Конспект образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительная соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Черухова Татьяна Владимировна

Соль – полезное ископаемое, природный элемент. Cоль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti_po_opytno_vtoroy.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема: «Удивительная соль»

Ведущая образовательная область: познавательное развитие.

Цель: Узнать как можно больше о соли и ее свойствах. И доказать, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества.

Задачи:

Развивающие

- развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственную зависимость, умение делать выводы;

Обучающие 

- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

 Воспитывающие

- воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Оборудование: белые халаты и шапочки по количеству детей, тарелочки с солью, увеличительные стекла,  половинки сырого картофеля,  одноразовые стаканы и ложки, видеоролик, посылка, мешочки с разными веществами, «выращенные кристаллы», две свечи и алюминиевые ложки.

Предварительная работа: беседа, рассматривание познавательных книг, чтение художественной литературы, проведение опыта «Выращивание кристаллов соли», дидактические игры «Определи на ощупь»«Узнай на вкус».

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)

Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро -  я вас всех люблю.

Желаю вам хорошо заниматься.

Слушать внимательно, не  отвлекаться.

- Сегодня  наше занятие пройдет в лаборатории «Хочу все знать».  Войти в  лабораторию можно только в специальной одежде. Оденьте халаты.  Давайте произнесем волшебные слова:

Хлоп-хлоп, топ-топ, повернись,

И в лаборатории очутись!

 Воспитатель одевается Профессором.

- Здравствуйте,  меня зовут Профессор Всезнайка. Я  рада видеть вас в своей  лаборатории  «Хочу все знать». Сегодня вы являетесь лаборантами этого научного центра.

Ребята, сегодня утром к нам в лабораторию принесли посылку. В ней какие-то мешочки, что бы это могло быть, как вы думаете? Возьмите все по одному мешочку. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек? (мешочки с разными веществами (песок, соль, горох, гречка, пшено и др.))

А вот вещество, которое мы сегодня будем исследовать вы узнаете, отгадав загадку.

Отдельно - я не так вкусна,

Зато бела и солона,

И в пище — каждому нужна.

Что это? (соль)

Найдите мешочек с солью.

Педагог высыпает соль в емкость. 

Соль – полезное ископаемое, природный элемент. Какая бывает соль?

Соль бывает: йодированная – в нее добавляют йод и используют при нехватке йода в организме; диетическая – для людей у которых есть жизненно-важная необходимость использовать как можно меньше соли; соль экстра, которую мы используем в пищу; морская соль – ее используют в изготовлении косметики, кремов, шампуней, соль для купания может быть окрашена красителями разных цветов;  пищевая морская соль – она применяется в процессе приготовления пищи, считается очень полезной, т.к. натуральная морская соль не обладает вредными качествами поваренной соли.

- Ребята, а кто из вас знает, где и как добывается соль?

Дети одеваются

Дети читают стихотворение.

Мы теперь не просто дети,

Мы – исследователи.                     

Мы узнаем все на свете.

Досконально о предмете:              

«Что? Когда? И как растет?

Сколько раз в году цветет?           

Почему в ночи сверкает?

Отчего в воде не тает?                  

Отгадаем мы секрет

И на все найдем ответ.                 

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети находят мешочек с солью.

Ответы детей (йодированная, диетическая, экстра, морская)

Ответы детей

Основная часть

- Я предлагаю вам посмотреть, небольшой видеоролик.

Педагог демонстрирует презентацию «Где и как добывают соль».

- Соль была известна человечеству с древнейших времен, она ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. (Слайд 1)

- Наша планета очень богата солёными месторождениями.  Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. (Слайд 2)

- Люди научились добывать соль  различными способами.  Шахтный способ. (Слайд 3)

- Обычный способ (Слайд 4)

- Выщелачивание через буровые скважины(Слайд 5)

- Выпаривание морской воды до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. (Слайд 6)

- Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. (Слайд 7)

Физминутка

Соли в речку брошу я,
Море выйдет у меня.
Чайки в небе закричат, 
Черепахи зашуршат. 

И весёлые дельфины
Из воды покажут спины. 
И огромный синий кит
Под фонтаном запыхтит. 

Соли в речку брошу я,
Выйдет море у меня.
Только где бы по пути
Столько соли мне найти?

- А сейчас приглашаю в нашу научную лабораторию за столы. Работать вы будете в парах.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. 

И так внимание.

 Опыт № 1: «Лед и соль»

- Знаете ли вы, что иногда для того, чтобы расчистить лед на дорогах, дворники посыпают его солью? Почему они это делают?

Давайте посмотрим, что при этом происходит.

Возьмите два кубика льда, положите на блюдце. Один посыпьте солью, а другой оставьте как есть (это будет контрольный экземпляр). Отодвиньте в сторону, к этому опыту мы вернемся позже.

Опыт №2   «Из чего состоит соль».

- Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим. Если мы с вами посмотрим на соль.

Что  можно сказать о её внешнем виде? 

Действительно, с виду соль похожа на порошок.

А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло. Что вы видите? 

Правильно, она состоит из кристаллов.

Подуйте тихонько на соль через трубочку. Что происходит?

Какой вывод мы с вами сделаем?

Вывод: соль белого цвета, она сыпучая, не имеет запаха, состоящая из белых кристаллов, разной формы.

 Опыт № 3.  «Соль хрустит»

- Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что вы услышали?

Какой вывод мы с вами можем сделать, проделав этот опыт?

Вывод: соль, как и снег состоит из кристаллов, поэтому при надавливании на нее,  её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

А теперь послушайте, про соль говорят: «В воде родится, а воды боится». А так ли это, действительно ли  соль боится воды, сейчас  мы  докажем.

Опыт№4. «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? 

Молодцы, верно!

А сейчас в каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится?

Да, ребята, соль растворилась в воде.

В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной? 

Объяснение: Если размешать соль в воде, вода станет солёной. Но самой соли в воде не видно. Из всего этого следует, что соль растворилась в воде.

Молодцы, какой мы сделаем вывод? 

Выводвзаимодействуя с теплой водой соль растворяется быстрее.

 Опыт№5. «Тонет – не тонет».

- Ребята, а в обычной реке вода солёная? 

Верно.

А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? 

Поможет нам в этом половинка сырого картофеля. Возьмем половинку картофеля и опустим ее в стакан с солёной водой. Что вы видите?

А теперь возьмем другую половинку  и опустите в стакан с пресной водой. Что вы видите? 

Объяснение: Все дело в плотности воды. Чем плотность выше (в данном случае за счет соли), тем сложнее в ней утонуть.

Какой вывод мы сделаем?

Вывод: соленая вода помогает держаться предметам на поверхности; все дело в плотности воды, чем плотность выше, тем сложнее в ней утонуть.

Молодцы! Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»

 (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо, и др.)

- Ребята, я хочу вам показать необычный эксперимент.

Опыт№6. «Выпаривание»

- Для этого опыта понадобится соленая вода.

Ребята, как нам доказать что вода в стакане соленая?

Кто хочет попробовать воду на вкус?

Какая вода получилась на вкус?

Дети, как вы думаете, можно ли  нам получить обратно соль из воды? Что для этого надо сделать?

Замечательно вы придумали. Давайте вместе проверим – нагреем сильно воду, и посмотрим, получится у нас отделить из соленой воды соль или нет. Но прежде, чем начать этот опыт давайте вспомним технику безопасности при работе со свечой.

Начинаем проводить опыт, наливаю воду в ложку, держу над огнем.

(Через некоторое время вода начала закипать, и

стала превращаться в пар)

Что сейчас происходит? Что вы видите?

Посмотрите дети, что стало появляться в ложке, как вы думаете? И куда же делась вода?

Ребята, как нам проверить белый осадок и есть соль?

Ложка еще горячая, поэтому я сама попробую на вкус – действительно ли это соль? Да, дети, это соль. Значит,  предположение оказалось правильным.  

Какой же можно сделать вывод?

Вывод: опыт подтвердил возможность получения кристаллов соли из солёной воды путём выпаривания.

- Давайте, с вами вспомним, как мы «выращивали кристаллы соли».  Как мы это делали?

Какой вывод следует из этого опыта?

Вывод: соль перешла из жидкого состояния в твердое.

Молодцы!

- Ребята, давайте вернемся к первому опыту и посмотрим, что же произошло со льдом?

Какой можно сделать вывод?

Вывод: соль ускоряет таянье льда, в результате которого лед превращается в воду. Именно поэтому дворники зимой посыпают дорожки солью.

- А теперь я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.

Творческая работа.

Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.

А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами попробуем создать «солевые» картины.

-Посмотрите, перед вами тарелки  с солью. Я буду рассказывать стихотворение,  а вы рисуйте.  Итак, начинаем.

Грузовик и море
Нарисуем мы машину
Вот прицеп, а вот кабина,
Вот колеса на машине.
Мы на них наденем шины.
Получился грузовик
По дороге мчится вмиг!
Мимо сосны, мимо ели
Очень быстро пролетели!
Перед нами море, горы,
Неба синие просторы.
Солнце яркое блестит,
Чайка шумная кричит.
Волны блещут и искрятся,
Корабли по морю мчатся
Рыбки под волной играют
И дельфины проплывают!

Как красиво у вас получилось! Молодцы, все справились с заданием.

Ответы детей

шагают на месте

показывают «круг»

«летают»

имитируют что «ползут»

«плавают»

«руки вверх»

идут шеренгой

показывают «круг»

разводят руками

Дети садятся за столы

Ответы детей -  1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

4. Сначала посмотри, а потом повтори

5. Выполнил и положи на место

Ответы детей.

Ответы детей - соль похожа на порошок

Ответы детей - соль состоит из белых кристаллов

Ответы детей - соль рассыпается

Ответы детей - соль белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов, когда дуешь, она рассыпается

Ответы детей - услышали хрустящие звуки, похожие на звуки при ходьбе по снегу в морозный день

Ответы детей.

Ответы детей - в одном стакане вода холодная, а в другом тёплая

Ответы детей - соль растворилась

Ответы детей - в тёплой воде соль растворилась быстрее

Ответы детей - соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее

Ответы детей - нет, в речке вода пресная

Ответы детей.

Ответы детей - половинка картофеля не тонет

Ответы детей - половинка картофеля утонула

Ответы детей - чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

Ответы детей - надо попробовать на вкус

2-3 ребенка пробуют

Ответы детей  - соленая

Ответы детей  - воду нужно нагреть

Ответы детей 

1.во избежание пожара перед работой следует установить свечу на устойчивую поверхность;
2. недопустима игра с огнем!
3. следить, чтобы пальцы, волосы, одежда не попали в пламя свечи;

4. нельзя проводить опыты с огнем без присмотра взрослых.

Ответы детей  - появились пузырьки, вода закипает

Ответы детей  - на ложке остается белый порошок, а вода испаряется

Ответы детей  - попробовать

Ответы детей  -  после нагревания соляного раствора, вода испаряется, а на дне остается соль

Ответы детей 

В банке с водой растворили соль, опустили в этот раствор нитку. Вода начала испаряться, а на горлышке банки появился белый налет. На нитке образовался небольшой твердый белый слой. Налет на стенках банки и нитке увеличивался, появились кристаллы.

Ответы детей 

в стакане, где была солёная вода, после её испарения образовались кристаллы соли.

Ответы детей  - кубик льда, посыпанный солью, растаял (появились трещины(поры))

Ответы детей 

Дети рисуют картину солью

Заключительная часть

Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль?

Какие виды соль вы знаете?

Давайте вспомним и скажем.  Откуда берется соль?

- Как вы думаете ребята - соль полезна или вредна? 

- Что нового вы узнали о соли?

- Что вам больше всего понравилось в наших опытах?

- Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

- Ой, ребята, а в посылке,  что-то есть еще. Открывает, а там угощение за хорошую работу.

- Ну, что мои юные друзья, настала пора прощаться с нашей лабораторией.

Давайте произнесем волшебные слова:

Хлоп-хлоп, топ-топ, повернись,

И в ребяток превратись!

Снимайте халаты.  

Спасибо большое за работу в лаборатории, вы были хорошими учеными.

Ответы детей  - Соль - это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека

Ответы детей  - соль - люди добывают из морской воды, а помогают им могучие насосы

Ответы детей  -  соль полезна

Ответы детей  -  соль  необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка

Ответы детей - рисование на соли, закрашивание соли

Ответы детей 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию коммуникативной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках карнавальных костюмов»

Тема: «В поисках карнавальных костюмов»Цель: создание условий для речевого развития детей на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками в ходе проигрывания игровой обучающей ситуации...

Конспект образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе по теме: «В гостях у Водяного»

Развитие у детей познавательного интереса к поиского-исследовательской деятельности через знакомство со свойством воды....

Презентация к НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительная соль».

Презентация к НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительная соль».Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение....

конспект открытого занятия непрерывной образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Необыкновенный мир магнитов»

Предлагаю вам познакомиться с отрытым занятием по экспериментально-исследовательской деятельности.  Оно поможет воспитателям, познакомить детей с увлекательным миром магнитов, провести опыты, уст...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Удивительные гостьи» с элементами ТРИЗ технологии

Цель: обобщить знание детей о временах года и их характерных признаках; систематизировать представления об изменении в природе по временам года....

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Цитрусовые секреты»

Цель: Узнать полезные свойства лимона и мандарина. Расширять представление детей о лимоне и узнать их пользу в быту. Формировать у детей интерес к знаниям об цитрусовых фруктах....