План работы по самообразованию воспитателя по теме: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством организации образовательного модуля О.А. Зыковой "Экспериментирование с живой и неживой природой""
опыты и эксперименты
В современном обществе одной из актуальных задач STEM обучения и воспитания детей дошкольного возраста можно назвать развитие интеллектуально-творческой активности личности ребенка путем формирования навыков опытно-исследовательской деятельности и развития творческого поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksprimentir.docx | 43.35 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию воспитателя по теме:
«Развитие познавательного интереса
у детей дошкольного возраста посредством организации
образовательного модуля О. А. Зыковой «Экспериментирование с живой и неживой природой»»
Горячева Анжела Вячеславовна
МБДОУ «Детский сад №21»
ХМАО – Югра, Тюменская область, г. Урай
должность: воспитатель
Ф.И.О. | Горячева Анжела Вячеславовна |
Должность: | Воспитатель |
Образование: | Высшее Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» |
Специальность: | «Специальная дошкольная педагогика и психология» |
Квалификация: | Педагог – дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии |
Квалификационная категория: | Высшая категория |
Тема самообразования: | «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством организации образовательного модуля О. А. Зыковой «Экспериментирование с живой и неживой природой»». |
Направление: | Социально-личностное |
Форма самообразования: | Индивидуальная |
Группа: | Разновозрастная компенсирующей направленности |
Начало работы: | 04.09.2023г. |
Окончание работы: | 28.05.2024г. |
Цель: | Совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе организации элементарных опытов с объектами живой и неживой природы. Внедрение в свою работу новых методов в воспитание и обучение детей; привлечение родителей в воспитание экологической культуры у детей. |
Задачи: | 1. Изучить и систематизировать теоретический и практический материал по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством организации образовательного модуля О. А. Зыковой «Экспериментирование с живой и неживой природой». 2. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику познавательного развития у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности. 3. Изучить опыт работы воспитателей через интернет – ресурсы. 4. Разработать перспективный план по теме самообразования. 5. Пройти курсы повышения квалификации по данной теме. 6. Создать картотеку опытов с живой и неживой природой. 7. Разработать систему мероприятий с детьми, родителями для повышения практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста. 8. Разработать комплексно-тематическое планирование работы с детьми, методическое обеспечение по теме: дидактический, информационный и иллюстративный материал. 9. Вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении. 10. Создать условия для развития познавательного интереса у дошкольников на основе элементарных опытов, предусматривающие научно-методическое обеспечение; обогатить развивающую предметно-пространственную среду, подготовить необходимое оборудование для проведения элементарных опытов. 11. Подготовить отчет о проделанной работе по теме самообразования. |
Ожидаемые результаты: | Для воспитателя: 1. Повышен собственный профессиональный уровень теоретических и практических знаний по теме самообразования. 2. Применены полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности. 3. Разработано методическое обеспечение: комплексно-тематическое планирование, картотеки опытов, игры-эксперименты, консультации для родителей. 4. Обеспечена предметно-пространственная среда группы для ознакомления с предметами и явлениями живой и неживой природы. У детей: 1. Сформированы элементарные естественно-научные представления об окружающем мире живой и неживой природы. 2. Сформированы познавательные действия: умеет сравнивать, группировать и классифицировать, самостоятельно проводить простейшие опыты и эксперименты. 3. Сформирована экологическая культура и эмоционально-ценностное отношение к природе. 4. Дети проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию. 5. Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх-экспериментах и опытах, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, отбираю т средства и материалы для самостоятельной деятельности, оформляют результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков. |
Актуальность: | В современном обществе одной из актуальных задач STEM обучения и воспитания детей дошкольного возраста можно назвать развитие интеллектуально–творческой активности личности ребёнка дошкольного возраста путём формирования навыков опытно-исследовательской деятельности и развития творческого поведения. На протяжении всего дошкольного периода, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается в STEM обучении не только как процесс формирования у ребёнка знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия и сотрудничества. Это объясняется тем, что у детей дошкольного возраста наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. За использование эксперимента, как способа обучения в работе с детьми, выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие. В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. Исследовательская деятельность всегда интересна детям. Всё, что ребёнок сам видит, слышит и делает, усваивается им быстро и надолго. Детей привлекает сам процесс, возможность осуществить действия самостоятельно, реализовать свои замыслы, сделать выводы и воплотить полученные знания на практике. Термин «экспериментирование» в STEM обучении понимается как особый способ практического освоения действительности, и направлен на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою скрытую сущность, которая не видна в обычных жизненных ситуациях. Экспериментирование дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его свойствах, качествах, взаимосвязях с другими объектами. В процессе решения данной задачи в STEM обучении основными направлениями экспериментальной деятельности являются:
|
Основные принципы исследовательской деятельности: | В организации исследовательской деятельности важен принцип последовательности исследовательского поиска детей. Он основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной умственной и практической деятельности дошкольников. Любое исследование предполагает получение ответа ребёнком на поставленный вопрос, почему происходит то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Такие знания и умения остаются на всю жизнь, так как ребёнок не просто слушал рассказ взрослого, а сам лично участвовал в экспериментировании, эмоционально переживал, планировал свою деятельность, делал вывод. |
Перспектива:
| Пополненить знания по теме самообразования. Продолжить расширять и обновлять развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с темами мини-проектов. Разнообразить картотеку опытов и экспериментов, схем и образцов. |
Перспективный план работы по самообразованию на 2023 – 2024г.
Срок | Этап | Содержание работы | Форма отчетности |
Сентябрь 2023г | 1 этап: Организационно-теоретический | 1. Прохождение курсов повышения квалификации: - обучение на семинарах, мастер-классах, методических объединениях по данной теме; - обучение на онлайн-вебинарах; - повышение квалификационной категории; - изучение опыта работ других педагогов по развитию познавательного интереса у дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности. 2. Подбор методической литературы. 3. Составление перспективного плана работы с детьми, родителями. 4. Подборка опытов с описанием проведения. 5. Анкетирование родителей на тему: «Детское экспериментирование». 6. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования. 7. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. 8. Оформление центра экспериментирования для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. 9. Реализация проекта, согласно перспективного плана. | 1. Анкетирование родителей на тему: «Детское экспериментирование». Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. 2. Консультации: «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни дошкольников». «Соблюдение правил безопасности при организации и проведении экспериментов дома». 3. Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». |
Октябрь 2023г | 2 этап: Организационно – практический | 1. Составление картотеки опытов, дидактических игр, игр-экспериментов из книг и интернет - ресурсов. 2. Привлечение родителей к организации экспериментальной деятельности. 3. Подготовка запланированных мероприятий. 4. Выступление на родительском собрании по теме самообразования. | 1. Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. 2. Оформление наглядной информации в родительском уголке: 3. Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников». 4. Рекомендации: «Проведите с детьми дома …» 5. Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию». |
Ноябрь 2023 – май 2024г | 3 этап: Накопительно – практический | 1. Оформление папки «Мои открытия». 2. Фотовыставки: «Мы экспериментируем». 3. Использование в работе с детьми: дидактических и подвижных игр, труда в природе, чтения художественной литературы, бесед, просмотров презентаций. 4. Картотеки: - «Опыты с объектами живой и неживой природы» (опыты с водой, снегом, с песком и другими природными материалами); - «Опорные схемы и модели по ознакомлению с объектами неживой природы»; - «Дидактические игры экологического содержания»; - «Игры-эксперименты»: «Как сделать воду цветной», «Как превратить воду в лед?», «Тонет – не тонет» и др.; - «Сенсорные игры»: «Найди такое же по цвету», «Определи по запаху», «Определи на ощупь» и др.; - «Творческие экологические игры и игры на основе ТРИЗ»: «Это правда или нет?», «Хорошо – плохо», «Круги Луллия», «Загадай, мы отгадаем» и другие. 5. Паспорт «Экологической тропы». 6. Видеосюжеты, отрывки из мультфильмов, виртуальные экскурсии экологического направления по родному краю, по России и всему миру. 7. Цифровые презентации, способствующие ознакомлению детей с живой и неживой природой. 8. Реализация детско-родительских проектов. 9. Систематизация теоретической части и практического материала, результатов продуктивной деятельности детей. 10. Отчет о проделанной работе, организация выставки результатов продуктивной деятельности детей, презентация. | 1. Беседы, консультации, наглядная информация для родителей на темы: «Что такое эксперимент», «Как организовать игры с водой», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Как экспериментировать вместе с ребёнком дома», «Домашняя лаборатория», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», «Учим детей наблюдать», «Беседы на прогулке», «Занимательные опыты на кухне»; «Организация детского экспериментирования в летний период». 2. Привлечение родителей к пополнению коллекций: «Разные ткани», «Бумажная страна», «Красивые камни». 3. Приобщение родителей к созданию, оформлению уголка «Ароматерапии». 4. Привлечение родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой. 5. Фотовыставки: «Как мы экспериментируем». |
Изучение учебно–методической литературы и интернет ресурсов:
1. Бутылкина Л.Ю., Баракова И.М., Дучко А.Н. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет). ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
2. Волосовец В. А, Маркова В. А. Аверин С. А., STEM- образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития. М.: ЗАО «Элти - Кудиц», 2019г.- 112 с.
3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «Детство-Пресс», 2016.
4. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно–исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
5. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Минск: ИВЦ Минфина, 2008.
6. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2015.
7. Деркунская В. А., Ошкина А. А. «Игры-эксперименты с дошкольниками. Учебно-методическое пособие» - Издательство: «Центр педагогического образования», 2013.
8. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ «Сфера».
9. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015.
10. Зыкова О. А., Экспериментирование с живой и неживой природой. – М.: ЗАО «Элти - Кудиц», 2017г.- 104 с.
11. Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.
12. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
13. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность - СПб : «Детство-Пресс», 2015 г.
14. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб.: Питер, 2002.
15. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.
16. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб, ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2011.
17. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
18. Нищева Н. В., Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах – С - Пб: «Детство - Пресс» – 2015г.- 240 с.
19. Нищева Н. В., Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры – С - Пб: «Детство - Пресс» – 2013г.- 235 с.
20. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников - СПб: «Детство-Пресс», 2008.
21. Рыжова Н.А. Методика детского экспериментирования. - СПб.: «Детство-Пресс», 2014.
22. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания /А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2003.
23. Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию воспитателя на тему:«Развитие речевой активности и обеспечение эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм и театральной деятельности .»
Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так к...
План работы по самообразованию педагога по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».
Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....
Доклад на тему: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Доклад на тему:«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»...
Перспективный план работы в средней группе компенсирующей направленности № 8 « Речецветик» (4-5 лет) по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством образовательной технологии «геокешинг»». на 2020-2021 уч.год
Перспективный план работы в средней группе компенсирующей направленности № 8 « Речецветик» (4-5 лет) по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста поср...
Перспективный план работы в старшей группе компенсирующей направленности № 8 « Речецветик» (5-6 лет) по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством образовательной технологии «геокешинг»». на 2020-2021 уч.год
Перспективный план работы в старшей группе компенсирующей направленности № 8 « Речецветик» (5-6 лет) по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста поср...
План самообразования воспитателя на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
План разработан для работы с детьми 2 группы раннего возраста, направленный на развитие речи....
Самообразование воспитателя по теме " Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через технику "Квиллинг"
Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности....