Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительная соль"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Анна Евгеньевна Михайлина

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительная соль". Дети были в восторге от проведения опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности

«Удивительная соль»

Задачи:

1.    Воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

2.  Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

3. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.

Ход:

Приветствие

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём.

И занятие начнем!

- Присаживайтесь, ребята.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла –

Только в группу я вошла,

Здесь шкатулочку нашла (показывает шкатулочку).

На ней надпись: «Открыть любознательным детям старшей группы».

Дети открывают шкатулку и видят мешочек, достают его, щупают, мнут в руках.

- Хорошо, отгадайте загадку и мы узнаем, что же спрятано у нас в мешочке.

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль).

Давайте откроем мешочек. Что там? (соль).

Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос:

Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали соль?

А для чего она нужна людям? (Еще соль нужна для здоровья, ей можно полоскать горло и промывать и греть нос).

«Сегодня всем нам предстоит

Немножко стать учеными.

В лабораторию пойдем,

И чудо-опыт проведем 

С этим сыпучим веществом»

- А сейчас я приглашаю вас в нашу научную лабораторию.

Прежде чем начать наши исследования, послушайте правила проведения опытов. При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину.

3. Не толкать соседа во время работы.

4. Сначала посмотри, а потом повтори.

5. Выполнил и положи на место.

- А теперь давайте немножко поиграем и разомнем наши пальчики перед проведением опытов в лаборатории.

Пальчиковая гимнастика «Солим капусту»

Мы капусту рубим- рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём- мнём, (мнут капусту)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём, (сгибание и разгибание кистей рук)

Сейчас я произнесу волшебные слова, и вы превратитесь в маленьких ученых. Закрыли глаза.

Раз, два, три - покружись и в учёных превратись.

Опыт № 1: «Какая соль? Из чего она состоит?»

Воспитатель: перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим. Что вы можете сказать о её внешнем виде? На что она похожа? Какая она?

Пододвиньте к себе тарелки, наберите полную ложку соли и переверните ложку. Что произошло? Значит соль какая? (Сыпучая, рассыпчатая).

Воспитатель: все правильно. А теперь давайте соль рассмотрим через лупу. Что вы видите? Из чего состоит соль? (соль состоит из белых кристаллов). А как вы думаете у соли есть запах? Давайте проверим. Чем пахнет соль?

А теперь возьмите трубочку и подуйте тихонько на соль через нее. Что вы заметили? Хорошо, а теперь сделаем вывод.

Делаем вывод вместе с детьми.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыпим в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод: соль как и снег состоит из кристаллов, поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Давайте немного отдохнем и поиграем с вами в игру «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить.

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, сыр, мандарин, рыба, яйцо).

Раз-два-три-четыре-пять,

Будем с вами продолжать…

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит соль поглощает воду.

Добавьте еще воды и размешайте. Что произошло с солью?

(соль растворилась в воде)

Да, ребята, соль растворилась в воде.

А как вы думаете в какой воде соль растворится быстрее в горячей или в холодной? Давайте этот опыт проведу я.

А скажите, пожалуйста, соль исчезла?

А что с ней случилось? (она растворилась)

А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Ответы детей – попробовать на вкус.

Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: соль растворяется в воде.

Опыт № 4. «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная вода).

Воспитатель: верно. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо. Опускаем его в стакан с пресной водой, вода в этом стакане не солёная. (Дать детям попробовать) Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Теперь возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

Какой вывод мы сделаем?

Вывод: в солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.

Рефлексия

Вот и закончились опыты.

Какое вы сегодня изучали  вещество?

Что нового вы узнали о соли?

Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?

Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

Вы были хорошими учеными и замечательными исследователями, за вашу любознательность я  дарю вот такие медали.

А сейчас я хочу пригласить вас в  мастерскую «Цветик-семицветик», и хочу показать, для чего еще люди используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко размолола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельностью «Волшебница соль» для детей старшей группы

Программное содержание:·        Расширять представления о соли её свойствах и качествах.·        Формировать способы зрительного и...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме "Волшебница-соль" (экспериментирование)...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль» (образовательная область «Познавательное развитие»)

    Уважаемые работники дошкольного образования, для расширения и уточнения представлений детей о соли и ее свойствах , можно провести занятие по опытно-эксперементальной деятель...

Педагогическая находка. Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Соль и ее свойства"

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Соль и ее свойства"...