Использование развивающей среды В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес» в работе с детьми раннего возраста в период адаптации.
методическая разработка
Использование сенсомоторной среды "Фиолетовый лес" способствует всестороннему развитию детей 2-3 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей, положительно сказывается на процессе адаптации детей раннего возраста, даёт эмоциональный комфорт во время пребывания в группе, возможность погрузиться в сказку и быть её героем, является вариативной, полифункциональной, безопасной и отвечает всем требованием ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_sreda_fioletovyy_les.docx | 447.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование развивающей среды В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес»
в работе с детьми раннего возраста в период адаптации.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Чем младше ребёнок, тем она и труднее.
Адаптация – это процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и приспособления к условиям этой среды.
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. В период привыкания к детскому саду важно учитывать, что, находясь в группе, дети чувствуют себя скованно и вынуждены сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, которое может стать причиной невроза. В то же время детям свойственно быстро заражаться эмоциями, как положительными, так и отрицательными.
Маленький ребёнок испытывает потребность быть принятым, получить эмоциональную поддержку и внимание окружающих. Поэтому главное, что необходимо сделать для ребёнка – обеспечить чувство привязанности и эмоциональной поддержки во взаимоотношениях с окружающими, что служит прямым и косвенным источником радостных переживаний.
Немаловажную роль в такой работе играет развивающая среда. В соответствии с ФГОС ДО, развивающая среда детского сада должна быть насыщенной, вариативной, полифункциональной, способствовать всестороннему развитию детей, что немало важно для работы с воспитанниками 2-3 лет, должна быть наполнена положительными эмоциями для комфортного самочувствия ребенка в данной среде.
В связи с этим, при организации развивающей среды в группе раннего возраста мы используем сказочное панно под необычным названием «Фиолетовый лес».
«Фиолетовый лес» – это развивающая сенсорная среда, в которой ребенок как самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания, так и при помощи ориентирования взрослого получает необходимый, достаточный уровень представлений в соответствии с возрастными особенностями.
Использование игр с материалами предметно-развивающей среды «Фиолетовый лес» положительно сказывается на процессе адаптации детей раннего возраста, отвлекает от грустных мыслей о доме и родителях, способствует установлению стойкой привязанности к воспитателям.
При использовании развивающей среды «Фиолетовый лес» решаются следующие задачи:
- обеспечение эмоционального состояния;
- снятие эмоционального напряжения (поскольку сам ребенок часто не контролирует свое состояние).
Во время игр с материалами данной среды ребёнок переживает положительные эмоции, разнообразные тактильные ощущения способствуют развитию сенсорики, мелкой и крупной моторики.
«Фиолетовый лес» может использоваться в разных видах детской деятельности детей:
- в игровой деятельности;
- в общении с взрослыми и совместными играми со сверстниками под руководством взрослого;
- в предметной деятельности и играх с составными и динамическими игрушками;
- в восприятии сказок, стихов, рассматривании картинок;
- двигательной деятельности.
Ежедневные игры с использованием предметно - развивающей среды «Фиолетовый лес» обеспечивают стабильность окружающей среды, способствуют устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта, так как ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, играми.
Изучив материал по данной тематике, педагогами были разработаны следующие развивающие игры с использованием материалов развивающей среды «Фиолетовый лес»:
1. «Приклей - отклей» цветочки (листочки) – способствует развитию мелкой моторики, координации движений, успокаивает.
Нёс пушистый зайчик
Белый одуванчик,
Одуванчик так хорош,
И на зайчика похож.
Только дунул ветерок
и рассыпался цвет.
Огорчился зайчик: «Где же одуванчик?
Был такой большой цветок,
А остался стебелек!»
Говорит зайчонку ежик:
«Одуванчик не надёжен,
чтобы донести домой -
нужен нам цветок другой»
Мы возьмем в букет ромашку,
клевер, лютики и кашку,
к ним добавим василёк -
им не страшен ветерок!»
2. «Принеси по…» - принести 1, 2, 3 цветочка – способствует развитию навыка счёта.
На лугу растут цветы
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
3. «Приклей листочки желтого цвета» - приклеивание-отклеивание цветочков разных цветов, способствует развитию навыка узнавания цветов.
Листья падают, кружатся
И у ног моих ложатся.
Я ладошку протяну
И один листок возьму.
А потом другой и третий.
Хороши они, поверьте!
Я от осени привет
Соберу в большой букет!
Таким образом, использование сенсомоторной среды «Фиолетовый лес»
способствует всестороннему развитию детей 2-3 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей, положительно сказывается на процессе адаптации детей раннего возраста, дает эмоциональный комфорт во время пребывая в группе, возможность погрузиться в сказку и быть ее героем, является вариативной, полифункциональной, безопасной и отвечает всем требованиям ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ» Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ
При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новы...
«СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ» Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ
При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новы...
Работа с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ
Конспект родительского собрания "Работа с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ" ...
Консультация для родителей"Работа с детьми раннего возраста в период адаптации в ДОУ"
Воспитание в дошкольном учреждении имеет много преимуществ перед воспитанием в семье,особенно,если ребенок единственный.В школе и во всей дальнейшей жизни ребенку потреб...
Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на...
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»
При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требов...
СТАТЬЯ Тема: «Использование коммуникативных игр в работе с детьми раннего возраста в период адаптации»
С приходом ребёнка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контак...