План по самообразованию на тему: «Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в работе с детьми раннего возраста по развитию сенсорной культуры»
методическая разработка
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.
Ранний возраст считают «золотой порой» сенсорного развития. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром. Всё что окружает малыша - игрушки, животные, растения и многое другое вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, поддерживать его любознательность.
Для детей раннего возраста обучение должно проходить через игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план самообразования | 32.1 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию на тему:
«Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в работе с детьми раннего возраста по развитию сенсорной культуры»
на 2024 – 2025 учебный год
составила: воспитатель 1 квалификационной категории
Кудряшова Т.А.
2024 г.
План по самообразованию на тему:
«Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в работе с детьми раннего возраста по развитию сенсорной культуры»
Пояснительная записка
Актуальность темы:
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.
Ранний возраст считают «золотой порой» сенсорного развития. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром. Всё что окружает малыша - игрушки, животные, растения и многое другое вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, поддерживать его любознательность.
Для детей раннего возраста обучение должно проходить через игру. А что подойдет лучше, чем развивающие игры В. Воскобовича.
Все развивающие игры Воскобовича имеют интересный, загадочный сказочный мир, населенный разными героями и персонажами. С помощью этих игр без труда можно познакомить детей с формой, цветом, величиной. Ценность развивающих детских игр состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка. Для детей раннего возраста очень важным является сенсорное развитие, знакомство детей с формой, цветом, величиной.
Игры очень важны для становления и развития личности ребёнка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и адаптации к нему. Его игры погружают детей в мир сказки, помогают развить творческий потенциал, психические процессы и сенсорное восприятие.
Всем известно, что для детей, а особенно для детей дошкольников, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Очень важно предоставить ребёнку как можно больше возможностей для самостоятельных наблюдений и исследований окружающего его мира, используя при этом самые разнообразные виды развивающих игр для детей.
Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.
Анализируя результаты мониторинга, выяснила, что:
- у некоторых детей нарушены сенсомоторные навыки.
- дети затрудняются различать цвет, форму и величину.
В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому работа по сенсорному развитию требует разнообразных игровых приемов, учитывающих индивидуальные особенности детей раннего возраста.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и педагогической компетенции в вопросах сенсорного
развития детей раннего возраста с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича
Задачи:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
Объект исследования: процесс сенсорного развития детей через развивающие игры В. В. Воскобовича в работе с детьми раннего возраста.
Предмет исследования: эффективность использования развивающих игр В. В. Воскобовича для развития сенсорной культуры детей раннего возраста.
Гипотеза: Сенсорное развитие у детей раннего возраста при использовании развивающих игр В. В. Воскобовича пройдет успешно, если:
- Подобрать развивающие игры В. В. Воскобовича в соответствии с воспитательными задачами;
- Проводить развивающие игры В. В. Воскобовича в системе;
- При проведении развивающих игр В. В. Воскобовича использовать правильную их организацию, то у детей раннего возраста можно развивать творчество, инициативу.
Направления самообразования: профессиональное, методическое.
Форма самообразования: Индивидуальная
Срок реализации: 2024 - 2025 гг.
Источники самообразования: повышение квалификации по теме через вебинары, мастер-классы, семинары, интернет - ресурсы, методическая литература, журналы.
Представление материала: транслирование педагогического опыта на педагогических советах, часах, мастер-классы, консультация для родителей, стендовая информация.
Основные этапы работы по теме самообразования:
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа (июнь, июль, август 2024год)
- сбор и анализ информации по данной проблеме,
- изучение методической литературы,
- анализ исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников,
- подборка дидактических игр.
2 этап – проектировочный (сентябрь 2024 год – апрель 2025год)
- разработка и реализация плана работы по данной теме.
- использование игр и пособий В.В.Воскобовича на развитие
сенсорных навыков,
- создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление
картотеки.
3 этап – итоговый (май 2025 год)
- диагностическое обследование детей в процессе наблюдения;
- оформление итогов работы
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного
развития дошкольников; совершенствовать знания о сенсорном воспитании
детей раннего возраста;
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-
3 лет средствами игр и пособий В.В.Воскобовича на развитие
сенсорных навыков в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путем выделения формы, цвета,
и величины предметов.
- Сформированные представления о разновидностях игр В.В.Воскобовича и
основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития
сенсорных способностей у детей раннего возраста.
Формы работы с родителями: сотрудничество через:
- индивидуальную работу,
- консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместную деятельность,
- практическую деятельность.
Формы работы с детьми:
- игры по сенсорному воспитанию:
- дидактические игры на развитие тактильных ощущений;
- дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;
- дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины;
- дидактические игры и упражнения на закрепление цвета;
- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию,
лепке, конструированию;
- экспериментальная деятельность.
План информационно-аналитического этапа
Месяц | Организация деятельности | Цель |
Июнь | Самоанализ и самооценка профессиональных знаний по теме | Изучение научно - методической литературы на данную тематику. |
Июль | Создание предметно - развивающей среды для сенсорного развития детей. | Составление картотеки игр по сенсорике |
Август | Анализ компетентности родителей по теме | Разработка перспективного плана работы |
План проектировочного этапа
Мероприятия | Организация деятельности | Цель |
Сентябрь | ||
Работа с детьми | ||
Игра «Помоги ежикам собрать листочки» | В течение дня | Развитие мелкой моторики в раннем возрасте. |
Игра «Гусеничка» | В режимных моментах | Развивать моторику кистей пальцев через действия с предметами, сенсорного восприятия, логического мышления. |
Игра «Подари гномам листочки» | В течение дня | Упражнять в различении четырёх основных цветов, развивать мелкую моторику, координацию движений рук. |
Игра «Украсим деревья листочками» | В режимных моментах | Развивать моторику кистей пальцев через действия с предметами, различать и называть цвета. |
Работа с родителями | ||
Информация для родителей. Папка-передвижка: «Что такое сенсорика, и почему необходимо её развивать в раннем возрасте?» | В течение месяца | Познакомить родителей с понятием сенсорное развитие. |
Октябрь | ||
Работа с детьми | ||
Игра «Помоги утеплить норки» | В режимных моментах | Учить группировать предметы по величине. |
Игра «Собери яблоки (осенние листья)» | В режимных моментах | Учить группировать предметы по цвету. |
Игра «Откуда выпал листик?» | В течение дня | Учить группировать предметы по двум признакам: цвету и величине; развивать внимание, мышление, координацию движения |
Игра «Подбери листочки для ёжиков» | В режимных моментах | Учить группировать предметы по цвету. |
Работа с родителями | ||
Информация для родителей. Папка-передвижка: «Развитие мелкой моторики рук у детей» | В течение месяца. | Познакомить родителей с играми В.В.Воскобовича |
Ноябрь | ||
Работа с детьми | ||
Игра «Разноцветные бусы» | В режимных моментах | Развитие узнавать и называть цвета. |
Игра «Найди лампочку для фонарика» | В режимных моментах | Развитие мелкой моторики пальцев рук; представления об основных формах; формировать представления о цвете и форме |
Игра «Большие и маленькие листья» | В течение дня | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие сенсорного восприятия: понятия «большой» и «маленький», развивать зрительное восприятие величины |
Игра «Дождик в сказочном лесу» | В режимных моментах | Воспитывать умение у детей группировать предметы по величине, развивать зрительное восприятие величины, закреплять данные понятия в речи |
Работа с родителями | ||
«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями. | В течение месяца. | Познакомить родителей с дидактическими играми, которые могут решить данную проблему. |
Декабрь | ||
Работа с детьми | ||
Игра «Черепашки Ларчик» «Домики для птиц» | В режимных моментах | Способствует эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, совершенствуется мелкая моторика рук; понятия «большой» и «маленький», развивать зрительное восприятие величины, цвета |
Игра «Черепашки Ларчик» «В гостях у Гусеницы Фифы» | В режимных моментах | Способствует эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, совершенствуется мелкая моторика рук; ввести понятия «большой», «средний» и «маленький», развивать зрительное восприятие величины, цвета |
Игра «Черепашки Ларчик» «Разложи дорожки из листьев» | В режимных моментах | Развивать зрительное восприятие цвета на основе трех цветов, ориентируясь на словесную инструкцию (такой же, другой, не такой, одинаковые, разные), развивать моторику рук |
Игра «Черепашки Ларчик» «Разноцветные кораблики» | В режимных моментах | Развивать зрительное восприятие цвета на основе четырех цветов, ориентируясь на словесную инструкцию (такой же, другой, не такой, одинаковые, разные), развивать моторику рук |
Работа с родителями | ||
«Сенсорное развитие детей в домашних условиях» | Родительское собрание | Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях. |
Январь | ||
Работа с детьми | ||
Игра «Фонарики ларчик» «Украсим елочку разноцветными огоньками» | В режимных моментах | Упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение. |
Игра «Помоги Пчелке Жуже собрать цветы» | В режимных моментах | Упражнять в различении и назывании четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; в умении соотносить цвет, развивать мелкую моторику, координацию движений рук. |
Дидактическая игра «Найди пару» | В режимных моментах | Учить подбирать предметы разных пропорций по образцу, закреплять знания основных цветов, развивать внимание, память. |
Дидактическая игра «Помоги снеговикам» | В режимных моментах | Классифицировать предметы по размеру. |
Работа с родителями | ||
Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр и демонстрационного материала. | В течение месяца. | Информация для родителей |
Февраль | ||
Работа с детьми | ||
Дидактическая игра «Времена года» (Зима). «Когда это бывает?» | В режимных моментах | Находить, соответствующие данному времени года картинки; развивать зрительную память, внимание, речь; любить природу в разное время года. |
Дидактическая игра «Времена года» (Весна). «Когда это бывает?» | В режимных моментах | Находить, соответствующие данному времени года картинки; развивать зрительную память, внимание, речь; любить природу в разное время года. |
Дидактическая игра «Времена года» (Лето). «Когда это бывает?» | В режимных моментах | Находить, соответствующие данному времени года картинки; развивать зрительную память, внимание, речь; любить природу в разное время года. |
Дидактическая игра «Времена года» (Осень). «Когда это бывает?» | В режимных моментах | Находить, соответствующие данному времени года картинки; развивать зрительную память, внимание, речь; любить природу в разное время года. |
Работа с родителями | ||
Оформление наглядных консультаций и информационных стендов по сенсорному развитию детей. | В течение месяца. | Информация для родителей |
Март | ||
Работа с детьми | ||
Игра «Собери все красного цвета» | В режимных моментах | Закреплять знание цвета, формы и величины; развивать внимание, ориентировку в пространстве, мелкую и крупную моторику, речь |
Игра «Собери все синего цвета» | В режимных моментах | |
Игра «Собери все зеленого цвета» | В режимных моментах | |
Игра «Собери все желтого цвета» | В режимных моментах | |
Работа с родителями | ||
Папка-передвижка для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей» | В течение месяца. | Познакомить родителей с использованием самых разнообразных предметов и материалов- воды, теста, круп, бумагой, звуками… |
Апрель | ||
Работа с детьми | ||
Игра «Найди птиц» | В режимных моментах | Развивать внимание детей, зрительное восприятие, навыки связного высказывания; способствовать эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, совершенствать мелкую моторику рук; закреплять понятия «большой», «средний» и «маленький» |
Игра «Заборчик» | В режимных моментах | |
Дидактическая игра «Бусы» | В режимных моментах | Укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно- моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости. |
Дидактическая игра «Собери картинку» | В режимных моментах | Закрепить умение воспринимать, составлять целостное изображение предмета из частей, развивать внимание. |
Работа с родителями | ||
Игры для развития сенсорных способностей у детей 2-3 лет | В течение месяца. | Познакомить родителей с играми на развитие сенсорных способностей. |
План итогового этапа
Месяц | Организация деятельности | Цель |
Май | Проведение мониторинга Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме | Проследить динамику по развитию сенсорной культуры детей Проанализировать компетентность родителей по данной теме |
Список литература:
1. «Фиолетовый лес» Развивающая предметно-пространственная среда/под ред. В.В.Воскобович, СПб., 2017
2. «Малыш в мире открытий». Серия «Сказочные лабиринты игры»/под ред. О.М.Вотиновой, СПб., 2019
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
4. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
5. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие
восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
6. https://vk.com/doshkolnikru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Ваше Величество, Игра, Скорей на помощь малышу!- Уже пора?- Давно пора.- Тогда спешу, спешу, спешу…...
Перспективный план использования развивающих игр В.В.Воскобовича в работе с детьми 2 младшей группы детского сада.
Перспективный план использования развивающих игр В.В.Воскобовича в работе с детьми 2 младшей группы детского сада....
МАСТЕР-КЛАСС Тема: «Развивающие игры В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС».
Задачи:- познакомить воспитателей с развивающими играми В. В. Воскобовича, их особенностями, формами и методами работы с играми.- развивать творческий познавательный интерес к играм В. ...
Мастер-класс "Использование игр В.В. Воскобовича в работе с детьми раннего возраста"
В работе представлены практические и игровые задания...
План самообразования на тему: «Использование народного фольклора с жанром чабыр5ах в работе с детьми дошкольного возраста»
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе фольклорные формы (загадки, песенки, скороговорки чабыр5ах, пословицы, ...
«Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» В.В.Воскобовича в работе с детьми раннего возраста».
В настоящий момент всё более актуальным становится вопрос грамотной организации и обогащения развивающей предметно-пространственной среды, способствующей всестороннему развитию личности ребёнка, побуж...
План самообразования на тему: «Использование развивающих игр В.В. Воскобовича «Геоконт» и «Прозрачный квадрат» для развития интеллектуальной сферы дошкольн
Актуальность выбранной темы Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучени...