Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительная соль"
опыты и эксперименты (старшая группа)
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительная соль". Дети были в восторге от проведения опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности
«Удивительная соль»
Задачи:
1. Воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
2. Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
3. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.
Ход:
Приветствие
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём.
И занятие начнем!
- Присаживайтесь, ребята.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла –
Только в группу я вошла,
Здесь шкатулочку нашла (показывает шкатулочку).
На ней надпись: «Открыть любознательным детям старшей группы».
Дети открывают шкатулку и видят мешочек, достают его, щупают, мнут в руках.
- Хорошо, отгадайте загадку и мы узнаем, что же спрятано у нас в мешочке.
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль).
Давайте откроем мешочек. Что там? (соль).
Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос:
Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали соль?
А для чего она нужна людям? (Еще соль нужна для здоровья, ей можно полоскать горло и промывать и греть нос).
«Сегодня всем нам предстоит
Немножко стать учеными.
В лабораторию пойдем,
И чудо-опыт проведем
С этим сыпучим веществом»
- А сейчас я приглашаю вас в нашу научную лабораторию.
Прежде чем начать наши исследования, послушайте правила проведения опытов. При работе с солью:
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину.
3. Не толкать соседа во время работы.
4. Сначала посмотри, а потом повтори.
5. Выполнил и положи на место.
- А теперь давайте немножко поиграем и разомнем наши пальчики перед проведением опытов в лаборатории.
Пальчиковая гимнастика «Солим капусту»
Мы капусту рубим- рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём- мнём, (мнут капусту)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём, (сгибание и разгибание кистей рук)
Сейчас я произнесу волшебные слова, и вы превратитесь в маленьких ученых. Закрыли глаза.
Раз, два, три - покружись и в учёных превратись.
Опыт № 1: «Какая соль? Из чего она состоит?»
Воспитатель: перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим. Что вы можете сказать о её внешнем виде? На что она похожа? Какая она?
Пододвиньте к себе тарелки, наберите полную ложку соли и переверните ложку. Что произошло? Значит соль какая? (Сыпучая, рассыпчатая).
Воспитатель: все правильно. А теперь давайте соль рассмотрим через лупу. Что вы видите? Из чего состоит соль? (соль состоит из белых кристаллов). А как вы думаете у соли есть запах? Давайте проверим. Чем пахнет соль?
А теперь возьмите трубочку и подуйте тихонько на соль через нее. Что вы заметили? Хорошо, а теперь сделаем вывод.
Делаем вывод вместе с детьми.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте насыпим в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод: соль как и снег состоит из кристаллов, поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Давайте немного отдохнем и поиграем с вами в игру «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить.
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, сыр, мандарин, рыба, яйцо).
Раз-два-три-четыре-пять,
Будем с вами продолжать…
Опыт № 3: «Соль поглощает воду»
Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Воспитатель: значит соль поглощает воду.
Добавьте еще воды и размешайте. Что произошло с солью?
(соль растворилась в воде)
Да, ребята, соль растворилась в воде.
А как вы думаете в какой воде соль растворится быстрее в горячей или в холодной? Давайте этот опыт проведу я.
А скажите, пожалуйста, соль исчезла?
А что с ней случилось? (она растворилась)
А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
Ответы детей – попробовать на вкус.
Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: соль растворяется в воде.
Опыт № 4. «Плавающее яйцо».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная вода).
Воспитатель: верно. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Поможет нам в этом обычное яйцо. Опускаем его в стакан с пресной водой, вода в этом стакане не солёная. (Дать детям попробовать) Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Теперь возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?
(Яйцо не тонет).
Какой вывод мы сделаем?
Вывод: в солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.
Рефлексия
Вот и закончились опыты.
Какое вы сегодня изучали вещество?
Что нового вы узнали о соли?
Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?
Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?
Вы были хорошими учеными и замечательными исследователями, за вашу любознательность я дарю вот такие медали.
А сейчас я хочу пригласить вас в мастерскую «Цветик-семицветик», и хочу показать, для чего еще люди используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко размолола.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе
познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельностью «Волшебница соль» для детей старшей группы
Программное содержание:· Расширять представления о соли её свойствах и качествах.· Формировать способы зрительного и...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме "Волшебница-соль" (экспериментирование)...
Конспект занятия познавательно-исследовательской конструктивной деятельности (конструирование из бумаги) в подготовительной к школе группе на тему «Гиацинт».
Конспект НОД по конструированию из бумаги объемного цветка...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль» (образовательная область «Познавательное развитие»)
Уважаемые работники дошкольного образования, для расширения и уточнения представлений детей о соли и ее свойствах , можно провести занятие по опытно-эксперементальной деятель...
Педагогическая находка. Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Соль и ее свойства"
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Соль и ее свойства"...