Выступление из опыта работы «Организация и проведение опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста».
материал (средняя группа)

Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность. Познавательно-исследовательская деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное само выражаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_iz_opyta_raboty.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы «Организация и проведение опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста».

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность. Познавательно-исследовательская деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное само выражаться.

Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

        Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать.

На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности. От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую предметно-познавательную среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

Исходя из этого, мы поставили перед собой цель: формирование у дошкольников познавательного интереса, через опытно-экспериментальную деятельность.

Для реализации поставленной цели определили следующие задачи:

• развивать естественное любопытство и интерес к экспериментированию с предметами окружающего мира и познанию их свойств;

 • формировать элементарные представления о материалах, из которых изготовлены предметы, развивать умение устанавливать связи между назначением предмета и его формой, структурой, материалом, из которого он сделан;

• учить пользоваться предметами в соответствии с их назначением;

• поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств природных объектов (камешки тонут в воде, глина лепится, песок сыплется и т.д.);

• развивать эмоциональную сферу ребенка, творческие способности;

• формировать трудовые навыки;

• прививать детям любви к своей планете, бережного отношения к природе.

Чтобы реализовать задачи мы тщательно изучили психолого-педагогические исследования ученых, методическую литературу по экспериментальной деятельности. Была проделана большая работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды. Оформлен центр экспериментально-поисковой деятельности «Почемучка», оснащенный пособиями, дидактическими играми, приборами для проведения экспериментов. Здесь же находятся дневники наблюдений, условные символы, мнемотаблицы, модели обследования предметов, алгоритмы для проведения опытов, познавательная литература и различные макеты.

Организовываем сбор простейших коллекций открыток, скульптур, природного материала. Дети с большим удовольствием собирают и приносят экспонаты. На основе таких коллекций в группе создаём мини-музеи. Они являются неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды. Мини-музей предоставляет воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (экспериментирование, рисование, моделирование).

Мини-музей занимает небольшое пространство (в группе, спальне, раздевалке), содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать, исследовать на твёрдость, запах. С экспонатами можно играть, при большом желании взять на время с собой.  Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. 

Мини-музей по определённой теме оформляем самостоятельно, в соответствии с решением образовательных задач, а также исходя из интересов детей, как результат совместной деятельности воспитателя, детей, родителей. Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее в немалой степени зависит и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогают стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Представленные экспонаты отражают тематику мини-музея, объясняют различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком. Наша задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

В средней группе тематические мини-музеи направлены на расширение представлений детей об объектах неживой и живой природы, об окружающих предметах. С помощью экспонатов мини-музеев «Транспорт», «Игрушки», «Одежда», «Дары осени», «Волшебница-вода», «Мини музей книги», «В мире животных», и др. детей знакомим со свойствами объектов, их значением в жизни человека, возможностью использования, необходимостью их охраны. Посещая музеи, дети постоянно включаются в работу: анализируют, экспериментируют, высказывают гипотезы. В конце экскурсий юные посетители всегда имеют возможность индивидуально рассмотреть те экспонаты, которые вызвали их особый интерес, задать вопросы взрослым.

Так же организовываем простейшие опыты по наблюдению за развитием и ростом растений (проращивание семян фасоли, гороха, овса, посадка лука, овощей разными способами).

В результате проводимой работы у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, по наводящим вопросам формулируют выводы, высказывают суждения, проявляют настойчивость в достижении результатов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения непосредственно организованной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Путешествие по городу Донецку».

План-конспект проведения непосредственно организованной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Путешествие по городу Донецку»....

Перспективный план по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

Представлен план работы на год с детьми среднего дошкольного возраста по развитию опытнической деятельности....

Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию (на основе опытно-экспериментальной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»

Цель: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе. Задачи:Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху, о его свойствах  и значении.Познакомить детей с пон...

Методические рекомендации для воспитателей по организации и проведению познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Цель ДОО - подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, к смелым высказываниям и предположениям и предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации. Как нельзя лучше этот за...

Сообщение из опыта работы «Использование ИКТ технологий в познавательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения...