Проект в средней группе "Что растет у нас на огороде?"
проект (средняя группа)

Грибкова Екатерина Александровна

Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sentyabr-noyabr_2023_-_chto_rastet_u_nas_na_gryadke.docx33.7 КБ
Файл zagadki.docx14.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области

«Детский сад общеразвивающего вида № 39 «Солнечный город»

           Проект «Что растет у нас на грядке».

                 

                                                                         Воспитатель: Грибкова Е.А.

     

                                                                                                                                                                                     

                                                   г. Королёв 2023г

1. Актуальность:

Природа – это лучшая из книг, написанная на особом языке, этот язык надо изучать.

Н. Г. Гарин-Михайловский

  • Экологический проект «Что растет у нас на грядке» посвящен растительному миру (овощам и фруктам) своего края.                                                                                                                                       Он помогает детям познакомиться с флорой своего региона, и по-новому посмотреть на окружающий мир. Опыт показал, что при поддержке взрослых (родителей,  педагогов),  дети дошкольного возраста с большим интересом исследуют все зелёные растения с помощью всех органов чувств, выполняют разнообразные задания, играют, рисуют, лепят, ухаживают за ними на даче, и на территории(огороде) детского сада.
  • В ходе реализации проекта большое внимание уделяется развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения.                                                                                                Проект способствует расширению кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе и всему окружающему миру.
  • Наблюдая за явлениями и объектами природы, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.
  • Дети видят вокруг себя многообразие растительного мира, но при этом остаются пассивными наблюдателями: не зная правил ухода за растениями, особенностей влияния окружающей среды на них. Таким образом, возникла необходимость создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
  • Поэтому и реализуем данный проект, который призван развивать экологические ценности природы.
  • Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека.
  • На огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.

2. Тип проекта:

Информационно практико-ориентированный, групповой

3. Объект исследования:

растительный мир региона Московской области (овощи и фрукты)

4.Цель:

  • развитие познавательного интереса к культурным огородным растениям (овощам и фруктам)
  • формирование умения различать овощи и фрукты по внешнему виду,
  • осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека.

5. Задачи:

Образовательные: 

1.Знакомство детей с разнообразием растительного мира своего региона, со строением растений и назначением.

2. Изучение взаимосвязи растений со всем окружающим миром.

3. Уточнить и систематизировать знания детей о многообразии культурных огородных растений, их отличительных особенностях, условиях жизни растений и способах ухода, среде обитания в земле, на земле, над землей.

Развивающие:

1. Развитие познавательной активности, мышления, внимания, памяти.

2. Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, различать растения, сажать и ухаживать за ними.

3. Развитие коммуникативных навыков.

4. Развитие и поддержание интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в условиях ДОУ.

Воспитательные:

  1. Воспитание у детей любви к природе, осознанного и уважительного отношения к окружающему миру.  
  2. Воспитание ответственного, уважительного отношения к природе, формирование основ экологически грамотного поведения.

6. Участники проекта:

дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет), их родители и педагоги ДОУ.

7. Сроки проведения:

Май - октябрь 2023 г. (долгосрочный)

8. Этапы проекта:

подготовительный, основной, заключительный.

8.1 Подготовительный этап:

  • Определение темы, постановка цели проекта, задач;
  • Определение сроков и участников проекта
  • Отбор методов и приемов работы
  • Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала
  • составление перспективного плана работы по проведению проекта
  • Беседы с родителями, педагогами ДОУ «Знакомство с проектом».
  • Оформление книжного уголка по данной теме
  • Привлечение родителей к деятельности в проекте.

Работа в проекте по областям:    

       

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

8.2 Основной этап

  • Эксперименты: «Строение растений», «Рост, развитие растений», «Условия прорастания картофеля», «Рост и развитие репчатого лука в разных условиях»;
  • Чтение художественной литературы: Дж. Родари «Приключения Чиполлино», Е. Жуковская «Ох уж, этот злющий лук!», Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники», В Катаев «Дудочка и кувшинчик».
  • Рассматривание иллюстраций по теме проекта.
  • Показ бибабо театра: русской народной сказки «Вершки и корешки»
  • Беседы с детьми: «Как выращивают овощи на огороде?», «Полезные свойства лука», «Витамины для детей», «Овощи и фрукты» «Что мы знаем о картофеле», «Значение картофеля в жизни человека», «Лекарь в мундире», «Какой вырос у нас урожай?».
  • Использование настольно-печатных, дидактических, словесных игр

 «Чудесный мешочек», «Вершки и Корешки», «Узнай на ощупь», «Узнай на   вкус», «Растительное лото», «Овощи-Фрукты», «Сад-Огород».

  • Игровые образовательные ситуации «Путешествие Чиполлино по саду и огороду».
  • Отгадывание загадок: «Загадки с грядки»
  • Аппликация «Фрукты».
  • Рисование «Огурцы и помидоры», «На яблоне поспели яблоки».
  • Лепка «Морковка большая и маленькая», «Яблоки и ягоды», «Сливы и лимоны».
  • Выставка поделок из овощей и фруктов «Здравствуй, осень золотая»
  • Викторина «Во саду ли в огороде».
  • Презентация для детей группы «Что растет в саду и на огороде»
  • Консультация для родителей на сайте ДОУ.
  • Оформление рукотворной книги об овощах и фруктах совместно с родителями.
  • Инсценировка сказки «Репка», игры-драматизации «Хозяйка однажды с базара пришла»
  • Сюжетно-ролевые игры: «Магазин овощей», «Семья», «Садовник», «Дары осени», «У бабушки в деревни».
  • Подвижные игры: «Горячая картошка», «Перенеси картошку», «Баба сеяла горох», «Кабачок», «Огород у нас в порядке», «Огородник», «Посади и собери картофель», «Вершки-корешки».

 

8.3 Заключительный этап:

  • Подведение итогов работы над проектом.
  • Презентация проекта.
  • Семинар – практикум для педагогов ДОУ.
  • Выставка «Дары осени» с участием родителей.
  • Изготовление рукотворной книги «Что растет на нашей грядке».

9. План реализации проекта

п/п

Состав действий

Ожидаемые результаты

Участники

1

Изучение литературы по теме

Расширение знаний по теме проекта

Родители, педагоги

 

2

Ознакомление с передовым опытом

3

Консультация для родителей

4

Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач

Разработка плана реализации проекта

Педагоги

5

Подбор наглядно –дидактических пособий, демонстрационного материала

Пополнение. Предметно-пространственной развивающей среды

Родители, педагоги

6

Оформление книжного уголка

 

Книжная выставка «Во саду, ли в огороде»

Родители, педагоги

7

Рассматривание иллюстраций, муляжей.

Восприятие и формирование зрительных образов

Дети

8

Беседы, чтение и составление описательных рассказов по данной теме.

Расширение знаний детей об овощах и фруктах. Воспитывать интерес к ним.

Дети, родители, педагоги

9

Проведение настольно-печатных, дидактических, речевых игр

Дети, родители, педагоги

 

10

Рисование на тему «Огурцы и помидоры», «На яблоне поспели яблоки».

Расширение знания детей по теме проекта

11

Игровая образовательная ситуация «Путешествие Чиполлино по саду и огороду»

Воспитывать интерес к овощам и фруктам

12

Отгадывание загадок по теме «Овощи, фрукты»

Расширение знания детей по теме

Дети, родители, педагоги

13

Аппликация «Фрукты»

Закрепление знания детей по теме

Дети, родители, педагоги

16

Викторина «Во саду ли в огороде»

Умение узнавать и называть знакомые овощи и фрукты

Дети, педагоги

17

Оформление театра бибабо «Вершки и корешки»

Воплощение зрительного образа.

Дети, родители, педагоги

18

Презентация «Сказка про овощи»

Развитие творческой активности детей, совершенствование художественно-творческого умения

Дети, родители, педагоги

10.  Ожидаемый результат:

  • У детей расширены знания по экологической культуре;
  • У детей появился устойчивый интерес к представителям растительного мира;
  • У детей сформирован базовый фундамент исследовательской деятельности в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
  • Сформировано бережного отношения к природе;
  • Развита связная речь;
  • Сформировано уважительное отношение к своему труду и труду взрослых.

11. Заключение  

  • Во время проекта у детей были сформированы представления о многообразии семян, о строении культурных растений и о том, что растения отличаются друг от друга, что для роста и развития растению необходимы свет, тепло, вода, воздух, почва.
  • Дети научились ухаживать за растениями (поливать, рыхлить), бережно относиться к растениям и уважительное отношение к труду взрослых.
  • Родители приняли активное участие: оказали посильную помощь в благоустройстве огорода и ухода за ним, подготовили коллекцию семян, фотоальбом «Полезные овощи на грядке»; сборник стихов, загадок, пословиц.

Вывод:

  • В процессе реализации проекта у детей повысился уровень интереса к познавательной и исследовательской деятельности;
  • повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать овощи, знают особенности строения овощей и условия их роста.
  • Дети стали проявлять инициативу в различных видах деятельности.

Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо формировать экологическую культуру по отношению к природе, расширять знания, совершенствовать навыки детей, поддерживать индивидуальность.

 И тогда ребенок самостоятельно будет проявлять интерес к познавательно-исследовательской деятельности, и творчески осваивать новые способы исследований.



Предварительный просмотр:

Загадки

Если встретил ты болгарский

В огороде на кусте.

Этот овощ будет сладким

И в салате, и в борще. (Перец)

В огороде кочаны, Очень выросли крепки. И отведать очень вкусно Щи со свежею...(капуста)

Он краснощёкий и полезный, Людям всем, он ведь известный, Его кладут порой в салат И целиком его едят. Средь овощей — он командор, Вкусный, сочный ...(помидор)

Краснощекая на грядке, Сварим скоро мы обед Вкусный борщ и винегрет. И румяна, и кругла, Витаминная … (Свекла)

Рыженькая как лисица Но, сидит она в темнице, Хвост над грядкой держит ловко Называется … (Морковка)

Всех овощей она царица,

Своей величиной гордится.

На дыню издали похожа,

На рыжий мяч большущий тоже.

(Тыква)

Вкусный сок из них выходит, И варенье-высший класс. Можно просто так их скушать. Много летом их у нас. Наливные, сладкие, румяные растут. Как же этот фрукт, скажите нам, зовут?

(Яблоко)

Овощ этот освежает, Зелёным цветом восхищает, Кто съест его, тот молодец, Конечно, это....(огурец)

Он на дереве висит

И, как солнышко горит,

Этот яркий, сочный фрукт,

Так и просится к нам в рот,

Он оранжевый и вкусный,

Ароматный сладко-кислый,

Только он не мандарин,

Это, дети, — … . (Апельсин)

В огороде в сентябре Вырос овощ в кожуре. Землю покопай немножко – Вынешь крупную … (Картошку)

Под толстой красной кожурой,

Как в улье, деток целый рой.

Каждый их отведать рад,

Как зовут его? ... (Гранат)

Он большой, продолговатый И немного полосатый. Лег на землю на бочок Аппетитный…(кабачок)

Высока, большие листья, Колосится как пшеница, А в чехлах с пушком зелёных — Жёлтых зёрен просто тонна! Спелые её початки — Будто сахар сладкий-сладкий — Можно много съесть от пуза! Что же это?...(кукуруза)

Мы на грядке собирали, Цвет ее мы все узнали. Красная и небольшая, Раньше всех вновь созревает. Есть зеленая ботва, Очень уж она вкусна. Что за овощ, назовите, Нам скорее вы скажите! (Редиска)

Бабка, старый дед и внучка,

Мышка, кот, собака Жучка —

Вместе все меня смогли

Вытянуть из-под земли. (Репка)

Когда горлышко болит,

Или просто с чаем.

Из неё варение

Всех нас выручает.

Розовые шарики,

Семечки внутри.

Что это за ягода,

Мне ответишь ты? (Малина)

Повернулась к грядке боком,

Налилась вся красным соком.

Ей сестрица земляника.

Что за ягодка?... (Клубника)

В форме лампочки она, Цветом — жёлтая луна. Очень хочется нам скушать Сладкую, большую…(груша)

Был стручок сначала плоским,

Потолстел, стал малость взрослым?

Где шарики хрустящие,

Созрели будто в ящике? (В стручке гороха)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его… (Лимон)

Репчатый, зелёный, красный, Он — для вкуса, он — прекрасный, Когда режем — слёзы льём, На шашлык его кладём. Много у него заслуг, Потому, что это ...(лук)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в средней группе "Что растет у нас в саду?"

Формировать у детей основы здорового образа жизни; обобщить представление детей о фруктах....

Проект в средней группе "Что растет у нас в саду?"

Формировать у детей основы здорового образа жизни; обобщить представление детей о фруктах....

Проект на тему " Где растет хлеб?"

Расширять представления детей о происхождении хлебобулочных изделий....

Краткосрочный познавательный проект в средней группе «Чудо-огород на подоконнике растет»

Проект – в переводе с греческого – это путь исследования, т.е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творче...

Краткосрочный проект в средней группе «Посадили огород – посмотрите, что растет!».

Данный проект поможет вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурно – огородных растений на подоконнике....