"Эффективное развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича»"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Тимофеева Лариса Владимировна

В.В. Воскобович - автор технологии интеллектуально-творческого развития детей "Сказочные лабиринты игры". Преимущество данной технологии в том, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. С помощью этих игр осуществляется технологический подход к организации деятельности с детьми в соответствии с ФГОС ДО. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективное развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами игровой технологии

«Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича»

Дети в дошкольном возрасте обладают высоким потенциалом развития и обучения, поэтому актуальным является вопрос образовательных средств, которые должны быть направлены на решение возрастных задач (например, повышать уровень социального и интеллектуального развития, способствовать появлению конкретных умений, действий и развивать их и пр.).

Одним из таких образовательных средств является технология развивающего обучения «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича.

Реализация данной технологии в педагогическом процессе способствует полноценному проживанию ребенком всех этапов детства, поскольку игровые пособия направлены на решение задач, связанных с познавательным и социальным развитием.

Целью учебно-игрового пособия технологии «Сказочные лабиринты игры» является эффективное развитие интеллектуальных способностей ребенка.

При использовании технологии В.В. Воскобовича построение педагогического процесса, способствующего интеллектуальному и творческому развитию детей, происходит в игре. Ведь именно с помощью игр и пособий развиваются психические процессы (внимание, память, мышление, воображение) и творческие. Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий каждого ребёнка.

Новизна технологии «Сказочные лабиринты игры» заключается в вариативном дидактическом сопровождении становления интеллектуальных, социальных и творческих умений детей в совместной деятельности взрослого и ребенка/ детей. Учитывая особенности каждого ребенка, который становится активным участником деятельности с использованием игрового пособия, педагог организует сотрудничество детей и взрослых как партнеров, тем самым актуализирует субъектную позицию ребенка, поддерживая его инициативность и активность.

Методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие дошкольника.

Развивающие игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала и легко вписываются в содержание любой образовательной программы. Поскольку они способствуют развитию детей во всех пяти образовательных областях, которые предусмотрены ФГОС ДО.

Современные образовательные технологии, которые включены в игры и пособия Воскобовича - это:

        развивающее обучение;

игровые технологии;

        технологии проблемного обучения (в сказочном контексте). Сказка – база для обучения и развития детей;

        работа в сотрудничестве (пары, команды).

Достоинство данных развивающих игр:

широкий возрастной диапазон участников игр (от 2 до 12 лет). С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики начальной средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий;

многофункциональность развивающих игр (задачи, которые заложены каждую из 5 областей, можно решить с помощью пособия); дети знакомятся с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т.д.).

        вариативность (различные вариации работы с каждым пособием – когда есть вариативность, есть игра).

        безопасность (сертифицированы все игры и пособия)

Одной из главных задач дошкольного образования является организации (или оптимизация) развивающей предметно-пространственной среды, а развивающие игры В.В. Воскобовича в качестве образовательных средств отвечают современным тенденциям дошкольного образования и предполагают активное задействование в образовательном процессе предметно-пространственной среды.

Пособия В.В. Воскобовича позволяют организовать предметно-развивающую среду с учетом новых требований: многофункциональность, трансформируемость, педагогическая целесообразность. Кроме того, они активизируют, расширяют и обогащают игровую деятельность детей. С помощью этих игр осуществляется технологический подход к организации деятельности с детьми в соответствии с ФГОС ДО.

Технология «Сказочные лабиринты игры» условно разделена на четыре блока.

        Первый блок- идейный.

Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки - задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям. В технологии Воскобовича более ста сказочных персонажей.

        Второй блок – универсальный. Сюда входят:

  1. Развивающая среда «Фиолетовый лес»
  2. Игровой комплекс Коврограф Ларчик
  3. Графический тренажер «Игровизор»

1) Методическая развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» полностью соответствует требованием которые предъявляет ФГОС к среде - содержательно-насыщенная, трансформируемая (можно снять, перенести, на пол постелить); доступность (висит). Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей; может служить местом для уединения и проектирования собственного пространства.

Фиолетовый Лес – это сказочный мир, в котором дети, действуя с играми, становятся соучастниками забавных и таинственных приключений, реальных и фантастических событий, где препятствиями служат логические и творческие задачи, а мотивацией их решения – участие в судьбе любимых героев.

2) Игровой комплекс Коврограф «Ларчик» - это игровое поле из ковролина и конструктивные элементы, прилагающиеся к нему: «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты-эталоны цвета», «Буквы и цифры» и оригинальные элементы - зажимы , кармашки.

         Данное пособие является универсальным так как способствует:

развитию психических процессов (память, внимание, мышление, воображение). - способствует сенсорному развитию (цвет, форма, величина);

 развивает логико-математические представления (пространственные отношения, классификация);

развивает речевые, экологические предпосылки у детей от двух лет и школьного возраста;

расширяет представления о предметном мире.

В процессе игры коврограф превращается в волшебную поляну в Фиолетовом лесу, на которой происходят различные чудеса. Ларчик универсален тем, что с его помощью можно считать, составлять алгоритмы и схемы, выкладывать, знакомиться с буквами, цифрами, фигурами, линиями, свойствами

Предметов. Дети знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ, учатся ориентироваться на плоскости, а самое главное – играть.

  1. Графический тренажер «Игровизор».

Графический тренажер «Игровизор» - универсальное средство технологии развивающего обучения. В самом названии заложен главный смысл этого пособия – игра. Игровизор представляет собой прозрачную папку (2 листа формата А4: верхний – прозрачный пластик, нижний – разлинованный картон, пружина) плюс маркер (быстросохнущий) на водной основе. Использование игровизора в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной интересной деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.

С помощью Игровизора решаются самые разные задачи: совершенствуются графические навыки, ориентировка на пространстве листа, разделенного образно на 4 области (ЛеВ – левая верхняя, ПаВлин – правая верхняя, ПоНи – правая нижняя и ЛаНь – левая нижняя); можно изображать фигуры по клеточкам, дорисовывать предметы, достраивать симметричную половину изображения – и так далее, на что хватит фантазии.

Вариативность Игровизора в том, что он может быть использован как для фронтальной/подгрупповой, так и для индивидуальной работы с детьми; как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной и самостоятельной деятельности.

При выполнении заданий на игровизоре:

умственные способности детей реализуются на 80%, моторная – 20%;

ребенок уходит от стресса, потому что есть возможность исправить ошибки;

можно использовать листы самоконтроля (создается ситуация успеха ребенка).

Итог: у ребенка:

развиваются сенсорные способности (форма, размер);

проявляется интеллект и воображение (когда к фигуре дорисовываем предметы);

развиваются математические способности (ориентировка в пространстве, геометр. фигуры, счет);

идет работа по формированию образа, развивается речь (рассказывает о том, что построено).

Т.е. при работе с Игровизором включается воображение, работает речь, тренируется память, развивается координация глаз-рука.

Третий блок – предметный включает в себя игры, пособия и комплекты:

          «Играем в математику» (корзинки, кораблики, счетовозики);

«Чтение через игру» (складушки, теремки Воскобовича, яблоньки, снеговики, ромашки).

Четвертый блок – конструктивный.

Сюда входят:

эталонные м знаковые конструкторы («Волшебная восьмерка», «Геоконт», «Шнур - малыш», «Прозрачный квадрат»);

чудо-конструкторы («Чудо крестики 1,2,3», «Чудо соты»).

Важное в пособиях и играх – взаимосвязь и решение одних и тех же задач на разном предметном содержании.

Например, графический диктант – нарисуй треугольник на ларчике – можно выполнять, используя разные пособия: Шнур-малыш, Игровизор, коврограф «Ларчик». То есть, одна задача решается на разном предметном содержании, используя разные игры.

С помощью игр В.В. Воскобовича дети воспринимают информацию не пассивно, т.е.  их умения и навыки развиваются в игре, активными участниками которого они являются.

Л.В. Тимофеева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера

Программа рассчитана на образовательную деятельность детей во вторую половину дня. Проводиться в течение 3 лет. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиям...

"Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера"

Опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюиз...

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера

Цель программы:Повышение уровня интеллектуальных итворческих способностей детей старшего дошкольного возрастачерез систему развивающих игр. Задачи: • Создать условия для развития ...

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера

Пояснительная записка:Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобови...

Методическая разработка на тему: «Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера»

Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З....

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизен...