ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Авдякова Татьяна Викторовна

ТЕМА: ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА Л. Н. ТОЛСТОГО «КОСТОЧКА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_razvitie_rechi.docx15.76 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗОВАННАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  К ШКОЛЕ ГРУППЕ

ТЕМА: ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА Л. Н. ТОЛСТОГО «КОСТОЧКА»

 

Программные задачи: Развивать монологическую речь. Учить детей передавать содержание услышанного произведения близко к тексту, грамматически правильно строя предложения. Активизировать словарь по  лексической теме. Развивать слуховое восприятие; упражнять в различении неречевых звуков, тембра голоса. Обогащать словарь образными выражениями языка. Развивать память, логическое мышление, произвольное внимание. Воспитывать чуткость, справедливость, умение признать ошибку.

 

Словарь: горница, покраснел как рак, сочла, побледнел, беда, проглотил, падающие. Методы и приемы: чтение рассказа, беседа, вопросы, указание, поощрения.

Оборудование: ваза с разрезанными фруктами; предметные картинки с изображением горницы, вареного рака; компьютер, компьютерная игра «Учись говорить правильно», мультимедийный проектор и экран.

 

Ход:

 

I. Вводная часть

 

1. Организационный момент (На столе стоит ваза с разрезанными косточковыми фруктами).

Воспитатель: Сегодня нам принесли угощение. Назовите одним словом, что это?

Дети: Фрукты.

 

Воспитатель: Где растут фрукты?

 

Дети: Фрукты растут в саду.

Воспитатель: Вы их любите, а что же внутри каждого фрукта? Подойдите к вазе - посмотрите.

Дети: Внутри фруктов есть косточка, когда их кушаешь, косточку нужно выбрасывать.

Воспитатель: Молодцы, ребята вы хорошо знаете, как фрукты нужно кушать.

 

2. Знакомство с темой, целью

 

Воспитатель: Сегодня я познакомлю с рассказом Льва  Николаевича Толстого «Косточка».

II. Основная часть.

 

1.Чтение рассказа

 

2.Беседа по содержанию

Воспитатель: Что купила мама?

 

Дети: Мама купила сливы.

 

Воспитатель: Как вел себя Ваня?

 

Дети: Ваня ходил вокруг слив и все их нюхал.

Воспитатель: Почему они интересовали Ваню?

 

Дети: Они ему очень понравились, он никогда не ел слив.

 

Воспитатель: Как повел себя Ваня, когда  остался один в комнате?

 

Дети: Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел.

 

Воспитатель: Кто заметил, что одной сливы не стало?

 

Дети: Мама сочла сливы и заметила, что одной не хватает.

 

Воспитатель: Признался ли Ваня в своем поступке?

 

Дети: Дети ответили, что сливы они не ели и Ваня сказал тоже, что он не ел слив.

Воспитатель: Почему беспокоился папа?

 

Дети: Он сказал, что если съел кто-нибудь из детей сливу - это не хорошо; но беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто проглотит косточку, то через день умрет.

Воспитатель: Что ответил Ваня?

 

Дети: Ваня сказал, что косточку он выбросил в окошко. Воспитатель: Почему Ваня заплакал?

 

Дети: Ваня заплакал потому, что ему стало стыдно за свой поступок.

Воспитатель: А как бы вы поступили на месте Вани?

 

Дети: Я бы подождал, когда мама сама даст слив.  Если бы я съел сливу без спроса, то признался бы в этом сам.

 

Воспитатель: Есть такая пословица «Тайное всегда становится явным».  Как вы ее понимаете?

Дети: Нужно сразу признаться в том, что совершил плохой поступок, потому что все равно узнают об этом.

3. Словарная работа

 

   В рассказе есть такое выражение: «покраснел как рак»,  что оно означает?

 

Дети: От стыда стал красного цвета, как вареный рак.

 

Воспитатель: А что такое горница?

 

Дети: Светлая, красивая комната.

 

Воспитатель: Как вы понимаете слово «сочла»?

 

Дети: Посчитала.

 

Воспитатель: Проглотил?

 

Дети: Быстро съел.

 

Воспитатель: Побледнел?

Дети: Стал белым, бледным от  испуга.

 

Воспитатель: Назовите еще фрукты с такой же косточкой, как у сливы.

 

Дети: Персик, абрикос, алыча,…

 

Воспитатель: Где они растут?

 

Дети: На дереве в саду.

 

Воспитатель: Попробуем достать с ветки абрикос.

 

4. Речь с движением «На ветке»

 

Вот на ветке – абрикос,                        Потянуться руками вверх,

 

Он на солнце так подрос!                        Развести руки в стороны

 

Ты за ним тянись, тянись,                        Подняться на носочки,

                                                потянуться руками вверх,

 

Но смотри, не оступись!                        Быстро присесть    

                                                           ( Е. Карельская)  

5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ

 

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю рассказ еще раз, а вы внимательно послушайте, и будете пересказывать его. (Повторное чтение рассказа)

 

6. Пересказ рассказа детьми

 

Воспитатель: Расскажите историю про мальчика Ваню. (Пересказы детей)

 

7. Игра «Звуки осени»

 

Воспитатель: Когда созревает урожай фруктов?

 

Дети: Осенью.

 

Воспитатель: Осень прекрасное время года. Я предлагаю вам послушать и определить звуки осени. (Компьютерная игра «Учись говорить правильно»)

 

Дети: Шелест листьев, шум дождя, крики птиц, улетающих на юг, ...

 

Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень внимательные.

Ш. Заключительная часть

 

Итог, оценка:

Воспитатель: Давайте вспомним, что нового вы сегодня  узнали? Что вам запомнилось больше всего? Как называется рассказ, который вы пересказывали? Кто его автор? Не забудьте дома рассказать историю о мальчике Ване  родителям, сестренкам и братишкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию речи в подготовительной школе группе

Дидактические игры по развитию речи в подготовительной школе группе...

Конспект занятий по развитию речи подготовительной к школе группе. Пересказ В.Бианки «Купание медвежат»

Конспект занятий по развитию речи  подготовительной к школе группе.Пересказ В.Бианки «Купание медвежат»Цель: Закрепить представление детей о диком животном (медведе) о его месте  обитания, о...

Перспективный план по развитию речи (подготовительная к школе группа)

Первспективное планирование на год по развитию речи...

НОД по развитию речи (подготовительная к школе группа) Пересказ сказки «Сказка про льва»

Цель: совершенствовать навык пересказывать сказку по опорным картинкам последовательно, выразительно....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной школе группе «Здравствуй, весна!»

1. Расширить представления детей о ранней весне.2. Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным: солнце, снег, ручьи; глаголы к существительным: солнце, ручьи; предметов существительн...