Опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему
В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost_s_detmi_srednego_doshkolnogo_vozrasta.doc | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 116»
г. СЫКТЫВКАРА
Опытно-экспериментальная деятельность
с детьми среднего дошкольного возраста
Составитель:
Воспитатель Сырбу Н.В.
г. Сыктывкар
Пояснительная записка
В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)
Предлагаемая ниже структура занятия-экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы.
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Примерная структура занятия-экспериментирования
1.Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Предметно-пространственная среда для экспериментирования
Организация мини-лабораторий в детском саду
В мини-лабораториях может быть выделено:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)
Приборы и оборудование для мини-лабораторий
Центр «Песок – вода»:
1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
Центр «Воздух»:
веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры.
Центр «Науки и природы»:
пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстрированный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки, природные материалы (желуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т.д.), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и т.д.), оборудование для ухода за растениями и животными, модели, календари природы, дневники наблюдений за посадками, лупы, рукавички из разных материалов, кусочки меха, вата, перчатки, картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонари и т.д.), магниты, рукавичка со вшитым внутрь магнитом, линейки, свечи, спичечные коробки, мелкие, реагирующие на магнит предметы, кварцевые часы, магнитная доска, пилка для ногтей.
Содержание исследовательской деятельности детей
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:
1) Активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);
2) Группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);
3) Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).
5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).
В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).
Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности
детей средней группы
№ | Тема | Программное содержание | Методы и приемы | Наглядно – дидактический материал | Словарь |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 1 | Сбор семян на огороде (семена укропа) | Учить детей правильно работать на огороде при сборе семян |
| Пакеты для семян | Семена, урожай, осень. |
Занятие № 2 | Волшебница вода | Уточнить представления о различных свойствах природных явлениях (снег, лед, сосулька, облака) Развивать наблюдательность, умение сравнивать. |
| Емкости со льдом, со снегом, стаканчики с водой, клеенка на столы, лупы, ложечки, карандаши, чистые листы бумаги. | Твердая вода. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 3 | Вода | Познакомить детей с некоторыми свойствами воды. | Опыты:
| Стаканчики с водой, с молоком, ложки, термос с горячей водой, стекло, соломинки, термометр для воды, клеенка на столы. | Прозрачная, непрозрачная, термометр. |
Занятие № 4 | Вода в твоем доме | Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту; учить понимать необходимость бережного отношения к воде как природному ресурсу. |
| Глобус, бутылка, трубочка, воронка, вата, клеенка для стола. | Водопровод, фонтан, фильтр. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 5 | Воздух | Познакомить со свойствами воздуха и способы его обнаружения. Помочь детям понять, что загрязнения воздуха влияет на здоровье человека. |
| Стаканчики с водой, трубочки, баночки пустые, резиновая груша, воронка, Аквариум с рыбками. | Невидимый, загрязнение воздуха. |
Занятие №6 | Ветер – невидимка | Закрепить знания детей о природном явлении – ветер, о его особенностях и значении для человека, и окружающего мира. Учить детей устанавливать связь между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы. |
| Мисочки с водой, кораблики с парусом, веера, вертушка – змей, мельница, лист бумаги. | Невидимка, мельница, парусник, воздушный змей, поток воздуха. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 7 | Раздувайся, пузырь. | Познакомить детей с ролью воздуха в жизни человека. |
| Иллюстрации, Лимон, апельсин, духи. | мельница, вентилятор, автомобильная шина, надувная лодка, пылесос, свисток, музыкальные инструменты |
Занятие № 8 | Почва | Показать, что в почве есть воздух, а при сжимании воздух «уходит», что в результате вытаптывания почвы ухудшаются условия жизни подземных обитателей, необходимость соблюдения правил поведения на отдыхе. |
| Камушки, песок, глина, земля, баночки с водой, воронки, | Песок, глина, почва, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 9 | Камни | Показать разнообразие камней в природе, отличительные признаки, их свойства. Формировать навыки наблюдательности. |
| «Ящик ощущений», емкости с водой, лупы, коллекция камней. | |
Занятие № 10 | Песок | Познакомить с особенностями песка. Определить, как свойства песка проявляются в повседневной жизни. |
| Стаканчики с песком, ложечки, палочки, мелки, баночки. | Кристаллики, «сыпучий», песчинка, частички. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 11 | Живое или неживое | Доказать детям, что растения – тоже живая природа. |
| Комнатное растение, лук, картофель. | Росток, стебель, корни. |
Занятие № 12 | Продлить жизнь растению цветника. | Пронаблюдать влияние факторов среды на жизнедеятельность растения. Увидеть, что человек может реально помочь растению. |
| Цветочные горшки, дренаж, земля, ножницы, вода. | Клумба, цветет. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие №13 | Огород на окне | Уточнить представления о том, что из луковицы – репки можно вырастить зеленый лук, если ей создать благоприятные условия. |
| Баночки с водой, лук – репка, альбом, карандаши. | Благоприятные условия. |
Занятие №14 | Секрет фасолинки | Дать представления о состоянии семени, готового к посадке. Познакомиться с ролью и значением корня для растения. Познакомить с процессом посадки. |
| Земля, песок, вода. Мерная емкость, совки, ящик для посадки, лейки, семена фасоли. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 15 | В ожидании весны. | Закрепить знания детей о жизненном цикле растений. |
| Веточки деревьев и кустарника, вазочка с водой, альбом, карандаши. | Почки. |
Занятие № 16 | Почему зерно сеют в землю. | Организовать наблюдение за прорастанием семян в разных условиях и почвах. |
| Емкость с проросшими семенами (овес, пшеница) пинцет, лупы, альбом, карандаши. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 17 | Зеленый детский сад. | Дать понятие рассада, представление об ее пикировании (пересадка в отдельные горшки). Закрепить знания о строении растения, об условиях необходимых для его нормального роста и развития. |
| Рассада астры, земля, совки, горшочки. | Рассада, пикирование. |
Занятие № 18 | Весна нам поручила вырастить укроп. | Закрепить знание детей о разнообразии семян овощных культур. Воспитывать любознательность, желание экспериментировать и участвовать в опытной работе. |
| Письмо от Весны, лупы, семена укропа, лопата, грабли, лейки, вода. | Укроп. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 19 | Домашние животные | Продолжать знакомство детей с домашними животными, средой обитания, их внешнем видом. Развивать интерес к животному миру. | Загадки о домашних животных. Описание внешнего вида и среды обитания по желанию.
Сравнивать, что больше по размеру – комок козьего пуха Сравнивать, что легче, что тяжелее. А если взять комок побольше? Тепло ли козе в шубке? Как это проверить? | Шерсть, пух, весы. Картинки с изображением животных. | |
Занятие № 20 | Животные нашего леса. | Закрепить знания о животных, воспитывать любовь, доброе отношение к ним. Воспитывать интерес к жизни животных, развивать наблюдательность. | 1.Рассказ воспитателя о среде обитания животных умеренного пояса. 2.Вспомнить русские народные, сказки про жителей леса. 3.Опыт: Легко или трудно заметить мышку? Что бы вы посоветовали кошке, если она не хочет остаться голодной? Кто хочет быть внимательнее (быстрее): кошка или мышка? | Картинки с изображением животных, мышка- игрушка или комочек серой ткани с привязанной к нему веревочкой. | Охота, голодный, сытый. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 21 | Животные пустыни. | Помочь детям понять, как приспосабливаются животные к жизни в пустыне. |
| Песок, картинки с изображением обитателей пустыни (верблюд, ящерица, змея, черепаха и т.д.) | Пустыня, жвачка, горб, шерсть, караван. |
Занятие № 22 | Царство Зимы. | Познакомить детей с животными полярных поясов, с условиями жизни вечного холода. Закреплять знания о животных. |
| Картинки с изображением обитателей полярных поясов. | Вечная мерзлота. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 23 |
Удивительные животные. | Развивать интерес к животным, желание узнать о животных разных климатических поясов. Воспитывать любовь к животным. |
| Картинки с изображением животных. | Синий кит, кашалот, жираф, слон, броненосец, утконос. |
Занятие № 24 | Такие разные кошки. | Воспитывать интерес к животному миру, к среде обитания, и их внешнему виду. Развивать память, воображение. |
| Блюдечко с молоком, чашка, кусок наждачной бумаги. Бумага, различные изобразительные средства. Картинки с изображением животных. | Кошка, лев, тигр, рысь, леопард. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 25 | Что я знаю о себе | Учить осознавать себя как человека, чувствовать свой организм, тело, свои возможности. |
| Помада, бумага, фото детей. | Человек, люди. |
Занятие № 26 | Взрослые и дети | Развивать интерес к миру взрослых людей, вызвать желание подражать в достойном поведении. |
| Фото родителей, дедушек, бабушек. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 27 | Будь стройным. | Показать детям, что скелет человека подвижен. Объяснить, что необходимо следить за осанкой, прививать любовь у физическим упражнениям. |
| Модель человека из проволоки (скелет). | Скелет, позвоночник. |
Занятие № 28 | Сердце бывает слабым и сильным. | Смоделировать работу здорового, сильного, тренированного и слабого, не тренированного сердца. |
| Прозрачные трубочки, слабый раствор марганцовки (кровь) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 29 | Как мы дышим. | Познакомить детей с ролью воздуха и органов дыхания в жизни человека. Показать необходимость выполнения упражнений, увеличивающий объем легких. |
| Оборудование: банки, спички, блюдце, бумага. | Легкие, дыхание, органы. |
Занятие № 30 | Чем мы слышим. | Дать детям представления об органах слуха человека. Учить, при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закреплять знания о правилах ухода за ушами. |
| Музыкальные инструменты. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 31 | Для чего человеку кожа | Помочь детям понять, что кожа – это природная одежда и хорошая защита. |
| Советы Доктора Айболита. Аптечка (бинт, вата, йод). Художественная литература. | Марганцовка, чумазый, грязнуля. |
Занятие № 32 | Подружись с зубной щеткой. | Продолжать знакомить с правилами личной гигиены. Познакомить детей с методами ухода за зубами. |
| Стоматолог, Зубная щетка, зубная паста. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 33 | Витамины укрепляют организм. | Познакомить с понятием «витамины», закреплять знания о необходимости витаминов для человека, о полезных продуктах, в которых содержаться витамины. |
| Оборудование: 4 чашки (1 – с солью, 2 – лимон, 3 – сок, 4 – сахар). Зажми нос и попробуй каждую | Витамины |
Занятие № 34 | Смотри во все глаза. | Дать представления о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека. Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям. Привести к пониманию, что зрение необходимо беречь. |
| Плакат для игры. Правила охраны зрения. | Глаза, зрение. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 35 | Наше настроение. | Развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей. Формировать коммуникативные навыки, расширять словарный запас в области чувств и эмоций. |
| Пиктограммы, чистый лист бумаги, краски, зеркало. | Радость, грусть, спокойствие, настроение, обида, злость, удивление, страх, печаль, равнодушие. |
Занятие № 36 | Как понять друг друга. | Учить понимать друг друга по мимике, жестам, интонациям, телодвижениям, позволяющим лучше ориентироваться в различных ситуациях общения. |
| «Встреча» Б. Заходер. | Мимика, интонация, жесты. |
Список использованной литературы
1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий» М.: Мозаика - Синтез, 2010
5. Материалы интернет- ресурсов http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/06/16/poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-v-mladshem-i-srednem
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в сказочный город».
Совместная опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста....
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В исследованиях отечественных и зарубежных психологов убедительно показано, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изу...
Перспективный план по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.
Представлен план работы на год с детьми среднего дошкольного возраста по развитию опытнической деятельности....
Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию (на основе опытно-экспериментальной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»
Цель: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе. Задачи:Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху, о его свойствах и значении.Познакомить детей с пон...
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выступление на методическом часе на тему:«ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Конспект опытно-экспериментальной работы с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: Развлечение. Прогулка со снеговичком.
На основании интрегации образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое.Используемы технологии: игровая....
Выступление из опыта работы «Организация и проведение опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста».
Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность. Познавательно-исследовательская деятельность понимается не только как процесс усвоения ...