Конспект комбинированного занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «Урок для Буратино»
план-конспект занятия по логопедии на тему

Мякишева Виктория Игоревна

Программное содержание.

1.      Учить детей правильно употреблять несклоняемые слова. Расширять словарь детей.

2.      Упражнять детей в словоизменении.

3.      Учить детей правильно употреблять предлоги. Учить составлять предложения с предлогами.

4.      Учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

5.      Закрепить знания детей о буквах А, У, М, Ш. Закрепить образ буквы.

6.      Упражнять детей в чтении слов с пропущенной буквой.

7.      Развивать зрительное восприятие, внимание,  логическое мышление.

8.      Развивать координацию речи с движением.

9.      Воспитывать внимание к собственной речи и к речи окружающих. Воспитывать доброжелательное отношение 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt3.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комбинированного занятия

по совершенствованию лексико-грамматических представлений и

подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

«Урок для Буратино»

Программное содержание.

  1. Учить детей правильно употреблять несклоняемые слова. Расширять словарь детей.
  2. Упражнять детей в словоизменении.
  3. Учить детей правильно употреблять предлоги. Учить составлять предложения с предлогами.
  4. Учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  5. Закрепить знания детей о буквах А, У, М, Ш. Закрепить образ буквы.
  6. Упражнять детей в чтении слов с пропущенной буквой.
  7. Развивать зрительное восприятие, внимание,  логическое мышление.
  8. Развивать координацию речи с движением.
  9. Воспитывать внимание к собственной речи и к речи окружающих. Воспитывать доброжелательное отношение

Оборудование: игрушка Буратино; картинка с изображением грузовика; картинки, изображающие предметы, названия которых – несклоняемые слова; буквы А, У, М, Ш; другие буквы, схожие по начертанию; карточки с правильно и неправильно написанными буквами А, У, М, Ш; карточки со словами с пропущенными буквами; мяч, пеналы, кассы, схемы предлогов (В, ОКОЛО, НА, ПОД, К), наборы для составления букв, схем предложений.

Предварительная работа. Работа со схемами предлогов, составление предложений с предлогами, составление букв из составных частей, чтение слов с пропущенной буквой, игра «Назови ласково».

Ход занятия.

1. Приветствие.

Логопед приветствует всех детей и предлагает игру «Собираем добрые слова». Дети вспоминают хорошие качества человека и называют их, передавая друг другу мяч. Слова не должны повторяться. Игра заканчивается, когда каждый ребёнок назовёт доброе слово и приветствует товарища. (Например, Саша добрая, Паша смелый и т.д.)

2. Оргмомент. Картинка: грузовик, в кабине – мальчик, под кабиной – шофер, в кузове – шкаф, над грузовиком летит ворона, у, перед, за машиной – различные предметы мебели.

Ответить на вопросы полным предложением:

-Вот машина. Кто в машине, кто на ней и кто под ней?

 Кто здесь за, а что здесь перед, у машины и над ней?

3. Сообщение темы.  Изменение несклоняемых существительных по падежам.

-  Отвечая на вопросы, мы каждый раз меняли окончания слова машина, но так бывает не всегда. Есть слова, которые никогда не изменяются.

     А. Игра «Договори предложения» (поочередно с каждым словом).

           (Выставляются две картинки: шуба – пальто).

- Красивый воротник у ……. Катя вышла на прогулку в ……. Катя надела кофту под……. В коридоре Катя сняла ……

- Сравнение  слов сок – какао:

Дима выпил стакан…. Вова угостил своих гостей….. Много витаминов….

  • Сравнение слов телевизор – радио:

Мы вечером смотрим (слушаем) …. В магазине продают много…. Мы слушаем новости по…. Папа думает о новом …

- Сравнение слов  автобус – метро:

К бабушке мы поедем на … Дима рассказал младшему брату о …  

-Сравнение слов  рояль – пианино:

Грузчики занесли в дом чёрный (чёрное) …Катя гордится новым …Катя учится играть на …  

    Б. Чтение стихотворения:

Слова ты эти твёрдо знай и в предложенье не меняй:

Кофе, радио, пальто, пианино и кино, и какао, и метро –

Как придумано хитро: если нам встречаются, вовсе не меняются!

4. Физминутка «Буратино».

Буратино потянулся, раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развёл – видно ключик не нашёл,

Чтобы ключик тот достать, надо на носочки встать.

Крепче, Буратино, стой! Вот он, ключик золотой!

5. Упражнение в словоизменении (изменение имени Буратино по падежам).

(Демонстрируются иллюстрации к сказке «Золотой ключик»).

-Какие герои кроме Буратино есть в сказке?

- К кому подошёл Буратино? С кем занималась Мальвина? О ком тосковал папа Карло? Кому помогал Пьеро?

Вывод: имя Буратино также не изменяется.

6. Грамота. Повторение букв А, У, М, Ш.

-Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл (игрушка Буратино). Он пришёл с вами поиграть и поучиться у вас. Ещё Буратино принёс вам загадки и игры.

А. – Буратино забыл, что такое звук, что такое буква? (Звук – это то, что мы слышим и произносим. Буква – это то, что мы видим и пишем)

Отгадывание загадок, выделение первого звука в отгадке, нахождение буквы, соответствующей звуку (А, У, М, Ш) среди других букв.

  • Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный (Арбуз).
  • Гладит всё, чего касается, а дотронешься – кусается (Утюг).
  • Без рук, без ног, а рисовать умеет (Морковь).
  • Сижу верхом, не ведаю на ком (Шапка).

 Б. Нахождение правильно написанных букв А, У, М, Ш.

-Буратино нёс вам мешочек с буквами, но все они перепутались. Давайте найдём правильно написанные буквы.

В. – Теперь покажем Буратино, как мы с вами сами умеем складывать буквы.

Составление букв А, У, М, Ш из  частей.

Г. Чтение слов с пропущенной буквой. Подстановка в слова букв А, У, М, Ш по индивидуальным карточкам.

7. Физпауза с мячом.

- Давайте устроим переменку. Игра «Назови ласково»: белый платок – беленький платочек, чёрная пуговица, жёлтое солнце, красивый конверт, весёлая собака, светлая куртка, тёплая кофта, мохнатый щенок, быстрые ноги, алый цветок.

8. Звуко-слоговой и буквенный анализ и синтез.

-анализ: машина (1 подгруппа), трусишка (2 подгруппа). Выделение ударного слога, называние всех звуков по порядку.

-преобразование слов: душ – душа – Даша – Маша – Миша – мишка – мушка – мука – муха.

9. Физпауза «Зайки и хозяйка» (подвижная игра)

Ребёнок.   -Зайки, где вы пропадали?

Все дети. -Мы в капусте отдыхали.

Ребёнок    -А капусту вы не ели?

Все дети -Только хвостиком задели.

Ребёнок    -Вас бы надо наказать!

Все дети  -Так попробуй нас догнать!

10. Составление предложений с предлогами и несклоняемыми словами.

Выставляются схемы предлогов В, ОКОЛО, НА, ПОД, К.

Детям раздаются картинки, изображающие предметы, названия которых – несклоняемые существительные: кофе, какао, кенгуру, пальто, пианино, шоссе, метро, Буратино, кино.

-составление предложений по опорным карточкам (схема предлога и картинка);

-анализ одного предложения.

11. Итог занятия. Анализ деятельности детей.

-Что узнали? Что понравилось?

-Буратино хочет вам подарить интересную игру «Весёлые мотальщики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"

 Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....

Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема. «Путешествие в маленькую страну».

Конспектподгруппового логопедического занятияпо подготовке к обучению грамотев подготовительной к школе группе Тема. «Путешествие в маленькую страну»....

ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «СКОРО В ШКОЛУ»

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Скоро в школу»Программное содержание.Коррекционно-образовательные цели:Закреплять понятия «звук», «слово&r...