Конспект занятия в подготовительной группе "День белых журавлей"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Тема: «Стаи белых журавлей/ Реют в синей вышине, Чтоб на всей большой земле,/ Не греметь грозе – войне!»»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belye_zhuravli.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«День белых журавлей» в подготовительной группе.
- Продолжать обогащать и расширять знания детей о подвигах воинов в Великую Отечественную войну. Познакомить детей с народным поэтом Расулом Гамзатовым и его произведением «Мне кажется порою, что солдаты…»
- Дать понятие, что журавли символизируют память обо всех погибших на полях сражений, о памятниках белым журавлям.
- Познакомить детей с памятниками погибшим солдатам в Великую Отечественную войну.
- Воспитывать любовь к матери Родине и ее защитникам.
22 октября в России отмечают литературный праздник «Белых журавлей», учрежденный народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым, как праздник духовности и поэзии.
Это день памяти по всем павшим во время вооружённых конфликтов.
Слушание песни «Журавли»
Проникновенные строки песни «Журавли» в России знает, наверное, каждый. Но не все знают, как родилась эта песня. Послушайте историю её рождения.
(на экране – слайды).
Воспитатель: На Кавказе существует поверье, будто павшие на поле сражения воины превращаются в белых журавлей, это объясняет такую композицию памятника. Увидев этих журавлей, народный дагестанский поэт Расул Гамзатов написал стихи, на которые позднее и была написана эта песня.
Немного об авторе песни. Дагестан – страна гор. На склонах этих гор расположены аулы. В одном из аулов в 1923 г. родился третий сын, его нарекли Расулом (фото). В 11 лет он написал своё первое стихотворение, а через 4 года его стихи были опубликованы в местной газете.
Началась Великая Отечественная война… В тысячи домов вошла беда. Не обошла она и дома Гамзатовых: оба старших брата пали смертью храбрых. Гибель братьев оставила кровоточащую рану в душе Расула. Стихи его мужают, становятся значительнее, отличаются яркостью образов, возвышенностью чувств, глубиной мысли. Характерная черта его произведений – любовь к родине.
Именно Расул Гамзатов предложил 22 октября отмечать праздник Белых Журавлей. В календаре праздников он отмечен как Праздник Белых Журавлей, день поэзии и памяти о погибших в войнах.
Журавль – это символ, который олицетворяет свет, процветание и долголетие, добро, порядок и терпение. Полет журавля символизирует освобождение и бессмертие.
Люди в День Белых Журавлей собираются вместе, чтобы поговорить и вспомнить о тех, кто так и не вернулся из боя, но заслужил светлой памяти, о тех, кто ценой своей жизни спасал жизнь своих друзей и родных, свою землю и свою страну. Память о защитниках Отечества передается, и будет передаваться из поколения в поколение. Эта память о погибших за Родину объединяет все народы России, вновь и вновь призывая их к единству.
Бойцы, что проливали кровь когда - то,
На склонах гор, средь леса и полей.
Не умирали вовсе, те солдаты,
А принимали облик журавлей.
Журавль птица счастья, птица мира,
Хранит всю память прожитых боев.
Они отображают честь мундира
Хотя, это понятно и без слов.
Ведь символ чести, выразить словами
Нельзя, сквозь миллионы дней.
Для этого придуман общий праздник
И это праздник Белых Журавлей!
Стихотворение, на основе которого была создана известная во всем мире песня, имеет свою предысторию.
Звучит песня «ЖУРАВЛИ»- видеоролик
Воспитатель: В 1965 году Расул Гамзатов побывал у памятника девочке Садако Сасаки в Японии, в городе Хиросиме. В её руках – бумажный журавлик, а у подножия памятника, рядом с цветами, лежали тысячи бумажных журавликов.
Садако Сасаки родилась 7 января 1943 года. А через два года на её город американскими лётчиками была сброшена атомная бомба. Когда девочке было 11 лет, врачи поставили ей страшный диагноз-лейкемия, рак крови. Девочке оставалось жить меньше года.
Но в Японии есть легенда: нужно сложить 1000 бумажных журавликов, загадать желание и оно обязательно сбудется. Садако Сасаки очень верила в это. Её желание было – жить. Она складывала одну птицу за другой. Но сложить 1000 журавликов она не успела. 25 октября 1955 года девочка умерла. А из её рук выпал 644-ый журавлик.
Расул Гамзатов был потрясен историей этой девочки. Им было написано стихотворение «В Хиросиме этой сказке верят".
«В Хиросиме этой сказке верят"
В Хиросиме этой сказке верят:
Выживает из больных людей,
Тот, кто вырежет, по крайней мере,
Тысячу бумажных журавлей.
Мир больной, возьми бумаги тонкой,
Думай о бумажных журавлях,
Не погибни, словно та японка,
С предпоследним журавлём в руках.
(Р. Гамзатов)
Воспитатель: Когда он стоял на площади среди человеческого горя, в небе над Хиросимой, невесть откуда появились настоящие журавли.
У Гамзатова сразу же зародились стихи, оставалось лишь записать их в блокнот.
Но тут ему прямо на площади передали из посольства телеграмму, где сообщалось о смерти матери. Поэт срочно вылетел на родину.
В самолете, история хиросимской девочки с бумажными журавликами не уходила из памяти, поэт думал о чудесном явлении журавлей в небе над Хиросимой, о женщинах в белом одеянии, о матери, о своих погибших на фронте братьях…. О девяносто тысячах дагестанцев, погибших в войне с фашизмом. Он написал стихотворение, которое начиналось строчками:
Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей…
Воспитатель: Марк Бернес увидел стихотворение в журнале «Новый мир».
Переработав его с помощью переводчика Наума Гребнева, Бернес попросил композитора Яна Френкеля написать к нему музыку.
С согласия Гамзатова решено было заменить слово "джигиты" в первой строфе на "солдаты", что превратило песню из узконациональной в общечеловеческую.
Песня «Журавли» стала песней-реквиемом, гимном памяти, погибшим во время ВОВ солдатам, которых автор сравнивал с клином летящих журавлей. И в сегодняшнее неспокойное времена песня, как никогда, значима для всего человечества.
Сценка: «Рассказ бабушки»:
Бабушка: Внучка однажды обратилась ко мне:
Внучка: Бабушка, скажи мне, кто был на войне?
Хочу от тебя я услышать рассказ,
Кто из родных воевали у нас?
Бабушка: Прадед твой, Лёня, военный пилот.
В небе водил боевой самолёт.
Дедушка Женя десантником был,
Он о войне говорить не любил,
И отвечал на вопросы мои:
«Очень тяжёлые были бои»
Бабушка Соня трудилась врачом,
Жизни спасала бойцам под огнём.
Прадед Аркадий холодной зимой
Бился с врагами под самой Москвой!
Брат мой, Серёжа, погиб на войне.
Родине все послужили вполне.
Внучка: Да, много с войны не вернулось людей…
Проще ответить, кто не был на ней.
Горжусь я родными своими героями!
Памяти их я буду достойна!
Воспитатель: В разных уголках нашей страны воздвигнуто 24 памятника журавлям, где образ журавлей используется для передачи скорби по воинам, не вернувшимся с войны.
Почему Расул Гамзатов сравнивает людей с птицами?
Случилось так, что, когда началась Великая Отечественная война, миллионы людей разбросала судьба, они, как птицы улетели в разные уголки земли. Молодым юношам и девушкам пришлось идти на фронт. Многие из них не вернулись к своим родным никогда.
4 года продолжалась война. 4 года горечи утрат, крови, смерти. Больше 20 миллионов людей погибли в эти дни. В память о них было установлено тысячи памятников и на многих запечатлены летящие журавли. Я прошу память о погибших, тех, кто приближал день Победы, но не дожил до него почтить минутой молчания.
Минута памяти
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Пересказ рассказа И. С. Соколова—Микитова «Улетают журавли»
Пересказ рассказа И. С. Соколова—Микитова «Улетают журавли»...
Конспект занятия пересказ сказки "Лиса и журавль"
конспкт занятия по речевому развитию в подготовительной группе "пересказ сказки Лиса и журавль"...
Конспект занятия в средней группе "Прилетели журавли"
Познакомить детей с перелетными птицами...
Конспект аппликации в подготовительной группе "Белая береза"
Конспект аппликации в подготовительной группе "Белая береза"...
Конспект занятия в подготовительной группе. Аппликация «Белая лилия»
Цель: закреплять умение делать поделку своими руками задачи:-научить детей работать с трафаретами (непосредственно обводить);наклеивать аппликацию на основу.-развивать мелкую моторику р...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Белая берёза - символ России".
Развивать чувство патриотизма и любви к Родине через народные символы России, формировать у дошкольников представления о характерных особенностях берёзы....