ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «СКОРО В ШКОЛУ»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Макарова Ирина Васильевна

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Скоро в школу»

Программное содержание.

Коррекционно-образовательные цели:

  • Закреплять понятия «звук», «слово», «буква».
  • Закрепить графический образ букв.
  • Закреплять навык звукослогового анализа слов.
  • Закреплять умение в нахождении места звука в слове.
  • Закреплять навык чтения слогов и слов.
  • Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.

Коррекционно-развивающие цели:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_skoro_v_shkolu.docx141.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 12 г. ЧЕЛЯБИНСКА».

454904, г.Челябинск, п. Новосинеглазовский,ул. Лермонтова19.

Телефон/факс 8(351) 280-09-78,E-mail:mdou12v@mail.ru

ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

 «СКОРО В ШКОЛУ»

ВЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

МАКАРОВА И.В.

ЧЕЛЯБИНСК 2023

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Скоро в школу»

Программное содержание.

Коррекционно-образовательные цели:

  • Закреплять понятия «звук», «слово», «буква».
  • Закрепить графический образ букв.
  • Закреплять навык звукослогового анализа слов. 
  • Закреплять умение в нахождении места звука в слове.
  • Закреплять навык чтения слогов и слов.
  • Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать память и внимание.
  • Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Коррекционно-воспитательные цели:

• Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

• Формировать навык совместной работы, поощрять активность и самостоятельность.

Словарная работа: предложение, схема предложения, гласный звук, согласный звук, слог.

Оборудование:

Школьный рюкзак, дневник, тетрадь, пенал, книга. Конверт с письмом. Сова (игрушка)

Слово школа, буквы на каждого ребёнка, квадраты (синие, зелёные, красные).

Схема предложения, точка , ! ? Мнемознаки (дети, ноги, в, школа)

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Педагог: Ребята, какое у вас сегодня настроение? (хорошее, радостное веселое.) Дети заходят, встают полукругом.

Педагог. У нас сегодня будет занятие "грамота". какие задачи мы с вами сегодня перед собой поставим?

Слушать внимательно, отвечать на вопросы полным предложением, узнать, что тоновое, слушать внимательно друг друга. В конце данного занятия спрошу, выполнили ли вы поставленные перед собой задачи.

II. Вводная часть.

Педагог: Дети, посмотрите, какой у меня красивый рюкзак. Его я сегодня обнаружила в группе. Как вы думаете, может это рюкзак туриста?

Ответы детей: Нет

Педагог: почему вы так думаете?

Ответы детей: нет котелка и палатки.

Педагог: может тогда — это рюкзак геолога?

Ответы детей: Нет.

Педагог: почему?

Ответы детей: Он легкий, а у геолога он тяжелый, потому что он собирает камни.

Педагог: тогда посмотрим, что лежит внутри?

Воспитатель достает из рюкзака предметы и дети называют.

Дети: Дневник, тетрадь, пенал, книга.

Педагог: для чего эти предметы нужны?

Дети: это все нужно для школы.

Педагог: Какими словами мы можем объединить эти предметы?

Дети: Школьные принадлежности.

Педагог: значит, кому принадлежит этот рюкзак?

Дети: Школьнику.

Педагог: Верно. Ой, я и не заметила, сзади рюкзака приклеена какое-то письмо.

«Дорогие дети, вы скоро пойдете в школу, поэтому должны много знать и уметь. И если вы справитесь с моими заданиями, я буду уверена, что вы готовы к школе!» А вот узнать, кто написал нам письмо, нужно отгадать загадку.

 

Правильно дети, это сова.

Ребята, сову называют символом мудрости, сейчас вы накапливаете знания, учитесь новому, повторяете то, что знаете. Для чего вам нужны знания? (Мозговой шторм)

Педагог: А знаете ли вы, чем отличается детский сад от школы?

Педагог: сейчас проверим.

  • В детском саду – воспитатель, в школе? (учитель)
  • В детском саду – группа, а в школе? (класс)
  • В детском саду дети играют, а в школе? (учатся)
  • В детском саду – занятие, а в школе? (урок)

Уточним правила поведения в школе.

Мы слушаем внимательно, задания выполняем старательно. Если знаешь ответ, то подними руку.

Педагог: Молодцы! А теперь скажите: «С чего в школе начинается урок? (Со звонка).

III. Основная часть.

Звенит звонок - начинается урок.

Проходите, садитесь за столы (парты). «Урок грамоты»

1). Чтобы красиво и четко говорить. Чистоговорки будем произносить.

ОЛУ – ОЛУ – ОЛУ - мы приходим в школу

ОК – ОК – ОК – на урок звенит звонок

КИ – КИ – КИ - мы ученики

АТЬ – АТЬ – АТЬ – я хочу все знать

ЧУ – ЧУ – ЧУ – пятерку получу

ЖУ – ЖУ – ЖУ – я старание приложу

АТЬ – АТЬ – АТЬ – я буду много знать

2) Давайте вспомним из чего же состоит наша речь. Для этого отгадаем загадки.

Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Хоть кто его произнесёт… (звук).

Черные птички на белой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый… (слог).

Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту (слово).

Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

То получу я (предложение).

Педагог. Вот о них мы продолжаем говорить.  Чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим) Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными) Какие звуки мы называем гласными? (звуки, которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими) Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим) Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым) Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

3. «Подели слова на слоги и определи их количество».

Педагог: сейчас я буду показывать предметы. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Ребята напомните мне как можно определить сколько слогов в слове? (прохлопать это слово, посчитать гласные звуки) Предметы из рюкзака: кни-га, аль-бом, пе-нал, кра-ски, ка-ран-даш, мел, тетрадь. Ребята, а что это за предметы? (Школьные принадлежности). А кем вы будете когда пойдете в школу? (Школьниками.)

4. "Подбери слова к предложенному начальному слогу". Детям предлагается начальный слог, по которому придумываются слова. Скажите, что общего в словах МАК и КОТ? (Звук К, только в слове МАК он стоит последним, а в слове КОТ первым). Продолжим игру «Цепочка».

5. «Отгадай зашифрованное слово»

Педагог: Я сейчас буду называть слова, а вы отгадайте по первым звукам какое имя спряталось (на слух).

Арбуз-лиса-иголка-санки-ананас. Медведь-индюк-шапка-автобус. Лиса- ель-ножницы-аист. А теперь напечатайте первые буквы на листочке, и мы узнаем какое слово спряталось. (одновременно это же задание выполняется у доски). Воспитатель показывает картинки каждого слова (шапка, кот, облако, лампа, арбуз).

Педагог: правильно, это слово ШКОЛА! Скажите ребята, сколько слогов в этом слове? (2). Давайте проверим (прохлопаем или посчитаем гласные). А сколько звуков? (5). Дети выполняют звуковой анализ слова. Самостоятельно. Педагог помогает детям в индивидуальном порядке. Один ребенок у доски.

Физкультминутка «Раз-два» (выйдите из-за парты)

(Гимнастика для глаз- текст на карточке)
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два!
Руки дружно разведите
И на пояс опустите.
Шаг на месте - раз, два, три!
Плечи шире разверни.
Проведем одну игру.
Все присядем, скажем: «У!»
Быстро встанем, скажем: «А!»
Нам пора уж за дела.

6. Выставляю схему предложения. Дети, как вы думаете, что это? (Схема предложения). Скажите, что означает каждая полоска на схеме? (Слово) Когда несколько слов дружат между собой, то получается предложение. У предложения начало и конец. Что стоит в конце этого предложения (.). А еще в конце предложения может стоять!? Предложение будет повествовательное, вопросительное, восклицательное.

Посмотрите на схему предложения, которое просит составить наша Сова, сколько слов здесь? Придумайте предложение по этой схеме со словами: дети идут в школа (мнемознаки). Произнесите предложение.?! Поменяйте местами слова. (Приём живое предложение).  Молодцы, ребята вы хорошо составляете предложения, но есть дети, которые не умеют составлять предложения, вот послушайте и исправьте предложение «Нелепицы».
1. Кисточка рисовала Лену. (Лена рисовала кисточкой.)
2. Учебник учиться по Васе. (Вася учиться по учебнику.)
3. Пенал положил Вову в портфель. (Вова положил пенал в портфель.)

4. Ручка написала письмо Тане. (Таня ручкой написала письмо.)
5. Азбука читает Олю. (Оля читает азбуку.)

И нам с вами пришел черед сыграть в игру “Наоборот”.

Скажу тебе назад, ответишь ты вперед.
Скажу я слово высоко,
а ты ответишь низко
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь близко
Скажу я слово тяжело,
Ответишь мне – легко,
Скажу тебе мороз, а ты ответишь зной,
Скажу я слова вам густой, ответишь ты мне жидкий
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты нашел
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты: храбрец
Теперь начало я скажу,
Ну отвечай: конец

III. Заключительная часть.

Звенит звонок.

Вот и подошел к концу урок. «Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Что узнали нового? Кому какое задание понравилось больше? Выполнили ли мы с вами поставленные задачи?

Какое задание вы считаете самым трудным? Какое задание легким?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и рисованию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Интегрированное занятие для подготовительной к школе группы компенсирующей направленности в соответствии с требованиями ФГОС  по теме: "Обитатели морей и океанов"...

Игровое подгрупповое занятие речевой направленности «Мы скоро пойдём в школу» (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

Цель: Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, как одного из важных составляющих компонентов готовности детей к обучению в школе.Задачи:1.Образовательные:* Расширять ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...