Конспект опытно-экспериментального интегрированного занятия в старшей группе «Удивительная соль»
план-конспект занятия (старшая группа)
- познакомить детей с основными свойствами, видами, формами соли;
- учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с солью;
- научить использовать соль, как средство для творчества;
- учить использовать в работе нетрадиционную технику - рисование клеем и солью, развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции;
- вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект опытно-экспериментального интегрированного занятия в старшей группе «Удивительная соль»
Подготовил воспитатель старшей группы Прокофьева М.И.
МБДОУ «ЦРР-детский сад «Сказка».
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с основными свойствами, видами, формами соли;
- учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с солью;
- научить использовать соль, как средство для творчества;
- учить использовать в работе нетрадиционную технику - рисование клеем и солью, развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции;
- вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, потребность в получении новой информации;
- воспитывать умения соблюдать правила поведения и необходимые меры безопасности при проведении опытов;
- воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Развивающие:
- развивать интерес к исследовательской деятельности, умение устанавливать и обобщать причинно-следственные связи в процессе проведения опытов умение делать выводы;
- развивать активный и пассивный словарный запас по теме;
- развивать мелкую моторику рук;
- упражнять в умении отгадывать загадки;
- развивать любознательность, логическое мышление и речь.
Место занятия в изучении темы: одно из занятий в области «Познание» в опытно-экспериментальном проекте «Мы-маленькие исследователи».
Вид занятия: опытно-экспериментальное, интегрированное.
Формы организации по составу: групповая.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Формы и методы организации совместной деятельности:
- наглядный - моделирование игровой ситуации, просмотр презентации (слайдов), наблюдение за результатами исследований;
- мультимедийный - показ презентации, использование ноутбука;
- игровой – дидактическая игра, динамическая пауза;
- словесный - объяснение, диалог, рассказ, вопросы, ответы;
- практический – исследования, художественно-эстетическое творчество, нетрадиционная техника рисования (рисование на соли пищевой пальцами).
УУД, формируемые на занятии:
Личностные УУД:
- положительные эмоции, удовлетворение от процесса познания, исследования и практической деятельности;
- формирование умения высказывать свое отношение к материалу, выражать свои эмоции.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения воспитывать действия, осуществлять сотрудничество с воспитателем и сверстниками;
- формирование умения строить речевое высказывание.
Регулятивные УУД:
- организация самоконтроля выполнения задания;
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные УУД:
- усвоение информации с помощью компьютера (презентации) и проделывания опытов;
- умение обобщать причинно-следственные связи в результате проведения исследований;
- мыслительный эксперимент.
Материал и оборудование: презентация на мультимедийном оборудовании, соль поваренная (пищевая), одноразовая пластиковая посуда: тарелки, стаканчики, ложки, трубочки, лед, вода кипяченая, 2 банки 0,5 литра, 2 картофелины, картон, кисти, акварельные краски, непроливайки, клей ПВА, тарелки с солью для рисования, салфетки.
Ход занятия
Этап 1 занятия
Мотивационно-побудительный этап
Организационный момент, 2 минуты
Цель этапа: поддержка эмоционального настроения, активизация внимания детей и настрой на активную деятельность.
Приветствие
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг, и ты -мой друг!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Ребята, сегодня я к вам на группу пришла не с пустыми руками: в этом красивом сундучке находится посылка от ребят из другого детского сада. Они просят вас помочь им разобраться, что это за вещество. А прежде чем мы с вами посмотрим, что лежит в этом сундучке, предлагаю вам отгадать загадку.
Воспитатель: Без нее ребята, повар, как без рук.
И становится вся пища невкусной вдруг,
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы наверно догадались, ну конечно, это …
Ребята: СОЛЬ.
Воспитатель: Давайте проверим, что там лежит и правильно ли вы отгадали загадку? Да, ребята, вы правы! Это соль!
Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали соль?
А для чего она нужна вам дома?
Ответы детей: Дома, на кухне. Для приготовления пищи.
Этап 2 занятия
Основная часть, 15-18 минут
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам стать учеными. А кто такие ученые?
Ребята: Люди, которые проводят опыты и эксперименты, работают в научных лабораториях.
Воспитатель: Вот и мы сегодня будем учеными, будем проводить опыты и эксперименты. А что мы будем сегодня исследовать, как вы думаете?
Ребята: СОЛЬ.
Воспитатель: Ребята, прежде чем мы с вами приступим к исследованиям, послушайте мой рассказ о соли.
Соль - один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся?
- Морская. Источниками соли являются моря, океаны и соляные озёра. Добытая там соль называется морская.
- Каменная или пищевая соль. Соль добывается в горах. Такая соль называется каменная. Дома у каждого из вас есть поваренная соль. Как мы уже сказали, соль нужна для приготовления пищи, а также для приготовления заготовок на зиму.
- Йодированная соль.
А ещё, как вы думаете, для чего нужна соль?
Она нужна для лечения, например, промывания носа и полоскания горла.
А ещё солью посыпают дороги во время гололёда.
Животным, как и человеку соль необходима для правильного пищеварения. Посмотрите, как животные любят соль. Что делает коза?
Ребята: Лижет соль.
Воспитатель: Правильно, поэтому такая соль называется лизунец.
Ребята, сегодня мы будем изучать соль и её свойства. Нам необходимо ознакомиться с правилами поведения в лаборатории. Что можно делать в лаборатории, а что нельзя!
Нельзя! Можно!
кричать помогать друг другу
баловаться думать
болтать задавать вопросы
! Пробовать, нюхать, трогать!
Не все вещества во время эксперимента можно трогать, нюхать и пробовать!
В нашем эксперименте это делать будет необходимо!
Воспитатель: Хорошо! Теперь мы с вами можем приступить к экспериментам! Результат экспериментов будем заносить в таблицу, чтобы отправить ребятам в письме.
Опыт № 1: «Внешний вид».
Ребята, возьмите стаканчик с солью. Какого она цвета?
Ребята: Белого.
Воспитатель: Попробуйте посмотреть, ребята, сквозь соль, видно что-нибудь, например, дно тарелки?
Ребята: Нет!
Воспитатель: Значит соль какая?
Ребята: Непрозрачная.
Воспитатель: Ребята, какой вывод мы с вами можем все сделать, исходя из первого опыта? (Задать наводящие вопросы: соль какого цвета, прозрачная или нет).
Вывод: соль белого цвета, непрозрачная.
Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу. (Воспитатель заносит результаты опыта в таблицу).
Опыт №2 «Соль сыпучая, хрустит»
Воспитатель: Ребята, возьмите щепотку соли и затем разожмите пальчики. Что произошло с солью?
Ребята: Она сыпется.
Воспитатель: Значит, соль какая?
Ребята: сыпучая.
Воспитатель: А теперь, ребята, надавите на неё ложкой. Что вы слышите?
Ребята: хруст.
Воспитатель: Как вы думаете, на что похож этот хруст?
Ребята: ответы детей.
Воспитатель: Это похоже на хруст снега в морозный день. Как вы думаете, ребята, почему соль хрустит?
Ребята: ответы детей.
Воспитатель: Потому что кристаллики соли трутся друг о друга.
Воспитатель: Ребята, какой вывод мы с вами можем все сделать, исходя из второго опыта? (Задать наводящие вопросы: соль какого цвета, прозрачная или нет).
Вывод: Соль сыпучая, она, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль мы слышим хруст.
Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу. (Воспитатель заносит результаты опыта в таблицу).
Опыт №3 «Есть ли у соли запах и вкус»
Воспитатель: Ребята, приступаем к опыту №3. Нам свами нужно будет исследовать, есть ли у соли запах и вкус? Наберите, пожалуйста, в ложечки немного соли и понюхайте. Имеет ли запах соль?
Ребята: Нет.
Воспитатель: Предлагаю вам попробовать соль на вкус! Имеет ли она вкус? Какой?
Ребята: Да, соленый вкус.
Вывод: У соли есть вкус, но нет запаха.
Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу. (Воспитатель заносит результаты опыта в таблицу).
Опыт №4. «Соль растапливает лёд»
Перед детьми в тарелке лежат кусочки льда.
Воспитатель: Ребята, мы говорили, что солью посыпают дорожки зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда. Один кусочек льда оставьте, а другой посыпьте солью и прислушайтесь. Что происходит?
Ребята: Соль начинает трещать.
Воспитатель: Ребята, чтобы исследование получилось верным, нам необходимо немного подождать. Мы с вами пока отставим блюдца в сторонку, а, чтобы нам не было скучно, выйдем в центр группы и поиграем в игру «Солят – не солят».
(Ребята выходят из-за столов и встают в круг.)
Воспитатель: Если услышите продукт, который солят – нужно присесть.
Если нет – нужно встать.
Малоподвижная игра «Солят – не солят».
Варенье
Чай
Борщ
Компот
Кисель
Вареная картошка
Мармелад
Шоколад
Котлеты
Винегрет
Мороженое
Дети выполняют упражнения: приседают или стоят на месте.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Весело поиграли! Проходите, пожалуйста, на свои места.
Ребята проходят за столы и садятся на свои места.
Посмотрим, как проходит наше исследование. Что мы с вами можем наблюдать? Что случилось со льдом, который мы посыпали солью?
Ребята: Он почти растаял, а другой кусочек льда еще нет.
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, какой вывод мы с вами можем сделать?
Вывод: соль помогает льду таять быстрее. Вот для чего посыпают дорожки солью.
Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу. (Воспитатель заносит результаты опыта в таблицу).
Опыт №5. «Соль растворяется в воде»
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам приступить к опыту №4. Нам с вами предстоит исследовать, растворяется соль в воде или нет? Перед вами стоят стаканчики с жидкостью. Предлагаю вам попробовать содержимое, используя трубочки, и, ответить, что за вещество у вас в стаканчике.
Дети пробуют воду.
Воспитатель: Что вы попробовали, ребята?
Ребята: Воду.
Воспитатель: Правильно! Это вода. Имеет ли она вкус?
Ребята: Нет.
Воспитатель: Теперь, ребята, возьмем одну ложку соли и положим в стакан с водой, хорошенько размешаем. Что произошло?
Ребята: Соль растворилась.
Воспитатель: Правильно, ребята, соль растворилась в ваших стаканчиках. Пробуем на вкус, какой стала вода? А какой была?
Ребята: Стала соленой. А была без вкуса.
Воспитатель: Правильно, ребята! Молодцы! Вода стала соленая, а была безвкусная, пресная. Какой мы с вами можем сделать вывод, исходя из этого опыта?
Вывод: Соль растворяется в воде, делает воду солёной.
Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу. (Воспитатель заносит результаты опыта в таблицу).
Опыт №6. «Соленая вода помогает предметам держаться на поверхности»
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам проверить такую гипотезу: «Соленая вода помогает предметам держаться на поверхности».
Перед воспитателем в миске лежат 2 картофелины и стоят 2 банки с водой.
Воспитатель: Ребята, я сейчас насыплю в одну банку с водой 7 ложек соли и хорошо размешаю. Вы считайте вместе со мной.
Дети дружно считают до 7.
Воспитатель: А теперь осторожно опустим картошку в банку и понаблюдаем. Что произошло?
Ребята: В одной банке картофелина утонула, а у в другой нет.
Воспитатель: Ребята, может эта картофелина волшебная? Предлагаю поменять картошку местами (воспитатель вынимает из одной банки и кладет её в другую). Посмотрите, теперь она утонула. Как вы думаете, ребята, почему в одной банке картофелина плавает, а в другой – тонет? Почему так происходит?
Дети делают вывод, что соль помогает держаться предметам на поверхности).
Воспитатель: Те, кто был на море, наверняка заметили, что в морской воде плавать легче, чем в речной. Морская вода держит нас на плаву. Значит, соленая вода что делает?
Вывод: соленая вода помогает предметам держаться на поверхности.
Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу, чтобы потом отправить их ребятам в другой детский сад. (Воспитатель заносит результаты опыта в таблицу).
Рисование солью на тарелках.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все у нас получилось! Вы оказались настоящими учеными! А сейчас я вам предлагаю отгадать мои загадки и попробовать нарисовать отгадку на тарелочке с солью.
Загадки.
Воспитатель:
- Утром рано я проснусь, посмотрю и засмеюсь.
Ведь в моё оконце, ярко светит …
Ребята: СОЛНЦЕ
Воспитатель:
Мы его слепили ловко.
Глазки есть и нос-морковка.
Чуть тепло — заплачет вмиг
И растает…Снежный важный...
Ребята: СНЕГОВИК
Воспитатель:
- Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год…
Ребята: ЕЛКА
Воспитатель:
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Ребята: СНЕЖИНКА…
Дети рисуют отгадки в тарелочке с солью.
Этап 3 занятия
Продуктивная деятельность, 8 минут
Мастер - класс по нетрадиционному рисованию
с использованием клея и соли на тему: "Волшебные снежинки"
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сделать «волшебную» снежинку в подарок вашим друзьям. Для этого нам понадобятся соль, клей ПВА, акварельные краски, непроливайки с водой, кисточки.
Ход работы
Воспитатель: Ребята, для начала нам понадобиться картон белый для основы.
1. С помощью клея ПВА обводим снежинку на картоне.
2. Затем снежинку засыпаем солью с помощью ложечки. Примакиваем аккуратно салфеткой, а лишнюю соль стряхиваем в тарелку.
3. Берем акварельные краски. Можно использовать краску любого цвета, и методом примакивания наносить на наши снежинки с солью.
Этап 4 занятия
Рефлексия, 2 минуты
Воспитатель: Ребята, кем вы сегодня были? Что исследовали? Какими свойствами обладает соль?
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель: Теперь можно отправлять письмо ребятам. Я думаю, они очень обрадуются. Ребята, вы-большие молодцы! С вами было приятно работать. Наше занятие подошло к концу. Предлагаю вам попрощаться с гостями и пройти в свою группу. Свои работы вы можете забрать с собой. Спасибо за внимание!
Ребята: Делятся впечатлениями, выражают собственные чувства о проделанной работе, эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в старшей группе «Путешествие Маши и Медведя»
Цель: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,...
Конспект образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительная соль»
Соль – полезное ископаемое, природный элемент. Cоль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Без с...
Конспект опытно-экспериментального занятия в старшей группе "Удивительная соль"
Конспект опытно-экспериментального занятия в старшей группе "Удивительная соль"...
Презентация к НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительная соль».
Презентация к НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительная соль».Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение....
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительная соль"
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительная соль". Дети были в восторге от проведения опытов....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Волшебная соль"
Материал предназначен для детей старшей группы....
Конспект ООД познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительная соль».
Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и ее свойствах через исследовательскую деятельность.Задачи:- Вызвать интерес к исследовательской деятельности.-Выяснить, что такое сол...