Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию (на основе опытно-экспериментальной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»
методическая разработка (средняя группа)
Цель: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе.
Задачи:
- Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху, о его свойствах и значении.
- Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, упругий, занимает место, не имеет запаха), ролью и значением воздуха в жизни человека и живых организмов.
- Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
- Развивать у детей мыслительные операции, познавательный интерес, наблюдательность, умение делать выводы, эмоции, воображение.
- Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, позитивное отношение к окружающему миру, бережное отношение к природе, желание исследовать всеми доступными способами.
- Расширять и активизировать словарь детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itgogovyy_konspek_vozdukh.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка
к организации НОД
по познавательному развитию
(на основе опытно-экспериментальной деятельности)
с детьми среднего дошкольного возраста
«Воздух и его свойства»
Составил:
воспитатель ГБДОУ детского сада №11
Петродворцового района
Санкт-Петербурга
Теличко Светлана Сергеевна
Санкт-Петербург
Петергоф
2017 г.
Методическая разработка предназначена для детей средней группы в рамках Образовательной программы ДО ГБДОУ детского сада №11 в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
В группе воспитывается 24 ребенка, в возрасте 4-5 лет, 14 из которых мальчики. Дети в группе активные любознательные.
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Очень важно дать ребенку возможность все посмотреть, пощупать, послушать. Ведь психологами доказано, что наиболее полно и отчетливо ребенком воспринимается и запоминается то, что было получено за счет собственных поисков, наблюдений и исследований, как того требует ФГОС ДО.
Главное достоинство метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что:
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза. Сравнения и классификации.
- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, способности преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.
- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В процессе НОД были интегрированы следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- физическое развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие
- художественно - эстетическое развитие
В ходе НОД были использованы следующие формы, методы, приемы и технологии:
Формы: фронтальная, индивидуальная формы образовательной деятельности
Методы и приемы:
- словесные (беседа, ответы на вопросы, загадывание загадки, чтение стихотворения);
- игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты - волшебный сундук с ветерком);
- наглядные (демонстрация опытов и экспериментов);
- практические (самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность).
Технологии:
- технология исследовательской деятельности;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающая технология
Оборудование и материалы: полиэтиленовые пакеты по количеству детей, фонарики по количеству детей, трубочки по количеству детей, стаканчики с водой по количеству детей, веер по количеству детей, перышко по количеству детей, палитра с краской по количеству детей, белые листы бумаги по количеству детей, предметы для игры «Тонет - не тонет»: деревянный кубик, камень, резиновый мячик, монетка,
Предварительная работа:
Наблюдения на улице за ветром, чтение художественной литературы, беседы с детьми на тему: «Как воздух помогает людям», «Откуда берётся ветер?», подвижная игра “Пузырь”, игры с вертушками на прогулке, изготовление вееров, рисование цветных шариков, рисование мыльными пузырями, загадки про воздух.
Цель: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе.
Задачи:
- Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху, о его свойствах и значении.
- Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, упругий, занимает место, не имеет запаха), ролью и значением воздуха в жизни человека и живых организмов.
- Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
- Развивать у детей мыслительные операции, познавательный интерес, наблюдательность, умение делать выводы, эмоции, воображение.
- Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, позитивное отношение к окружающему миру, бережное отношение к природе, желание исследовать всеми доступными способами.
- Расширять и активизировать словарь детей.
Ход НОД:
Воспитатель:
Станем рядышком по кругу
Скажем «здравствуйте! Друг другу
Нам здороваться ни лень
Всем «привет» и «добрый день»
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется
— ДОБРОЕ УТРО!!!
Дети:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем лаборантами и будем заниматься исследованиями. А кто знает кто такие лаборанты? Чем они занимаются?
Дети:
Воспитатель: Лаборанты работают в помещении, где много приборов для опытов, и это помещение называется - лаборатория.
В лаборатории надо соблюдать определенные правила: необходимо соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не толкать друг друга, работать аккуратно, быть внимательными. Запомнили все правила?
Дети:
Воспитатель: Прежде чем мы отправимся в нашу лабораторию, нужно всем надеть специальную одежду – халат. Как вы думаете, что мы будем исследовать в лаборатории?
Дети:
Воспитатель: Слушаем внимательно, в этом нам поможет загадка
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом, каждый час,
Но невидим он для нас.
Дети:
Воспитатель: Молодцы! Это воздух.
Дети:
Воспитатель: Правильно! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети:
Опыт №1 “Поймай невидимку”
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети:
Воспитатель: Правильно он пустой. Его можно сложить в несколько раз, смотрите какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. А если мы развяжем его, что произойдет?
Дети:
Воспитатель: Правильно! Если развяжем пакет, то выпустим из него воздух, и пакет опять станет тоненьким.
Вывод: Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Давайте еще раз поймаем воздух и внимательно посмотрим, какого он цвета?
Дети:
Воспитатель: На столах у вас лежат фонарики. Ребята, давайте посветим на пакет. Что вы увидели?
Дети:
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный. Быть лаборантом не легкое дело, давайте немного отдохнем.
Физминутка:
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора.
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята?
Дети:
Воспитатель: Давайте проверим?
Дети:
Опыт № 2 «Воздух внутри и вокруг нас»
Воспитатель: Перед вами стаканчик с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети:
Воспитатель: Молодцы! Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха.
Вывод: Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Воспитатель: А как вы думаете, в других предметах есть воздух?
Дети:
Воспитатель: Вот сейчас мы и проверим.
Дидактическая игра «Тонет - не тонет»
Воспитатель: Мы сейчас проверим, в каких предметах есть воздух. Если в предмете есть воздух - он будет плавать, так как воздух легкий, если нет воздуха – потонет (дети по очереди подходят и опускают предмет в воду). Назовите предметы, в которых есть воздух? Назовите предметы, в которых воздуха нет? Какой мы можем сделать вывод?
Дети:
Воспитатель: И так мы делаем вывод, что воздух легче воды.
Воспитатель: Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок. На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, плывут облака, крутится вертушка и т.д.). Ветер – это движение воздуха.
Опыт 3. «Движение воздуха»
Воспитатель: Я предлагаю вам, увидеть и почувствовать движение воздуха. Давайте подуем на небольшие и легкие предметы и увидим, как они двигаются. Возьмите веера и помашите ими перед лицом. Что вы чувствуете?
Дети:
Воспитатель: Правильно! Небольшой ветерок.
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: А еще я предлагаю поиграть в игру «Веселое перышко». Мы будем дуть на наши перышки и посмотрим, у кого дольше и выше будет летать перышко.
Воспитатель: Как можно почувствовать запах воздуха?
Опыт 4. «Чем пахнет воздух?»
Дети:
Воспитатель: сам воздух не имеет запаха, но переносит их. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, что нам приготовили. Или мы можем услышать запах духов или др. пахучих веществ.
Вывод: воздух не имеет запаха, но переносит запахи.
Воспитатель: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать?
Дети:
Воспитатель: (на столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая салют. Какие красивые картины у нас получились. Давайте ими мы с вами украсим нашу группу!
Рефлексия. Вы ребята, молодцы! Потрудились от души. Вам понравилось, чем мы сегодня занимались? Что было сложно? Что запомнилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка познавательно -исследовательской деятельности с детьми средней группы. Тема: «Воздух и его свойства»
Цели: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе.Задачи: познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать познавательную активность в процессе эксперимен...
Экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Воздух и его свойства"
Конспект опытно-экспериментальной деятельности...
Перспективный план по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.
Представлен план работы на год с детьми среднего дошкольного возраста по развитию опытнической деятельности....
Методическая разработка конспекта НОД по познавательному развитию (на основе опытно-экспериментальной деятельности) с детьми подготовительной группы «Мыльные истории»
Методическая разработка предназначена для детей подготовительной к школе группы ....
Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию (на основе опытно-экспериментальной деятельности) с детьми старшего дошкольного возраста «Вершки и корешки» (посадка моркови)
Цель:Доставить детям удовольствие не только от результата совместной деятельности, но и от самого процесса совместной деятельности. Задачи:Образовательные:Закреплять представления о сезонных изме...
Выступление из опыта работы «Организация и проведение опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста».
Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность. Познавательно-исследовательская деятельность понимается не только как процесс усвоения ...
Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и вода»
формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух);- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;- учить детей делать простейшие умозаключения;- раскрывать причинно...