Воспитание нравственных качеств у дошкольников посредством театрализованной деятельности
консультация

Любовь Васильевна Молчанова

                                                                                            «Те высокие        нравственные,     эстетические

                                     и       интеллектуальные        чувства,     которые

                                     характеризуют развитого взрослого   человека и

                                      которые способны вдохновить его на большие дела                                                и                                                  на   благородные      поступки,

                                       не   даны  ребенку  в готовом виде от рождения.

                                        Они возникают  и развиваются  на  протяжении

                                        детства под влиянием социальных условий жизни и                                                                                                     воспитания».

                                                         Александр Владимирович Запорожец.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание нравственных качеств у дошкольников посредством театрализованной деятельности»

«Те высокие нравственные, эстетические

и интеллектуальные чувства, которые

характеризуют развитого взрослого человека и

которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки,

не даны ребенку в готовом виде от рождения.

Они возникают и развиваются на протяжении

детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания».

Александр Владимирович Запорожец.

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.

Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились».

Нравственная деградация общества, утрата и замена общечеловеческих ценностей, преобладание культа потребления, выведение на передний план совершенствования интеллектуального потенциала в ущерб развитию морально-этической сферы - свидетельствуют о духовном кризисе и утрате духовного здоровья личности. В результате формирования личности в создавшихся условиях мы получаем человека развитого интеллектуально и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры.

Возрождение современного российского общества и человека на сегодняшний день становиться всеобщей идеей нашего государства и системы образования. И роль системы дошкольного образования возрастает, и становиться наиболее актуальной наряду с преемственной ей системой школьного образования.

Первоначальное представление о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих взрослых. Их поведение, а так же их отношение к нему самому, к его поступкам становиться для малыша программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит отношения с людьми. Развитие чувств зависит от средств и методов воспитания, от условий в которых он живет. Условия эти - положение в семье и в детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.

В федеральных государственных требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного учреждения, провозглашён курс на всемерную индивидуализацию образования, опору на имеющийся спонтанный опыт ребёнка, деятельностное формирование критически важных для социализации детей качеств и способностей. Естественно, требуется нетривиальные, новые решений в области воспитания детей, приведения методов и форм воспитания в соответствие с реальным социальным запросом, реальными вызовами времени.
Создавая проблемные ситуации, мировоззренческие коллизии, ставя ребёнка перед духовно нравственным выбором, мы обязаны мягко, исподволь вести воспитуемых в нужном направлении. Ребёнка должна окружать и поддерживать доверительная, диалогичная, интерактивная специально созданная среда, в которой рассредоточены, в полной мере представлены уважение и любовь к личности ребенка, самые лучшие образцы отечественной и мировой культуры, эталонные способы деятельности и средства деятельностного общения.

Особые требования можно предъявить и к личности самого педагога осуществляющего воспитательно-образовательный процесс. Прежде всего, он сам должен стремиться к самосовершенствованию и собственному духовному росту, оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении. Педагог должен глубже понять себя, свое предназначение в микромире – семье, профессиональной деятельности, в служении Отечеству. Каждому человеку необходимо в жизни найти путь к своему подлинному «я»: жить, следуя своей природе, научиться различать пласты человеческой жизни – физический, душевный, духовный. Обладая необходимым багажом знаний помочь в этом своим воспитанникам приобщиться к национальной духовной культуре – религии, фольклору, архитектуре, искусству, литературе, философии.

Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. Содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками.

Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы. Вот уже несколько лет я занимаюсь целенаправленной деятельностью по развитию творческих способностей дошкольников. Основой педагогической технологии в моей работе является, развитие навыков и умений в театрализованной деятельности через освоение этюдов, упражнений и подведение детей к игре-драматизации, как одной из возможных форм перехода к продуктивной, а, именно, к эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия. Все игры и упражнения, используемые на непосредственно образовательной деятельности, базируются на принципах личностно-ориентированного воспитания.

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок.

Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

С младших групп происходит погружение в мир кукольного театра. За ширмой дети легко перевоплощаются в сказочных героев. Этюды и упражнения и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций помогают развить умение общаться с помощью вербального и невербального способа передачи того или иного эмоционального состояния. Целью данной деятельности является выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. В старших группах дети при помощи сценических образов, учатся видеть, слышать и понимать друг друга, пластически выражать поведение сказочных героев, передавать их настроение, характер. А в подготовительных группах дети учатся действовать не только от имени сказочного героя, а от своего.

Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ и семьи. И как конечной цели воспитание гуманистически целостной духовно развитой личности, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию, имеющую желание путем внутренней работы приобрести твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, направить свою деятельность на служение благородному делу, своему Отечеству. «Воспитание окончено и достигло своей цели, - считал Николай Xристианович Вессель, - если воспитанник возымел силу и волю далее, всю жизнь развивать себя, неутомимо работая над тем делом, которое вполне соответствует его духовным и телесным силам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание у дошкольников нравственных качеств средствами художественно-эстетической деятельности»

Участие дошкольников в разных видах художественно-эстетической деятельности формирует способность чувствовать, понимать, оценивать....

Воспитание нравственных качеств через театрализованную деятельность

К 5 годам резко возрастает потребность в общении со сверстниками. Но мои наблюдения в начале года показали, что дети не умеют играть дружно, вежливо обращаться друг к другу, часто ссорятся, конфликтую...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

           АКТУАЛЬНОСТЬ  ТЕМЫ            В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с проблемой у...

"Воспитание нравственных качеств личности у дошкольников через театрализованную деятельность"

Опыт работы воспитателяМуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Трубчевского детского сада комбинированного вида «Дельфин» Дедущенковой О. Н. на тему«Воспита...

Программа по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность "В хороводе народных традиций".

Данная программа построена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и направлена решать следующие задачи:-  Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развити...

Консультация для педагогов «Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность»

Театрализованная деятельность - одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства. При постоянном целенаправленном использовании в педагогическом процессе,  позволит решать актуаль...

Статья "Театрализованная деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство воспитания нравственных качеств".

В статье рассказывается о том, какое значение имеет театрализованная деятельность для старших дошкольников, какие виды методов театрализованной деятельности существуют и какие задачи ими решаются....