Технологическая карта занятия.по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дородных Анна Сергеевна

Технологическая карта занятия.по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_oktyabr_ozn.s_okr.mirom_4_nedelya.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

ОКТЯБРЬ

(четвертая неделя октября)

Технологическая карта проведения занятия

Ознакомление с окружающим миром

(старший дошкольный возраст)

Тема: «Прогулка по лесу»

Цель: Расширить представления детей о разнообразии растительного мира, рассказать о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный и разнообразии деревьев.

Задачи:

Закрепить знания о деревьях и различных частях деревьев (корни, ствол, крона, ветки, листья).

Формировать представления о состоянии растений осенью, дать представления о плодах и семенах деревьев, кустарников, трав, дать представления о способах распространения семян.

Дать знания о пользе деревьев и кустарников для жизни на Земле.

Развивать зрительное восприятие и память.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Формирование речевого высказывания в ситуации общения.

Основные понятия: лиственный лес, хвойный лес, смешанный лес, корни, ствол, крона, ветки, листья.

Форма проведения: групповая

Оборудование: иллюстрации осенних деревьев с плодами, иллюстрации - плакаты лиственного, хвойного и смешанного леса, иллюстрация с изображением частей дерева.

Этап занятия

Действие воспитателя

Действие детей

Время

1.

Организационный момент

Воспитатель читает стихотворение:

А сейчас, я хочу прочитать стихотворение о листьях.

Осень начинается,

Листья осыпаются.

Их веселый хоровод

Ветер кружит и несет.

Все засыпано листвой

Желтой, красной, золотой.

      Дети оставляют игровую деятельность и подходят к воспитателю. Воспитанники слушают стихотворение.

 

2 мин.

Проблемная ситуация (или мотивация), постановка и принятие детьми цели занятия

       Воспитатель рассказывает детям о том, что сегодня к ним в гости пришел ежик – лесной житель. (достает игрушку-ежик). Педагог обращает внимание детей на то, что ежик грустный и от лица ежика рассказывает, что он живет в лиственном лесу, но заблудился и не может найти дорогу в своей лес.

        Воспитатель поддерживает детей в желании помочь ежику найти свой лиственный лес-свой дом.

       

         Дети слушают рассказ ежика, высказывают свое мнение о том, как можно ему помочь. И предлагаю найти для ежика его дом.

2 мин.

2.

Основная часть

  Воспитатель спрашивает детей, а знают ли они, что такое Лиственный лес (лес, состоящий из лиственных пород деревьев и кустарников. Такой лес называют лиственный потому, что в нём растут деревья и кусты с крупными листьями) и уточняет, что такой лес также называют листопадным за характерный ежегодный сброс листьев перед наступлением холодов.

         Воспитатель предлагает детям назвать, какие лиственные деревья они знают и показывает их на картинке.

       Педагог показывает детям картинку с еловой веткой и просит рассказать, что это такое. Воспитатель рассказывает детям, что это тоже листья и называются они – хвоинки и уточняет, что есть деревья с листьями, а есть с хвоей и называются такие деревья хвойные. Педагог объясняет детям, что такое Хвойный лес (лес, состоящий почти исключительно из деревьев хвойных пород: сосны, ели, пихты, лиственницы и др.) Педагог спрашивает у детей   какие хвойные деревья они знают, и показывает их изображения.

            Воспитатель предлагает детям принять участие в физкультминутке «Прогулка в лес»

Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны)  

Полный сказок и чудес!  (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками  

Ты, о чем шумишь листовою (Руки подняты вверх)

Ночью темной, грозовою. (Выполнять покачивания направо-налево)

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?  (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)

Все открой, не утаи.  (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)  

Ты же видишь – Мы свои (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)  

         Воспитатель напоминает детям части деревьев (корни, ствол, крона, ветки, листья) и проводит дидактическую игру: «Собери дерево из частей» Цель: закрепление названий частей дерева.

 

       Дети вспоминают что они знают о лиственном лесе и названия деревьев, которые там растут.

        Воспитанники рассматривают картинку с изображением хвойной ветки, внимательно слушают воспитателя и обсуждаю, что такое хвойный лес. Дети называют знакомые названия деревьев, растущих в хвойном лесу.

          Дети принимают активное участие в физкультминутке «Прогулка по лесу».

           Воспитанники вспоминают из каких частей состоит дерево, обсуждают и дополняют ответы друг друга.

           

5 мин.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий.

         Воспитатель спрашивает детей о том, как называется лес, если в нем растут если растут и лиственные, и хвойные деревья. Педагог объясняет детям, что лес где растут и хвойные и лиственные деревья называется смешанным. Воспитатель читает детям загадку

Жаль озябшего бедняжку —

Всем ветрам и ветеркам,

Он последнюю рубашку

Раздарил по лоскутам.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню — земляникой,

Таню — костяникой,

Машеньку — орешком,

Петю — сыроежкой,

Катеньку — малинкой,

Васю — хворостинкой.

       Педагог предлагает детям рассказать о том, какие виды леса они теперь знают и какие в них растут деревья.

       Дети слушают воспитателя, обсуждают услышанное и выдвигают свои предположения.

         Воспитанники отгадывают загадку и вспоминают какие виды леса они знают и какие деревья там растут.

5 мин.

Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений (выполнение работ)

      Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Деревья». Педагог   называет дерево, а дети размещают изображение в соответствующую иллюстрацию

лиственного, хвойного и смешанного леса.  

       Педагог хвалит детей и предлагает перенести ежика в лиственный лес – его дом и рассказать ему о том, чем его дом отличается от других видов леса.

       Воспитанники играют в игру «Деревья», размещая соответствующие изображения деревьев на плакаты. Дети ставят ежика на плакат с лиственным лесом, возвращая его домой. Воспитанники рассказывают ежику, чем отличается его лес от других видов леса.

7 мин.

3.

Заключительная часть

Итог занятия. Систематизация знаний.

        Воспитатель проводит разговор: о чем интересном и полезном узнали, чему научились.

        Дети рассказывают, что нового и полезного сегодня узнали. Активно отвечают на вопросы.

2 мин.

4.

Рефлексия

        Воспитатель уточняет у детей, что им понравилось, что больше всего запомнилось?

         Педагог поддерживает детей в их радости, что они смогли помочь ежику.

      Дети рассказываем, что им понравилось, выражают свои эмоции и чувства, испытывают радость от того, что смогли помочь ежику найти свой дом.

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией "Ходит капелька по кругу"

В природе много чудес: солнце, воздух, но самое интересное чудо природы - это вода. Ведь только на земле есть вода. Именно вода её сделала зелёной и обитаемой. Поэтому в работе поставленны следующие з...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром для средней группы «Мой дом – моя крепость». (Право на жилье и его неприкосновенность.)Цели: Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, прож

Цели:Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила гигиены. Словарь:Неприкосновенность, жилье...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на тему: «Сад на подоконнике». Во 2-ой младшей группе

Тема ознакомления детей с миром вокруг себя является одной из важнейших тем в дошкольном образовании. Дети с удовольствием получают информацию о среде, в которой им предстоит жить. Выбирая наиболее по...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»...