Конспект занятия в подготовительной группе "День белых журавлей"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Карасова Элина Арсланбековна

Тема: «Стаи белых журавлей/ Реют в синей вышине, Чтоб на всей большой земле,/ Не греметь грозе – войне!»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belye_zhuravli.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

«День белых журавлей» в подготовительной группе.

  1. Продолжать обогащать и расширять знания детей о подвигах воинов в Великую Отечественную войну. Познакомить детей с народным поэтом Расулом Гамзатовым и его произведением «Мне кажется порою, что солдаты…»

  1. Дать понятие, что журавли символизируют память обо всех погибших на полях сражений, о памятниках белым журавлям.

  1. Познакомить детей с памятниками погибшим солдатам в Великую Отечественную войну.

  1. Воспитывать любовь к матери Родине и ее защитникам.

22 октября в России отмечают литературный праздник «Белых журавлей», учрежденный народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым, как праздник духовности и поэзии.

Это день памяти по всем павшим во время вооружённых конфликтов.

Слушание песни «Журавли»

    Проникновенные строки песни «Журавли» в России знает, наверное, каждый. Но не все знают, как родилась эта песня. Послушайте историю её рождения.

(на экране – слайды).

Воспитатель: На Кавказе существует поверье, будто павшие на поле сражения воины превращаются в белых журавлей, это объясняет такую композицию памятника. Увидев этих журавлей, народный дагестанский поэт Расул Гамзатов написал стихи, на которые позднее и была написана эта песня.

Немного об авторе песни. Дагестан – страна гор. На склонах этих гор расположены аулы. В одном из аулов в 1923 г. родился третий сын, его нарекли Расулом (фото). В 11 лет он написал своё первое стихотворение, а через 4 года его стихи были опубликованы в местной газете.

Началась Великая Отечественная война… В тысячи домов вошла беда. Не обошла она и дома Гамзатовых: оба старших брата пали смертью храбрых. Гибель братьев оставила кровоточащую рану в душе Расула. Стихи его мужают, становятся значительнее, отличаются яркостью образов, возвышенностью чувств, глубиной мысли. Характерная черта его произведений – любовь к родине.

Именно Расул Гамзатов предложил 22 октября отмечать праздник Белых Журавлей. В календаре праздников он отмечен как Праздник Белых Журавлей, день поэзии и памяти о погибших в войнах.

Журавль – это символ, который олицетворяет свет, процветание и долголетие, добро, порядок и терпение. Полет журавля символизирует освобождение и бессмертие.

Люди в День Белых Журавлей собираются вместе, чтобы поговорить и вспомнить о тех, кто так и не вернулся из боя, но заслужил светлой памяти, о тех, кто ценой своей жизни спасал жизнь своих друзей и родных, свою землю и свою страну. Память о защитниках Отечества передается, и будет передаваться из поколения в поколение. Эта память о погибших за Родину объединяет все народы России, вновь и вновь призывая их к единству.

Бойцы, что проливали кровь когда - то,

На склонах гор, средь леса и полей.

Не умирали вовсе, те солдаты,

А принимали облик журавлей.

Журавль птица счастья, птица мира,

Хранит всю память прожитых боев.

Они отображают честь мундира

Хотя, это понятно и без слов.

Ведь символ чести, выразить словами

Нельзя, сквозь миллионы дней.

Для этого придуман общий праздник

И это праздник Белых Журавлей!

Стихотворение, на основе которого была создана известная во всем мире песня, имеет свою предысторию.

Звучит песня «ЖУРАВЛИ»- видеоролик

Воспитатель: В 1965 году Расул Гамзатов побывал у памятника девочке Садако Сасаки в Японии, в городе Хиросиме. В её руках – бумажный журавлик, а у подножия памятника, рядом с цветами, лежали тысячи бумажных журавликов.

Садако Сасаки родилась 7 января 1943 года. А через два года на её город американскими лётчиками была сброшена атомная бомба. Когда девочке было 11 лет, врачи поставили ей страшный диагноз-лейкемия, рак крови. Девочке оставалось жить меньше года.

Но в Японии есть легенда: нужно сложить 1000 бумажных журавликов, загадать желание и оно обязательно сбудется. Садако Сасаки очень верила в это. Её желание было – жить. Она складывала одну птицу за другой. Но сложить 1000 журавликов она не успела. 25 октября 1955 года девочка умерла. А из её рук выпал 644-ый журавлик.

Расул Гамзатов был потрясен историей этой девочки. Им было написано стихотворение «В Хиросиме этой сказке верят".

«В Хиросиме этой сказке верят"

В Хиросиме этой сказке верят:

Выживает из больных людей,

Тот, кто вырежет, по крайней мере,

Тысячу бумажных журавлей.

Мир больной, возьми бумаги тонкой,

Думай о бумажных журавлях,

Не погибни, словно та японка,

С предпоследним журавлём в руках.

(Р. Гамзатов)

Воспитатель: Когда он стоял на площади среди человеческого горя, в небе над Хиросимой, невесть откуда появились настоящие журавли.

У Гамзатова сразу же зародились стихи, оставалось лишь записать их в блокнот.

Но тут ему прямо на площади передали из посольства телеграмму, где сообщалось о смерти матери. Поэт срочно вылетел на родину.

В самолете, история хиросимской девочки с бумажными журавликами не уходила из памяти, поэт думал о чудесном явлении журавлей в небе над Хиросимой, о женщинах в белом одеянии, о матери, о своих погибших на фронте братьях…. О девяносто тысячах дагестанцев, погибших в войне с фашизмом. Он написал стихотворение, которое начиналось строчками:

Мне кажется порою, что джигиты,

С кровавых не пришедшие полей,

В могилах братских не были зарыты,

А превратились в белых журавлей…

Воспитатель: Марк Бернес увидел стихотворение в журнале «Новый мир».

Переработав его с помощью переводчика Наума Гребнева, Бернес попросил композитора Яна Френкеля написать к нему музыку.

С согласия Гамзатова решено было заменить слово "джигиты" в первой строфе на "солдаты", что превратило песню из узконациональной в общечеловеческую.

Песня «Журавли» стала песней-реквиемом, гимном памяти, погибшим во время ВОВ солдатам, которых автор сравнивал с клином летящих журавлей. И в сегодняшнее неспокойное времена песня, как никогда, значима для всего человечества.

Сценка: «Рассказ бабушки»:

Бабушка: Внучка однажды обратилась ко мне:

Внучка: Бабушка, скажи мне, кто был на войне?

Хочу от тебя я услышать рассказ,

Кто из родных воевали у нас?

Бабушка: Прадед твой, Лёня, военный пилот.

В небе водил боевой самолёт.

Дедушка Женя десантником был,

Он о войне говорить не любил,

И отвечал на вопросы мои:

«Очень тяжёлые были бои»

Бабушка Соня трудилась врачом,

Жизни спасала бойцам под огнём.

Прадед Аркадий холодной зимой

Бился с врагами под самой Москвой!

Брат мой, Серёжа, погиб на войне.

Родине все послужили вполне.

Внучка: Да, много с войны не вернулось людей…

Проще ответить, кто не был на ней.

Горжусь я родными своими героями!

Памяти их я буду достойна!

Воспитатель: В разных уголках нашей страны воздвигнуто 24 памятника журавлям, где образ журавлей используется для передачи скорби по воинам, не вернувшимся с войны.

 Почему Расул Гамзатов сравнивает людей с птицами?

Случилось так, что, когда началась Великая Отечественная война, миллионы людей разбросала судьба, они, как птицы улетели в разные уголки земли. Молодым юношам и девушкам пришлось идти на фронт. Многие из них не вернулись к своим родным никогда.

4 года продолжалась война. 4 года горечи утрат, крови, смерти. Больше 20 миллионов людей погибли в эти дни. В память о них было установлено тысячи памятников и на многих запечатлены летящие журавли. Я прошу память о погибших, тех, кто приближал день Победы, но не дожил до него почтить минутой молчания.

Минута памяти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия пересказ сказки "Лиса и журавль"

конспкт занятия по речевому развитию  в подготовительной группе "пересказ сказки Лиса и журавль"...

Конспект занятия в средней группе "Прилетели журавли"

Познакомить детей с перелетными птицами...

Конспект аппликации в подготовительной группе "Белая береза"

Конспект аппликации в подготовительной группе "Белая береза"...

Конспект занятия в подготовительной группе. Аппликация «Белая лилия»

Цель: закреплять умение делать поделку своими руками задачи:-научить детей работать с трафаретами (непосредственно обводить);наклеивать аппликацию на основу.-развивать мелкую моторику р...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Белая берёза - символ России".

Развивать чувство патриотизма и любви к Родине через народные символы России, формировать у дошкольников представления о характерных особенностях берёзы....