Семинар-практикум для педагогов «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности»
консультация
В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_noyabr.docx | 40.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Чайка», с. Иргаклы,
Степновского муниципального округа Ставропольского края
Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности |
Семинар-практикум для педагогов |
Воспитатель Карагулова А.Ф. 15.11.2024 |
Цель:
- повышение культуры речи детей и профессиональной компетентности воспитателей ДОУ.
Задачи:
развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников в театрализованной деятельности;
способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
План проведения семинара
- Речевые проблемы воспитанников ДОУ, отчего они возникают.
- Обсуждение методов развития речи детей в театрализованной деятельности. Из опыта работы.
- Практические задания для педагогов.
1. Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:
- связные высказывания детей короткие;
- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи.
2. Обсуждение методов развития речи детей в театрализованной деятельности. Из опыта работы.
Когда к нам пришли малыши, которые не все хорошо разговаривали, не умели дружить, к нам пришли дети, которые только начали познавать себя и окружающий мир, интересоваться окружающей реальностью. Нам очень хотелось, чтобы у нас сложился дружный, увлечённый, слаженный детский коллектив в котором можно было бы успешно заниматься образовательной и воспитательной деятельностью.
И, мы решили, что реализовать поставленные задачи и достигнуть поставленной цели нам поможет именно театрализованная деятельность. Потому что с помощью театрализованной деятельности можно решать множество педагогических задач, безусловно это развитие речи, так как с развитием речи у ребенка начинает развиваться мышление, это и развитие творческих способностей, получение новых знаний, знакомство с литературными произведениями.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности, что способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Цель и задачи:
Цель: развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Игровая деятельность у детей дошкольного возраста будет эффективно развиваться при следующих условиях: организация богатой предметно-игровой среды в группе (достаточное количество игр, игрового материала, пособий и т. д.), создание эмоционально-благоприятной обстановки, умение педагога устанавливать игровые отношения с детьми, умение педагога обучать игре прямыми способами (показ, объяснение, рассказ), умение педагога самому включаться в игру.
В нашей группе организован уголок для театрализованных игр и представлений. В уголке располагаются:
• различные виды театров (бибабо, настольный, пальчиковый, и др.);
• реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски);
• атрибуты для различных игровых позиций.
• развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления. Большинство людей привыкло считать воображение чем-то не очень важным и относиться к нему пренебрежительно. Мол, это всё хорошо для художников, писателей - пусть они об этом и думают. Возможно такие рассуждения и уместны в отношении взрослых людей, но для дошкольников воображение - основа интеллектуального развития. Эйнштейн так и говорил: "Без воображения нет соображения".
• совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников.
•обогащать и активизировать словарь.
Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения. Для успешного обучения ребёнка в дальнейшем, необходимо, чтобы система родного языка, его элементы выступали как объект его сознательной деятельности. Поэтому одной из задач развития речи в детском саду является формирование у дошкольников начального, элементарного познания языковой действительности, на которое может опереться обучение в школе.
•развивать диалогическую и монологическую речь;
• воспитывать гуманные чувства у детей. В последнее время воспитатели и родители всё чаще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнёру по общению, поддерживать и развивать контакт со сверстниками, согласовывать собственные действия в процессе любой деятельности, правильно реагировать и выражать свою симпатию к сверстнику. Отмечаются также сложности в умении сопереживать и радоваться успеху другого человека и это приводит к различного рода конфликтам и непониманию сверстниками друг друга. Слайд про волка.
Для начала необходимо установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу. Это, как правило – чтение сказок, рассказов, стихов, беседа по увиденному, просмотр иллюстраций, видеоматериалов.
Продуктивную театральную деятельность мы начинали, придерживаясь методического принципа: от простого к сложному. От лёгкого к трудному. Начинали с элементов импровизации, разыгрывания этюдов, стихотворений, потешек, сказок, небольших сюжетно – ролевых игр.
Игра, как основной вид деятельности в дошкольном возрасте, интересна ребенку, а в сочетании с театрализованной деятельностью она позволяет решать множество педагогических задач. Озвучивая определенный персонаж, дети передают голосом его настроение, а значит, обучаются интонационной выразительности. Также они учатся правильной постановке пауз, грамотной постановке логического ударения, учатся произносить фразу в определенном темпе. В ходе инсценировок дети стараются координировать свою речь и дыхание.
Показывая движение персонажа и одновременно озвучивая его, ребенок обучается координации речи с движением.
Проговаривая реплики своего персонажа, ребенок должен быть внимательным к речи других детей. Таким образом, развивается слуховое внимание и уважение к собеседнику, способность выслушать другого, что очень важно в процессе коммуникации. Театрализованная деятельность позволяет автоматизировать звуки, поставленные и закрепленные на более простом материале ранее. По этому принципу распределяли роли между детьми.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная деятельность помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.
Посредством театрализованной деятельности нам удалось выявить талантливых и способных детей.
В театральной деятельности необходимо придерживаться определённых принципов формирования творческой деятельности:
Принципы формирования творческой деятельности :
- гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми). Партнёрство, сотрудничество, уважение личности ребёнка, признание его таланта, уметь похвалить, поддержать, вдохновить, наконец. Только так, иначе у ребёнка может сформировать заниженный уровень самооценки
- интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности). Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, включаться во все занятия. В нашем случае, театрализованная деятельность успешно включалась в реализацию парциальной программы «Формирование культуры безопасности у детей.»
- творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности). Педагог, работающий в дошкольном учреждении должен немного быть сам ребёнком, не потерять «восторженной улыбки», уметь радоваться вместе с детьми или огорчаться. Если взрослый совсем потерял связь или нить с детством, то он не сможет понять ребёнка и учить его творчеству.
Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые способы действия (воспитатель сам показывает способы действия) и косвенные приемы (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).
Основные требования к организации театрализованных игр
- Содержательность и разнообразие тематики.
- Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.
- Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
- Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
- Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
Театрализованная деятельность по возрастным группам:
В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью.
В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц.
В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Илья Ваулин у нас очень любил самостоятельно находить решения выражения ролевой эмоции. Слайд Айболит.
В подготовительной группе игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре.
В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи — куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить.
Существуют различные виды театра, это:
- Режиссерские игры.
- Игры-драматизации.
- Настольный театр.
- Теневой театр.
- Театр на фланелеграфе
- Игры-драматизации с пальчиками.
- Игры-драматизации с куклами бибабо.
- Импровизация.
- Игры-имитации.
- Ролевые диалоги.
- Инсценировки и спектакли и многие другие виды театральной деятельности.
Все они несут определённые функции по развитию речи, творческих способностей, на развитие у её участников мышления, воображения, внимания, ощущение чувств, эмоций, на развитие фантазии и формирование различных чувств, многих навыков и умений (речевых, коммуникативных, организаторских и т.д.)
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в дальнейшей жизни.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на основе можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения , развивается речь детей, появляется возможность к самореализации.
Речь детей становится образной, выразительной. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Мимика и жесты становятся артистичными, у детей появляется уверенность в себе, способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля; развивается логичность мышления. К пяти годам дети легко обыгрывают русские народные сказки, рассказы писателей, стихи, пробуют складывать стихи.
3. Практические задания для педагогов.
1. Игра «Цветочная поляна» (каждая команда получает конверт с цветами внутри, на которых прописаны вопросы, после ответов команды приклеивают свои цветы на лист, создавая общими усилиями красивый сад)
1 команда
1)Назовите известные вам формы работы с детьми по речевому развитию? (НОД, беседа, экскурсия, конкурсы чтецов, режимные моменты и т.д.)
2) Назовите формы связного высказывания (монолог, диалог, повествование, описание, рассуждение)
3) Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)
4) С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
5) Смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. (связная речь)
6) Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
7) Ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками (скороговорка)
8) Ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)
2 команда
1) Диалогическое общение, через которое расширяются, систематизируются представления о предметах и явлениях, актуализируется личный опыт (беседа)
2) Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией (диалог)
3) С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая группа)
4) Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения. (вопрос)
5) Какие умения развиваются в диалоге. (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
6) Изложение прослушанного произведения (пересказ)
7) . Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
8) Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. (басня)
2. игра «Говорун» (слайд 16)
Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.
(Командам предлагается выбрать лепесток Цветика- Семицветика на котором прописана одна из 6 скороговорок).
Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 3 раза подряд.
На подготовку дается 3 минуты. Максимум за это задание можно получить 3 балла (слаженность, быстрота, четкость).
• Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
• Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать.
• Выскороговаривай скороговорки на скороговорном скороговорящем конкурсе скороговорок.
• Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории.
• Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не партизанили.
• Не тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто при товарищах товарищу товарищ,
А тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто без товарищей товарищу товарищ.
3. Игра «Крокодил»
Задание - покажите пословицу жестами, пантомимой. (слайд 17)
1 команда
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Тише едешь - дальше будешь.
2 команда
Любишь кататься - люби и саночки возить.
Слово не воробей - вылетит, не поймаешь
4. Игра « Угадай сказку»
Слова противоположные по смыслу называются антонимами. (слайд 18)
Задание: замените слова на противоположные, и получи название сказок
Пес без шапки - Кот в сапогах
Красные усы – Синяя борода
Красивый цыпленок – Гадкий утенок
Серебряная курочка – Золотой петушок
Черная туфелька – Красная шапочка
5.Игра «Допиши две строчки» (слайд 19)
Дошкольный возраст - период интенсивного развития творческих возможностей. Именно в дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. Наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка – словесное творчество.
Словесное творчество выражается в разных формах:
- в словотворчестве (придумывание новых слов и оборотов)
- в сочинение загадок, небылиц, собственных рассказов, сказок
- в сочинение стихов
- в творческих пересказах
Особая роль отводится педагогу, насколько он сам творческая личность.
«Я пришёл сегодня в сад,
Очень Слава мне был рад.
Я ему принёс лошадку,
Ну а он мне дал лопатку»
1 команда
«Наконец весна настала,
И теплее сразу стало…
2 команда
У родителей работа,
А мне в парк давно охота
Это было последнее задание и пока жюри подводит итоги, хочу поблагодарить Вас всех за активное участие и сказать что Вы все большие молодцы. Очень надеюсь, что сегодняшний семинар был Вам полезен и в дальнейшем мы продолжим:
1. Создавать в нашем ДОУ условия для развития речи детей:
- пополним группы дидактическими играми по развитию речи;
2. Будем отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей.
3. Проведем для родителей консультации, беседы по теме «Развитие речи дошкольника».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности»
Опыт работы по развитию музыкальных и творческих способностей детей докшольного возраста по программе "Арт-фантазия" Э.Г.Чуриловой...
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В ДАННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ, ФОТОГРАФИИ С УТРЕННИКОВ, СКАЗОЧНЫХ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПОСТАНОВОК, ГДЕ АРТИСТЫ - ДЕТИ....
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театральную деятельность
Материал предназначен для развития творческой деятельности детей дошкольного возраста. Поможет педагогам и родителям в организации театрализованной деятельности....
Рабочая программа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства «Уроки сказки»
В последние годы активно происходит реформирование системы дошкольного воспитания, появляются новые программы, новые оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений наряду с интеллек...
План самообразования музыкального руководителя Тема:" Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности"».
Тема: Развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности»....
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности.
Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности....
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "друдлы"»
Друдл – это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Проще говоря, загадка в визуальной форме. Суть техники «друдлы» заключается в том, что предлагается опи...