План работы по самообразованию воспитателя по теме: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством организации образовательного модуля О.А. Зыковой "Экспериментирование с живой и неживой природой""
опыты и эксперименты

Горячева Анжела Вячеславовна

  В современном обществе одной из актуальных задач STEM обучения и воспитания детей дошкольного возраста можно назвать развитие интеллектуально-творческой активности личности ребенка путем формирования навыков опытно-исследовательской деятельности и развития творческого поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksprimentir.docx43.35 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию воспитателя по теме:

 «Развитие познавательного интереса

у детей дошкольного возраста посредством организации

образовательного модуля О. А. Зыковой «Экспериментирование с живой и неживой природой»» 

Горячева Анжела Вячеславовна

МБДОУ «Детский сад №21»

ХМАО – Югра, Тюменская область, г. Урай

должность: воспитатель                                                                                                                

Ф.И.О.

Горячева Анжела Вячеславовна

Должность:

Воспитатель

Образование:

Высшее

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Челябинский государственный университет»  

Специальность:

«Специальная дошкольная педагогика и психология»

Квалификация:

Педагог – дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии 

Квалификационная категория:

Высшая категория

Тема самообразования:

«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством организации образовательного модуля О. А. Зыковой «Экспериментирование с живой и неживой природой»».

Направление:

Социально-личностное

Форма самообразования: 

Индивидуальная

Группа:

Разновозрастная компенсирующей направленности

Начало работы: 

04.09.2023г.

Окончание работы: 

28.05.2024г.

Цель:

Совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе организации элементарных опытов с объектами живой и неживой природы. Внедрение в свою работу новых методов в воспитание и обучение детей; привлечение родителей в воспитание экологической культуры у детей.  

Задачи:

1. Изучить и систематизировать теоретический и практический материал по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством организации образовательного модуля О. А. Зыковой «Экспериментирование с живой и неживой природой».                                                                                                      2. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику познавательного развития у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности.                                                     3. Изучить опыт работы воспитателей через интернет – ресурсы.

4. Разработать перспективный план по теме самообразования.      5. Пройти курсы повышения квалификации по данной теме.                  6. Создать картотеку опытов с живой и неживой природой.                   7. Разработать систему мероприятий с детьми, родителями для повышения практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста.            

8. Разработать комплексно-тематическое планирование работы с детьми, методическое обеспечение по теме: дидактический, информационный и иллюстративный материал.                                                                               9. Вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.                                                                                                    10. Создать условия для развития познавательного интереса у дошкольников на основе элементарных опытов, предусматривающие научно-методическое обеспечение; обогатить развивающую предметно-пространственную среду, подготовить необходимое оборудование для проведения элементарных опытов.                                                                                                                             11. Подготовить отчет о проделанной работе по теме самообразования.

Ожидаемые результаты: 

Для  воспитателя:                                                                                       1. Повышен собственный профессиональный уровень теоретических и практических знаний по теме самообразования.    2. Применены полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.                                   3. Разработано методическое обеспечение: комплексно-тематическое планирование, картотеки опытов, игры-эксперименты, консультации для родителей.                                            4. Обеспечена предметно-пространственная среда группы для ознакомления с предметами и явлениями живой и неживой природы.

   У детей:                                                                                                  1. Сформированы элементарные естественно-научные представления об окружающем мире живой и неживой природы.                                                                                   2. Сформированы познавательные действия: умеет сравнивать, группировать и классифицировать, самостоятельно проводить простейшие опыты и эксперименты.                                                                       3. Сформирована экологическая культура и эмоционально-ценностное отношение к природе.                                                        4. Дети проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию.                                                                             5. Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх-экспериментах и опытах, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, отбираю т средства и материалы для самостоятельной деятельности, оформляют результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков.

Актуальность:

     В современном обществе одной из актуальных задач STEM обучения и воспитания детей дошкольного возраста можно назвать развитие интеллектуально–творческой активности личности ребёнка дошкольного возраста путём формирования навыков опытно-исследовательской деятельности и развития творческого поведения.

     На протяжении всего дошкольного периода, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается в STEM обучении не только как процесс формирования у ребёнка знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия и сотрудничества. Это объясняется тем, что у детей дошкольного возраста  наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. 

     За использование эксперимента, как способа обучения в работе с детьми, выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.

      В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.

      Исследовательская деятельность всегда интересна детям. Всё, что ребёнок сам видит, слышит и делает, усваивается им быстро и надолго. Детей привлекает сам процесс, возможность осуществить действия самостоятельно, реализовать свои замыслы, сделать выводы и воплотить полученные знания на практике.

     Термин «экспериментирование» в STEM обучении понимается как особый способ практического освоения действительности, и направлен на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою скрытую сущность, которая не видна в обычных жизненных ситуациях.                 

     Экспериментирование дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его свойствах, качествах, взаимосвязях с другими объектами.

     В процессе решения данной задачи в STEM обучении основными направлениями экспериментальной деятельности являются:

  • - формирование представлений о безопасной исследовательской деятельности, как ведущем способе познания окружающего мира;
  • - формирование и развитие творческой познавательно- исследовательской активности и активизация мыслительных процессов у детей;
  • - развитие интереса и эмоционального отношения к окружающему миру, науке, экологической культуре, желания рассказать, обсудить обнаруженные закономерности.
  •      В игровой форме дети учатся определять в знакомых предметах новые и неизвестные для себя свойства, сравнивать, анализировать, обобщать, планировать свою деятельность, обсудить её ход и вместе идти к результату. Это помогает им приобретать необходимые навыки совместных действий, где дети помогают и поддерживают друг друга.                                   
  •      Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребёнку. Глубокое, не поверхностное знакомство ребёнка с окружающим миром трудно представить без его исследовательской, опытнеческой деятельности в природе.  
  •      Исследовательский метод обучения - это восприятие и усваивание материала в результате возникшей у ребёнка потребности в знаниях, это создание условий для познавательной деятельности, которая требует решения важных вопросов, знаний, умений анализировать, делать выводы, видеть взаимосвязь отдельных явлений и предметов со средой, в которой они находятся.  

Основные принципы исследовательской деятельности:

     В организации исследовательской деятельности важен принцип последовательности исследовательского поиска детей. Он основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной умственной и практической деятельности дошкольников. Любое исследование предполагает получение ответа ребёнком на поставленный вопрос, почему происходит то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Такие знания  и умения остаются на всю жизнь, так как ребёнок не просто слушал рассказ взрослого, а сам лично участвовал в экспериментировании, эмоционально переживал, планировал свою деятельность, делал вывод.

Перспектива:

 

Пополненить знания по теме самообразования.

Продолжить расширять и обновлять развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с темами мини-проектов.

Разнообразить  картотеку опытов и экспериментов, схем и образцов.

Перспективный план работы по самообразованию на 2023 – 2024г.

Срок

Этап

Содержание работы

Форма отчетности

Сентябрь 2023г

1 этап: Организационно-теоретический

1. Прохождение курсов повышения квалификации:

- обучение на семинарах, мастер-классах, методических объединениях по данной теме;

-  обучение на онлайн-вебинарах;

- повышение квалификационной категории;

- изучение опыта работ других педагогов по развитию познавательного интереса у дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности.

2. Подбор методической литературы.        3. Составление перспективного плана работы с детьми, родителями.                     4. Подборка опытов с описанием проведения.                                                  5. Анкетирование родителей на тему: «Детское экспериментирование». 6. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования.

7. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.             8. Оформление центра экспериментирования для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.                       9. Реализация проекта, согласно перспективного плана.

1. Анкетирование родителей на тему: «Детское экспериментирование». Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

2. Консультации:

«Опытно – экспериментальная деятельность в жизни дошкольников».

«Соблюдение правил безопасности при организации и проведении экспериментов дома».

3. Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Октябрь 2023г

2 этап: Организационно – практический

1. Составление картотеки опытов, дидактических игр, игр-экспериментов из книг и интернет - ресурсов.                        2. Привлечение родителей к организации экспериментальной деятельности.                                             3. Подготовка запланированных мероприятий.

4. Выступление на родительском собрании по теме самообразования.

1. Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

2. Оформление наглядной информации в родительском уголке:

3. Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».

4. Рекомендации: «Проведите с детьми дома …»

5. Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию».

Ноябрь 2023 – май 2024г

3 этап: Накопительно – практический

1. Оформление папки «Мои открытия».           2. Фотовыставки: «Мы экспериментируем».

3. Использование в работе с детьми: дидактических и подвижных игр, труда в природе, чтения художественной литературы, бесед, просмотров презентаций.

4. Картотеки:

- «Опыты с объектами живой и неживой природы» (опыты с водой, снегом, с песком и другими природными материалами);                         - «Опорные схемы и модели по ознакомлению с объектами неживой природы»;                                                  - «Дидактические игры экологического содержания»;                                                  - «Игры-эксперименты»: «Как сделать воду цветной», «Как превратить воду в лед?», «Тонет – не тонет» и др.;                - «Сенсорные игры»: «Найди такое же по цвету», «Определи по запаху», «Определи на ощупь» и др.;                       - «Творческие экологические игры и игры на основе ТРИЗ»: «Это правда или нет?», «Хорошо – плохо», «Круги Луллия», «Загадай, мы отгадаем» и другие.                                                            5. Паспорт «Экологической тропы».       6. Видеосюжеты, отрывки из мультфильмов, виртуальные экскурсии экологического направления по родному краю, по России и всему миру. 7. Цифровые презентации, способствующие ознакомлению детей с живой и неживой природой.                          8. Реализация детско-родительских проектов.                                                      9. Систематизация теоретической части  и практического материала,  результатов продуктивной деятельности детей.                                    10. Отчет о проделанной работе,  организация выставки результатов продуктивной деятельности детей, презентация.

1. Беседы, консультации, наглядная информация для родителей  на темы: «Что такое эксперимент», «Как организовать игры с водой», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Как экспериментировать вместе с ребёнком дома», «Домашняя лаборатория», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», «Учим детей наблюдать», «Беседы на прогулке», «Занимательные опыты на кухне»; «Организация детского экспериментирования в летний период».

2. Привлечение родителей к пополнению коллекций: «Разные ткани», «Бумажная страна», «Красивые камни».

3. Приобщение родителей к созданию, оформлению уголка «Ароматерапии». 

4. Привлечение родителей к пополнению центра экспериментирования  новой познавательной литературой. 

5. Фотовыставки: «Как мы экспериментируем».

  Изучение учебно–методической литературы и интернет ресурсов:

1. Бутылкина Л.Ю., Баракова И.М., Дучко А.Н. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет). ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2017.

2. Волосовец В. А, Маркова В. А. Аверин С. А., STEM- образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития. М.: ЗАО «Элти - Кудиц», 2019г.- 112 с.   

3. Воронкевич О.А.  Добро пожаловать в экологию. Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «Детство-Пресс», 2016.

4. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно–исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.

5. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Минск: ИВЦ Минфина, 2008.

6. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2015.

7. Деркунская В. А., Ошкина А. А. «Игры-эксперименты с дошкольниками. Учебно-методическое пособие» - Издательство: «Центр педагогического образования», 2013.

8. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ «Сфера».  

9. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015.

10. Зыкова О. А., Экспериментирование с живой и неживой природой. – М.: ЗАО «Элти - Кудиц», 2017г.- 104 с.  

11. Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.

12. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

13. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность - СПб :  «Детство-Пресс», 2015 г.

14. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб.: Питер, 2002.

15. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.

16. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб, ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2011.

17. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012. 

18. Нищева Н. В., Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах – С - Пб: «Детство - Пресс» – 2015г.- 240 с.  

19. Нищева Н. В., Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры – С - Пб: «Детство - Пресс» – 2013г.- 235 с.   

20. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников - СПб:  «Детство-Пресс», 2008.

21. Рыжова Н.А. Методика детского экспериментирования.  - СПб.: «Детство-Пресс», 2014.

22. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания /А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2003.

23. Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. – М.: ТЦ Сфера, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию воспитателя на тему:«Развитие речевой активности и обеспечение эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм и театральной деятельности .»

Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так к...

План работы по самообразованию педагога по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

Доклад на тему: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Доклад на тему:«Развитие познавательного интереса у детей  дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»...

Перспективный план работы в средней группе компенсирующей направленности № 8 « Речецветик» (4-5 лет) по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством образовательной технологии «геокешинг»». на 2020-2021 уч.год

Перспективный план работы в средней группе компенсирующей направленности № 8 « Речецветик» (4-5 лет) по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста поср...

Перспективный план работы в старшей группе компенсирующей направленности № 8 « Речецветик» (5-6 лет) по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством образовательной технологии «геокешинг»». на 2020-2021 уч.год

Перспективный план работы в старшей группе компенсирующей направленности № 8 « Речецветик» (5-6 лет) по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста поср...

План самообразования воспитателя на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

План разработан для работы с детьми 2 группы раннего возраста, направленный на развитие речи....

Самообразование воспитателя по теме " Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через технику "Квиллинг"

Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности....