание в современных программах уделяется привлечению детей к созданию рукотворных книг (книг-самоделок), которые дети под руководством взрослого создают от начала до конца. Содержание книг могут составлять придуманные детьми и записанные взрослыми сказки, рассказы, созданные детьми, иллюстрации.

Содержательно представлены в программах вопросы формирования эстетического отношения дошкольников к литературным произведениям, развитию литературной речи дошкольников. Решению задач художественно-эстетического развития дошкольников способствует использование методов и приемов, направленных на освоение дошкольниками образных средств языка произведений художественной литературы и фольклора (эпитетов, сравнений, метафор), развитие словесного творчества дошкольников (сочинение сказок, рассказов, небылиц).

Так, в программе «Развитие» решение задач по развитию речи ребенка (освоение словаря, воспитание звуковой культуры речи, освоение грамматического строя речи) включено в его литературно-художественную деятельность и в основном ею мотивировано.

Большое внимание уделяется созданию ситуаций, требующих от ребенка активного использования средств художественной выразительности.

Актуальной в настоящее время остается проблема формирования круга детского чтения. Опираясь на традиционные принципы отбора произведений для чтения детям, и сохраняя основное «ядро» круга детского чтения, современные программы существенно обновили рекомендуемый перечень произведениями как забытых, так и современных авторов. В программах «Радуга», «Миры детства: конструирование возможностей», «Истоки» важное место отводится «толстым книгам», чтению с продолжением.

Авторы программ полагают, что при формировании круга детского чтения необходимо учитывать особенности региона. Региональный компонент может включать: произведения фольклора, отражающие этнический состав населения региона (сказки, легенды, предания), произведения авторов, жизнь и творчество которых связаны с регионом. Приобщение дошкольников к творчеству писателей родного края включает знакомство с доступными детям фактами биографии, наиболее ярко характеризующими их творчество. Важным является визуальное сопровождение: показ портрета писателя, памятных мест, посещение музея.

В программе «Вдохновение» рекомендуется детям, для которых русский не является родным языком, читать произведения не только на русском, но и на родном для них языке, для это могут привлекаться родители.

 Авторы программ считают необходимым при формировании круга детского чтения ориентироваться не только на возрастные особенности детей, но и на их литературный опыт, читательские интересы, предпочтения, которые формируются именно в дошкольном возрасте.

Уже к трем годам проявляются основные типы читателей: дети, которым важна познавательная сторона текста; дети, которым интересны происходящие в произведении события; дети, предпочитающие эмоциональное наслаждение при чтении. К концу дошкольного возраста происходит дифференциация читательских типов: читатель – потребитель; читатель деловой, образовательной книги (детские энциклопедии); читатель, воспринимающий чтение как досуговое занятие.

ФГОС ДО ориентирует педагогов на развитие активной, инициативной, творческой личности ребенка. Следуя за ФГОС, помимо традиционного чтения и рассказывания детям художественных произведений и произведений фольклора, программы рекомендуют формы и методы работы, позволяющие обеспечить активную субъектную позицию ребенка в приобщении к чтению, развитие творческих способностей дошкольников. К таким формам можно отнести: проектную деятельность; игровые образовательные ситуации; продуктивную деятельность, создание макетов по содержанию художественных произведений; литературные игры, театрализованные игры и др.

Особое место в приобщении к книге занимают проектные технологии, которые позволяют в комплексе решать задачи познавательного и художественно-эстетического развития дошкольников, развивать их творческие способности.

Современные программы характеризует коммуникативный подход в работе с книгой. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо деятельность. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Наличие мотива – важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования ею в общении.

Книга обеспечивает разнообразные ситуации для общения, обеспечивающие речевую активность ребенка: выбор произведения для чтения; совместное со сверстниками и взрослыми рассматривание книг в уголке книги; обсуждение содержания прослушанных произведений; прогностические беседы о возможном развитии событий в произведении; рассматривание и обсуждение иллюстрации; обмен мнениями после посещения тематической выставки, детской библиотеки, просмотра мультфильма и др. Задача педагогов состоит в том, чтобы максимально включать эти ситуации в образовательный процесс.

Следует отметить разнообразие рекомендуемых в программах технологий, форм, методов приобщения дошкольников к художественной литературе. Так, в программе «Миры детства: конструирование возможностей» произведения литературы используются и как фон для совместной партнерской деятельности, для стимулирования познавательной, исследовательской деятельности дошкольников. В программе «Развитие» в основе формирования у дошкольников восприятия произведений художественной литературы, развития словесного творчества лежит использование технологии моделирования.

Широко применяются творческие задания на материале литературных произведений (подбор синонимов, эпитетов, придумывание начала и продолжения сказки, рассказа, подбор рифм к словам и др.).

Многие программы учитывают интерес детей к современным техническим, экранным средствам, поэтому рекомендуют привлекать детей к созданию мультфильмов, слайд-шоу по содержанию литературных произведений.

Важными условиями формирования будущего читателя в программах называют сетевое взаимодействие с учреждениями культуры (детскими библиотеками, театрами, досуговыми центрами) и взаимодействие с семьями воспитанников.

Взаимодействие с семьями воспитанников направлено на педагогическое просвещение родителей в вопросах приобщения к книге, возрождение традиций семейного чтения, активное вовлечение родителей в образовательный процесс: участие в литературных проектах, досуговых мероприятиях.

Таким образом, задача приобщения дошкольников к книге, воспитание устойчивого интереса к чтению является актуальной в настоящее время. В современных образовательных программах данная задача рассматривается в свете требований ФГОС ДО и с учетом достижений современной науки и педагогической практики.

Список литературы:

  1. Гриценко 3.А. Детская литература и методика приобщения к чтению. – М.: Изд. Центр «Академия, 2014. – 392 с.
  2. Образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И.Е.Федосовой. – М.: Изд. «Национальное образование», 2015. – 368 с.
  3. Образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под. ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
  4. Акулова О.В. Образовательная область «Чтение художественной литературы. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / О.В. Акулова, Л.М. Гурович; науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 192 с.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение их индивидуальности, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни в контексте реализации ФГОС ДО.

В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, прио...

« Патриотическое воспитание дошкольников посредством физической культуры в контексте реализации ФГОС»

Выступление на педагогическом совете по теме патриотического воспитания дошкольников с помощью образовательной области "Физическая культура", о работе, которая ведется инструктором по физической культ...

Статья "Приобщение дошкольников к народным истокам в аспекте реализации ФГОС ДО"

Приобщение детей к истокам народной культуры - одна из первостепенных задач современной дошкольной педагогики, для нас важно сохранить народные традиции, обычаи, промыслы, сделать так, чтобы наш...

Консультация для воспитателей "Ознакомление дошкольников с родной культурой в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

Воспитание гражданских чувств у ребенка начинается с самого малого – с создания условий для его самоидентификации как части Малой Родины, своего города, села. Для этого необходимо дать ребенку в...

« Патриотическое воспитание дошкольников посредством физической культуры в контексте реализации ФГОС»

  «Любовь к родному  краю,Родной культуре, родной речиНачинается с малого –с любвиК своей семье, к своему жилищу,К своему детскому саду.Постепенно расширяясь, этаЛюбовь пе...

Использование технологии "Сторисек" для приобщения дошкольников к книжной культуре.

Что же обозначает слово "Сторисек"? В переводе с английского- это "Мешок историй".Эта современная технология была разработана англичаниным Н.Гриффитсом.Я решила опробовать данную с...