Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Волшебная соль"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Байрам Людмила Георгиевна

Материал предназначен для детей старшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного открытого занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная соль».

Воспитатель: Байрам Людмила Георгиевна

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи: 

1.Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. 2.Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.

3.Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. 4.Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

5. Систематизировать представление детей о соли и её свойствах

Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добыче соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.

Оборудование: тарелочки, ложечки, одноразовые стаканчики с водой, салфетки, лёд, баночки с солью.

                                 

 Ход занятия:

- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей.

 Звучит музыка. Двое детей входят с хлебом – солью. Подходят к гостям с поклоном. Подают хлеб. Взрослый отламывает кусок и макает в соль.

-Сегодня мне хотелось бы побеседовать с вами об одном веществе, с которым вы хорошо знакомы – оно  является полезным ископаемым. Это вещество находится в этом маленьком мешочке. Попробуйте узнать, что находится в мешочке. Возьмите мешочек потрогайте, потрясите, можно понюхать (каждый ребёнок говорит своё мнение). Чтобы точно узнать, что в мешочке,  предлагаю вам отгадать загадку:

Без неё, ребята, повар.

Просто как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадёт – испытаешь боль.

Вы, конечно догадались.

Ну, конечно – это… ( соль! )

 Правильно, это – соль!  И сегодня мы будем говорить именно про неё. Соль – незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем. Это единственное минеральное вещество, которое люди могут сразу употреблять в пищу. Соль бывает: каменная, морская, йодированная.

Каменную соль добывают в глубоких рудниках в шахтах.

- Как вы думаете, для чего нужна соль? Для приготовления пищи, консервирования овощей.

- Где ещё можно использовать соль? Ингаляции солью, промывание носа, полоскание горла, солевые компрессы при ушибах. А ещё соль полезна для животных. Также солью посыпают дороги в гололёд.

Вот сколько много интересного  мы сегодня узнали о соли.

- Ребята, у соли есть ещё много секретов. Я предлагаю вам сегодня раскрыть несколько маленьких секретиков, хотите? Ребята , давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые).

Сегодня мы будем проводить эксперименты с обыкновенной солью, которую мы каждый день употребляем в пищу. Вы узнаете, какими свойствами она обладает, откуда соль приходит к нам на стол.

Воспитатель: Но прежде, чем мы  отправимся в лабораторию, сделаем физкультминутку.

Физкультминутка

Я привстану на носочки,

Хорошенько потянусь.

Раз – наклон, два – наклон,

Словно буква “О” свернусь.

И попрыгаю немножко,

И руками покручу,

Постою на правой ножке

И головкой поверчу…

Тихо сяду, улыбнусь

И работою займусь!

 - Ребятки, вы не забывайте, что в лаборатории нужно вести себя красиво, осторожно, внимательно, и соблюдать правила:

1. Не трогать руками глаза

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа

4. Сначала посмотри, а потом повтори.

5. Выполнил и положи на место.

- Итак, дорогие юные учёные, одевайте халаты, шапочки и занимайте свои места.

Перед вами стоят баночки с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха).

- Насыпьте немного соли на тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль, какая (сыпучая, рассыпчатая).

- Если мы с вами посмотрим на соль. Что мы можем сказать о её внешнем виде?, на что похожа соль? (соль похожа на порошок). Действительно, с виду соль похожа на порошок.

 - А теперь давайте рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что вы видите? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите ложечки и нажмите на соль. Что произошло? (хрустит как снег). Потому, что она состоит из кристаллов.

-Ребятки, перед вами стоят стаканчики с водой, Возьмите стаканчик с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет).

-А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Давайте возьмём ложечки и немножко попробуем (солёная). Молодцы.

-А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, растворяется в воде.).

  Ребята, в начале занятия мы узнали, что  соль незаменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед. Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем.

Воспитатель:

А этот опыт я вам покажу сама, мне понадобятся два больших стакана с водой и одно сырое яйцо. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно) . Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности).

Вывод: Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут. Что повышает соль? Ответ детей (плотность воды)

Кто был на море, тот испытал это на себе.

 А ещё с помощью соли можно сделать красивые узоры. Но прежде мы превратим нашу лабораторию в художественную мастерскую, где вы будете создавать свои картины. (дети убирают стаканчики с водой, достают клей и голубой картон)

 Но перед тем, как вы начнете создавать свои картины, давайте подготовим наши пальчики к работе.

 Пальчиковая гимнастика « Мы капусту рубим-рубим»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем- трем,

Мы капусту солим- солим

Мы капусту жмем- жмем.  

-Прежде чем мы с вами начнем рисовать, отгадайте загадку

1.Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

 ( дети рисуют снежинки).

 Берем голубой картон , на нем клеем начинаем рисовать снежинку, потом ложкой сыпем соль на лист картона, с помощью салфетки прижимаем соль и лишнюю соль ссыпаем на тарелку. Как красиво у вас получается!

- Что вы узнали о соли? Какими свойствами обладает соль? Мы с вами сегодня узнали много интересного, проводя опыты с солью. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Соль имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях

Наше занятие подошло к концу, давайте проведём итоги.

Чем мы сегодня занимались?

В кого мы с вами превратились?

Что вы узнали нового?

Что больше всего запомнилось?

Хотели бы ещё раз побывать в лаборатории и ставить опыты?

Молодцы ребята, мы обязательно вернёмся в нашу лабораторию, впереди нас ждут новые интересные опыты и эксперименты.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада с использованием современных технологий, тема занятия: «Зимушка»

Обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме;Активизация словаря по теме;Совершенствование грамматического строя;Развитие памяти, внимания, фонетического восприятия;Формирование...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».

Цель занятия:Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Задачи:Познакомить детей с историей матрёшки. Развивать интерес детей к народному творчеству.Развивать творческие способности детей ч...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием икт технологий тема занятия: «Зимушка зима»

Нод для детей старшей группы·          расширение и конкретизация представлений о зиме и ее приметах;·...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...