Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема : День защитников отечества. Звук Ж, буква Ж.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
В конспекте отражена работа с лексико-грамматическими категориями по теме "День защитника Отечества" в сочетании с ознакомлением с буквой Ж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_zashchitnikov_otechestva.docx | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7»
Челябинская область, город Троицк
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
Тема : День защитников отечества. Звук Ж, буква Ж.
Разработала учитель-логопед:
Новожилова Марина Анатольевна
Троицк, 2019г.
Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука «Ж». Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции артикуляционного аппарата, дыхание голос.
Развивать фонематическое восприятие: умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука.
Упражнять в умении подбирать слова с данным звуком, умение на слух выделять звук из речевого потока, определять место звука в словах. Формировать навык словоизменения по числам. Развивать умение подбирать прилагательные к существительным.
Познакомить с буквой Ж.
Воспитывать уважение, чувство гордости к России, военнослужащим Российской Армии.
Ход:
1.Организационный момент. Предложить детям послушать стихотворение:
Пограничник на границе
Нашу землю стережёт,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно наш народ.
Охраняет наше море
Славный, доблестный моряк.
Гордо реет на линкоре
Наш родной Российский флаг.
Наши лётчики – герои
Небо зорко стерегут.
Наши летчики – герои
Охраняют мирный труд.
Наша Армия родная
Стережёт покой страны,
Чтоб росли мы, бед не зная,
Чтобы не было войны.
По ходу прочтения стихотворения выставляются сюжетные картинки по теме «Военнослужащие на боевом посту».
Логопед: Ребята, о ком это стихотворение? Кто изображен на картинках? Как можно назвать военных, которые служат в Армии? Верно, военнослужащие. Какими качествами должен обладать военнослужащий? Он должен быть: сильным, выносливым, здоровым, храбрым, честным, отважным, мужественным.
Наши пальчики, посмотрите, тоже похожи на дружный военный отряд, как настоящие солдаты. Пришло время им потренироваться.
Проводиться пальчиковая гимнастика:
Мы солдаты, мы солдаты,
Бодрым шагом мы идём.
В нашу армию ребята,
Просто так не попадёшь.
Нужно быть умелыми, сильными и смелыми.
Наш язычок тоже не отстаёт от пальчиков, он отправляется на военные ученья.
Проводиться артикуляционная гимнастика:
- Скачем на ученья на лошадке. Упражнение «Лошадка»
- Язычок учиться стрелять из пушки . Упражнение «Песенка дятла» -в медленном темпе
- Язычок учиться стрелять из пулемёта. Упражнение «Песенка дятла» -в среднем темпе
- Язычок учиться стрелять из автомата . Упражнение «Песенка дятла» -в быстром темпе
- Ученья закончены. Язычок возвращается домой на машине. Упражнение «Моторчик».
- Язычок идёт отдыхать.
А мы с вами ещё пролетим на самолёте. Проводиться дыхательное упражнение «Самолёт» - протяжное произнесение звука «У» с повышением и понижением громкости.
- Все экипажи приземлились на аэродроме?
- Ребята, послушайте, какой звук я выделю в словах: отваЖные, муЖественные, слуЖба. Верно, звук Ж. Сегодня мы продолжим беседу о военнослужащих, познакомимся со звуком Ж и новой буквой.
Детям предлагается занять места за столами, предварительно назвав слово со звуком Ж (дети по очереди называют слова, проходят за столы; в случае затруднения педагог задаёт вопросы, помогающие ребёнку подобрать нужное слово).
Логопед: Ребята, с каким звуком вы подбирали слова? Как вы думаете к каким звукам можно отнести звук Ж? Как это можно доказать? Какое правило о звуках мы знаем?
Дети повторяют правило:
Правило одно мы знаем,
Чтоб не путать повторяем:
Гласному легко живётся,
Голосок свободно льётся.
У согласного в пути
Много кочек впереди,
Губы, зубы и язык
Он к препятствиям привык.
Логопед: «Как вы думаете звук Ж гласный или согласный звук?»
Педагог предлагает взять зеркала и рассказать, в каком положении находятся губы, зубы и язычок ( губы вытянуты вперёд в форме овала, зубки почти сжаты, язычок в форме чашечки поднят за верхние зубы, рукой ощущаем выход тёплого ветерка – голосок встречает преграды, поэтому звук – согласный). Уточняем, что при произношении звука можно почувствовать вибрацию голоса – звук звонкий. Педагог выставляет символы звука на магнитной доске.
Логопед: «Наш новый знакомый звук желает с нами поиграть. Он спрятался в словах, а нам нужно определить, где он спрятался: в начале, в середине или в конце слова. Приготовьте схемы и фишки. Не забывайте, что красная черта располагается с левой стороны. Работаем от красной черты слева на право ( ёж, лужа, жёлудь, медвежонок, этаж, жук, служба, отважный)».
Логопед: «Раз-два, раз-два продолжается игра. Звук Ж спрятался в рассказе. Я буду читать вам рассказ, как только вы услышите слово со звуком Ж, ловите его хлопком в ладоши.
Мы живём в России. На страже нашей Родины днём и ночью несут службу военнослужащие. Это смелые, отважные солдаты и офицеры. Каждый гражданин нашей страны с уважением относится к военнослужащим. Многие мальчики будут служить в армии, оберегая жизни граждан нашей державы ( по ходу чтения дети выполняют задание, педагог читает текст в медленном темпе)».
Логопед: «Военнослужащие охраняют нашу … (Родину). Верно. Я предлагаю вспомнить стихотворение о нашей Родине и немного отдохнуть».
Дети выполняют динамическую паузу.
Поезжай за моря, океаны,
Надо всею землёй пролети,
Есть на свете различные страны.,
Но такой, как у нас не найти.
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля
И гремят, не смолкая заводы
И шумят , расцветая поля.
Логопед: «Пришло время познакомиться с новой буквой. Вспомним правило о звуках и буквах.
Звуки мы слышим и произносим,
А буквы мы видим и пишем.
Кто знает, какой буквой на письме обозначается звук Ж? Рассмотрите букву. На кого или на что похожа буква Ж (ответы детей)?
А ещё буква Ж похожа на преграду, которой преграждают путь вражеским танкам ( показ картинки)».
Детям предлагается выложить букву Ж из счётных палочек.
В следующем задании детям предлагается найти в таблице все буквы Ж и зачеркнуть их.
Буква Ж знакомится с гласными звуками. Детям предлагается прочитать слоги: жа, жо, жу, аж, ож, уж.
Логопед: «Ребята, как вы думаете, может ли один военный защитить нашу Родину? Конечно нет. Мы поиграем в игру «Скажи много» и укрепим нашу Армию».
Отважный пилот – отважные пилоты;
Мужественныё солдат – мужественные солдаты;
Надёжный моряк – надёжные моряки;
Уважаемый командир – уважаемые командиры;
Военный лыжник – военные лыжники;
Дружный экипаж – дружные экипажи;
Важный танкист – важные танкисты.
Рефлексия. Логопед: «С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой буквой на письме обозначается звук Ж? Какое задание вам понравилось больше всего?
Как вы думаете, почему мы сегодня беседовали о военнослужащих ( Приближается праздник «День защитников Отечества»)?»
Заканчивая занятие, логопед представляет короткую презентацию.
Когда лежит на речках лёд
И вьюга мчится вдаль,
Чудесный праздник нам несёт
Задумчивый февраль.
Наступит праздник всех солдат,
Защитников, бойцов.
Поздравить будет каждый рад
И дедов, и отцов.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комбинированного занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «Урок для Буратино»
Программное содержание.1. Учить детей правильно употреблять несклоняемые слова. Расширять словарь детей.2. Упражнять детей в словоизменении....
КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Тема: Звук «О», буква О.
Программное содержание:Развивать фонематическое восприятие: умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука, умение определять первый звук в словах, выделять заданный звук из потока других...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"
Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...
КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: Гласные звуки. Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции на...
КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Гласные звуки.
Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции называть гласные звуки. Подвес...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений и ЛЕГО-конструированию в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: «Путешествия на острова «Знаний»
Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с элементами LEGO - конструирования для детей 6-7 лет...