Организованная образовательная деятельность (познавательное развитие) « Русская матрешка» подготовительная к школе группа (6-7 лет)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Светлана Николаевна Марченко

Конспект занятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_2.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность

(познавательное развитие)

                                      « Русская матрешка»

                подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Воспитатель: Марченко С.Н

Цель: знакомство с русской народной игрушкой «Матрешка», роспись  платья матрешки по готовому образцу.  

Задачи:

 Обучающие:

•    знакомить детей с историей возникновения народной игрушки, кукле, сувенире - Матрешки, разновидностях Матрешек, их характерными особенностями; процессом изготовления Матрешки;  с творчеством русского народного художественного промысла: росписи Матрешек;

•  формировать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; умение украшать силуэт Матрешки разнообразными узорами.

•        закрепить умение детей расставлять игрушки по возрастанию и убыванию, умение соотносить предметы по высоте.

Развивающие:

•        развивать умение сравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие;

•        развивать интерес детей к народному творчеству, изобразительной деятельности;

•        развивать эстетическое восприятие, воображение, мышление, мелкую моторику рук, художественный вкус;

•        развивать связную речь.

Воспитательные:

•        воспитывать  чувство уважения к своему народу, к труду народных умельцев, чувство гордости за свою страну, любовь к Родине и ее национальным традициям;

•воспитывать умение работать самостоятельно, аккуратно.

Интеграция образовательных областей:

  • «Художественно-эстетическое развитие»,
  •  «Познавательное развитие»,
  •  «Речевое развитие»,
  • «Социально-коммуникативное развитие»,
  •  «Физическое развитие».

Словарная работа: обогащение словаря: роспись, узор, мастер, виды матрешек.

Материалы, оборудование: Сундук, Матрёшки, кисти разных размеров, салфетки, краска, баночки с водой, схемы подсказки узоров для матрешек, аудиозапись «Мы веселые матрешки»,  «Русские матрёшки», виртуальная экскурсия «Матрешка», ноутбук, экран.

Планируемый результат занятия:

Иметь представления о народной игрушке России, об истории и способах изготовления Матрешки, особенностях  росписи Матрешки.

Проявлять творческие способности в расписывании матрешки.

Ход занятия:

 Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Я на ярмарке была,

Сундучок вам принесла.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем расписной.

Вынимаю на показ

И веду о нем рассказ

Что же в этом сундучке?

Открою вам секрет.Там народная игрушка.

А какая в нем игрушка, вы узнаете,когда загадку отгадаете.

ЗагадкаВ гости к нам пришла игрушка.

Не лошадка, не петрушка.

Алый шелковый платочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может- три, может, шесть

Разрумянилась немножко.

Это русская ……….

 Дети:  (Ответ детей)

Воспитатель: Правильно, матрешки.

Воспитатель достаёт и показывает Матрёшку.

Воспитатель:  С  такой игрушкой любили играть мои и ваши бабушки, и дедушки, мамы и папы. Матрёшка очень известная игрушка, её знают и любят во всём мире. Давайте поближе познакомимся с Матрешкой.

Демонстрация  виртуальной экскурсии:

1 слайд

Матрешка – это кукла, изображает она русскую крестьянскую девушку.

Почти всегда ониимеют  яйцеподобную форму с плоским донцем и состоят из двух частей - верхней и нижней

2 слайд

Воспитатель: Вы знаете, когда появилась матрешка?

Дети:  (ответы детей)

Воспитатель: Я вам сейчас расскажу историю, о том, откуда произошла русская матрешка.

3 слайд

Появилась первая матрешка около 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

4 слайд

С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Звездочкин, а художник  Малютин ее расписал. Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна.

 Назвали ее старинным русским именем – Матреной, ласково её называли Матренушка, Мотронушка, Матрёшечка. Вот так и появилась на свет фигурка девочки в русском сарафане.

Воспитатель: А знаете ли вы, из чего сделана Матрешка?

 Дети:  (Ответ детей)

5слайд

Воспитатель: Верно. Ее изготавливают из дерева: липы или березы.  Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них вытачивают фигурки. Первой делают самую маленькую неразборную куклу.

6 слайд

 Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её акварельными и гуашевыми красками. После того как расписали, покрывают лаком.

7 слайд

  Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовой игрушке.

8 слайд

У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому Матрёшки все разные и у каждой свой характер.

9 слайд

Воспитатель: Ребята, а давайте мы тоже с вами превратимся в матрёшек и немного поиграем.

Физкультминутка «Мы - веселые матрешки».

Мы – веселые матрешки Руки на щечках, покачивают головой влево, вправо.

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.

На ногах у нас сапожки, Поочередно выставляют правую и левую ногу.

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.

В сарафанах своих пестрых, Повороты туловища направо-налево.

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.

Мы похожи, словно сестры, Руки на щечках, покачивают головой.

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.

Воспитатель: Я совсем забыла про нашу Матрешку, которую я для вас с ярмарки принесла! Вот она

Воспитатель: А что же внутри у Матрёшки?

Дети:  (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте раскроем Матрешку и посмотрим на её сестрёнок.  

Посчитайте сколько сестрёнок Матрёшек у нас получилось?

Дети:  (Ответы детей)

Воспитатель: А какие Матрешки?

Дети:  (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте с ними поиграем! Посмотрите на них. Расставьте их по росту.

Дидактическая игра «Расставь по возрастанию, убыванию»

Воспитатель: А у меня в  сундуке есть еще Матрешки

Показывает Матрешки

Воспитатель: Как вы думаете, они одинаковые?

 Дети:  (Ответы детей)

Воспитатель: А чем они отличаются?

Дети:  (Ответы детей)

Воспитатель: Конечно нарядом. Им они могут похвалиться все. Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети:  (Ответы детей)

Воспитатель: А что находится на лице у матрёшки?

Дети:  (Ответы детей)

Воспитатель: Улыбаются Матрёшки, у них румяные щечки. Посмотрите внимательно на всех Матрёшек, у них нет рук, они просто нарисованы.

Воспитатель: Любят Матрешек русские люди. А народные мастера с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах Матрёшечки разные получаются.

Воспитатель показывает Семёновскую матрёшку.

Воспитатель: Это Матрёшка изготовлена в городе Семенов, там есть центр по росписи матрешек. Отсюда и получила она своё название – Семеновская матрешка. Особенностью росписи этой Матрёшки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты красивых и пышных цветов. Какие краски используют семёновские мастера для узоров?

 Дети:  (Ответы детей)

Воспитатель: Какой узор на сарафане?

Дети:  (Ответы детей)

Воспитатель: А это соседка Семеновской матрешки Майдановская матрёшка.  У этих матрёшек нет платка с завязанными концами, а на голове полушалок с цветами, из-под платка обязательно видны кудри. Её фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку.

Воспитатель показывает другую Матрёшку.

Воспитатель: Эта матрешка из села Загорское, поэтому и называется загорская матрешка. Посмотрите на неё, скажите, пожалуйста, во что она одета и чем украшена её одежда?

  Дети:  (Ответы детей)

Воспитатель: Эти Матрёшки (Сергиев – Посадская ) всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.Посмотрите и скажите - какими цветами раскрашена эта Матрёшка?

 Дети:  (Ответы детей)

Воспитатель: Вот такие красивые и разные Матрёшки. У каждой матрешки есть авторы, и живут они в разных городах, поэтому и названия их зависят от того места, где их расписывают.  А как вы думаете, какими по характеру могут быть Матрешки?

Дети:  (Ответы детей)

Воспитатель: Какая вам понравилась Матрешка.

(Дети выбирают себе макет матрешки)

Воспитатель: Давайте с ней поиграем

Есть у меня одна игра!

 Собирайся детвора.( Я беру в руки матрёшку, даю её вам в руки, дети её передают.)

У кого в руках матрёшка,

Тот попляшет с ней немножко!

У кого в руках матрёшка,

Тот похлопает в ладоши.

Кто матрёшку в руки взял,

Тот задорно нам  сплясал!

Кто матрёшку в руки взял,

Тот красиво приседал!

Воспитатель: Здорово поиграли! Ребята, давайте посмотрим, не лежит ли ещё чего в  сундуке.

Воспитатель вместе с детьми смотрит  в сундук, находят там и достают листы с нарисованными Матрёшками.

Воспитатель: Посмотрите, какие Матрёшечки. Как вы думаете, почему они грустные?

 Дети:  (Ответы детей)

Воспитатель: Конечно. Посмотрите, лицо, платок у Матрешек уже нарядно раскрашены, а вот и платье не раскрашены. И рук нет у Матрешек, так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. Что же делать?

Дети:  (Ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам стать настоящими мастерами-художниками и помочь нашим Матрешкам. Вы согласны?

Дети:  (Ответы детей)

Воспитатель: Тогда приглашаю вас в мастерскую на фабрику по росписи матрешек. Проходите за столы и занимайте свои места.

Очень любят все матрешки разноцветные одежки.

Вот и мы с вами будем наряжать каждый свою матрешку, которая вам больше всего понравилась. Посмотрите на столы, перед вами лежат  Матрешки с нераскрашенными сарафанами, краска, кисточки, баночки с водой, схемы подсказки с узорами, которые помогут вам нарисовать узор. Приступайте к работе.

Дети раскрашивают наряды Матрёшки красками, воспитатель подсказывает, помогает.  Звучат песни »Матрёшки», »У матрёшек розовые щечки»

Воспитатель: Раскрашен  наряд?

Дети:  (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, какие красивые Матрёшки у вас получились, какие яркие и красочные наряды у них и каждая Матрёшка хороша по-своему. Вы настоящие мастера-художники.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

 Дети:  (Ответы детей)

Воспитатель: А что вы узнали сегодня о Матрёшках?

Воспитатель: В какую игру, вам больше ребята понравилось играть?

(Ответы детей.)

Воспитатель: А какие у нас получились матрёшки?

(Ответы детей.)

Воспитатель: А вы расскажите о Матрёшках дома своим родителям?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что вместе с русской березкой и самоваром, она стала символом страны, России. Эта кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, национальный сувенир. А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Молодцы! Мне очень понравилось сегодня с вами узнавать много нового и интересного, надеюсь и вам тоже. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Буква «я».Цель (как предполагаемый результат): Дети знакомы с тем, что буква «я» обознача...

Открытая итоговая организованная образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной к школе группе "Зоопарк"

Открытая итоговая организованная образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной к школе группе №7 "Зоопарк"...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе "Поэтическая гостиная"

Данный конспект разработан с целью совершенствования художественно-речевых исполнительских навыков детей подготовтельной к школе группы при чтении стихотворений и воспитания культуры поэтического слов...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема:Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группеТема:Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме «Продукты питания»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме «Продукты питания» Программное содержание:•  Уточнять и актив...