Краткосрочный познавательный проект в средней группе «Чудо-огород на подоконнике растет»
проект по окружающему миру
Проект – в переводе с греческого – это путь исследования, т.е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_podokonnike.docx | 828.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Таловский детский сад
«Малыш»
Проект
в средней группе «Жемчужинки»
«Чудо-огород на подоконнике растет»
Составила: Каплина О.А.
Проект "Чудо -огород на подоконнике растет"
Проект: краткосрочный
Вид проекта: исследовательский
Тип проекта: познавательный
Продолжительность: 2 месяца
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель.
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее-весеннее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Актуальность проекта:
Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать.
Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста,
Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для познавательно-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Цель проекта: формирование у детей интереса к познавательной и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи проекта:
Расширить знания детей о культурных растениях и с особенностями их выращивания (огурец, лук, салат, помидор, укроп);
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет);
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
• Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам;
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап.
Деятельность педагога:
· Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях);
· Определение темы проекта, выявления цели и задач, составление плана работы над проектом;
· Сбор материала необходимого для реализации проекта (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки);
Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
· Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
· Изготовление дидактических игр и пособий (при необходимости)
Деятельность детей:
· Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
Ознакомить родителей с предстоящим проектом,
· Сбор необходимого материала для создания огорода.
· Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Основной этап (практическая работа).
Деятельность педагога:
· Беседа с детьми познавательного характера.
· Организация предметно – развивающей среды по теме.
· Подготовка информации для родительских уголков.
· Организация конкурсов, развлечений, выставок.
· Создание презентаций для занятий по темам: «Овощные чудеса»,
«Мир растений», «Загадки об овощах».
Деятельность детей:
· Подготовка почвы, посадка семян в землю.
· Уход за растениями.
· Выполнение заданий и поручений, установка дежурств по уходу;
· Игровая, двигательная деятельность.
· Участие в практической деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей:
· Рассказы воспитателя, чтение детской литературы про овощи;
· Различные виды художественно-творческой деятельности на экологическую тематику.
· Работа с дневником наблюдения.
. Отгадывание загадок про овощи;
. Дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек», лото «Овощи и фрукты», кубики в картинках «Овощи и фрукты» и др.
. Просмотр фильмов о растениях, рассматривание иллюстраций об овощах, травах
· Сбор коллекций семян.
Взаимодействие с семьей.
• беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»? «Приучение ребенка к помощи».
помощь родителей в оформлении «мини – огорода»;
• памятка для родителей «Лук от всех недуг»;
• подборка литературы про овощи с участием родителей.
Заключительный этап (подведение итогов проекта).
Деятельность педагога:
· Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
· Презентация проекта.
· Представление опыта.
Деятельность детей:
· Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
· Участие в презентации проекта «Огород на окошке»
Распространение опыта.
· Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой.
· Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.
Ожидаемый результат:
. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира
. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях
. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру, уважительное отношения к труду.
. Создание в группе огорода на подоконнике.
. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
. Активное участие родителей в реализации проекта.
Мероприятия по реализации проекта.
Беседы:
. «Чем полезен лук»
. «Растут ли овощи ночью»
. «Овощи, фрукты, полезные продукты»
. «Что такое «Огород на окне»
. «Растения – это жизнь»
. «Семена»
. «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
Опытно-экспериментальная деятельность:
. «Строение растений»
. «Рост и развитие растений»
. «Земля, какая она?»
. «Вода и росток»
. «Солнце и росток»
. «Проращивание семян»
3. Практическая деятельность и трудовые поручения:
· Отбор и посев семян.
· Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».
Экологические занятия по темам:
. «Волшебная корзинка»
. «Семена»,
. «Первые всходы».
. Оформление выставки «Мир овощей»
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
. «Вершки и корешки»
. «Чудесный мешочек»
. «Четвертый лишний»
. «Разрезные картинки»
. «Найди по описанию»
. «Что и как растет».
Подвижные игры и хороводы:
. Хоровод «Есть у нас огород»
. Хороводная игра «Огородная хороводная»
. Хороводная игра «Кабачок»
. «Донеси не урони»
. «Овощи — фрукты»
. «Огород у нас в порядке»
. «Огурчик»
. Физкультминутки
Настольные игры
. «Парные картинки»
. лото «Овощи».
· Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
· Рассматривание различных семян.
Сюжетно-ролевые игры
. «Овощной магазин»
. «Овощи и фрукты»
. «Приготовим щи для кукол»
5. Художественно-творческая деятельность детей.
· Раскрашивание картинок «В огороде я росту»
· Рисование восковыми мелками «Лук- лучок»
. Работа с акварелью «Огурцы и помидоры»
· Лепка «Овощи большие и маленькие»,
. Пластилинография «Любимый овощ»
· Аппликация «Зайкин огород», «Стручок»
6. Речь и речевое общение.
· Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «Колосок»,
. Чтение художественной литературы: Стихотворение А.Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок», В. Коркина «Что растет у нас на грядке?», С. В. Михалкова «Овощи»
· Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,
· Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».
· Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
. «Зачем поливать огород»
. Игра-описание «Мой любимый овощ»
. Пальчиковые игры про овощи.
7. Заполнение дневника наблюдений.
8. Оформление альбома «Наш первый огород».
9. Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Загадки:
Зелень пряная торчит,
Но она нас не смутит:
В землю прячется так ловко
Ярко-рыжая.. (.морковка)
Важный-важный, красный-красный,
Щёки он раздул на ветке,
Очень яркий и нарядный,
Его любят даже детки. (помидор)
Она прячется от солнца
Под кустом в глубокой норке,
Бурая – не мишка,
В норке - но не мышка (картошка)
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый, |
Уродилась я на славу, |
Над землей трава, Он от мыши полевой, |
Дом зеленый тесноват: |
В огороде – жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь.
Он как полная луна,
Вкусные в нём семена. (Тыква)
Фиолетовый кафтан
Носит овощ …(Баклажан)
На грядочке зелёные,
А в баночке солёные. (Огурцы)
Сто одежек -
Все без застежек. (Капуста)
13. За кудрявый хохолок |
Стихи:
А. Максакова
Посадила в огороде; помидоры и картофель,
Чуть моркови, огурцов. Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка. Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот, кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощаю, витамин есть заставляют.
Т. Казырина
А у нас в саду порядок мы вскопали десять грядок.
Как на первой горох, уродился, не плох!
На второй редиска, друг от друга близко.
А на третьей репка, и сладка и крепка.
На четвертой огурцы поспевают, молодцы!
Пятая с морковкой, подрастает ловко.
На шестой зеленый лук, он и лекарь, он и друг.
На седьмой огромной грядке, ягодки играют в прятки.
На восьмой кабачки, у них толстые бочки.
На девятой арбуз полосатый карапуз.
А десятая отныне, нам подарит даже дыни!
Ж. Дарк
Летом огород - что город! В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста, кабачок и баклажан.
А по осени там пусто! Скоро в град придёт зима
Люд разъехался в корзинках в погреба и закрома!
Полезные стишки про овощи.
Всех размеров и цветов
Овощи и фрукты.
Хватит их на десять ртов,
Запасай продукты.
Это зрения обман?
Синенький, пресиний -
Зреет толстый баклажан,
Он по форме длинный.
Дремлет под землёй морковь.
Что же ей там снится?
Пригрoзим, нахмурив бровь
- Покажись, девица!
Огуречик,, огурец,
Он лежит на грядке
Подмигнул мне удалец -
Будет все в порядке.
Овощи:
Я – морковка, рыжий хвостик.
Я – толстый красный помидор,
Люблю детишек давних пор.
Я – витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!
Я – и свежий, и соленый.
Весь пупырчатый, зеленый.
Не забудь меня, дружок,
Запасай здоровье впрок.
(Огурец)
А я - сочная капуста,
Витаминами горжусь.
В голубцы, борщи, салаты
Я, конечно, пригожусь.
А какие вкусные
Щи мои капустные!
В черной шляпе - топ да топ -
По дорожке скачет боб.
Подкрутил усы горох: чем я плох? Совсем не плох.
Говорит ему фасоль:
- Ты, горох, у нас - король.
Мы, бобовые, гордимся,
Что для разных каш годимся,
Что плоды у нас в стручках,
Как в волшебных сундучках.
Но полезные белки
Мы не прячем под замки.
Те, кто с детства дружат с нами,
Те растут богатырями.
Пальчиковые игры
«Овощи»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем овощи считать!
Раз –капуста, два – лучок,
Три – румяный кабачок.
Четыре – свекла,
Репа – пять.
Все успели посчитать!
"Огород"
(лева рука ) Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немного горошка.
(правая рука)Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
квасили, ел, солили,
с дачи домой увозили.
(обеими руками) Прощай же на год,
Наш друг-огород!
Физкультминутки
Жил один садовод, он развел огород, приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)
Он принес чемодан полный разных семян. (Дети шагают.)
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна, и взошли семена. (Дети приседают и встают.)
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)
На ночь их укрывал
И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)
Но когда садовод нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
— Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
ОГУРБУЗЫ росли, ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА
Фотоотчёт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Что за чудо- огород на окошке растет" старшая группа.
Презентация к проекту "Что за чудо- огород на окошке растет" в старшей группе....
Проект «Что за чудо-огород на окошке растет» в старшей группе
Паспорт проекта*1. Организация: МБДОУ д/с «Малыш»*3.Название проекта: «Что за чудо-огород на окошке растет»*4.Тема проекта: «Формирование интереса к исследовательской деятельности по выращиванию...
Проект «Что за чудо-огород на окошке растет» старшая группа
Проект: "Что за чудо-огород на окошке растет" Паспорт проекта1. Организация: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр развития ребенка - детский...
Педагогический познавательно - исследовательский проект «Вот так чудо - огород посмотрите, что растет!
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творче...
Исследовательский проект "Что за чудо огород на окне сейчас растет "
Исследовательский проект "Что за чудо огород на окне сейчас растет"...
Краткосрочный познавательный проект в группе раннего развития "Дерево в снегу"
Краткосрочный познавательный проект в группе раннего развития "Дерево в снегу"...
Познавательно-исследовательский проект «Что за чудо-огород, на окне у нас растет» (с использованием алгоритмов и мнемотехники)
Актуальность. Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, е...