технологическая карта занятия для старших дошкольников
методическая разработка (старшая группа)

Кузьминкина Наталья Владимировна

Данный материал помогает педагогам правилтно выстроить занятие, учесть все нюансы и охватить весь необходимый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maket_tk_k_zanyatiyu.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Пояснительная записка

  1. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей.

На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной  познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции, простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными  объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность, произвольность запоминания информации. Для запоминания дети сознательно прибегают к повторению, использованию группировки, составлению несложного опорного плана, помогающего воссоздать  последовательность событий или действий, наглядно-образные действия. Характерной особенностью является проявление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями  прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

  1. Обоснование выбора темы и содержания занятия с позиции интересов и потребностей детей.

Занятия по экологии в подготовительной группе воспитывают у ребенка интерес к родному краю, интерес к сохранению природных богатств. Систематизируются представления детей о временах года, а также сезонных изменениях. Ребята знакомятся с термометром, наблюдают за изменениями погодных условий, определяют свойства снега, знакомятся с народными приметами об осенней, зимней, весенней и летней погоде. У детей седьмого года жизни формируется представление о трансформации веществ из одного состояния в другое – осмысливаются такие природные явления, как дождь и град, иней и туман. Дошкольники учатся находить причинно-следственные отношения.

  1. Краткое описание значимости темы и содержания занятия в решении задач развития детей в различных образовательных областях.

Данная  тема актуальна для дошкольников старшего возраста.

I часть

Организационно-методическое обеспечение образовательной деятельности.

1.1.        Тема, возрастная группа детей, место занятия в тематическом планировании.

«Кто стоит на страже погоды»

Старший дошкольный возраст 6-7 лет

1.2.        Цель, задачи и планируемый результат.

Цель: создание условия для ознакомления детей с профессией метеоролога и работой метеорологической станции.

Задачи:

- учить детей проводить простейшие действия, похожие на явления природы (дождь, ветер, гром);

- учить детей анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

- закреплять умение классифицировать явления природы по временам года;

- продолжать знакомить детей с явлениями природы;

- активизировать словарь детей за счет прилагательных, обозначающих состояние погоды, слов-названий приборов: спутник, барометр, флюгер, метеобудка, рукав, снегомер, дождемер, осадкомер;

- развивать познавательные способности детей;

- развивать наблюдательность, любознательность, мышление;

- развивать мелкую моторику, воздушную струю;

- развивать связную речь, умение правильно строить предложения;

- воспитывать экологическую культуру, любовь к природе.

1.3.        Методы, технологии, среда или дидактические средства.

Наглядные методы (Иллюстрации с  изображением метеоприборов, практическое задание на метеостанции , показ презентации  «Работа метеоролога на метеостанции», «растения - барометры»)

Словесные методы (Загадки о состояниях погоды, явлениях погоды

Стихотворное сопровождение деятельности детей

Полилог обсуждение основных средств и вариантов выполнения задания.

Игровые методы (Проведение  динамической паузы)

Практические методы (Считывание показаний приборов на метеостанции, демонстрация данного действия младшей подгруппе

Запись данных показаний в дневник наблюдений

Предложить сопоставить прогноз погоды с «поведением» растений-барометров)

1.4.        Ключевые понятия, которые рассматриваются детьми (эти понятия являются основой получаемых детьми знаний, на них опирается тема, они включены в целевую установку).

Метеоролог, прогноз погоды, метеоплощадка, спутник, барометр, флюгер, метеобудка, рукав, снегомер, дождемер, осадкомер.

1.5.        Межпредметные связи (интеграция образовательных областей, их содержание в контексте заданной темы).

Познавательное развитие: закреплять представления о работе на метеостанции, снятие показаний, сопоставление прогноза погоды по данным, снятым на метеостанции и по растениям-барометрам

Речевое развитие: обсуждение техники выполнения задания, словесное объяснение своих действий , закрепление названия растений-барометров и приборов, обогащение активного словаря словами тематических групп «Прогноз могоды» «Метеостанция», «Верхняя одежда»

Социально-коммуникативное: оказание помощи детям, у которых возникли затруднения при выполнении задания, объяснение техники выполнения  заданий, заполнение  журнала регистрации погоды

Художественно-эстетическое: продолжать развивать умение любоваться природой, не зависимо от времени года

Физическое развитие: помощь в выполнении упражнений  детям младшей подгруппы


II часть – Этапы технологической карты

Оформление 2-ой части технологической карты зависит от организационной формы образовательной деятельности, вида и типа занятия, предлагается пример оформления классической структуры занятия

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДЕТЕЙ

ПРИМЕЧАНИЕ

I. Вводная часть

1.1. Введение в тему

1. Указание средств привлечения внимания детей

Звучание музыкального произведения, приход Паддингтона, одетого не по погоде. Обращение  внимания детей на одежду Паддингтона. Подведение к мысли о том, что необходимо уметь выявлять погодные изменения

2. Указание методов и приемов сообщения темы

Чтение стихотворения и предложение отгадывание загадок

Слушание  музыкального произведения;

Приветствие медвежонка Паддингтона.

Отгадывание загадок  

Рассуждения о верхней одежде

1.2. Мотивация деятельности детей

1. Методы и приемы погружения в тему, активизации процесса осмысления мотивов деятельности.

Просмотр презентации о работе метеоролога

2. Методы и приемы преобразования интересов и мотивов в потребность.

Наводящие вопросы о том, как одеваться завтра, какая будет погода завтра, как узнать, какая будет погода, каковы признаки изменений погоды

1. Обсуждение детьми мотивов («зачем мне это нужно самому!», «должен ли сделать это для других?!»).

2. Осмысление личностной и социальной значимости деятельности.

3. Оценка собственных возможностей для реализации потребности.

Указание приложения с материалами, использованными на этапе мотивации деятельности детей

1.3. Целеполагание

1. Методы и приемы расстановки акцентов для формулирования детьми цели.

2. Косвенное участие в формулировании общей целевой установки.

3. Акцентирование внимания детей на общей целевой установке.

Подвести детей к мысли о том, что они могут самостоятельно делать прогноз погоды, основываясь на своих собственных наблюдениях на метеостанции и за растениями-барометрами. Привести пример сопоставления научных показаний и народных примет.

1. Предложения детей по целевой установке и обоснование предложений.

2. Обсуждение предложений по целевой установке и принятие решения об общей цели.

3. Уточнение формулировки цели

Указание приложения с материалами, использованными на этапе целеполагания

II. Основная часть

2.1. Актуализация раннее приобретенных знаний

1. Обоснование необходимости обращения к ранее приобретенным знаниями для достижения поставленной цели.

Как мы узнаем, какая погода будет завтра, послезавтра?

2. Методы и приемы актуализации ранее приобретенных знаний.

Вспомнить, что дети умеют наблюдать за погодой, сами  заполняют календарь погоды. Беседа с детьми о временах года, о разных  явлениях погоды

Дидактическая игра «Одежда по погоде»

1. Осмысление необходимости в повторении, участие детей в полилоге, игре, упражнении.

2. Демонстрация собственных знаний и умений.

3. Уважительное отношение к результатам деятельности другого, стремление прийти на помощь другому в случае необходимости.

Распределение одежды человека по погоде по принципу времен года

Указание приложения с материалами, использованными на этапе актуализации ранее полученных знаний

2.2. Добывание (сообщение и приятие) нового знания

1. Методы и приемы постановки проблемы и включения детей в поиск ее решения.

Просмотр материала о работе метеостанции, презентация приборов, необходимых для получения показаний погоды. Обратить внимание, что раньше не было научных предсказаний погоды. Как люди узнавали погоду? Предложить ознакомиться с народными предсказаниями погодных условий, приметами, пословицами, растениями-барометрами.

2. Акцентирование внимания на значимости добытых/полученных знаний для жизни каждого ребенка.

Сделать вывод о необходимости предсказаний погоды не только  для простого человека, но и для людей разных профессий (летчики, водители, верхолазы и др.)

Беседа «Погода и безопасность»

1. Формулирование детьми вопросов, ответов; рассуждения и умозаключения по результатам различных этапов деятельность, выводы и решения

2. Обсуждение детьми сфер, в которых необходимы добытые знания, возможность их применения «здесь и сейчас».

Указание приложения с материалами, использованными на этапе добывания/принятия знаний

2.3. Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

1. Сопровождение деятельности детей общими инструкциями, рекомендациями, напоминаниями.

Рассматривание приборов метеостанции, показ снятия показаний с приборов, запись их в дневник наблюдений,  анализ полученных показаний.

2. Индивидуальные, советы и рекомендации, напоминания.

Помощь детям, которые затрудняются в выполнении заданий, в ответах на вопросы.

4.Акцентирование внимания ребенка на его «приобретениях», росте, на сравнении качества деятельности и результата с «вчерашними».

 самостоятельно сделать

1. Планирование самостоятельной деятельности в соответствии с инструкциями и рекомендациями на основе полученных знаний.

2. Следование плану в процессе самостоятельной деятельности, в случае изменения плана – обоснование.

3. Самооценка деятельности и результата

Указание приложения с материалами, использованными на этапе закрепления новых знаний

III. Заключительная часть

3.1. Анализ и самоанализ деятельности детей

1. Методы и приемы обращения детей к целевой установке, средствам достижения цели.

2. Методы и приемы оценивая деятельности и ее результата.

3. Методы и приемы нацеливания детей на совершенствование результата, либо на дальнейшую разработку проблемы

1. Соотнесение ожиданий с полученным результатом.

2. Обсуждение процесса общей деятельности с позиции влияния на общий результат

Указание приложения с материалами, использованными на заключительном этапе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия в старшей группе на тему: «Мосты»

Цель:- расширять представления детей о мостах (их назначении, постройке, основных элементах);- упражнять в построении схем (чертежей) мостов;- упражнять в конструировании мостов, совершенствовать конс...

Технологическая карта занятия в старшей группе ДОУ «Старая добрая игрушка»

Технологическая карта занятия. В форме игры-путешествия дети знакомятся с народной игрушкой: деревянной Матрешкой, тряпичной куклой, глинянойц свистулькой, соломенной игрушкой. Учатся сами изготавлива...

Технологическая карта занятия в старшей группе "Собери бутерброд"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Василёк» ГО «Жатай» Технологическая карта организации проведения образовательного события в старше...

Технологическая карта занятия в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»

Технологическая карта занятия  Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»Возрастная группа: Старшая группаОбразовательная область: «Развитие речи» В процессе...

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Технологическая карта снятие тревожности старших дошкольников

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Создание условий и психологической поддержки для снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста....

Технологическая карта занятия.по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.

Технологическая карта занятия.по ознакомлению дошкольников с окружающим миром....