«Опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста»
консультация (средняя группа)
Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг его интересов и возникают всё новые и новые вопросы: «Почему?», «При каких условиях это происходит?», «Что будет, если…?», «Как поведёт себя объект, когда…?» С детьми 4–5 лет экспериментирование приобретает черты исследований взрослых: воспитанники учатся самостоятельно формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, которые будут проверяться в опытах. Дети знакомятся с элементарными научными представлениями и становятся увереннее в практических действиях.
К среднему дошкольному возрасту дети пережили кризис трёхлетнего возраста: научились проявлять самостоятельность, выслушивать советы и инструкции взрослых, старается максимально точно выполнить указания. Юные экспериментаторы 4–5 лет делают первые попытки в определении проблематики предстоящего исследования, выдвигают предположения, каким образом проверить то или иное качество объекта или смоделировать физическое явление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_opytno-ekspernimentalnaya_deyat._karptsova.docx | 28.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Школа «КвантУм» дошкольное отделение детский сад № 61
Выступление на методическом совете №3
«Развитие у детей познавательно-исследовательской деятельности через детское экспериментирование»
тема выступления: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста» (из опыта работы)
Подготовил воспитатель :
Карпцова Оксана Викторовна
Дата: г.
с. Ершово, 2024 г.
Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг его интересов и возникают всё новые и новые вопросы: «Почему?», «При каких условиях это происходит?», «Что будет, если…?», «Как поведёт себя объект, когда…?» С детьми 4–5 лет экспериментирование приобретает черты исследований взрослых: воспитанники учатся самостоятельно формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, которые будут проверяться в опытах. Дети знакомятся с элементарными научными представлениями и становятся увереннее в практических действиях.
К среднему дошкольному возрасту дети пережили кризис трёхлетнего возраста: научились проявлять самостоятельность, выслушивать советы и инструкции взрослых, старается максимально точно выполнить указания. Юные экспериментаторы 4–5 лет делают первые попытки в определении проблематики предстоящего исследования, выдвигают предположения, каким образом проверить то или иное качество объекта или смоделировать физическое явление.
Организуя опытно-экспериментальную деятельность, воспитатель учитывает возрастные особенности средних дошкольников, уровень психического развития и мышления:
- Высокая степень любознательности. Ребёнка 4–5 лет легко увлечь каким-либо предметом или процессом, вот почему знания не предлагают заучивать, а побуждают их добывать.
- Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Средние дошкольники экспериментируют осознанно, для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулировки выводов.
- Стремление к активной коммуникации. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. К периоду старшего дошкольного возраста у них будет развита способность к выдвижению гипотез. Для формирования этого умения в средней группе важно совершенствовать навыки устной речи, проводить развёрнутые беседы познавательной направленности.
- Достаточная развитость мелкой моторики. Средние дошкольники отлично управляются с различными инструментами, приборами и мелкими элементами.
Цели и задачи экспериментирования в средней группе
Проведение опытов и экспериментов даёт возможность сформировать и расширить представление воспитанников о свойствах объектов окружающего мира практическим путём. Цель организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе — развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за физическими процессами.
Организация экспериментирования с воспитанниками средней группы способствует решению комплекса педагогических задач:
1. Образовательные задачи:
- формирование системы элементарных научных представлений (физических, химических, экологических);
- развитие исследовательского типа мышления;
- обучение грамотному построению плана исследования.
2. Развивающие задачи:
- совершенствование мелкой моторики рук;
- развитие долгосрочной памяти;
- развитие мыслительных способностей (умение формулировать вопросы, сравнивать объекты, обобщать и систематизировать, делать выводы);
- развитие логического мышления (в среднем дошкольном возрасте дети начинают устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями);
- совершенствование умения наблюдать за ходом эксперимента, длительно концентрировать внимание.
3. Воспитательные задачи:
- закрепление умения выслушивать и следовать инструкциям взрослого;
- воспитание усидчивости и аккуратности, ответственности за порядок на рабочем месте;
- создание благоприятной эмоциональной среды в коллективе;
- привитие интереса к коллективной деятельности, укрепление дружеских связей внутри группы;
- развитие эмпатии, чувства взаимопомощи.
Формы организации опытно-экспериментальной деятельности
Экспериментированию могут быть посвящены различные режимные моменты в детском саду: занятия НОД, время на прогулках, тематические досуги, праздники, самостоятельная деятельность детей в центрах познавательной активности. Кроме того, элементы практических исследований могут быть включены в занятии музыкой («Почему колокольчики по-разному звучат? — Потому что сделаны из разных материалов: дерева, керамики, металла, пластмассы».) и физкультурой («Какой мяч более прыгучий: кожаный, резиновый, поролоновый или пластиковый? Проверьте».). Экспериментирование может осуществляться в совместной деятельности с семьёй: на консультациях воспитателем раздаются инструкции и описания проведения различных опытов в домашних условиях и на улице.
Поскольку основными видами деятельности детей дошкольного возраста являются исследования и игра, экспериментальные занятия должны сочетать в себе их элементы:
- игры дидактические и игры-эксперименты. Игровая деятельность детей 4–5 лет приобретает сюжетный характер, участники распределяют несложные роли, придумывают историю. Разыгрывая увлекательные сценки, дети удовлетворяют свою потребность в общении, делятся опытом. Экспериментальные занятия в средней группе могут быть полностью построены в игровой форме: вымышленный персонаж просит помощи у ребят или создаёт проблемную ситуацию, озвучивает задания, направляет ход рассуждений, построение выводов и т. д
· моделирование. Дети моделируют такие природные явления, как северное сияние, водопад, вихрь, торнадо, извержение вулкана. Моделирование позволяет понять детям, что в основе масштабных природных явлений лежат простые законы физики;
· опыты и эксперименты. Практические исследования объектов окружающего мира вызывает у детей неподдельный интерес. Выводы, сделанные после самостоятельно проведённого опыта, запоминаются надолго. Тематика экспериментов подбирается педагогом в соответствии с календарным планированием по образовательной деятельности: в тёплое время года дети изучают свойства растений, воды, воздуха, зимой исследуют снег и лёд. Воспитатель проводит инструктаж по технике безопасности, если запланированы опыты с магнитами и магнитной крошками, мелкими деталями, химическими веществами (зелёнка, марганцовка, красители).
- Я в своей практике часто использую опыты
с водой:
-«Узнаем, какая вода.»
-«Способность отражать предметы»
-«Прозрачность воды»
-"Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда"
-"Вода может литься, а может брызгать"
-Игры с соломинкой.
с воздухом:
-Пузырьки – спасатели.
-Угадай, что в пакете?
-Игры с соломинкой
с магнитом:
-«Волшебный самолет»
-«Спаси иголку из стакана с водой без рук»
со звуком:
-«Волшебный барабан»
-«Что звучит?»
со светом:
-«Солнечный зайчик»
-«Тени на стене»
-«Свет бывает разный»
-«Эффект радуги»
«Зубная паста для бегемота».
Для опыта нам понадобится:
-бутылка
-2 чайные ложки воды
-дрожжи
-пищевой краситель
-2 столовые ложки моющего средства для посуды
-перекись водорода 6-8 %
Мотивирующее начало занятия
Дети 4–5 лет обладают наглядно-образным типом мышления. Это значит, что лучше средние дошкольники воспринимают инструкции и объяснения, которые зрительно представляют. Переход к словесно-логическому мышлению произойдёт к возрасту 6–7 лет, но наглядность будет оставаться основным приёмом привлечения интереса к образовательной деятельности и в начальной школе. Продуктивной также оказывается работа, основанная на элементах игры — тематической или сюжетной. От того, насколько увлечён поставленным вопросом и темой исследования ребёнок в начале занятия, зависит его активность во время непосредственно экспериментирования, результаты в решении поставленной проблемы и степень мотивации к практическим исследованиям в дальнейшем. Педагог организует начало занятий в разнообразных формах, прогнозирует положительное отношение к используемым приёмам у детей.
Актуальность создания опытно - экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
Цели опытно-экспериментальной деятельности в средней группе:
-развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение).
- формирование умений комплексно обследовать предмет.
Задачи:
Знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью сенсорных эталонов.
Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
Учить понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым.
Знания, полученные в ходе образовательной деятельности, дети усваивают лишь в том случае, если они подкреплены практикой.
Во время экспериментов дети обследуют предметы с помощью всех анализаторов и пытаются с помощью воспитателя сделать элементарные умозаключения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются такие интеллектуальные и личностные качества как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.
Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.
Литература:
-Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений –М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
-Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей –М.: Айрис-пресс, 2008 г.
-Молодова Л. П.Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн.: «Асар» -1996.
-Масленникова О. М., Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском саду», Волгоград, Учитель, 2009 г.
-Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». М.; Просвещение, 2006 г.
Используемая литература
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений –М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей –М.: Айрис-пресс, 2008 г.-Молодова Л. П.Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн.: «Асар» -1996.
Масленникова О.М., Филиппенко А.А «Экологические проекты в детском саду», Волгоград,Учитель,2009г.
Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». М.; Просвещение, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в сказочный город».
Совместная опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста....
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста
В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самос...
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В исследованиях отечественных и зарубежных психологов убедительно показано, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изу...
Перспективный план по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.
Представлен план работы на год с детьми среднего дошкольного возраста по развитию опытнической деятельности....
Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию (на основе опытно-экспериментальной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»
Цель: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе. Задачи:Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху, о его свойствах и значении.Познакомить детей с пон...
Выступление из опыта работы «Организация и проведение опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста».
Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность. Познавательно-исследовательская деятельность понимается не только как процесс усвоения ...
Открытое занятие по опытно - экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста "Удивительная соль"
Открытое занятие по опытно - экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста "Удивительная соль"...