Конспект опытно-экспериментального занятия в старшей группе "Удивительная соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Якунина Ольга Евгеньевна

Конспект опытно-экспериментального занятия в старшей группе "Удивительная соль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnaya_sol.docx522.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад с. Успенка Пугачевского района Саратовской области»

413740, Саратовская область Пугачевский район с.Успенка ул. Молодежная д.2/1

Тел.: 8(84574)3-31-22

Конспект опытно-экспериментального занятия в старшей разновозрастной группе

«Удивительная соль»

Воспитатель: Якунина Ольга Евгеньевна

Заведующий МДОУ «Детский сад с. Успенка»________/Е.В.Башилова/

2019 г

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

- Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности

- Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

- Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Материал и оборудование: сундучок с мешочками с солью, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования.

Предварительная работа

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

• Наблюдение «Как мама использует соль?».

Ход занятия:

Приветствие

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём.

И занятие начнем!

Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Ой, ребята, посмотрите, у нас в группе появился сундучок. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть?.Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Откройте мешочки. Что там? (соль)

Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос: Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали соль?

А для чего она нужна вам дома?

          Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.

          Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Пуд соли вместе съесть.

Без соли и стол кривой

Без соли и хлеб не естся.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Без соли, без хлеба за стол не садятся.

Без соли, без хлеба худая беседа.

Без соли, что без воли: жизнь не проживешь.

Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль? (в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла,А еще соль полезна и животным,В приготовлении пищи.

Игра «Соль нужна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить) 

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи

«Сегодня всем нам предстоит

Немножко стать учеными.

В лабораторию пойдем,

И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»

- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2- Соблюдать тишину

3- Не толкать соседа во время работы

4- Сначала посмотри, а потом повтори

5- Выполнил и положи на место.

И так внимание.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

.Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

«Соль сыпучая, без запаха»

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод:

Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль.? (соль растворилась в воде)

Да, ребята, соль растворилась в воде.

В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).

-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Ответы детей – попробовать на вкус

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль растворяется в воде.

Опыт № 4. «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет.Значит, в солёной воде легче плавать).

Опыт № 5«Соль – чистящее средство».

Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.

Творческая работа.

Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.

А сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.

Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли

-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:

«Появился во дворе он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель ……..(снеговик)

Без меня не будет лета

Без меня не будет света

По утрам стучусь в оконца

Просыпайтесь, встало….(солнце)

Кто на солнышке цветет?

Кто пчеле подарит мед?     (Цветок)

Как красиво у вас получается!

Рефлексия

Итак, какое вы сегодня изучали  вещество?

 Что нового вы узнали о соли? что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка

 Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? /рисование на соли, закрашивание соли/.

Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

Ой, ребята, а в сундучке еще что то есть. Открывает, а там угощение за хорошую работу.

Вы были хорошими учеными.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a087f7c2dbbf40e714524ed3cedc3de4-l&n=13

           https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=21b37f36b3e68c8a5096d5423553881e-sr&n=13

             https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=82c6a8657cce7a9632222f7b247746ed&n=13

           https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a0d3f2aa1c5ccbd6e3f51157715b35a5-srl&n=13

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9917641a148e6e45726a5901ac2f5378-l&n=13

                   https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9903fd25e7fa43eb06845533d95dc579-l&n=13

https://bumper-stickers.ru/30988-thickbox_default/sporit-zapreshheno-1.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a602e74569c122280e600c08f65498ea-l&n=13

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=90eda67809303cb92b391aa31e14436d-srl&n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный песок» старшая группа № 12 «Лучики»

Познать неизведанное, самостоятельно провести опыт, что может быть лучше для любопытного дошколенка....

Конспект НОД по познавательному развитию (опытно-экспериментальной деятельности) для детей старшей группы «Волшебная соль»

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Необычное расследование».

Цель: развитие познавательных интересов у воспитанников старшей группы через опытно-экспериментальную деятельность....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Волшебница-соль»

Формирование познавательной  активности дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности с природным веществом — солью....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница соль»

Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница соль»Цель: Знакомство и исследование соли и её свойства....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем лисе построить надёжный дом» 2020г.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем лисе построить надёжный дом»...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Мы изучаем свет"

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получ...