Развитие умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами математических и логических игр.
консультация

Развитие умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами математических и логических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matemat_doklad.docx16.15 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами математических и логических игр.

     Подготовила Рашкевич Т.Н

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет.

Мы признаем, что одной из основных задач дошкольного образования является математическое развитие ребенка.

        Известно, что интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, мы понимаем и помним, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания.

        

        Цель  математических игр - активизировать умственную деятельность, уметь планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, проявляя при этом творчество. Такая работа не только активизирует мыслительную деятельность ребёнка, но и развивает его ум, позволяет расширять и  углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности и в новой обстановке.

        Известно, что в  современной дошкольной педагогике существует огромное количество разнообразных дидактических материалов, методик, технологий.

        Обучение детей происходит через: 1) организованную образовательную деятельность; 2) задачи-шутки; 3) развивающие игры и упражнения; 4) игры-головоломки; 5) загадки; 6) дидактические игры.

        В группе, с ребятами, мы  играем в кубики Б. Никитина, с геометрическим узором, а так же используем деревянные цветные кубики. Создаем из них творческие «шедевры». В процессе игры с кубиками Никитина дети тренируют навыки счета, учатся ориентироваться в пространстве и во времени, развивают внимание, память, логическое мышление и воображение.

        Делаем аппликации из геометрических фигур, вырезанных из бумаги. При этом у детей всегда есть выбор что им использовать в работе.  Таким образом, формируется вариативность мышления.

        Применяю в своей работе развивающие игры Воскобовича. Конструктор «Геоконт» открывает ребенку мир  геометрических и образных превращений, разноцветных приключений.  Так же используются и другие игры В. Воскобовича: «Сложи квадрат», «Квадрат Воскабовича», «Прозрачный квадрат», «Прозрачные цифры» , «Математический планшет», «Волшебная дощечка».

        Отдельно хочу выделить универсальные дидактические средства «Палочки Кьюзенера» и «Логические блоки Дьенеша»

         Настольно печатные игры: «Чем мы похожи», «Геометрическое лото», «Подбери по смыслу», «Смотри, играй, запоминай», «Подбери по контору», «Веселый пасьянс», «Собери фигуру», «Часть и целое», «Логика», «Цвет и форма».

        Интегрируем математические игры в изобразительную деятельность. Раздаю детям листы бумаги с изображенной на ней геометрической фигурой, а ребята рисуют свой сюжет.

        Использование развивающих игр по математике в нашей  группе способствовало появлению у ребят интереса к этой области знаний, развитию из мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук, творческого воображения. Каждый ребенок учился играть в своем,  особенном темпе, так как после занятий можно было еще раз выполнить то же самое упражнение, лучше понять его суть.

        Интерес к развивающим играм поддерживается внесением новых элементов в упражнения, а также привлечением детей к творчеству. Ребята становятся соавторами создателей игр. Решать творческие задачи чаще всего пытаются дети с более высоким уровнем развития, которые любят новые необычные задания.

        В дальнейшем планируется продолжить работу в том же направлении. Уже знакомые развивающие игры по математике будут использоваться для освоения нового содержания. Введение новых развивающих игр позволит разнообразить творческую деятельность детей, расширить круг интересов, развить познавательные и творческие способности детей.

        В результате опытно-экспериментальной части были сделаны выводы о том, что система работы по математическому развитию детей с использованием игровых действий способствует повышению уровня вариативного мышления и  творческих способностей детей.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографии в работе по программе А.А. Матяшиной "Путешествие в страну "Хореография" - 2016

Методическая разработка тематического плана по хореографии в детском саду для  для включения его в образовательную деятельность с детьми (дополнительное образование)....

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»Подготовила вос...

Развитие умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами математических и логических игр.

Игра это основное и любимое занятие детей, их работа. В игре часто сложное становится доступным.Игры математического и логического содержания предполагают становление у детей дошкольного возраста жела...

Проект на тему "Создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики».

Представленный материал поможет создать действенную развивающую  предметную среду, способствующую развитию познавательных  и  творческих способностей  у детей дошкольного возраста ...

"Эффективное развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича»"

В.В. Воскобович - автор технологии интеллектуально-творческого развития детей "Сказочные лабиринты игры". Преимущество данной технологии в том, что она всегда требует активных действий каждо...