Организованная образовательная деятельность (познавательное развитие) « Русская матрешка» подготовительная к школе группа (6-7 лет)
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Организованная образовательная деятельность
(познавательное развитие)
« Русская матрешка»
подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Воспитатель: Марченко С.Н
Цель: знакомство с русской народной игрушкой «Матрешка», роспись платья матрешки по готовому образцу.
Задачи:
Обучающие:
• знакомить детей с историей возникновения народной игрушки, кукле, сувенире - Матрешки, разновидностях Матрешек, их характерными особенностями; процессом изготовления Матрешки; с творчеством русского народного художественного промысла: росписи Матрешек;
• формировать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; умение украшать силуэт Матрешки разнообразными узорами.
• закрепить умение детей расставлять игрушки по возрастанию и убыванию, умение соотносить предметы по высоте.
Развивающие:
• развивать умение сравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие;
• развивать интерес детей к народному творчеству, изобразительной деятельности;
• развивать эстетическое восприятие, воображение, мышление, мелкую моторику рук, художественный вкус;
• развивать связную речь.
Воспитательные:
• воспитывать чувство уважения к своему народу, к труду народных умельцев, чувство гордости за свою страну, любовь к Родине и ее национальным традициям;
•воспитывать умение работать самостоятельно, аккуратно.
Интеграция образовательных областей:
- «Художественно-эстетическое развитие»,
- «Познавательное развитие»,
- «Речевое развитие»,
- «Социально-коммуникативное развитие»,
- «Физическое развитие».
Словарная работа: обогащение словаря: роспись, узор, мастер, виды матрешек.
Материалы, оборудование: Сундук, Матрёшки, кисти разных размеров, салфетки, краска, баночки с водой, схемы подсказки узоров для матрешек, аудиозапись «Мы веселые матрешки», «Русские матрёшки», виртуальная экскурсия «Матрешка», ноутбук, экран.
Планируемый результат занятия:
Иметь представления о народной игрушке России, об истории и способах изготовления Матрешки, особенностях росписи Матрешки.
Проявлять творческие способности в расписывании матрешки.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаю на показ
И веду о нем рассказ
Что же в этом сундучке?
Открою вам секрет.Там народная игрушка.
А какая в нем игрушка, вы узнаете,когда загадку отгадаете.
ЗагадкаВ гости к нам пришла игрушка.
Не лошадка, не петрушка.
Алый шелковый платочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может- три, может, шесть
Разрумянилась немножко.
Это русская ……….
Дети: (Ответ детей)
Воспитатель: Правильно, матрешки.
Воспитатель достаёт и показывает Матрёшку.
Воспитатель: С такой игрушкой любили играть мои и ваши бабушки, и дедушки, мамы и папы. Матрёшка очень известная игрушка, её знают и любят во всём мире. Давайте поближе познакомимся с Матрешкой.
Демонстрация виртуальной экскурсии:
1 слайд
Матрешка – это кукла, изображает она русскую крестьянскую девушку.
Почти всегда ониимеют яйцеподобную форму с плоским донцем и состоят из двух частей - верхней и нижней
2 слайд
Воспитатель: Вы знаете, когда появилась матрешка?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Я вам сейчас расскажу историю, о том, откуда произошла русская матрешка.
3 слайд
Появилась первая матрешка около 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
4 слайд
С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Звездочкин, а художник Малютин ее расписал. Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна.
Назвали ее старинным русским именем – Матреной, ласково её называли Матренушка, Мотронушка, Матрёшечка. Вот так и появилась на свет фигурка девочки в русском сарафане.
Воспитатель: А знаете ли вы, из чего сделана Матрешка?
Дети: (Ответ детей)
5слайд
Воспитатель: Верно. Ее изготавливают из дерева: липы или березы. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них вытачивают фигурки. Первой делают самую маленькую неразборную куклу.
6 слайд
Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её акварельными и гуашевыми красками. После того как расписали, покрывают лаком.
7 слайд
Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовой игрушке.
8 слайд
У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому Матрёшки все разные и у каждой свой характер.
9 слайд
Воспитатель: Ребята, а давайте мы тоже с вами превратимся в матрёшек и немного поиграем.
Физкультминутка «Мы - веселые матрешки».
Мы – веселые матрешки Руки на щечках, покачивают головой влево, вправо.
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
На ногах у нас сапожки, Поочередно выставляют правую и левую ногу.
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
В сарафанах своих пестрых, Повороты туловища направо-налево.
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
Мы похожи, словно сестры, Руки на щечках, покачивают головой.
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
Воспитатель: Я совсем забыла про нашу Матрешку, которую я для вас с ярмарки принесла! Вот она
Воспитатель: А что же внутри у Матрёшки?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте раскроем Матрешку и посмотрим на её сестрёнок.
Посчитайте сколько сестрёнок Матрёшек у нас получилось?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: А какие Матрешки?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте с ними поиграем! Посмотрите на них. Расставьте их по росту.
Дидактическая игра «Расставь по возрастанию, убыванию»
Воспитатель: А у меня в сундуке есть еще Матрешки
Показывает Матрешки
Воспитатель: Как вы думаете, они одинаковые?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: А чем они отличаются?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Конечно нарядом. Им они могут похвалиться все. Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.
Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: А что находится на лице у матрёшки?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Улыбаются Матрёшки, у них румяные щечки. Посмотрите внимательно на всех Матрёшек, у них нет рук, они просто нарисованы.
Воспитатель: Любят Матрешек русские люди. А народные мастера с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах Матрёшечки разные получаются.
Воспитатель показывает Семёновскую матрёшку.
Воспитатель: Это Матрёшка изготовлена в городе Семенов, там есть центр по росписи матрешек. Отсюда и получила она своё название – Семеновская матрешка. Особенностью росписи этой Матрёшки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты красивых и пышных цветов. Какие краски используют семёновские мастера для узоров?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Какой узор на сарафане?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: А это соседка Семеновской матрешки Майдановская матрёшка. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами, а на голове полушалок с цветами, из-под платка обязательно видны кудри. Её фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку.
Воспитатель показывает другую Матрёшку.
Воспитатель: Эта матрешка из села Загорское, поэтому и называется загорская матрешка. Посмотрите на неё, скажите, пожалуйста, во что она одета и чем украшена её одежда?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Эти Матрёшки (Сергиев – Посадская ) всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.Посмотрите и скажите - какими цветами раскрашена эта Матрёшка?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Вот такие красивые и разные Матрёшки. У каждой матрешки есть авторы, и живут они в разных городах, поэтому и названия их зависят от того места, где их расписывают. А как вы думаете, какими по характеру могут быть Матрешки?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Какая вам понравилась Матрешка.
(Дети выбирают себе макет матрешки)
Воспитатель: Давайте с ней поиграем
Есть у меня одна игра!
Собирайся детвора.( Я беру в руки матрёшку, даю её вам в руки, дети её передают.)
У кого в руках матрёшка,
Тот попляшет с ней немножко!
У кого в руках матрёшка,
Тот похлопает в ладоши.
Кто матрёшку в руки взял,
Тот задорно нам сплясал!
Кто матрёшку в руки взял,
Тот красиво приседал!
Воспитатель: Здорово поиграли! Ребята, давайте посмотрим, не лежит ли ещё чего в сундуке.
Воспитатель вместе с детьми смотрит в сундук, находят там и достают листы с нарисованными Матрёшками.
Воспитатель: Посмотрите, какие Матрёшечки. Как вы думаете, почему они грустные?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Конечно. Посмотрите, лицо, платок у Матрешек уже нарядно раскрашены, а вот и платье не раскрашены. И рук нет у Матрешек, так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. Что же делать?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю вам стать настоящими мастерами-художниками и помочь нашим Матрешкам. Вы согласны?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Тогда приглашаю вас в мастерскую на фабрику по росписи матрешек. Проходите за столы и занимайте свои места.
Очень любят все матрешки разноцветные одежки.
Вот и мы с вами будем наряжать каждый свою матрешку, которая вам больше всего понравилась. Посмотрите на столы, перед вами лежат Матрешки с нераскрашенными сарафанами, краска, кисточки, баночки с водой, схемы подсказки с узорами, которые помогут вам нарисовать узор. Приступайте к работе.
Дети раскрашивают наряды Матрёшки красками, воспитатель подсказывает, помогает. Звучат песни »Матрёшки», »У матрёшек розовые щечки»
Воспитатель: Раскрашен наряд?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, какие красивые Матрёшки у вас получились, какие яркие и красочные наряды у них и каждая Матрёшка хороша по-своему. Вы настоящие мастера-художники.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: А что вы узнали сегодня о Матрёшках?
Воспитатель: В какую игру, вам больше ребята понравилось играть?
(Ответы детей.)
Воспитатель: А какие у нас получились матрёшки?
(Ответы детей.)
Воспитатель: А вы расскажите о Матрёшках дома своим родителям?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что вместе с русской березкой и самоваром, она стала символом страны, России. Эта кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, национальный сувенир. А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы! Мне очень понравилось сегодня с вами узнавать много нового и интересного, надеюсь и вам тоже. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
ТЕМА: ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА Л. Н. ТОЛСТОГО «КОСТОЧКА»...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Буква «я».Цель (как предполагаемый результат): Дети знакомы с тем, что буква «я» обознача...
Открытая итоговая организованная образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной к школе группе "Зоопарк"
Открытая итоговая организованная образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной к школе группе №7 "Зоопарк"...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе "Поэтическая гостиная"
Данный конспект разработан с целью совершенствования художественно-речевых исполнительских навыков детей подготовтельной к школе группы при чтении стихотворений и воспитания культуры поэтического слов...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема:Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группеТема:Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»....
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме «Продукты питания»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме «Продукты питания» Программное содержание:• Уточнять и актив...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Знакомство с русскими народными сказками».
Выяснить знают ли дети русские народные сказки...