Краткосрочный познавательный проект в средней группе «Чудо-огород на подоконнике растет»
проект по окружающему миру

Каплина Оксана Анатольевна

Проект – в переводе с греческого – это путь исследования, т.е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_podokonnike.docx828.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

Таловский  детский сад

«Малыш»

Проект

в   средней группе «Жемчужинки»

«Чудо-огород на подоконнике растет»

     Составила: Каплина О.А.

       

Проект "Чудо -огород на подоконнике растет"

Проект: краткосрочный

Вид проекта: исследовательский

Тип проекта: познавательный

Продолжительность: 2  месяца

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель.

Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее-весеннее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

Актуальность проекта:

Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать.

Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста,

Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для познавательно-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.  Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.

Цель проекта:  формирование у детей интереса к познавательной  и исследовательской  деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Задачи проекта:

Расширить знания детей о культурных  растениях и  с особенностями  их выращивания  (огурец, лук, салат, помидор, укроп);

• Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет);

• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;

• Воспитывать  уважение к труду, бережное отношение к его результатам;

• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Основные этапы и направления реализации цели проекта:

Подготовительный этап.

Деятельность педагога:

·                      Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях);

·                       Определение темы проекта, выявления цели и задач, составление плана работы над проектом;

·           Сбор материала необходимого для реализации проекта (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки);

                   Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.

·                       Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

·                    Изготовление дидактических игр и пособий (при необходимости)

Деятельность детей:

·                     Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.

                     Ознакомить родителей  с предстоящим проектом,

·                     Сбор необходимого материала для создания огорода.

·                  Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Основной этап (практическая работа).

Деятельность педагога:

·                           Беседа с детьми познавательного характера.

·                           Организация предметно – развивающей среды по теме.

·                         Подготовка информации для родительских уголков.

·                       Организация конкурсов, развлечений, выставок.

·                     Создание презентаций для занятий по темам: «Овощные чудеса»,              

                               «Мир растений», «Загадки об овощах».

Деятельность детей:

·         Подготовка почвы, посадка семян в землю.

·         Уход за растениями.

·         Выполнение заданий и поручений, установка дежурств по уходу;

·         Игровая, двигательная деятельность.

·         Участие в практической деятельности.

Совместная деятельность взрослых и детей:

·         Рассказы воспитателя, чтение детской литературы про овощи;

·         Различные виды художественно-творческой  деятельности на экологическую тематику.

·         Работа с дневником наблюдения.

.     Отгадывание загадок про овощи;

.   Дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек», лото «Овощи и фрукты», кубики в картинках «Овощи и фрукты» и др.

 .     Просмотр фильмов о растениях, рассматривание  иллюстраций об овощах, травах

·         Сбор коллекций семян.

Взаимодействие с семьей.

• беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?   «Приучение ребенка к помощи».

помощь родителей в оформлении «мини – огорода»;

• памятка для родителей «Лук от всех недуг»;

• подборка литературы про овощи с участием родителей.

Заключительный этап (подведение итогов проекта).

Деятельность педагога:

·                        Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).

·                           Презентация проекта.

·                         Представление опыта.

Деятельность детей:

·                         Участие в итоговой беседе о проделанной работе.

·                        Участие в презентации проекта «Огород на окошке»

Распространение опыта.

·                       Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой.

·                     Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.

                                      Ожидаемый результат:

.   Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.

.   Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира

.   У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях

.   С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

.   У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру, уважительное  отношения к труду.

.   Создание в группе огорода на подоконнике.

.   Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями      в огороде на подоконнике.

.  Активное участие родителей в реализации проекта.

Мероприятия по реализации проекта.

Беседы:                                                                                                          

 .  «Чем полезен лук»

           .  «Растут ли овощи  ночью»

  . «Овощи, фрукты, полезные продукты»

 .  «Что такое «Огород на окне»

 .  «Растения – это жизнь»

 .  «Семена»

 .  «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

   

Опытно-экспериментальная деятельность:

 .  «Строение растений»

 .  «Рост и развитие растений»

 .  «Земля, какая она?»

 .  «Вода и росток»

 .  «Солнце и росток»

 .  «Проращивание семян»

3. Практическая деятельность и трудовые поручения:

·  Отбор и посев семян.

·  Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».

   Экологические занятия по темам:

.  «Волшебная корзинка»

.  «Семена»,

.  «Первые всходы».

.  Оформление выставки «Мир овощей»

Игровая деятельность:

                                            Дидактические игры:

.  «Вершки и корешки»

.  «Чудесный мешочек»

. «Четвертый лишний»

.  «Разрезные картинки»

. «Найди по описанию»

.  «Что  и как растет».

                                 Подвижные игры и хороводы:

.  Хоровод «Есть у нас огород»

. Хороводная игра «Огородная хороводная»

.  Хороводная игра «Кабачок»

.  «Донеси не урони»

.  «Овощи — фрукты»

          .  «Огород  у нас в порядке»

         .  «Огурчик»

         .  Физкультминутки

                                                                  Настольные игры

.  «Парные картинки»

.    лото «Овощи».

·      Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.

·     Рассматривание различных семян.

                                        Сюжетно-ролевые игры

.    «Овощной магазин»

 .   «Овощи и фрукты»

.    «Приготовим щи для кукол»

5. Художественно-творческая деятельность детей.

·         Раскрашивание картинок «В огороде я росту»

·         Рисование восковыми мелками «Лук- лучок»

.        Работа с акварелью «Огурцы и помидоры»

·         Лепка «Овощи большие и маленькие»,

.        Пластилинография «Любимый овощ»

·         Аппликация «Зайкин огород», «Стручок»

6. Речь и речевое общение.

·         Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «Колосок»,

.        Чтение художественной литературы: Стихотворение А.Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок»,  В. Коркина «Что растет у нас на грядке?»,  С. В. Михалкова «Овощи»

·         Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,

·         Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».

·         Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.

  .  «Зачем поливать огород»

.  Игра-описание   «Мой любимый овощ»

.  Пальчиковые игры про овощи.

7. Заполнение дневника наблюдений.

8. Оформление альбома      «Наш первый огород».

9. Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».

ПРИЛОЖЕНИЕ

 Загадки:

Зелень пряная торчит,
Но она нас не смутит:
В землю прячется так ловко
Ярко-рыжая.. (.морковка)

Важный-важный, красный-красный,

Щёки он раздул на ветке,
Очень яркий и нарядный,
Его любят даже детки. (помидор)

Она прячется от солнца
Под кустом в глубокой норке,
Бурая – не мишка,
В норке - но не мышка  (картошка)

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?  (огурец)

Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи.  (капуста)

Над землей трава,
Под землей бордовая голова.  (свекла)

Он от мыши полевой,
Скрылся в землю с головой,
Сверху лишь тугие стрелы,
К солнцу тянутся умело.
Лечит от семи недуг,
Всем полезный спелый… (лук)

Дом зеленый тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда -
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (горох)

В огороде – жёлтый мяч.

Только не бежит он вскачь.

Он как полная луна,

Вкусные в нём семена. (Тыква)

 

Фиолетовый кафтан

Носит овощ …(Баклажан)

 

На грядочке зелёные,

А в баночке солёные. (Огурцы)

 

Сто одежек -

Все без застежек. (Капуста)

13. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая (морковка).

 Стихи:

А. Максакова
Посадила в огороде; помидоры и картофель,

Чуть моркови, огурцов. Для братишек сорванцов.

Помидор сорвал Алешка. Вот и сыта стала кошка.

А Максим ест огурец наш мальчишка молодец.

Он на грядке сидит ловко вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот, кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощаю, витамин есть заставляют.

Т. Казырина

А у нас в саду порядок мы вскопали десять грядок.
Как на первой горох, уродился, не плох!
На второй редиска, друг от друга близко.
А на третьей репка, и сладка и крепка.
На четвертой огурцы поспевают, молодцы!
Пятая с морковкой, подрастает ловко.
На шестой зеленый лук, он и лекарь, он и друг.
На седьмой огромной грядке, ягодки играют в прятки.
На восьмой кабачки, у них толстые бочки.
На девятой арбуз полосатый карапуз.
А десятая отныне, нам подарит даже дыни!

Ж. Дарк

Летом огород - что город! В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста, кабачок и баклажан.
А по осени там пусто! Скоро в град придёт зима
Люд разъехался в корзинках в погреба и закрома!

Полезные стишки про овощи.

Всех размеров и цветов
Овощи и фрукты.
Хватит их на десять ртов,
Запасай продукты.

Это зрения обман?
Синенький, пресиний -
Зреет толстый баклажан,
Он по форме длинный.


Дремлет под землёй морковь.
Что же ей там снится?
Пригрoзим, нахмурив бровь
- Покажись, девица!

Огуречик,, огурец,
Он лежит на грядке
Подмигнул мне удалец -
Будет все в порядке.

Овощи:
Я – морковка, рыжий хвостик.
Я – толстый красный помидор,
Люблю детишек давних пор.
Я – витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!

Я – и свежий, и соленый.
Весь пупырчатый, зеленый.
Не забудь меня, дружок,
Запасай здоровье впрок.
(Огурец)

А я - сочная капуста,
Витаминами горжусь.
В голубцы, борщи, салаты
Я, конечно, пригожусь.
А какие вкусные
Щи мои капустные!

В черной шляпе - топ да топ -
По дорожке скачет боб.
Подкрутил усы горох: чем я плох? Совсем не плох.
Говорит ему фасоль:
- Ты, горох, у нас - король.
Мы, бобовые, гордимся,
Что для разных каш годимся,
Что плоды у нас в стручках,
Как в волшебных сундучках.
Но полезные белки
Мы не прячем под замки.
Те, кто с детства дружат с нами,
Те растут богатырями.

Пальчиковые игры

«Овощи»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем овощи считать!

Раз –капуста, два – лучок,

Три – румяный кабачок.

Четыре – свекла,

Репа – пять.

Все успели посчитать!

"Огород"

(лева рука ) Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немного горошка.

(правая рука)Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали,

квасили,   ел,  солили,

с дачи домой увозили.

(обеими руками) Прощай же на год,

Наш друг-огород!

 

Физкультминутки

Жил один садовод, он развел огород, приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)

Он принес чемодан полный разных семян. (Дети шагают.)

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна, и взошли семена. (Дети приседают и встают.)

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)

Но когда садовод нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

— Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли, ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА

Фотоотчёт

  D:\Новая папка (4)\IMG_20180316_092646.jpg 

C:\Users\компьютер\Desktop\IMG-20180415-WA0014.jpg

D:\оксана\IMG_20170421_094356.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Что за чудо- огород на окошке растет" старшая группа.

Презентация к проекту  "Что за чудо- огород на окошке растет" в старшей группе....

Проект «Что за чудо-огород на окошке растет» в старшей группе

Паспорт проекта*1. Организация: МБДОУ д/с «Малыш»*3.Название проекта:  «Что за чудо-огород на окошке растет»*4.Тема проекта: «Формирование интереса к исследовательской деятельности по выращиванию...

Проект «Что за чудо-огород на окошке растет» старшая группа

Проект: "Что за чудо-огород на окошке растет"     Паспорт проекта1. Организация: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр развития ребенка - детский...

Педагогический познавательно - исследовательский проект «Вот так чудо - огород посмотрите, что растет!

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творче...

Исследовательский проект "Что за чудо огород на окне сейчас растет "

Исследовательский проект "Что за чудо огород на окне сейчас растет"...

Краткосрочный познавательный проект в группе раннего развития "Дерево в снегу"

Краткосрочный познавательный проект в группе раннего развития "Дерево в снегу"...

Познавательно-исследовательский проект «Что за чудо-огород, на окне у нас растет» (с использованием алгоритмов и мнемотехники)

Актуальность.      Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, е...