«Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» В.В.Воскобовича в работе с детьми раннего возраста».
методическая разработка (младшая группа)

Кленина Марина Александровна

В настоящий момент всё более актуальным становится вопрос грамотной организации и обогащения развивающей предметно-пространственной среды, способствующей всестороннему развитию личности ребёнка, побуждающей его к активности через взаимодействие с окружающим миром в детских видах деятельности. Принцип амплификации в РППС подразумевает предоставление каждому ребенку возможностей и перспектив для развития его как субъекта отношений со взрослыми и сверстниками в совместной творческой деятельности.

Народная мудрость гласит: «Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать». А что лучше подготовит ребенка-дошкольника к будущей жизни? Безусловно – это игра. В своей практике я использую  развивающую предметно пространственную среду «Фиолетовый лес» В.В.Воскобовича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fioletovyy_les.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

1 СЛАЙД: Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего сегодняшнего доклада «Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» В.В.Воскобовича в работе с детьми раннего возраста».

В настоящий момент всё более актуальным становится вопрос грамотной организации и обогащения развивающей предметно-пространственной среды, способствующей всестороннему развитию личности ребёнка, побуждающей его к активности через взаимодействие с окружающим миром в детских видах деятельности. Принцип амплификации в РППС подразумевает предоставление каждому ребенку возможностей и перспектив для развития его как субъекта отношений со взрослыми и сверстниками в совместной творческой деятельности.

2 СЛАЙД: Народная мудрость гласит: «Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать». А что лучше подготовит ребенка-дошкольника к будущей жизни? Безусловно – это игра. В своей практике я использую развивающую предметно пространственную среду «Фиолетовый лес» В.В.Воскобовича.

Цель данной технологии вы можете видеть на слайде. Актуальность темы практики состоит в том, что использование игровой технологии «Фиолетовый лес» соответствует ФГОС ДО, т.к. она мотивирует детей на проявление воли, самостоятельности и инициативы, решает множество образовательных задач, является практикой для мышления, речи, логики, воображения, развития мелкой моторики.

3 СЛАЙД: Предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» позволяет решать множество образовательных задач, таких, как:

- Ознакомление детей с окружающим миром (времена года, природные явления, с растительным и животным миром).

- Развитие познавательных процессов (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения).

- Развитие способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации.

4 СЛАЙД: Для начала познакомлю вас с автором. Воскобович В. В. признан одним из первых авторов многофункциональных и креативных игр. Он в свое время был первопроходцем. В 90 годы тяжело было подобрать развивающие игры для детей. А он по образованию еще инженер – физик и он стал изобретать их сам.

5 СЛАЙД: Первая игра, которую он изобрел для своих детей - это был «Геоконт». Он взял дощечку, вбил гвоздики, и дети начали изобретать какие- то фигуры и, фантазировать. Далее им был созданы множество других пособий, в том числе и «Фиолетовый лес»

6 СЛАЙД: Что представляет собой РППС «Фиолетовый лес»? Это ковролиновая основа для жесткого крепления на стене. Предлагаю внимательно рассмотреть комплектацию фиолетового леса: это озеро, деревья, солнышко, золотые плоды, листья, облака, следы, цветки, бабочки, птицы, лягушки, мышки, ежики, ящерица, стрекоза, улитка и другое. Всего их существует более 140. Съемные элементы крепятся к основе с помощью липучек и размещаются по основе в произвольном порядке. Фиолетовый цвет достаточно хорошо активизирует детское мышление. Он хорошо влияет на нервную систему, повышает творческий потенциал. С другой стороны, лес всегда вызывал в человеке особый интерес, подкупал своими тайнами и загадками. Манил и завораживал своей красотой.

7 СЛАЙД: Путешествуя по Фиолетовому лесу в реальном времени, ребенок становится действующим лицом сказочных приключений, с помощью необычных персонажей и методических сказок. В нем есть Озеро Айс, Чудо - острова, страна Муравия и многое другое. Эмоционально откликаясь на происходящее, ребенок перемещается в этой среде, участвует в создании сказочного пространства, выполняет увлекательные задания жителей Фиолетового леса. Поддерживает свой познавательный интерес в обучающих играх: «Что лишнее», «Узнай по описанию», «Откуда выпал листик». и др. Игровые действия в играх - это конструирование по образцу и замыслу шнурование, составление из частей складывание, прикрепление частей к игровому полю. Содержание игр вызывает у дошкольников интерес к познавательно - исследовательской деятельности.

Неоценимое значение «Фиолетовый лес» представляет в сенсорном развитии, и пронизывает всю деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развивается у воспитанников способность к анализу, сравнению, обобщению. Совершенствуем знание основных цветов, учим группировать по цвету.

8 СЛАЙД: Например, игра «Подари гномам листочки». Для этой игры изготовили семь разноцветных гномов: Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Си, Фи. В игре «В гостях у гусеницы Фифы»: учим трехэтажные башенки выстраивать по принципу «от большого к маленькому», или наоборот.

Доказано, что на развитие интеллекта дошкольников влияет развитие мелкой моторики. Чем лучше развита мелкая моторика, тем выше интеллект у ребенка. В двигательной деятельности перемещая, ковролиновые фигурки у малышей развивается мелкая моторика рук.

«Фиолетовый лес» активно используем в непосредственно- образовательной деятельности, решаем многие образовательные задачи пяти образовательных областей ФОП ДО.

9 СЛАЙД: Например, в формировании математических представлений используем игру: «Кто быстрее» просим воспитанников определить на глаз кто быстрее прибежит к цветку, у кого длиннее дорожка, у кого короче. В конце игры дети придумают историю, как ежики поздравили Лягушку.

10 СЛАЙД: Знакомим малышей с окружающим миром, временами года, и другими задачами по познавательному развитию. Например, в игре «Помоги утеплить норки» в Фиолетовом лесу наступила осень, закрепляем с детьми сезонные признаки в природе осенью, как животные готовятся к зиме. В каждой игровой ситуации прослеживается интеграция всех пяти образовательных областей.

11 СЛАЙД: В речевом развитии в игре «Теремок» у детей раннего возраста формируем умение слушать и понимать инструкцию, развиваем навык диалогической речи. В конце игры дети вместе рассказывают сказку «Теремок».

12 СЛАЙД: В художественно - эстетическом развитии в играх «Собери красивые цветочки» при создании образа развиваем творческое воображение, фантазию, чередуя предметы по цвету и размеру. Малыши находят в фигурах сходство с листиком, шариком, ежиком и др.

13 СЛАЙД: «Фиолетовый лес» можно использовать и в физическом развитии младших дошкольников, развивая при этом двигательные качества, координацию движений, формируем ориентировку в пространстве в таких играх как: «Повтори движение», Путешествие в осенний лес» и др.

14 СЛАЙД: Пространство «Фиолетового леса» для детей – это мир волшебства. Попробуйте и вы заглянуть в этот сказочный лес.

Мы зайдём в «Фиолетовый лес»,

Ожидает нас много чудес,

По тропинкам мы будем гулять,

Тайну леса хотим разгадать.

Уважаемые коллеги, я предлагаю и Вам окунуться в мир волшебства.

«Путешествие в Фиолетовый лес»

Ход НОД:

Воспитатель: – Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать по волшебному лесу. А пойдём мы вот по этой тропинке. Мы идём в волшебный лес, полный сказок и чудес, мы идём с тобой быстрей и зовём с собой друзей. Вот мы и пришли, присаживайтесь на полянку поудобнее. Посмотрите, как прекрасен волшебный лес, на небе светит оранжевое солнце. По голубому небу плывут белые облака. Деревья растут, высокие и низкие. Ребята, а как вы думаете, чего не хватает на деревьях? Правильно, листочков. А какого цвета листочки в волшебном лесу? (Желтые, красные, зеленые).

Мне нужны помощники, кто будет жёлтые листочки прикреплять, кто красные, кто зелёные (выбираются три ребёнка, они прикрепляют листочки разного цвета и размера из раздаточного материала в комплекте «Фиолетовый лес»).

Проводится игра «Найди листочки»

С остальными ребятами проводится пальчиковая гимнастика:

Жёлтый листик, красный листик, а зелёных не видать

Будем листики считать, раз, два, три, четыре, пять.

Воспитатель: – Ой, а кто это у нас появился здесь? Ежики!

Посмотрите один из них большой, а один – маленький.

Да это же папа с сыночком.

Чего же они хотят в лесу найти? Спать пора укладываться.

Наверное, листочки для постельки хотят набрать.

А давайте им поможем набрать листочков.

Папе – большие, а сыну – маленькие! (дети подходят к ковролину, снимая листочки с деревьев, большие прикрепляют папе

Ежику на спину, маленькие – сыночку).

Воспитатель: – Молодцы! Ежикам листочков помогли набрать, теперь у них будет тепло в норке.

15 СЛАЙД: Считаю, что использование РППС «Фиолетовый лес» В.В Воскобовича расширяет педагогические возможности и создает оптимальные условия для всестороннего развития ребенка в процессе деятельностного освоения им социокультурного опыта, в активной игровой форме совместной творческой деятельности со взрослыми и сверстниками.

Завершая свое выступление, буду признательна каждому из вас за оценку проведенного мастер-класса по теме «Использование инновационной развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича для всестороннего развития детей дошкольного возраста».

Предлагаю украсить дерево в нашем «Фиолетовом лесу» листочками, исходя из обозначения:

«красный»- все понятно, было полезно и вкусно преподнесено,

«желтый»- интересно, но появились вопросы,

«зеленый»- ничего нового, все знакомо.

(Участие педагогов в рефлексии «Дерево»).

– Спасибо за внимание! Готова выслушать ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Использование развивающей среды В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес» в работе с детьми раннего возраста в период адаптации.

Использование сенсомоторной среды "Фиолетовый лес" способствует всестороннему развитию детей 2-3 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей, положительно сказывае...

Использование предметно-развивающей среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича в работе с дошкольниками

Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» - это многофункциональная среда, которая позволяет решать множество творческих задач, предусмотренных ФГОС ДО.С помощью сказоч...

План по самообразованию на тему: «Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в работе с детьми раннего возраста по развитию сенсорной культуры»

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.Р...