Перспективный план по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.
календарно-тематическое планирование на тему
Представлен план работы на год с детьми среднего дошкольного возраста по развитию опытнической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_opytnicheskoy_deyatelnosti_v_sredney_gruppe.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.
Время | Название | Цель, содержание | Приемы | Материал | Примечание |
СЕНТЯБРЬ | 1.«Поможем Колобку умыться» | Выявить свойства воды: прозрачность, наличие запаха и вкуса. Отметить, что вода может быть теплой и холодной, может нагревать другие предметы, определить способ получения теплой воды. Учить замечать, что вода из чистой может стать грязной. Продолжать учить пользоваться мылом. | - рассматривание емкости с водой, опускание в воду предметов - игровая ситуация «Умывание Колобка» - практическое задание «Сделай теплую воду в умывальнике» | емкость с водой - мелкие игрушки - игрушка Колобок - полотенце - мыло | кн. Тугушевой Г.П. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 11-12 |
2. Окрашивание воды | Продолжать знакомить со свойствами воды. Закрепить знание о том, что вода прозрачная, не имеет вкуса и запаха, но может менять свою окраску, запах, вкус, когда в ней растворяются окрашенные, пахучие и вкусовые вещества. Отметить, что, чем больше этого вещества, тем интенсивней цвет, запах, вкус. | - опускание в воду рисунка, написанного красками - добавление в воду красителя (в разном количестве) - игра «Духи для кукол» (добавление в воду пахучих веществ) - ига «Делаем лимонад» ( добавление в воду вкусовых веществ) - «Цветные капельки» (рисование способом кляксография) | емкости с водой - рисунок - пищевой краситель, акварельные краски, гуашь - духи - пипетки - ложки - сахар, соль | кн. Дыбина О.В «Неизведанное рядом» стр. 27 распечатка №2 | |
3. «Песочная страна» | Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, отметить отличительные признаки сухого и мокрого песка, из мокрого можно лепить, определить способ получения мокрого песка; познакомить детей со способом изготовления рисунка на песке. | - рассматривание песка, в т.ч. через лупу - рассматривание песочных часов - рисование песком по бумаге - игра «Песочный конус» - лепка куличиков | - песок, емкость с водой - вода - лупы - лист плотной цветной бумаги - клеевые карандаши - песочные часы - формочки | кн. Тугушевой Г.П «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 27 распечатка №2 | |
4. «Поиск воздуха» | Доказать с помощью разных предметов, что вокруг есть воздух. Выявить его свойство – невидимость. Учить объяснять процессы на основе результата действий, делать умозаключения. | - игра «Поймай воздух» - выдувание воздуха через соломинку в воду - надувание воздушного шарика - изготовление вертушки, веера | - султанчики - ленточки - флажки - пакет - воздушные шары - трубочки для коктейля - емкости с водой | кн. Дыбина О.В «Неизведанное рядом» стр. 30 распечатка №2 кн. Тугушевой Г.П. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 15 | |
ОКТЯБРЬ | 1.«Каждому камешку свой домик» | Учить детей классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые), показать детям возможность использования камней в игровых целях | - рассматривание и исследование камней - игра «Выложи картинку» - ходьба по дорожке из камешков
| - различные камни - коробочки - подносы с песком - модель обследования предмета - картинки – схемы - дорожка из камешков | кн. Тугушевой Г.П. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 16 |
2. «Загадочные пузырьки» | Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Обнаружить воздух в разных предметах. | - игра «Что в пакете» - взвешивание пакетов с воздухом и водой - погружение предметов в воду | - емкость с водой - пакеты с водой и воздухом - алгоритм описания свойств воздуха и воды - кусочки поролона - брусочек дерева - комочки земли - глина | кн. Дыбина О.В «Неизведанное рядом» стр. 30-31 | |
3. Свет повсюду | Показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер) и рукотворные (лампа, фонарик, свеча). Определить назначение источников света, а также выделить особенности строения рукотворных источников света. Выявить как зависит освещенность предмета от силы источника света и его удаленности от предмета. | - задание: «Определи время суток» - игра «Волшебный сундучок» - рассматривание иллюстраций - игра «Свет бывает разный», «Что светит ярче» - проблемная ситуация «как увидеть предмет» | - иллюстрации событий, происходящие в разное время суток - картинки с изображением источников света - предметы, не дающие свет - свеча - 2 фонарика разной мощности - настольная лампа - сундук с прорезью | кн. Дыбина О.В «Неизведанное рядом» стр. 35, 36 кн. Тугушевой Г.П. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 18 | |
4. Что растворяется в воде? | Закрепить знания о том, что в воде растворяются некоторые вещества. Познакомить детей с нерастворимыми веществами. | - смешивание веществ с водой - зарисовки результатов | - мука, речной песок - сахарный песок, краситель, стиральный порошок - стаканы с чистой водой - ложки или палочки - подносы | кн. Тугушевой Г.П. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 34 | |
НОЯБРЬ | 1.«Подушка из пены» | Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. Развивать понятие о плавучести предметов в мыльной пене. | - игра «Тонет-плывет» -игра-забава «Рыбалка» - взбивание мыльной пены - опускание предметов на мыльную пену, фиксирование результатов | - таз с водой - пластмассовые, металлические, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, камешки и т.д. - сачки по количеству детей - подносы, венчики - баночка с жидким мылом - пипетка, губка | кн. Тугушевой Г.П. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 13-14 |
2. Сравнение свойств камня и глины | Закрепить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части) | - обследование глины и камня - лепка фигурок из глины | - дощечки для лепки - глина - камень речной - модель обследования предмета (стр. 17, 20) | кн. Тугушевой Г.П. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 18 | |
3. «Волшебный круг» | Продемонстрировать детям образование цветов: фиолетового, оранжевого и др.), а также получение новых оттенков на светлом фоне (розовый, голубой, серый) | - изготовление цветовых волчков - смешивание красок - разукрашивание шаров | - цветовые волчки - палитры - контуры воздушных шаров - цветные краски | кн. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 36, 37 | |
4. ,Надувание мыльных пузырей | Продолжать учить детей обнаруживать воздух. Доказать, что воздух занимает место. Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку. | - разведение мыльного раствора - надувание пузырей - конкурс «Самый большой пузырь» | - соломинки - мыльный раствор, кусочки мыла - стаканчики - подносы | кн. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 31 кн. Тугушевой Г.П. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 13 | |
ДЕКАБРЬ | 1.Свойства снега | Уточнить свойства снега (холодный, белый , может быть липким и рыхлым; из липкого можно лепить, в тепле тает и т. д.). Выявить защитные свойства снега для растений. | - рассматривание картины «Зимние забавы» - изготовление барельефов - размещение емкостей с водой на снегу и под снегом - лепка «Снежный город» | - снег - емкость с водой - картина «Зимние забавы» - лопатки - ведра | кн. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 21, 50 |
2. «Волшебное сито» | Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита. Развивать самостоятельность. | - «Поможем Золушке» | - совки - разные сита - ведерки, миски - крупа манная и рис - песок и мелкие камешки | кн. Тугушевой Г.П. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 36 | |
3. Теневой театр | Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. | - игра «Темно - светло» - создание образов с помощью рук - игра «Теневой театр» | - оборудование для теневого театра - фонарь | кн. Тугушевой Г.П. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 21 | |
4. Что любят растения | Познакомить детей с факторами внешней среды, необходимыми для роста и развития растений (вода, свет, тепло). Выделить наиболее благоприятные условия для развития растений. Установить зависимость роста и состояния растения от ухода за ним. | - наблюдение за растением без полива - наблюдение за развитием растения в светлом и темном помещении - наблюдение за веточками на улице и в помещении | - два бальзамина - вода - предметы ухода - алгоритм деятельности (стр.180) - дневник наблюдений - картонные коробки - ветки деревьев - предметы ухода за растениями | кн. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 20-21 распечатка | |
ЯНВАРЬ | 1.Лед и его свойства | Выявить, что лед – это тоже вода. Познакомить детей со свойствами льда (твердый, прозрачный, хрупкий, гладкий, сохраняет форму, плавает, и т.д.) Определить, что в тепле лед тает, что в горячей воде он тает быстрее, а вода становится холоднее. | - рассматривание кусочков льда - сравнение свойств льда и воды - наблюдение за таянием льда - игры с льдинками | - кусочки льда - емкости с холодной и горячей водой - тарелочки | кн. Тугушевой Г.П. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 22 кн. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 29, 42 |
2. «Ловись, рыбка, мала и велика» | Познакомить детей с магнитом. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. | - магнитная игра «Рыбалка» - рассматривание рыбок и удочки - игра «Волшебная коробочка» - игра «Притягивается – не притягивается» - задание «Достань иголку из стакана» | - магнит - мелкие предметы из разных материалов - таз с водой - магнитная игра «Рыбалка» - рукавичка с магнитом - салфетка, иголка, деревянная игрушка | кн. Тугушевой Г.П. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 31 кн. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 32, 39 | |
3. «Где вода?» | Уточнить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду; какие свойства приобретают песок и глина при смачивании. | - обследование песка и глины на ощупь - рассматривание песка и глины через лупу - наблюдение за впитыванием воды - изготовление шариков из сухого, влажного песка, глины - лепка посуды из глины | - прозрачные емкости с сухим песком, глиной - мерные стаканчики с водой - лупа - дощечки - палочки - керамические изделия | кн. Тугушевой Г.П. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 27 кн. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 34 | |
4. Таинственные картинки | Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. | - игра «Назови цвета предмета» - рассматривание предметов через цветные стекла - получение новых цветов путем наложения стекол | - цветные стекла - рабочие листы - цветные карандаши | кн. Тугушевой Г.П. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 24 | |
ФЕВРАЛЬ | 1.«Цветные льдинки» | Продолжать знакомить детей с агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Уточнить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная). | - рассматривание цветных льдинок - изготовление цветной воды - изготовление цветных льдинок - украшение участка | - емкость с окрашенной водой - формочки - веревочки | кн. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 28 |
2. «Волшебный театр» | Закрепить понятие – притяжение. Понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом. | - игра в магнитный театр | - «театральная сцена» - картонные персонажи сказок с закрепл. внутри металлич. пластинами | кн. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 38 | |
3. «Угадайка» | Показать детям, что предметы имеют вес. Вес предмета зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. | - задание «Найди сходство и различия» - игра «Чудесный мешочек» - задание «Услышь звук» | - предметы одинаковой формы, размера из разных материалов: дерево, металл, пластмасса, поролон - емкость с водой - емкость с песком | кн. Тугушевой Г.П. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 13, 30 кн. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 39 | |
4. Стекло, его качества и свойства. | Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определить его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность, плавление). | - обследование стакана, выявление свойств стекла - игра «Что может быть стеклянным» - знакомство с правилами безопасности | - стеклянные стаканчики и трубочки - окрашенная вода - спиртовка, спички - алгоритм описания свойств материала. | кн. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 47 | |
МАРТ | 1. «Где прячутся детки» | Выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения. Определить какие условия нужны для роста. | - рассматривание коллекции семян - игра «У кого какие дети» - замачивание семян - наблюдение за проращиванием | - почва - лист, семена, черенки - лупа - коллекции семян и растений | кн. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 19 |
2. Металл, его свойства и качества. | Учить детей узнавать предметы из металла, определить его качества (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). | - рассматривание металлических предметов - обследование предметов на ощупь - опускание предметов в воду, их нагревание | - металлические предметы - магниты - емкости с водой - спиртовка, спички - алгоритм описания свойств материала | кн. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 48 | |
3. Как развиваются растения (длительный) | Закрепить знания факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений (вода, свет, тепло). Повторить правила ухода за растениями. Выделить циклы развития растения: семя – росток – растение – цветок – плод - семя | - рассматривание семян через лупу - замачивание семян - высаживание семян в почву - зарисовка результатов в дневнике наблюдений | - семена - предметы ухода за растениями - влажная ткань - лупа | кн. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 20 | |
4. «Что отражается в зеркале» | Познакомить детей с понятием «отражение». Найти предметы, способные отражать. Выявить причину появления отражения. | - рассматривание изображения в зеркале - игра «Найди отражение» - задание на листе «Найди предметы, которые могут быть зеркалами» | - зеркала, ложки, стеклянная вазочка, фольга, сковорода - рабочие листы | кн. Тугушевой Г.П. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 34,35 | |
АПРЕЛЬ | 1.«Где быстрее наступит весна» | Установить зависимость изменений в природе от сезона. Выявить , где и при каких условиях снег растает быстрее, появятся первые проталины. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения. | - наблюдение за таянием снега в местах с разной температурой (в помещении), в тени и на солнце (на улице) - сравнение скорости таяния снега и льда (в помещении) - наблюдение за таянием снега в темных и светлых емкостях (на улице) | - емкости со снегом, льдом, водой - емкости, окрашенные в темные и светлые тона | кн. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 22-23 |
2. «Откуда берется голос» | Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. Определить причину возникновения звуков речи. Дать понятие об охране органов речи. | - наблюдение за дрожанием линейки, натянутой струны - игра «Скажи тихо- скажи громко» - наблюдение за дрожанием нити на линейке - рассматривание строения органов речи | - деревянная линейка, лист бумаги, пустой аквариум, натянутая струна, стеклянный стакан - металлофон - линейка с натянутой тонкой нитью - схема строения органов речи | кн. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 40-42 кн. Тугушевой Г.П. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 10 | |
3. Резина, ее качества и свойства | Учить детей узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). | - обследование резиновых предметов на ощупь - беседа «Где используют резину» | - резиновые предметы - спиртовка, спички - алгоритм описания свойств материала | кн. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 48 | |
4. «Посадка лука» | Закрепить знания факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений (вода, свет, тепло). | - проращивание лука в сухой банке и банке с водой - зарисовка результатов | - емкость с водой - пустая емкость - луковицы | ||
МАЙ | 1.«Пластмасса, ее качества и свойства» | Учить детей узнавать вещи, изготовленные из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). | - обследование пластмассовых предметов на ощупь - наблюдение за нагреванием предметов - беседа «Использование пластмассы» | - пластмассовые предметы - вода - спиртовка, спички - алгоритм описания свойств материала | кн. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 49 |
2.«Солнечные зайчики» | Уточнить понятие «отражение». Выявить причину появления отражения. Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) | - чтение стихотворения «Солнечный зайчик» - игры с солнечным зайчиком: догони, поймай, спрячь | - зеркала | кн. Тугушевой Г.П. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 34 | |
3. «Пузырьки спасатели» | Выявить, что воздух легче воды, имеет силу. Познакомиться с правилами поведения на воде, использованием надувных средств защиты (круг, жилет и т.д.) | - опускание пластилина в стакан с минеральной водой - изготовление корабликов - игра «Морской бой» | - стаканы с минеральной водой - мелкие кусочки пластилина - емкость с водой - бумага для изготовления корабликов | кн. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 32-33 | |
4. Свойства песка | Закрепить представления детей о свойствах песка. Познакомить детей с изготовлением цветного песка.Развивать любознательность, наблюдательность. Активизировать речь детей. Развивать конструктивные умения. | - игра «Оставь след» - игра «Домик для животных» - рисование песком по бумаге - игра «Песочный конус» - изготовление цветного песка | - совки, грабли, ведерки - лейки - мелкие игрушки - план участка - мелки - терка | кн. Тугушевой Г.П. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 38, 39 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организации непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста "Пиключение по экологической тропе"
Цель: Формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе.Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой прир...
Организация непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по теме: "Космическое приключение"
Цель: Сформировать у детей элементарные представления о космосе.Задачи:1. Вызвать у детей интерес к космосу.2. Учить объединяться в игре, выполнять игро...
проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»
проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»...
Перспективный план дидактических игр по математическому развитию с детьми среднего дошкольного возраста
Перспективный план дидактических игр по математическому развитию с детьми среднего дошкольного возраста поможет воспитателям при календарном планировании с детьми в совместной и самостоятельной деятел...
проект Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
Создание условий для развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности....
Методическая панорама статья "Создание условий для организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста".
Ребенок по своей сути - исследователь.Он все познает моетодом проб и ошибок. Но ребенку очень трудно найти самостоятельно ответы на все интересующие его вопросы. В проектной деятельности дети учатся н...
ОПЫТ РАБОТЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Введение.Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, значит...