Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Белая берёза - символ России".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Развивать чувство патриотизма и любви к Родине через народные символы России, формировать у дошкольников представления о характерных особенностях берёзы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belaya_beryoza.docx | 9.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
"Белая береза - символ России"
Цель: развивать чувство патриотизма и любви к Родине через народные символы России, формировать у дошкольников представления о характерных особенностях берёзы.
Задачи:
- Расширить знания детей о берёзе, о традициях русского народа, представления об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразиельного искусства и в детском изобразительном творчестве.
- Формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе, эмоциональную отзычивость .
- Развивать речь детей, обогащать словарь новыми словами и выражениями "березняк", "чечевички", "чага", "береста", "берёзовая лучина", "пергамент".
- Учить способу изображения берёзы в технике "печать листом китайской капусты", развивать воображение, мелкую моторику пальцев рук.
Предварительная работа:
Наблюдение за деревьями на прогулке. Рассматривание изображений деревьев на иллюстрациях в детских книгах. Чтение стихов о природе, берёзках.
Материалы, инструменты, оборудование:
Листы бумаги размера А4 синего, ярко-голубого, бирюзового, сиреневого цвета, гуашевые краски, кисти разных размеров, баночки с водой, салфетки, листья китайской капусты, музыкальный центр, репродукции пейзажей с изображением берёзы, проектор, одноразовые стаканчики, сок берёзовый, фотошторы, цветная ленточка, аудиозапись "шум леса", аудиозапись стихотворения А.Прокофьева, слайдовая презентация.
Ход деятельности:
1 часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А теперь поприветствуем друг друга и улыбнёмся. От улыбки нашей солнышко проснётся, солнышко проснётся, детям улыбнётся. Ну а теперь, когда у вас хорошее настроение, я приглашаю вас... А куда, вы узнаете, отгадав загадку:
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки.
Книзу веточки спускаются,
А на веточках серёжки. (Берёзки)
Воспитатель: Правильно, это березки. А как называется лес из берёзок? (Берёзовая роща или березняк). Предлагаю вам совершить прогулку в берёзовую рощу. Открывается занавес, звучит аудиозапись "шум леса", дети проходят "на полянку"( в глубине зала). Какая красота! Когда попадаешь в берёзовую рощу, такое ощущение, что оказался в чистом, светлом зале, залитом светом. Воздух прозрачен и чист, а когда смотришь на тихие и молчаливые берёзки, то ощущаешь красоту своей Родины! Ребята, скажите,где вы видели деревья берёзы? (ответы детей). Берёза - очень распространённое дерево, она растёт во всех уголках нашей необъятной родины. Существует более 100 видов берёзы. Живёт это дерево очень долго, от 100 до 300 лет.
Сколько удивительных слов сказано о кудрявых белоствольных красавицах. Поэты сочиняют много красивых стихов о березе. Послушайте, как отразил в стихотворении образ берёзы русский поэт А.Прокофьев. (звучит аудиозапись стихотворения). Ребята, понравилось вам стихотворение? Мы прослушали стихотворение и представили себе картину, "картины" поэтов мы не видим, а слышим и представляем себе. "Поэтическую" картину мы можем прослушать, представить, а потом и нарисовать, как это делают настоящие художники. Любит народ берёзку за красоту и нежность. Довольно часто мы слышим словосочетание "Русская берёза". Как вы думаете, почему так говорят? (ответы: растёт в России, берёза - символ России).Правильно, ребята, берёза стала символом нашей Родины, зелёным символом России. Как клён для канадцев, пальма для кубинцев, сакура для японцев.
Берёзка одинаково хороша во все времена года. Давайте полюбуемся русской красавицей, присядем и посмотрим на экран. (просмотр слайдов сопровождается рассказом воспитателя). Прекрасна она и в зелёной накидке весны, (слайд 2) и в лёгком ситцевом платье лета, (слайд 3) и в цветном сарафане осени, (слайд 4) и в пышном парчовом уборе зимы. (слайд 5)
Берёза не только красивое дерево. Ещё в древности люди отметили многие полезные свойства этого дерева. Она лечила. Берёзовые листья и почки славятся своими полезными свойствами, их применяют для лечения людей. (слайд 6) Берёзовый сок очень целебный и полезный, в нём много витаминов и микроэлементов. В весенний период, когда идёт сокодвижение, с одного среднего дерева за сутки можно получить около ведра берёзового сока. (слайд 7) Распаренные берёзовые веники используют в бане. Они изгоняют болезни и дают бодрость и силу. (слайд 8) Давала тепло. В старину берёзовыми дровами топили печь, горели они долго, давали много тепла и света. (слайд 9) Давала свет. В крестьянских избах зажигали берёзовую лучину. (слайд 10) Кора у берёзы бывает белая, желтоватая, коричневатая. Внешняя часть - береста легко отслаивается. На бересте в древности писали, так как пергамент стоил дорого, пергаментом называют бумагу, которой пользовались в древности, так как наша современная бумага ещё не была изобретена. (слайд 11) Из бересты умельцы делали игрушки и посуду, короба, кузовки. (слайд 12) Из лыка плели лапти и корзины. (слайд 13) И по сей день берёзка служит людям. (слайд 14) Из древесины делают лыжи, ложки, трещётки, кадушки, расчёски, шкатулки, да всего и не перечислишь, долгий это разговор.
Что то мы с вами засиделись, предлагаю встать и поиграть в игру "Придумай слова о берёзке!". Давайте встанем в круг и передавая ленточку друг другу будем называть слова, относящиеся к берёзке, красивые и ласковые слова. Я назову первая - "подруженька", передаю ленточку ребёнку. Дети поочерёдно придумывают и называют свои слова. Молодцы, ребята, много хороших слов сказали о берёзке.
Ребята, не только поэты посвящали берёзке свои стихи, но и музыканты сочиняли музыкальные произведения, песни, а простой народ любил под берёзками водить хороводы. Предлагаю вам сейчас встать в хоровод, станцевать и спеть про берёзу. ( хоровод "Во поле берёзка стояла".)
Белоствольная красавица всегда радует наш взор и многие художники отразили красоту берёзы в своих полотнах - картинах.
Только поэты используют для этого слова, а художники пишут картины чем?…красками (дать возможность ответить детям).
Картины художников мы можем увидеть глазами.
Дети, скажите, как называются картины, на которых изображена природа? (пейзаж).
Многие известные художники - И. И. Шишкин, И. И. Левитан, Ф. А. Васильев, И. Э. Грабарь очень любили рисовать природу. Они выбирали очень красивые или чем-то необычные виды природы (таинственный лес, глубоководная река, стремительный водопад, бушующее море, цветущий луг, золотая роща и пр.), любовались этими видами сами и с нами поделились своей радостью, нарисовав красивые картины. Предлагаю вам присесть и полюбоваться выдающимися, известными на весь мир полотнами. (слайд 15 - И. И. Левитан "Берёзовая роща"), (слайд 16 - И. И. Левитан - "Золотая осень"), (слайд 17 - И. Э. Грабарь - "Иней").
Как вы думаете, чем отличается береза от остальных деревьев, например, от ели? (У них разный цвет ствола, у ели – коричневый, а у березы - белый с черными черточками, их называют чечевичками, через эти отверстия, чечевички дерево дышит, ведь оно - живой организм).
Физкультминутка : "На дворе у нас мороз"
На дворе у нас мороз (Дети хлопают себя по плечам)
Чтобы нос наш не замёрз (Трогают, позлопывают по носу)
Надо ножками потопать (Топают ногами)
И ладошками похлопать (Дети хлопают в ладоши)
С неба падают снежинки
Как на сказочкой картинке (Поднимают руки вверх и делают хватательные движения, словно ловят снежинки)
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, ( Поднимают руки вверх и в стороны)
Снегом замело дороги
Не завязнуть в поле чтобы. (Ходьба с высоким подниманием колена.)
Поднимаем выше ноги.
Мы идём, идём, идём
И к себе приходим в дом. ( Ходьба на месте)
2 часть:
Ребята, а давайте сегодня на занятии тоже нарисуем красивую березу в зимнем наряде. Предлагаю вам пройти за столы и сесть поудобнее. Мы будем рисовать гуашью на тонированных листах бумаги. А поможет нам нарисовать дерево вот такой лист китайской капусты, он имеет глубокие прожилки, напоминающие ветки и крону дерева. Его нужно прокрасить белой гуашью с помощью кисти, а затем перевернуть и сделать отпечаток по середине листа. Начать прокрашивать надо с самой толстой части листа, это будет ствол нашей берёзы, а потом по краям, с одной и с другой строны, это будет крона. Когда отпечаток будет готов, тонкой кистью черной гуашью нужно прорисовать веточки и чёрные отметины на стволе.
-С чего вы начнете рисовать березу? (со ствола).
-Какого цвета ствол у березы? (белый).
-Что вы можете сказать о ветках? (они тонкие, свисают вниз, похожи на ниточки, веревочки, черного цвета).
-Как нарисовать такие тонкие ветки? (тонкой кисточкой, концом кисти).
Дети выбирают листы (разного цвета, формы) и приступают к работе.
Дети под музыку рисуют березку.
Слежу за осанкой детей. Осуществляю индивидуальное руководство самостоятельной деятельностью через вопросы, советы, рекомендации, напоминания, обращение к опыту детей. Обращаю внимание на технические навыки при работе с кистью и гуашью. При затруднении предлагаю посмотреть на картины художников.
-Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
По мере окончания рисования, дети выкладывают рисунки на отдельный стол.
3 часть
Заканчивается занятие обсуждением и демонстрацией рисунков, из которых впоследствии организуется выставка. Дети рассматривают рисунки друг друга.
-Ребята, у нас получилась настоящая березовая роща. Каждый из вас нарисовал березку по-своему.
-Посмотрите, у каких березок получились самые тонкие веточки?
-Как вам удалось нарисовать такие веточки?
-Опиши свою березку. Какая она? (стройная, красивая, с белой бахромой на ветках).
-У вас получились замечательные рисунки. Сегодня на занятии мы еще раз убедились, как поэзия, музыка, картины художников помогает лучше понять образ и передать его в рисунке.
Ребята, мы сегодня с вами хорошо потрудились и берёзка угощат вас своим соком. Давайте пройдём на полянку и отведаем этот целебный напиток. Но сначала со всеми попрощаемся. До свидания! Наше занятие подошло к концу. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе "Государственные символы России"
Занятие напрвлено на ознакомление детей с основными символами России.Во время занятия дети читают стихи, занимаются аппликацией, прослушиают гимн....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Берёза-символ России"
В рамках праздника "День России" в подготовительной группе были проведены ряд мероприятий, в том числе образовательное. Задачи: углубить знания детей о Родине, о символике России, о сим...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе«Матрешка - символ народного творчества»
Цель: познакомить детей с матрешкой как с предметом народного творчества, процессом ее изготовления на примере матрешек Нижегородской области....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе посвящённый Дню России – 12 июня "Россия – Родина моя!"
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе посвящённый Дню России – 12 июня "Россия – Родина моя!"Цель: Воспитание патриотических чувств детей дошколь...
Публикация. Статья. Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Неофициальные символы России» (подготовительная группа)
Данный конспект открытого занятия создан для того, чтобы познакомить старших дошкольников с неофициальными символами России, закрепить представления детей об официальных государственных символах ...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе " Государственные символы России"
Познакомить детей с символами нашей Родины,с их историей. Герб, гимн, флаг - это символы достоинства страны....