"Эффективное развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича»"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В.В. Воскобович - автор технологии интеллектуально-творческого развития детей "Сказочные лабиринты игры". Преимущество данной технологии в том, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. С помощью этих игр осуществляется технологический подход к организации деятельности с детьми в соответствии с ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективное развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами игровой технологии
«Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича»
Дети в дошкольном возрасте обладают высоким потенциалом развития и обучения, поэтому актуальным является вопрос образовательных средств, которые должны быть направлены на решение возрастных задач (например, повышать уровень социального и интеллектуального развития, способствовать появлению конкретных умений, действий и развивать их и пр.).
Одним из таких образовательных средств является технология развивающего обучения «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича.
Реализация данной технологии в педагогическом процессе способствует полноценному проживанию ребенком всех этапов детства, поскольку игровые пособия направлены на решение задач, связанных с познавательным и социальным развитием.
Целью учебно-игрового пособия технологии «Сказочные лабиринты игры» является эффективное развитие интеллектуальных способностей ребенка.
При использовании технологии В.В. Воскобовича построение педагогического процесса, способствующего интеллектуальному и творческому развитию детей, происходит в игре. Ведь именно с помощью игр и пособий развиваются психические процессы (внимание, память, мышление, воображение) и творческие. Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий каждого ребёнка.
Новизна технологии «Сказочные лабиринты игры» заключается в вариативном дидактическом сопровождении становления интеллектуальных, социальных и творческих умений детей в совместной деятельности взрослого и ребенка/ детей. Учитывая особенности каждого ребенка, который становится активным участником деятельности с использованием игрового пособия, педагог организует сотрудничество детей и взрослых как партнеров, тем самым актуализирует субъектную позицию ребенка, поддерживая его инициативность и активность.
Методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие дошкольника.
Развивающие игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала и легко вписываются в содержание любой образовательной программы. Поскольку они способствуют развитию детей во всех пяти образовательных областях, которые предусмотрены ФГОС ДО.
Современные образовательные технологии, которые включены в игры и пособия Воскобовича - это:
развивающее обучение;
игровые технологии;
технологии проблемного обучения (в сказочном контексте). Сказка – база для обучения и развития детей;
работа в сотрудничестве (пары, команды).
Достоинство данных развивающих игр:
широкий возрастной диапазон участников игр (от 2 до 12 лет). С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики начальной средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий;
многофункциональность развивающих игр (задачи, которые заложены каждую из 5 областей, можно решить с помощью пособия); дети знакомятся с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т.д.).
вариативность (различные вариации работы с каждым пособием – когда есть вариативность, есть игра).
безопасность (сертифицированы все игры и пособия)
Одной из главных задач дошкольного образования является организации (или оптимизация) развивающей предметно-пространственной среды, а развивающие игры В.В. Воскобовича в качестве образовательных средств отвечают современным тенденциям дошкольного образования и предполагают активное задействование в образовательном процессе предметно-пространственной среды.
Пособия В.В. Воскобовича позволяют организовать предметно-развивающую среду с учетом новых требований: многофункциональность, трансформируемость, педагогическая целесообразность. Кроме того, они активизируют, расширяют и обогащают игровую деятельность детей. С помощью этих игр осуществляется технологический подход к организации деятельности с детьми в соответствии с ФГОС ДО.
Технология «Сказочные лабиринты игры» условно разделена на четыре блока.
Первый блок- идейный.
Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки - задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям. В технологии Воскобовича более ста сказочных персонажей.
Второй блок – универсальный. Сюда входят:
- Развивающая среда «Фиолетовый лес»
- Игровой комплекс Коврограф Ларчик
- Графический тренажер «Игровизор»
1) Методическая развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» полностью соответствует требованием которые предъявляет ФГОС к среде - содержательно-насыщенная, трансформируемая (можно снять, перенести, на пол постелить); доступность (висит). Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей; может служить местом для уединения и проектирования собственного пространства.
Фиолетовый Лес – это сказочный мир, в котором дети, действуя с играми, становятся соучастниками забавных и таинственных приключений, реальных и фантастических событий, где препятствиями служат логические и творческие задачи, а мотивацией их решения – участие в судьбе любимых героев.
2) Игровой комплекс Коврограф «Ларчик» - это игровое поле из ковролина и конструктивные элементы, прилагающиеся к нему: «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты-эталоны цвета», «Буквы и цифры» и оригинальные элементы - зажимы , кармашки.
Данное пособие является универсальным так как способствует:
развитию психических процессов (память, внимание, мышление, воображение). - способствует сенсорному развитию (цвет, форма, величина);
развивает логико-математические представления (пространственные отношения, классификация);
развивает речевые, экологические предпосылки у детей от двух лет и школьного возраста;
расширяет представления о предметном мире.
В процессе игры коврограф превращается в волшебную поляну в Фиолетовом лесу, на которой происходят различные чудеса. Ларчик универсален тем, что с его помощью можно считать, составлять алгоритмы и схемы, выкладывать, знакомиться с буквами, цифрами, фигурами, линиями, свойствами
Предметов. Дети знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ, учатся ориентироваться на плоскости, а самое главное – играть.
- Графический тренажер «Игровизор».
Графический тренажер «Игровизор» - универсальное средство технологии развивающего обучения. В самом названии заложен главный смысл этого пособия – игра. Игровизор представляет собой прозрачную папку (2 листа формата А4: верхний – прозрачный пластик, нижний – разлинованный картон, пружина) плюс маркер (быстросохнущий) на водной основе. Использование игровизора в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной интересной деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.
С помощью Игровизора решаются самые разные задачи: совершенствуются графические навыки, ориентировка на пространстве листа, разделенного образно на 4 области (ЛеВ – левая верхняя, ПаВлин – правая верхняя, ПоНи – правая нижняя и ЛаНь – левая нижняя); можно изображать фигуры по клеточкам, дорисовывать предметы, достраивать симметричную половину изображения – и так далее, на что хватит фантазии.
Вариативность Игровизора в том, что он может быть использован как для фронтальной/подгрупповой, так и для индивидуальной работы с детьми; как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной и самостоятельной деятельности.
При выполнении заданий на игровизоре:
умственные способности детей реализуются на 80%, моторная – 20%;
ребенок уходит от стресса, потому что есть возможность исправить ошибки;
можно использовать листы самоконтроля (создается ситуация успеха ребенка).
Итог: у ребенка:
развиваются сенсорные способности (форма, размер);
проявляется интеллект и воображение (когда к фигуре дорисовываем предметы);
развиваются математические способности (ориентировка в пространстве, геометр. фигуры, счет);
идет работа по формированию образа, развивается речь (рассказывает о том, что построено).
Т.е. при работе с Игровизором включается воображение, работает речь, тренируется память, развивается координация глаз-рука.
Третий блок – предметный включает в себя игры, пособия и комплекты:
«Играем в математику» (корзинки, кораблики, счетовозики);
«Чтение через игру» (складушки, теремки Воскобовича, яблоньки, снеговики, ромашки).
Четвертый блок – конструктивный.
Сюда входят:
эталонные м знаковые конструкторы («Волшебная восьмерка», «Геоконт», «Шнур - малыш», «Прозрачный квадрат»);
чудо-конструкторы («Чудо крестики 1,2,3», «Чудо соты»).
Важное в пособиях и играх – взаимосвязь и решение одних и тех же задач на разном предметном содержании.
Например, графический диктант – нарисуй треугольник на ларчике – можно выполнять, используя разные пособия: Шнур-малыш, Игровизор, коврограф «Ларчик». То есть, одна задача решается на разном предметном содержании, используя разные игры.
С помощью игр В.В. Воскобовича дети воспринимают информацию не пассивно, т.е. их умения и навыки развиваются в игре, активными участниками которого они являются.
Л.В. Тимофеева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера
методическая разработка по развитию способностей детей...
Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера
Программа рассчитана на образовательную деятельность детей во вторую половину дня. Проводиться в течение 3 лет. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиям...
"Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера"
Опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюиз...
Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера
Цель программы:Повышение уровня интеллектуальных итворческих способностей детей старшего дошкольного возрастачерез систему развивающих игр. Задачи: • Создать условия для развития ...
Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера
Пояснительная записка:Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобови...
Методическая разработка на тему: «Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера»
Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З....
Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера
Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизен...