Методическая разработка "Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографии в работе по программе А.А. Матяшиной "Путешествие в страну "Хореография" - 2016
методическая разработка
Методическая разработка тематического плана по хореографии в детском саду для для включения его в образовательную деятельность с детьми (дополнительное образование).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_ddopolnitelnomu_obrazovaniyu.docx | 35.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие музыкальных и творческих способностей детей
дошкольного возраста средствами хореографии
в работе по программе А.А. Матяшиной
«Путешествие в страну «Хореография».
(тема)
Методическая разработка
(Тематический план)
Гусевой М.А.
Музыкального руководителя МДОУ Д/С № 42
г. Ярославль 2016
Программа «Путешествие в страну «Хореография» А. А. Матяшиной
Цель: Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства.
Пояснительная записка
Программа вводит в большой и удивительный мир хореографического искусства, посредством игры знакомит с жанрами, видами, стилями хореографии. Помогает дошкольникам влиться в огромный мир музыки от классики до современных стилей и попытаться проявить себя посредством пластики, близкой детям дошкольного возраста.
Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развиваются способности к самостоятельному творческому самовыражению. Формируется умение передавать услышанный музыкальный образ пластическими движениями. Дети знакомятся со сценическими костюмами.
Предполагаются обязательные выступления (занятия) с присутствием родителей, воспитателей и их непосредственным участием. При этом ставится цель единения творческих начал взрослого и ребенка.
Главная цель программы А. А. Матяшиной «Путешествие в страну «Хореография» - привить интерес дошкольников к хореографическому искусству; развить их творческие способности посредством танцевального искусства.
Структура программы
Программа состоит из трех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного возраста (от 4 до 5 лет; от 5 до 6 лет; от 6 до 7 лет), учитывающим особенности и динамику развития годичного цикла ребенка.
В каждом основном разделе выделено по 5 подразделов:
- Экзерсис: у опоры или в середине зала.
- Партерная гимнастика.
- Танцевальный образ.
- Слушаем и фантазируем.
- Танец.
Программа предусматривает не только обучающую цель, но и развитие творческих способностей
Средняя группа (4-5 лет)
Задачи:
- Пробуждать интерес к танцевальному движению.
- Формировать интерес к элементам классического экзерсиса.
- Приучать детей следить за осанкой.
- Развивать наблюдательность и любознательность, знакомя детей с окружающей природой, с предметами и явлениями жизни. Учить выделять характерные признаки предметов и живых объектов, развивать умение сравнивать и группировать их по общим признакам.
- Воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца, понимать значение результатов своего творчества.
- Учить оценивать свои поступки, чутко относиться к творчеству сверстников.
- Формировать умение слушать музыку, понимать настроение, ее характер.
Старшая группа (5-6 лет)
Задачи:
- Развивать интерес к хореографическому искусству.
- Развивать музыкальность (внимание, память).
- Формировать интерес к выполнению элементов классического экзерсиса и пластических движений.
- Развивать умение чувствовать характер музыки, передавать его в движении.
- Развивать индивидуальное исполнительское мастерство в танцах.
- Воспитывать интерес к танцам народов разной национальности.
Подготовительная группа (6-7 лет)
Задачи:
- Развивать музыкальные способности (музыкальное мышление, творческое воображение, внимание, память).
- Совершенствовать интерес к хореографическому искусству.
- Развивать познавательные интересы.
- Воспитывать положительное отношение к систематическому выполнению экзерсиса.
- На основе расширения знаний об окружающей действительности показывать танцевальные образы под выбранную музыку.
- Уметь слушать и повторять за педагогом элементы танцев с последующим самостоятельным показом.
- Формировать умение импровизировать под музыку. Развивать способность к анализу, самооценке при выполнении работ.
- Воспитывать организованность, заботливое отношение друг к другу и желание объединяться для коллективных композиций.
Тематический план
Сентябрь – октябрь
Тема: «Танец».
Средняя группа (4-5 лет) | Старшая группа (5-6 лет) | Подготовительная группа (6-7 лет) | |
Разделы | Содержание | ||
Танцы и ритмические композиции | «Кузнечик» муз. В. Шаинского, «Разноцветная игра» муз. Б. Савельева, «Плюшевый медвежонок», «Веселые путешественники», «Чебурашка», «Маленький танец», «Рыбачок» (из «Ритмической мозаики»), «Птички и Ворона», «Неваляшки», «Белочка», «Лошадки». | «Хоровод» (р.н.м.), Пляска «Калинка» - русская народная песня в обр. Д. Ласта (С. Д. запись 1990 г). Повторение материала предыдущего года, а так же: «Кораблики», «Красная шапочка», «Антошка», «Волшебный цветок». | «Красный сарафан» муз. Варламова (хоровод), «Калинка» (р.н.м.) – пляска. «Ливенская полька». Повторение материала предыдущего года. Новый репертуар – по выбору педагога из программы «Ритмическая мозаика», А. И. Бурениной – 2й и 3й уровень сложности. Упражнения с осенними листьями Вальс «Осенний сон». |
Экзерсис | I, II позиции ног, прыжки на носках. Деми-плие из I позиции муз. «Вальс» Грибоедова. | Позиции ног и рук (I, II, III, V) «Петушок» (упражнение). | Позиции ног и рук. Батман – положение работающей ноги. Батман девлопэ. |
Танцевальные образы (слушаем и фантазируем) | Кто в лесу живет? (инд. показ), «Осенний лист» (инд. показ). | «Кто в лесу живет?», «Бабочки» муз. Б. Савельева, М. Дунаевского. | Е. Дога «В лесу», «Птица», «Лист». |
Ноябрь - декабрь
Тема: «Сколько танцев на белом свете!»
Средняя группа (4-5 лет) | Старшая группа (5-6 лет) | Подготовительная группа (6-7 лет) | |
Разделы | Содержание | ||
Танцы и ритмические композиции | «Неваляшки», «Лошадка», «Едем к бабушке в деревню», «Белочка». Повторение: «Кузнечик», «Разноцветная игра» (программа А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»). Повторение ранее разученных композиций. | Полька – «Кремена» муз. А. Арскос. «Все мы делим пополам» муз. В. Шаинского (см. репертуар из программы А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» (приложение), «Снегопад и вьюга» муз. Ф. Шопена, «Вальс». «Мячик», «Кошка и девочка», «Веселая пастушка», «Птичка польку танцевала», «Пляска парами муз. Дунаевского.. | «Танцевальные вариации» муз. Кулау (приложение), «Белая метель» Ф. Шопен «Вальс». «Осенний парк» (Вальс Е. Дога). «Голубая вода», «Красный сарафан», «Полкиз» (программа А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»). |
Экзерсис | Деми-плие из I позиции. Батман тандю. | Деми-плие – полуприседание, не отрывая пяток от пола (по I, II позиции). Гранд-плие – сгибание колена до предела с отрывом пяток от пола. Релеве (подъем на полупальцах)». | Деми-плие, гранд-плие. Батман тандю – нога скользящим движением отводится на носок вперед, назад, в сторону. Релеве по I, II позиции. |
Танцевальные образы (слушаем и фантазируем) | «Что зимой бывает?» | «Песенка рыжехвостенькой» - муз. Шаинского, «Антошка», «Песня Красной Шапочки» муз. В. Шаинского. | Из сказки-балета «Щелкунчик», Мари и принц» П. И. Чайковский, «Баркарола» П. И. Чайковский. |
Январь - февраль
Тема: «В гостях у сказки».
Средняя группа (4-5 лет) | Старшая группа (5-6 лет) | Подготовительная группа (6-7 лет) | |
Разделы | Содержание | ||
Танцы и ритмические композиции | «Маленький танец» муз. Кулау, «Мячик», «Антошка», «Поросята», «Кот Леопольд», «Красная Шапочка» (программа «Ритмическая мозаика). Повторение разученных композиций. | Музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок» муз. Ю. Чичкова. «Танец солдатиков и кукол» - музыкальная пьеса Яна Янтера (программа А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»). «Кукляндия» муз. Овсянникова, «Цирковые лошадки», «Финская полька» (старинный танец), «Танец солдатиков и куколок». | Музвкально-ритмическая композиция «Дворцовый танец» муз. С. Никитиной. «Менуэт» муз. Поля Мориа. «Танец троллей» (сюжетный танец). Старинные бальные танцы: «Менуэт» (Л. Боккерини «Полонез»). |
Экзерсис | I и II позиции ног и рук. Прыжки на одной ноге из I позиции (темп леве) | Деми-плие по I, II, III позиции. Релеве в I, II позиции. Гранд-плие… Сотэ – прыжок с двух ног на две ноги. | Батман тандю крестом из I позиции. Батман тандю жете – активное выбрасывание ноги. Деми-плие релеве – полуприседание и последующий подъем на полупальцы. |
Танцевальные образы (слушаем и фантазируем) | Мои любимые сказочные герои. Слушаем и фантазируем. «Снежинки спускаются с неба». | Музыкальная сказка «Кто сказал «Мяу?» муз. С. Кац. | «Мои превращения»:
|
Март – Апрель – Май
Тема: «Музыка и природа».
Средняя группа (4-5 лет) | Старшая группа (5-6 лет) | Подготовительная группа (6-7 лет) | |
Разделы | Содержание | ||
Танцы и ритмические композиции | «Песенка о лете», «Веселая пастушка», «Кошка и девочка», «Волшебный цветок» (программа «Ритмическая мозаика».) Повторение ранее разученных композиций. | «Разноцветная игра» муз. Б. Савельева. «Кукляндия» муз. Овсянникова. «Танец цветов и бабочек» муз. Шуберта, «Вечерняя серенада» (программа А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»). «Песенка о лете». Повторение всех ранее разученных композиций. «Дети и природа», «Танец цветов и бабочек», «Танец мотыльков», «Итальянская полька» муз. С. Рахманинова. | «Цыганочка» (музыка народная, авторская композиция).»Восточный танец (диско-танец, авторская композиция). «Аквариум» муз. К. Сен-Санса фантастическая картина из сюиты «Карнавал животных» (программа А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»). «Танцуйте сидя», «Сиртаки», «Старинная полька», «цыганские напевы». |
Экзерсис | Позиции рук и ног: I, II, III. Деми-плие. Батман тандю. (муз. М. Глинки «Полька»). Батман тандю жете (отведение ноги броском назад). | Позиции ног I, II, III, V). «Петушок». Деми-плие, гранд-плие, релеве. | Батман тандю, батман девлопэ, батман тандю жете, гранд-плие. |
Танцевальные образы (слушаем и фантазируем) | «Песенка рыжехвостенькой» муз. В. Шаинского. | «В лесу» муз. Е. Дога, «Одинокий пастух» муз. Д. Ласт, «Цветные огоньки» муз. П. И. Чайковского. | «Здравствуй, солнышко» муз. Э. Григ, «Радость», «Дети и природа» - пластическая картина, муз. О. Юдахиной. |
Литература
- Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно-метод. Пособие / Под. Ред. С. И. Мерзляковой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 216 с.: ил. – (Воспитание и доп. Образование детей).
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве программно-методического пособия.
- Буренина А. И. Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста) – 2-е изд., испр. и доп. – С.П.б.: лоиро, 2000 – 220 с.
Рекомендовано Министерством образования российской Федерации в качестве программы воспитания, обучения и развития для детей дошкольного возраста. Адресовано данное издание музыкальным руководителям ДОУ, руководителям детских хореографических студий… и др. специалистам.
- С. Л. Слуцкая «Танцевальная мозаика». Хореография в детском саду. – М.: линка-пресс, 2006. – 272 с.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В ДАННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ, ФОТОГРАФИИ С УТРЕННИКОВ, СКАЗОЧНЫХ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПОСТАНОВОК, ГДЕ АРТИСТЫ - ДЕТИ....
Мастер-класс "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности"
Мастер-класс проводился для музыкальных руководителей ДОУ...
Программа «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
Программа по изобразительной деятельности расчитана на детей средних, старших и подготовительных групп.Нетрадиционные техники рисования, которые предложены детям для освоения подобраны по принципу: от...
Классическая музыка как средство развития музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста
Релаксация как основной вид восприятия классической музыки...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности
Обучение музыкальных руководителей использованию педагогической технологии по развитию музыкально-театрализованной деятельности детей дошкольного возраста...
Презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности"
Презентация сопровождает проведение мастер класса по теме:"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности"...
Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
Доклад на тему "Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"...