Конспект занятия по «Познанию» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Весеннее пробуждение природы»
план-конспект занятия (средняя группа)

Мирманова Гульнара Жумабековна

Конспект занятия по «Познанию»

В средней группе (4 – 5 года)

Тема: «Весеннее пробуждение природы»

 

Доминирующая образовательная область: коммуникация

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание»

Вид деятельности детей: игровая деятельность

Цель: расширить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно.

Программное содержание:

Закреплять с детьми знания о деревьях, кустарниках, травах; развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; закрепить умение соблюдать ПБ при прогулках на природе; воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

Оборудование: пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4 – 5 лет, цветные карандаши.

 

Структура занятия

I

Вводная часть

Организующий момент

3мин

II

Основная часть

 

 

1

Проблемные вопросы

Ответы детей на поставленные вопросы воспитателя

12 мин

2

Физминутки

 

III

Заключительная часть

Подведение итогов занятия

5 мин

Длительность 20 минут.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Здравствуй, лес, зеленый лес, полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи: ты же видишь – мы свой.

- Чем пахнет весна?

Вдыхаем полной грудью «живой» воздух леса.

-Вспомните, почему мы так называем воздух в лесу. Как изменилась жизнь растений с приходом весны?

Они проснулись. На деревьях и кустах раскрылись почки, ярко-зеленными молодыми листочками. Зазеленели травы. Кто же их разбудил?

Вышло солнце из-за тучи

И нагрело снег скрипучий.

Снег задумался чуть-чуть,

И ручьи пустились в путь.

  1. Основная часть.

- Теплое солнце растопило снег и лед. Во что они превратились?

Весенние талые воды напоили деревья, кусты, травы, и они зазеленели.

- Почему воду назвали талой, как вы думаете?

Если солнышко спряталось за облако или за тучку, его можно позвать:

Солнышко, выгляни!

Красное, посвети!

На холодную водицу,

На шелковую травицу,

На яблоньку высокую,

На веточку зеленую.

На грушицу кудрявую,

Березоньку кучерявую!

Выйди поскорее,

Будь к нам добрее!

- Интересно, сможем ли мы узнать наших старых знакомых? Попробуем отыскать берёзу, дуб, ель, сосну. Посмотрите внимательно на берёзу.

-Что вы видите на её ветвях, среди листьев? (Сережки.) Так берёза цветёт

Иногда можно увидеть, как «плачет» берёза. Стекают по белым стволам прозрачные сладкие «слезы».

В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору берёзы.

И капли сока, точно слезы,

Текли прозрачною струёй.

Берёзовый сок – вкусный и полезный напиток. Но брать его у берёзы надо осторожно и понемногу. Если отверстие сделать большим, то, потеряв много сока, дерево погибнет. Сделанное отверстие надо обязательно замазать землей, глиной или пластилином .

- Найди теперь клён. Посмотрите, у него совсем другие цветы. И что интересно: появились они на дереве раньше чем лстья.

-Как  цветут другие деревья и кусты? Посмотрим.

Земля покрывается молодой зелёной травкой.

-Какая она?

-Где трава уже появилась, а где ещё нет?

Там, где иного солнца, там и травы много. А в тех местах где тень и сыро, трава ещё не взошла.

-Почему, как вы думаете?

Посмотрите, кое-где  виднеются цветы с маленькими желтыми головками. Это мать-и-мачеха. Они появляются на бурой голой земле, когда кругом нет ни одного зелёного росточка. Эти цветы первоцветы.

-Как вы думаете, почему их так назвали?

Сначала мать-и-мачеха цветёт. Посмотрите, её маленький пушистый цветок покачивается на тоненьком стебельке. Внимательно рассмотрите стебелёк.

-Чем он покрыт?

-Как вы думаете, зачем? Он, как шубка, защищает цветы от холода. Вслед за цветком появляются листья. Лист у мать-и-мачехи необычный. Верхняя сторона у него гладкая, блестящая и прохладная. А нижняя тёплая и мягкая. Сорвите лист и приложите его в щеке одной и другой стороной. Что в почувствовали?

Интересно, что каждый вечер мать-и-мачеха «ложится спать».

-Как же она это делает? Складывает лепесточки цветка в бутон и опускает голову. «Спит» она и в пасмурные дни.

-О чём же сейчас рассказывает нам мать-и-мачеха?

-Узнаем, какому цветку принадлежат это длинные листья?(Одуванчику.) Скоро весь лес покроется этими ярко-желтыми цветками.

Не рвите мать-и-мачеху и одуванчики! Эти цветы не умеют стоять в азах, они сразу умирают. В земле они цветут долго и всех радуют своей красотой.

-А вы знаете, какие цветы могут стоять в вазе?

Смотрите, вдоль дороги растет трава с крупными выпуклыми листочками.

-Что это? Это подорожник.

-Как вы думаете, почему его так назвали?

Его листья прижаты к земле.

-Что прячет он под ними? Посмотрим. Подорожник не дает солнцу высушить землю вокруг себя. Так он сберегает  влагу для своих корней.

Но вот подорожник поднял листочки.

Как вы думаете, почему? Земля под ним очень сырая, надо дать солнышку ее немного подсушить. Подорожник- растение-доктор.

-Кто знает, чем может помочь подорожник? Если приложить чистый лист к ушибу, боль станет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и рана быстро заживет.

А теперь поговорим об обитателей леса.

-Кого вы видели над цветками деревьев?

Пчелы, шмели, бабочки проснулись от долгого сна. Привлекают их цветы сладкими запахами. Летят они лакомиться сладким соком. Проснулись и муравьи, и жуки. Многие птицы вернулись из жарких стран.

-Как вы думаете, почему?

-Какие птицы вернулись?( Скворцы, грачи, утки.)

-Чем сейчас заняты птицы? Строительством гнезд. Скоро отложат птицы яйца и начнут высиживать птенцов.

 

  1. Заключительная часть.

Природа пробудилась от зимнего сна. Что делаете вы, когда просыпаетесь? Умываетесь. Земля, растения тоже хотят умыться. Но как? Они ждут теплого весеннего дождя. Он все вымрет и напоит их. До свидания, лес!

- Вспомните, чем дорог нам лес.

Лес дремучий, до свидания!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем.

Добрый лес, могучий лес,

Полон сказок и чудес!

Работа с пособием

Задание «На каком рисунке изображена весна?...»

- На каком рисунке изображена весна? Расскажите, как вы догадались, где изображена весна.

Задание «Раскрась шубки белки и зайца по-весеннему»

Прошу детей рассказать, какого цвета шубки у зайца и белки зимой.

- Зачем зайцу зимой белая шубка, а белке – серая? Какого цвета она становится весной? Выберите карандаши и раскрасьте рисунок до конца.

Задание «Раскрась машины, которые помогают человеку весной в поле…»

- Вы захотели посадить растение. Что надо сделать прежде всего? Чем вы будете копать землю? Много ли можно вскопать лопатой? Чем можно вскопать огромные поля?

Прошу детей найти трактор и объяснить, как с его помощью можно вскопать землю.

- Что вы будете делать после того, как земля вскопана? Как вы будете сажать семена? Можно ли вручную засеять огромные поля?

Прошу детей найти на картинке сеялку.

- Как вы думаете, нужен ли весной в поле автобус (грузовик)? А теперь раскрасьте машины, которые помогают человеку весной в поле.

Задание «Зачеркните те рисунки, на которых ребята поступают неправильно»

- Что делает мальчик на первом рисунке? Как вы думаете, зачем он берет яйца из гнезда? Почему этого нельзя делать? Нужно ли подкармливать птиц, как это делают дети на втором рисунке? Зачем дети строят скворечники? Что делает девочка на последнем рисунке? Как вы думаете, можно ли ломать чей-либо дом?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Познанию»

В средней группе (4 – 5 года)

Тема: «Весеннее пробуждение природы»

Доминирующая образовательная область: коммуникация

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание»

Вид деятельности детей: игровая деятельность

Цель: расширить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно.

Программное содержание: 

Закреплять с детьми знания о деревьях, кустарниках, травах; развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; закрепить умение соблюдать ПБ при прогулках на природе; воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

Оборудование: пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4 – 5 лет, цветные карандаши.

Структура занятия

I

Вводная часть

Организующий момент

3мин

II

Основная часть

1

Проблемные вопросы

Ответы детей на поставленные вопросы воспитателя

12 мин

2

Физминутки

III

Заключительная часть

Подведение итогов занятия

5 мин

Длительность 20 минут.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Здравствуй, лес, зеленый лес, полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи: ты же видишь – мы свой.

- Чем пахнет весна?

Вдыхаем полной грудью «живой» воздух леса.

-Вспомните, почему мы так называем воздух в лесу. Как изменилась жизнь растений с приходом весны?

Они проснулись. На деревьях и кустах раскрылись почки, ярко-зеленными молодыми листочками. Зазеленели травы. Кто же их разбудил?

Вышло солнце из-за тучи

И нагрело снег скрипучий.

Снег задумался чуть-чуть,

И ручьи пустились в путь.

  1. Основная часть.

- Теплое солнце растопило снег и лед. Во что они превратились?

Весенние талые воды напоили деревья, кусты, травы, и они зазеленели.

- Почему воду назвали талой, как вы думаете?

Если солнышко спряталось за облако или за тучку, его можно позвать:

Солнышко, выгляни!

Красное, посвети!

На холодную водицу,

На шелковую травицу,

На яблоньку высокую,

На веточку зеленую.

На грушицу кудрявую,

Березоньку кучерявую!

Выйди поскорее,

Будь к нам добрее!

- Интересно, сможем ли мы узнать наших старых знакомых? Попробуем отыскать берёзу, дуб, ель, сосну. Посмотрите внимательно на берёзу.

-Что вы видите на её ветвях, среди листьев? (Сережки.) Так берёза цветёт

Иногда можно увидеть, как «плачет» берёза. Стекают по белым стволам прозрачные сладкие «слезы».

В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору берёзы.

И капли сока, точно слезы,

Текли прозрачною струёй.

Берёзовый сок – вкусный и полезный напиток. Но брать его у берёзы надо осторожно и понемногу. Если отверстие сделать большим, то, потеряв много сока, дерево погибнет. Сделанное отверстие надо обязательно замазать землей, глиной или пластилином .

- Найди теперь клён. Посмотрите, у него совсем другие цветы. И что интересно: появились они на дереве раньше чем лстья.

-Как  цветут другие деревья и кусты? Посмотрим.

Земля покрывается молодой зелёной травкой.

-Какая она?

-Где трава уже появилась, а где ещё нет?

Там, где иного солнца, там и травы много. А в тех местах где тень и сыро, трава ещё не взошла.

-Почему, как вы думаете?

Посмотрите, кое-где  виднеются цветы с маленькими желтыми головками. Это мать-и-мачеха. Они появляются на бурой голой земле, когда кругом нет ни одного зелёного росточка. Эти цветы первоцветы.

-Как вы думаете, почему их так назвали?

Сначала мать-и-мачеха цветёт. Посмотрите, её маленький пушистый цветок покачивается на тоненьком стебельке. Внимательно рассмотрите стебелёк.

-Чем он покрыт?

-Как вы думаете, зачем? Он, как шубка, защищает цветы от холода. Вслед за цветком появляются листья. Лист у мать-и-мачехи необычный. Верхняя сторона у него гладкая, блестящая и прохладная. А нижняя тёплая и мягкая. Сорвите лист и приложите его в щеке одной и другой стороной. Что в почувствовали?

Интересно, что каждый вечер мать-и-мачеха «ложится спать».

-Как же она это делает? Складывает лепесточки цветка в бутон и опускает голову. «Спит» она и в пасмурные дни.

-О чём же сейчас рассказывает нам мать-и-мачеха?

-Узнаем, какому цветку принадлежат это длинные листья?(Одуванчику.) Скоро весь лес покроется этими ярко-желтыми цветками.

Не рвите мать-и-мачеху и одуванчики! Эти цветы не умеют стоять в азах, они сразу умирают. В земле они цветут долго и всех радуют своей красотой.

-А вы знаете, какие цветы могут стоять в вазе?

Смотрите, вдоль дороги растет трава с крупными выпуклыми листочками.

-Что это? Это подорожник.

-Как вы думаете, почему его так назвали?

Его листья прижаты к земле.

-Что прячет он под ними? Посмотрим. Подорожник не дает солнцу высушить землю вокруг себя. Так он сберегает  влагу для своих корней.

Но вот подорожник поднял листочки.

Как вы думаете, почему? Земля под ним очень сырая, надо дать солнышку ее немного подсушить. Подорожник- растение-доктор.

-Кто знает, чем может помочь подорожник? Если приложить чистый лист к ушибу, боль станет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и рана быстро заживет.

А теперь поговорим об обитателей леса.

-Кого вы видели над цветками деревьев?

Пчелы, шмели, бабочки проснулись от долгого сна. Привлекают их цветы сладкими запахами. Летят они лакомиться сладким соком. Проснулись и муравьи, и жуки. Многие птицы вернулись из жарких стран.

-Как вы думаете, почему?

-Какие птицы вернулись?( Скворцы, грачи, утки.)

-Чем сейчас заняты птицы? Строительством гнезд. Скоро отложат птицы яйца и начнут высиживать птенцов.

  1. Заключительная часть.

Природа пробудилась от зимнего сна. Что делаете вы, когда просыпаетесь? Умываетесь. Земля, растения тоже хотят умыться. Но как? Они ждут теплого весеннего дождя. Он все вымрет и напоит их. До свидания, лес!

- Вспомните, чем дорог нам лес.

Лес дремучий, до свидания!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем.

Добрый лес, могучий лес,

Полон сказок и чудес!

Работа с пособием

Задание «На каком рисунке изображена весна?...»

- На каком рисунке изображена весна? Расскажите, как вы догадались, где изображена весна.

Задание «Раскрась шубки белки и зайца по-весеннему»

Прошу детей рассказать, какого цвета шубки у зайца и белки зимой.

- Зачем зайцу зимой белая шубка, а белке – серая? Какого цвета она становится весной? Выберите карандаши и раскрасьте рисунок до конца.

Задание «Раскрась машины, которые помогают человеку весной в поле…»

- Вы захотели посадить растение. Что надо сделать прежде всего? Чем вы будете копать землю? Много ли можно вскопать лопатой? Чем можно вскопать огромные поля?

Прошу детей найти трактор и объяснить, как с его помощью можно вскопать землю.

- Что вы будете делать после того, как земля вскопана? Как вы будете сажать семена? Можно ли вручную засеять огромные поля?

Прошу детей найти на картинке сеялку.

- Как вы думаете, нужен ли весной в поле автобус (грузовик)? А теперь раскрасьте машины, которые помогают человеку весной в поле.

Задание «Зачеркните те рисунки, на которых ребята поступают неправильно»

- Что делает мальчик на первом рисунке? Как вы думаете, зачем он берет яйца из гнезда? Почему этого нельзя делать? Нужно ли подкармливать птиц, как это делают дети на втором рисунке? Зачем дети строят скворечники? Что делает девочка на последнем рисунке? Как вы думаете, можно ли ломать чей-либо дом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по «Познанию» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Откуда овощи в магазине»

Конспект занятия по «Познанию»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Откуда овощи в магазине» Доминирующая образовательная область: коммуникацияИнтеграция образовательн...

Конспект занятия по «Познанию» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Лесные обитатели - звери»

Конспект занятия по «Познанию»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Лесные обитатели - звери» Доминирующая образовательная область: коммуникацияИнтеграция образователь...

Конспект занятия по «Познанию» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Весенние праздники (8 марта)»

Конспект занятия по «Познанию»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Весенние праздники (8 марта)» Доминирующая образовательная область: коммуникацияИнтеграция образова...

Конспект занятия по «Познанию» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Фрукты на прилавках магазина»

Конспект занятия по «Познанию»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Фрукты на прилавках магазина» Доминирующая образовательная область: коммуникацияИнтеграция образова...

Конспект занятия по «Познанию» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Какие мы?»

Конспект занятия по «Познанию»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Какие мы?» Доминирующая образовательная область: коммуникацияИнтеграция образовательных областей: ...

Конспект занятия по «Познанию» В средней группе (4-5лет) Тема: «Что такое детский сад»

Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое Развитие», «Социально комм...

Конспект занятия по «Познанию» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Весенние праздники (23 февраля)»

Конспект занятия по «Познанию»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Весенние праздники (23 февраля)» Доминирующая образовательная область: коммуникацияИнтеграция образ...