Технологическая карта занятия в старшей группе ДОУ «Старая добрая игрушка»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Рудикова Наталья

Технологическая карта занятия. В форме игры-путешествия дети знакомятся с народной игрушкой: деревянной Матрешкой, тряпичной куклой, глинянойц свистулькой, соломенной игрушкой. Учатся сами изготавливать разные народные игрушки: куклу на ложке, соломенную куклу. Знакомятся с народным фольклором в игре, учатся согласовывать действия с текстом. Знакомятся об истории русской глиняной игрушки, узнают устройство свистульки и становятся учасниками музыкального оркестра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №197»

Технологическая карта занятия в старшей группе ДОУ

«Старая добрая игрушка»

Подготовила:  

воспитатель

Рудикова Наталья Ивановна

г. Воронеж
2016

Технологическая карта занятия в средней группе ДОУ

Тема занятия: «Старая добрая игрушка»

Цель: формирование социокультурных ценностей нашего народа  через приобщение к истокам русской  культуры и творчества.

Задачи для воспитанника

  1. Получить знания о народных промыслах, связанных с изготовлением игрушки.  
  2.  Познакомиться с народными игрушками из различных материалов.
  3. Научиться изготавливать куклу своими руками из предложенного материала.
  4. Научиться действовать,  соблюдая  правила, в процессе экспериментирования с игрушкой-свистулькой.
  5. Познакомиться с народным фольклором в игре, научиться согласовывать действия с текстом.

     6. Получить положительные эмоции в процессе совместной деятельности с педагогом и сверстниками.

Задачи для воспитателя

Образовательные

  • Создать условия для знакомства детей с народной игрушкой, изготовленной  из различного материала.
  • Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
  • Сохранять преемственность традиций.

Развивающие

  • развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
  • развивать активную речь детей в процессе сравнения, анализа материала, из которого изготовлена игрушка.  
  • развивать творческую активность в процессе продуктивной  деятельности;
  • развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов в процессе экспериментирования с игрушкой-свистулькой.

Воспитательные

  • воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
  • воспитывать у детей чувство патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной русской культуре;
  • способствовать проявлению положительных эмоций;
  • воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Тип занятия: интегрированное

Направления развития:

- «Социально-коммуникативное»

- «Речевое развитие»

- «Художественно-эстетическое»

Форма занятия: групповое 

Опорные понятия, термины

Игрушка, материал, народное творчество, труд.

Новые понятия

символ, короб, передник

Домашнее задание

Использование в быту изготовленной своими руками куклы для отражения своего настроения.

Этап занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Используемые методы, приемы, формы

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1 этап

Организационный

Знакомство,

Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой.

Мотивирует детей на игровую деятельность.

Выбор удобного места для игры.

Приветствуют друг друга, педагога  и гостей.

Кратко рассказывают о себе.

Помогают расстилать коврик, находят себе место около него при помощи ленточек.

- беседа,

-сюрпризный момент,

- наблюдение,

- чтение потешки.

Дети настроены на общение.

Проявляют интерес к предстоящей деятельности.

2 этап

Работа над темой

игровая ситуация

Создаёт игровую ситуацию, показывает и свою заинтересованность.

Обсуждает вместе с детьми, направляет и помогает детям найти необходимые аргументы для самостоятельного вывода о материале и времени изготовления.

Достают первую игрушку. Рассматривают ее, передавая по кругу.

Делают вывод о материале,  времени изготовления и принадлежности данной игрушки.

- игровая ситуация,

- беседа,

-ситуативный разговор

-рассматривание игрушек,

- тактильное восприятие,

-анализ.

Умение делать вывод и его аргументировать

Педагог рассказывает о деревянных игрушках России,

сопровождая свой рассказ наглядным информационным материалом с использованием ИКТ.

Подходит с детьми к столу, на котором расположены разнообразные деревянные игрушки.

Вместе с детьми рассматривает и  раскрывает секрет матрешки. Вовлекает в слушание, стимулирует интерес детей.

Знакомит с новым понятием «кукла-символ».

Слушают, смотрят демонстрационные материалы, узнают о разновидности деревянной игрушки в России, рассуждают.

Подходят к столу, на котором расположены разнообразные деревянные игрушки, рассматривают их. Узнают секрет матрешки. Открывают для себя значение нового понятия  «кукла-символ».

- метод иллюстрации,

- наглядный метод,

- беседа,

- анализ информации.

Обогащает словарный запас.

Проявляет интерес к деревянной народной  игрушке и к народным промыслам в целом.

продуктивная деятельность

Вовлекает детей в творческую деятельность. Демонстрирует процесс изготовления куклы на ложке. Предлагает детям из кусочков ткани и  деревянной ложки самим смастерить куклу. Предоставляет время для творческой деятельности; наблюдает за детьми во время выполнения задания, при необходимости, оказывает помощь.

Ребёнок по желанию выбирает материалы (деревянные ложки, лоскуты ткани, нитки, маркеры для маркерной доски), которые можно применить для творческой деятельности. Наблюдает за действиями педагога.

Самостоятельно либо при необходимости с помощью педагога изготавливает куклу на ложке.

-  групповая форма,

- наглядно-действенный  метод,

- самостоятельная  творческая деятельность,

- изготовление продуктов детского творчества.

Проявляет творческую активность в процессе продуктивной деятельности;

умеет подбирать необходимые материалы для работы;

умеет следовать образцу.

Реализация самостоятельной творческой деятельности.

Народная

подвижная игра

Возвращается  вместе с детьми  к коврику, вовлекает их в игровую ситуацию. Обсуждает вместе с детьми вторую игрушку, помогает им найти необходимые аргументы для самостоятельного вывода о материале и времени изготовления.

Приглашает поиграть с куклой в народную игру. Объясняет правила игры. Знакомит с народным фольклором в игре, учит согласовывать действия с текстом. Играет с детьми.

После игры помогает снять костюмы.

Достают вторую игрушку. Рассматривают ее, передавая по кругу.

Делают вывод о материале,  времени изготовления и принадлежности данной игрушки.

Дети надевают костюмы, предложенные воспитателем, помогая друг другу. Слушают правила игры. Повторяют за воспитателем текст.

Играют в русскую народную игру «Дударь».

После игры снимают костюмы.

- игра с правилами,

- беседа,

- рассматривание игрушек,

- тактильное восприятие,

- анализ,

- наглядно-образный метод,

- групповая форма

Умеет делать вывод и его аргументировать.

Проявляет двигательную активность,

умеет выполнять движения в соответствии с текстом, соблюдает игровые правила.

Закрепление социальных правил поведения.

Саморегуляция собственных действий.

игровая ситуация

Воспитатель приглашает детей к коврику, вовлекает их в игровую ситуацию. Обсуждает вместе с детьми третью игрушку, помогает им найти необходимые аргументы для самостоятельного вывода о материале, его свойствах и времени изготовления игрушки.

Педагог с применением ИКТ демонстрирует фрагмент мультфильма об истории русской глиняной игрушки.

Дети, вместе с воспитателем, подходят к коврику, достают третью игрушку. Рассматривают ее, передавая по кругу.

Делают вывод о материале,  времени изготовления и принадлежности данной игрушки.

Проходят к экрану, смотрят фрагмент мультфильма об истории русской глиняной игрушки.

- Игровая ситуация,

- беседа,

- наглядный метод,

- наглядно-образный,

- тактильное восприятие.

Обогащает словарный запас.

Проявляет интерес к глиняной народной игрушке и к народным промыслам в целом.

Экспериментирование с игрушкой

Воспитатель знакомит с особенностями игрушки-свистульки.

Педагог предлагает детям поиграть в «музыкантов», соблюдая определенные правила. Знакомит с условиями игры. Объясняет правила индивидуального использования свистульки. Раздает свистульки всем детям, просит их внимательно рассмотреть. Обсуждает вместе с детьми, направляет и помогает детям найти необходимые аргументы для самостоятельного вывода об устройстве свистульки.

Проводит игру, направленную на развитие музыкального слуха, а так же, тренировки дыхания (произвольное дыхание).

Ребенок знакомится с особенностями игрушки-свистульки.

Внимательно слушают с условия игры, предложенной воспитателем.

Получают свистульки, рассматривают их, пробуют дуть с разных сторон, разными способами. Делают выводы.

По сигналам воспитателя играют на свистульках.

- видеоролик

-рассматривание игрушек,

- тактильное восприятие,

- экспериментирование,

- игра на свистульках.

Проявляет познавательную активность к свойствам игрушки-свистульки. Развивает музыкальный слух.

Умеет действовать по сигналу.

Вырабатывает произвольное дыхание.

Экспериментирует со звуком.

3 этап

Итог

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает детям  организовать  выставку  своих работ.

Побуждает дошкольников к дальнейшему  изучению  и творческой  деятельности  по изготовлению народных игрушек.

Дает положительную эмоциональную установку на игровую деятельность с куклами разных видов.

Делятся впечатлениями; выражают собственное отношение  к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность как друг с другом, так и с семьей;

- беседа с детьми

-рефлексия,

-установка на завершение образа деревянной куклы

Учится оценивать результат своей деятельности;

Учится  выражать чувства;

Учится  делать выводы;

Стремится планировать самостоятельную (совместную) деятельность.

Список используемой литературы

  1. Книга о русском народном искусстве. М.: Современник, 1978.Основы художественного ремесла / Под ред. В. А. Барадулина. М.: Просвещение, 1979.Н. В. Гаевская А. Л. Иорданский.
  2. Русская глиняная игрушка. М.: Искусство, 1975. Богуславская И.Я.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Филимоновская_игрушка
  2. http://prodetskiysad.blogspot.ru/2013/05/blog-post_9618.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД в старшей группе на тему"Народная игрушка"

Конструирование технологической карты полезно не только педагогам, осваивающим новые методики, но и  каждому  из нас, т.к. ее использование поможет определить структуру образовательной деяте...

Технологическая карта занятия в старшей группе на тему: «Мосты»

Цель:- расширять представления детей о мостах (их назначении, постройке, основных элементах);- упражнять в построении схем (чертежей) мостов;- упражнять в конструировании мостов, совершенствовать конс...

Технологическая карта занятия в старшей группе "Собери бутерброд"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Василёк» ГО «Жатай» Технологическая карта организации проведения образовательного события в старше...

Технологическая карта занятия для старшей группы «Живая шляпа»

Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»Тема занятия: «Живая шляпа»Возрастная группа: старшая группаЦель занятия: формирова...

Технологическая карта занятия в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»

Технологическая карта занятия  Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»Возрастная группа: Старшая группаОбразовательная область: «Развитие речи» В процессе...

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Технологическая карта занятия в старшей группе:«Квест от Старичка-Лесовичка"

Экскурсия. Технологическая карта для старшей группы "Квест от Старичка-Лесовичка"....