технологическая карта занятия для старших дошкольников
методическая разработка (старшая группа)
Данный материал помогает педагогам правилтно выстроить занятие, учесть все нюансы и охватить весь необходимый материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maket_tk_k_zanyatiyu.docx | 30.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Пояснительная записка
- Возрастные и индивидуальные особенности развития детей.
На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции, простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность, произвольность запоминания информации. Для запоминания дети сознательно прибегают к повторению, использованию группировки, составлению несложного опорного плана, помогающего воссоздать последовательность событий или действий, наглядно-образные действия. Характерной особенностью является проявление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
- Обоснование выбора темы и содержания занятия с позиции интересов и потребностей детей.
Занятия по экологии в подготовительной группе воспитывают у ребенка интерес к родному краю, интерес к сохранению природных богатств. Систематизируются представления детей о временах года, а также сезонных изменениях. Ребята знакомятся с термометром, наблюдают за изменениями погодных условий, определяют свойства снега, знакомятся с народными приметами об осенней, зимней, весенней и летней погоде. У детей седьмого года жизни формируется представление о трансформации веществ из одного состояния в другое – осмысливаются такие природные явления, как дождь и град, иней и туман. Дошкольники учатся находить причинно-следственные отношения.
- Краткое описание значимости темы и содержания занятия в решении задач развития детей в различных образовательных областях.
Данная тема актуальна для дошкольников старшего возраста.
I часть
Организационно-методическое обеспечение образовательной деятельности.
1.1. Тема, возрастная группа детей, место занятия в тематическом планировании.
«Кто стоит на страже погоды»
Старший дошкольный возраст 6-7 лет
1.2. Цель, задачи и планируемый результат.
Цель: создание условия для ознакомления детей с профессией метеоролога и работой метеорологической станции.
Задачи:
- учить детей проводить простейшие действия, похожие на явления природы (дождь, ветер, гром);
- учить детей анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- закреплять умение классифицировать явления природы по временам года;
- продолжать знакомить детей с явлениями природы;
- активизировать словарь детей за счет прилагательных, обозначающих состояние погоды, слов-названий приборов: спутник, барометр, флюгер, метеобудка, рукав, снегомер, дождемер, осадкомер;
- развивать познавательные способности детей;
- развивать наблюдательность, любознательность, мышление;
- развивать мелкую моторику, воздушную струю;
- развивать связную речь, умение правильно строить предложения;
- воспитывать экологическую культуру, любовь к природе.
1.3. Методы, технологии, среда или дидактические средства.
Наглядные методы (Иллюстрации с изображением метеоприборов, практическое задание на метеостанции , показ презентации «Работа метеоролога на метеостанции», «растения - барометры»)
Словесные методы (Загадки о состояниях погоды, явлениях погоды
Стихотворное сопровождение деятельности детей
Полилог обсуждение основных средств и вариантов выполнения задания.
Игровые методы (Проведение динамической паузы)
Практические методы (Считывание показаний приборов на метеостанции, демонстрация данного действия младшей подгруппе
Запись данных показаний в дневник наблюдений
Предложить сопоставить прогноз погоды с «поведением» растений-барометров)
1.4. Ключевые понятия, которые рассматриваются детьми (эти понятия являются основой получаемых детьми знаний, на них опирается тема, они включены в целевую установку).
Метеоролог, прогноз погоды, метеоплощадка, спутник, барометр, флюгер, метеобудка, рукав, снегомер, дождемер, осадкомер.
1.5. Межпредметные связи (интеграция образовательных областей, их содержание в контексте заданной темы).
Познавательное развитие: закреплять представления о работе на метеостанции, снятие показаний, сопоставление прогноза погоды по данным, снятым на метеостанции и по растениям-барометрам
Речевое развитие: обсуждение техники выполнения задания, словесное объяснение своих действий , закрепление названия растений-барометров и приборов, обогащение активного словаря словами тематических групп «Прогноз могоды» «Метеостанция», «Верхняя одежда»
Социально-коммуникативное: оказание помощи детям, у которых возникли затруднения при выполнении задания, объяснение техники выполнения заданий, заполнение журнала регистрации погоды
Художественно-эстетическое: продолжать развивать умение любоваться природой, не зависимо от времени года
Физическое развитие: помощь в выполнении упражнений детям младшей подгруппы
II часть – Этапы технологической карты
Оформление 2-ой части технологической карты зависит от организационной формы образовательной деятельности, вида и типа занятия, предлагается пример оформления классической структуры занятия
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ | ПРИМЕЧАНИЕ | |
I. Вводная часть | |||
1.1. Введение в тему | 1. Указание средств привлечения внимания детей Звучание музыкального произведения, приход Паддингтона, одетого не по погоде. Обращение внимания детей на одежду Паддингтона. Подведение к мысли о том, что необходимо уметь выявлять погодные изменения 2. Указание методов и приемов сообщения темы Чтение стихотворения и предложение отгадывание загадок | Слушание музыкального произведения; Приветствие медвежонка Паддингтона. Отгадывание загадок Рассуждения о верхней одежде | |
1.2. Мотивация деятельности детей | 1. Методы и приемы погружения в тему, активизации процесса осмысления мотивов деятельности. Просмотр презентации о работе метеоролога 2. Методы и приемы преобразования интересов и мотивов в потребность. Наводящие вопросы о том, как одеваться завтра, какая будет погода завтра, как узнать, какая будет погода, каковы признаки изменений погоды | 1. Обсуждение детьми мотивов («зачем мне это нужно самому!», «должен ли сделать это для других?!»). 2. Осмысление личностной и социальной значимости деятельности. 3. Оценка собственных возможностей для реализации потребности. | Указание приложения с материалами, использованными на этапе мотивации деятельности детей |
1.3. Целеполагание | 1. Методы и приемы расстановки акцентов для формулирования детьми цели. 2. Косвенное участие в формулировании общей целевой установки. 3. Акцентирование внимания детей на общей целевой установке. Подвести детей к мысли о том, что они могут самостоятельно делать прогноз погоды, основываясь на своих собственных наблюдениях на метеостанции и за растениями-барометрами. Привести пример сопоставления научных показаний и народных примет. | 1. Предложения детей по целевой установке и обоснование предложений. 2. Обсуждение предложений по целевой установке и принятие решения об общей цели. 3. Уточнение формулировки цели | Указание приложения с материалами, использованными на этапе целеполагания |
II. Основная часть | |||
2.1. Актуализация раннее приобретенных знаний | 1. Обоснование необходимости обращения к ранее приобретенным знаниями для достижения поставленной цели. Как мы узнаем, какая погода будет завтра, послезавтра? 2. Методы и приемы актуализации ранее приобретенных знаний. Вспомнить, что дети умеют наблюдать за погодой, сами заполняют календарь погоды. Беседа с детьми о временах года, о разных явлениях погоды Дидактическая игра «Одежда по погоде» | 1. Осмысление необходимости в повторении, участие детей в полилоге, игре, упражнении. 2. Демонстрация собственных знаний и умений. 3. Уважительное отношение к результатам деятельности другого, стремление прийти на помощь другому в случае необходимости. Распределение одежды человека по погоде по принципу времен года | Указание приложения с материалами, использованными на этапе актуализации ранее полученных знаний |
2.2. Добывание (сообщение и приятие) нового знания | 1. Методы и приемы постановки проблемы и включения детей в поиск ее решения. Просмотр материала о работе метеостанции, презентация приборов, необходимых для получения показаний погоды. Обратить внимание, что раньше не было научных предсказаний погоды. Как люди узнавали погоду? Предложить ознакомиться с народными предсказаниями погодных условий, приметами, пословицами, растениями-барометрами. 2. Акцентирование внимания на значимости добытых/полученных знаний для жизни каждого ребенка. Сделать вывод о необходимости предсказаний погоды не только для простого человека, но и для людей разных профессий (летчики, водители, верхолазы и др.) Беседа «Погода и безопасность» | 1. Формулирование детьми вопросов, ответов; рассуждения и умозаключения по результатам различных этапов деятельность, выводы и решения 2. Обсуждение детьми сфер, в которых необходимы добытые знания, возможность их применения «здесь и сейчас». | Указание приложения с материалами, использованными на этапе добывания/принятия знаний |
2.3. Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | 1. Сопровождение деятельности детей общими инструкциями, рекомендациями, напоминаниями. Рассматривание приборов метеостанции, показ снятия показаний с приборов, запись их в дневник наблюдений, анализ полученных показаний. 2. Индивидуальные, советы и рекомендации, напоминания. Помощь детям, которые затрудняются в выполнении заданий, в ответах на вопросы. 4.Акцентирование внимания ребенка на его «приобретениях», росте, на сравнении качества деятельности и результата с «вчерашними». самостоятельно сделать | 1. Планирование самостоятельной деятельности в соответствии с инструкциями и рекомендациями на основе полученных знаний. 2. Следование плану в процессе самостоятельной деятельности, в случае изменения плана – обоснование. 3. Самооценка деятельности и результата | Указание приложения с материалами, использованными на этапе закрепления новых знаний |
III. Заключительная часть | |||
3.1. Анализ и самоанализ деятельности детей | 1. Методы и приемы обращения детей к целевой установке, средствам достижения цели. 2. Методы и приемы оценивая деятельности и ее результата. 3. Методы и приемы нацеливания детей на совершенствование результата, либо на дальнейшую разработку проблемы | 1. Соотнесение ожиданий с полученным результатом. 2. Обсуждение процесса общей деятельности с позиции влияния на общий результат | Указание приложения с материалами, использованными на заключительном этапе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия в старшей группе на тему: «Мосты»
Цель:- расширять представления детей о мостах (их назначении, постройке, основных элементах);- упражнять в построении схем (чертежей) мостов;- упражнять в конструировании мостов, совершенствовать конс...
Технологическая карта занятия в старшей группе ДОУ «Старая добрая игрушка»
Технологическая карта занятия. В форме игры-путешествия дети знакомятся с народной игрушкой: деревянной Матрешкой, тряпичной куклой, глинянойц свистулькой, соломенной игрушкой. Учатся сами изготавлива...
Технологическая карта занятия в старшей группе "Собери бутерброд"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Василёк» ГО «Жатай» Технологическая карта организации проведения образовательного события в старше...
Технологическая карта занятия в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»
Технологическая карта занятия Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»Возрастная группа: Старшая группаОбразовательная область: «Развитие речи» В процессе...
Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)
Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...
Технологическая карта снятие тревожности старших дошкольников
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Создание условий и психологической поддержки для снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста....
Технологическая карта занятия.по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.
Технологическая карта занятия.по ознакомлению дошкольников с окружающим миром....