Самообразование воспитателя по теме " Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через технику "Квиллинг"
материал

Степанова Елена Владимировна

Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kviling.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование на 2022-2023 учебный год

воспитателя МАДОУ  МО «Центр-детский сад 180» г.Краснодар   Степановой Е.В

по теме:

 «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через технику «Квиллинг»

         Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Учитывая важность этой проблемы, целесообразно вести работу в этом направлении. Для этого в работе  я использую – пальчиковые игры, игры с мелким конструктором, рисование по трафаретам, штриховки разной сложности, лепку, различные виды аппликации, графические диктанты, оригами.

           Одним из нетрадиционых способов развития тонких движений пальцев рук является квиллинг. Квиллинг (бумагоскручивание, бумажная филигрань) – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. На мой взгляд, эта техника удивительна, она увлекает и завораживает, напоминает «тонкую кружевную паутинку». Через считанные минуты из обычных бумажных полосок можно создать настоящий шедевр.

         Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.

      Цель: исследовать влияние техники квиллинг на развитие мелкой моторики рук.

     Задачи:

- проследить положительное влияние использования техники квиллинг на развитие мелкой моторики, координацию движений рук;

- познакомить детей с новым видом работы с бумагой – квиллингом, научить изготавливать основные формы, составлять из них различные композиции;

- воспитывать аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус.

Работу с детьми по обучению квиллингу лучше, начинать со старшей группы.

1 этап. Знакомство с инструментами и бумагой для квиллинга.

         Инструментом для скручивания бумаги является – зубочистка. В дальнейшем, при условии заинтересованности родителей, можно приобрести специальный инструмент для квиллинга. Инструментом также являются: пинцет (для приклеивания мелких деталей), клей, ножницы.

Бумага для квиллинга – это бумажные ленты шириной от 3 до 7мм. Её можно приобрести в готовом виде, а можно и нарезать самим. Нарезание бумаги может быть и подготовительным заданием к занятию квиллингом. Например, во вторую половину дети нарезают бумагу, а на следующий день в первую половину дня, происходит непосредственно совместная деятельность – квиллинг.

2 этап. Знакомство и выполнение основных форм в технике квиллинг.

         Основой для выполнения почти всех форм является – разреженный круг. Чтобы его выполнить, необходимо: кончик бумажной ленты вставить в специальную прорезь на деревянной зубочистке или инструменте, придерживая большим и указательным пальцем, накрутить бумагу, осторожно снять с инструмента и положить на ровную поверхность, получившийся круг немного раскрутится, у этого круга заклеиваем кончик.

Получив разреженный круг, придаём ему нужную форму – треугольник, «листик», овал, квадрат, «капелька» и другие.

        В начале знакомства с выполнением форм, не стоит показывать детям технику выполнения сразу несколько форм. Сначала научите выполнять разреженный круг и плотный круг, а результатом такого занятия станет коллективная работа, например на тему «Гроздь винограда», «Снеговик», «Ледяная горка» или любой другой предмет, который можно составить из кружков.

         Освоив основную форму, можно научить выполнять ещё одну форму, например, «капелька» - разреженный круг прищипываем с одной стороны большим и указательным пальцами. Изготовив несколько «капелек», дети могут составить цветок, приклеив его на коллективную полянку или свою индивидуальную открытку.

         Научившись выполнять несколько форм, дети уже могут изготавливать поделки по образцу. Образцов должно быть несколько, чтобы ребёнок мог выбрать, какую композицию он будет составлять. Например, изготавливая открытку ко дню матери, ребёнок сам выберет какие цветы он будет выполнять на этой открытке, сам посчитает, сколько  нужно полосок бумаги и какого цвета.

         Работа по обучению технике квиллинг, может проходить, как самостоятельная деятельность, а затем можно внедрять элементы квиллинга в разные виды деятельности. Например, в математические игры: изготовим столько-то кружочков, к ним прибавим столько-то квадратов, а ответ изготовим в треугольниках. Родители очень довольны такими занятиями, т.к. дети учатся задачки составлять, моторику развивают.

Материал: для занятий с детьми используются полоски из цветной двухсторонней тонированной бумаги, полоски из гофрокартона, картон белый и цветной, клей ПВА, ножницы, карандаши простые, линейку, кисточки для клея, салфетки, клеенку, тонкая пластиковая палочка с расщелиной на конце.

                                    Ожидаемые результаты:

– дети научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности.

                             Работа с педагогами

         Для педагогов были предложены консультации: «Квиллинг – нет ничего не возможного», «Квиллинг или бумажная филигрань», «Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у старших дошкольников»; был проведен мастер-класс по изготовлению открыток в технике квиллинг.

                             Работа с родителями

Консультация для родителей по теме: «Волшебный мир квиллинга», «Квиллинг не так уж и сложно - работаем с детьми дома»,  «Квиллинг интересная работа, развивающая мелкую моторику»

Отчет по самообразованию

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через технику «Квиллинг»

     Квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Выбор техники бумагокручения не случаен. На мой взгляд, именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.

Техника бумагокручения сначала вызывала трудность у детей, так как требует сосредоточения на работе и тонких движений пальцев рук. Но в процессе освоения действий и операций, эти проблемы стали решаться. Во время занятия бумагокручением  мною проводились пальчиковые гимнастики для эмоциональной и физической разрядки.

       В начале года проводились занятия по ознакомлению детей с техникой изготовления простых деталей.  Я  знакомила детей, видами кручения бумажных полос,  созданием  различных форм деталей,  необходимых для поделки, показывала способы соединения деталей,  при помощи клея, прикладыванием или наложением одной на другую, учила выполнять действия аккуратно и осторожно.

На последующих занятиях  давала детям более сложный материал,  вырабатывая у них следующие технические навыки:

• нарезать бахрому;

• скручивать и распускать рулончики до определенного размера;

• склеивать детали;

• придавать заданную форму деталям;

• приклеивать на фон и создавать композицию.

В начале года, работая с бумажными полосками,  в ходе создания работы в технике квиллинг у детей, не всегда правильно получались детали заданной формы,  что являлось  следствием недостаточной координации движений пальцев рук;

-  элементы композиции получались  разного размера,  что определялось  недостаточным развитием глазомера;

-  работа, не держала  определенную  форму  или теряла  ее, из - за неправильной дозировки клея.

 Уже к середине учебного года,  дети овладели всеми базовыми навыками,  что позволило сосредоточиться на творчестве,  заключающемся в самостоятельном задумывании и воплощении замысла художественной композиции самими детьми.

  В результате освоения данной техники рука моих воспитанников приобрела уверенность, гибкость, точность, развился глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения. У воспитанников сформировались первоначальные навыки поисковой деятельности, а также умение работать осознанно и целенаправленно.

        Таким образом, техника квиллинг – эффективное средство для развития мелкой моторики рук старших дошкольников, опосредованно влияющее на общее развитие личности ребёнка, а также предупреждающее трудности с обучением в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы воспитателя подготовительной группы Гуть Натальи Викторовны по теме: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через художественно - конструктивную деятельность"

Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой м...

Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».ФИО автора (полностью): Воронцова Татьяна НиколаевнаДолжность: воспитатель первой квалифика...

Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, через освоение различных приемов лепки»

Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, через освоение различных приемов лепки»...

Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, через освоение различных приемов лепки»

Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, через освоение различных приемов лепки» Моторика – сфера двигательных функций организма и связа...

самообразование педагога на тему "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

план самообразования по развитию мелкой моторики у дошкольников в подготовительной группе...

Мастер-класс по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Мастер-класс по теме:  «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста  через разные виды деятельности»Цель. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов...

План самообразования воспитателя на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

План разработан для работы с детьми 2 группы раннего возраста, направленный на развитие речи....