«Воспитание у дошкольников нравственных качеств средствами художественно-эстетической деятельности»
статья по теме

Елена Валериевна Шкредова

Участие дошкольников в разных видах художественно-эстетической деятельности формирует способность чувствовать, понимать, оценивать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание у дошкольников нравственных качеств средствами художественно-эстетической деятельности»

        В современном обществе с его проблемами освоения рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями наиболее уязвимыми оказались нравственность, культура, духовность. Именно поэтому педагогическое сообщество пытается понять, каким образом привить современным детям нравственные ценности.

        Ученые доказали, что период дошкольного детства наилучшим образом подходит для формирования нравственных качеств человека. А это одна из важных сторон процесса формирования личности. Ребенок, для которого понятия «Дружба», «Справедливость», «Сострадание», «Доброта», «Любовь» не являются пустым звуком, не имеет проблем в общении с окружающими, устойчиво переносит стрессовые ситуации, не поддается негативному воздействию извне и имеет высокий уровень эмоционального развития.

        В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль. Литература, музыка, народное творчество, живопись, мир природы обогащают эмоциональную сферу ребенка особыми переживаниями и ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров. А собственное участие дошкольников в разных видах художественно-эстетической деятельности формирует способность чувствовать, понимать, оценивать.

         Именно поэтому, ориентируя образовательный процесс на развитие у детей  инициативности, самостоятельности, фантазии, ставлю перед собой цель: воспитание у дошкольников нравственных качеств личности средствами художественно-эстетической деятельности. Для получения ожидаемых результатов мной создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая:

1. Состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
  • создание условий для эстетического воспитания (учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
  • организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);
  • координация работы с другими учреждениями и организациями.

2. Соответствует заявленным в ФГТ принципам:

Принцип развивающего образования

Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Моя работа с детьми, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:

  • специально организованное обучение;
  • совместная деятельность педагога и детей;
  • самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие с детьми осуществляю с учетом дифференцированного подхода и включаю разнообразные формы и методы работы:

  • групповые и подгрупповые занятия,
  • праздники,
  • развлечения,
  • музыкальные встречи (1 раз в месяц),
  • театрализация,
  • дидактические игры,
  • выставки рисунков и поделок,
  • рассматривание книг,
  • создание книг – самоделок.

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Музицируя и танцуя, показывая мини-спектакли и пересказывая сказки, дети с удовольствием примеряют на себя различные роли, способствующие развитию справедливости, отзывчивости, доброты, нежности, заботы.

Принцип взаимодействие с родителями.

        Главным помощником на пути становления внутреннего мира ребенка является взрослый. Созданные им условия для развития, поддержка в устремлениях ребенка способствуют формированию таких качеств личности, как самостоятельность, активность, самооценка. Только при установлении преемственности детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Поэтому сотрудничество с семьей строю по двум направлениям: вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

        При работе в данном направлении использую различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми («Игрушки - забавы», «Чудо с грядки», «Новогодний снеговик» и т.д.); привлечение их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению театральных костюмов, к оформлению игрового участка в разное время года. Все это помогает сделать их союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляю через тематические родительские собрания и конференции, консультации, семинары-практикумы. Оформляю папки – передвижки, пишу  статьи для сайта и в  газету для родителей "Мир детства".

Принцип интеграции.

        Интеграция деятельности в дошкольном детстве носит естественный характер. Маленький ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид деятельности детей целесообразно подкреплять художественным творчеством. Единение и взаимодействие – главное в образовательном процессе. Интеграция способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и развитию художественных способностей, устраняет перегрузки и увеличивает время для других видов деятельности.

Комплексно-тематический принцип.

        В соответствии с комплексно - тематическим принципом планирования строю всю воспитательно-образовательную работу с детьми следующим образом: каждая неделя обозначена определенной темой, которая проходит через все виды деятельности. И как итог – заключительное мероприятие: выставка рисунков, поделок, создание фотоальбома, развлечение и т.д. Все это учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает к творческим поискам и решениям, развивает уверенность в своих силах.

        Развивая гармоничную личность, чуткую ко всему прекрасному, мы растим поколение художников, поэтов, актеров, творческих людей, желающих преобразовывать наш мир в лучшую сторону. Именно они будут беречь, и создавать культуру нашего общества, именно за них мы в ответе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у дошкольников нравственных качеств средствами природды

В наши дни особое значение приобретает ответственное отношение человека к природе. Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного...

Презентация "Театрализованная деятельность, как средство художественно- эстетического воспитания дошкольников"

Театрализованная деятельность ,одно из перспективных направлений развития современного дошкольного образования. Применение её в педагогическом процессе позволяет успешно решать многие воспитате...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «КРЕПОСТЬ САМАРА»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, о...

Выступление на педсовете на тему: "Формирование у старших дошкольников нравственных качеств средствами художественной литературы"

Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками. их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и н...

Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности .

             Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности  происходит с первых шагов маленького челове...

«Нравственно-патриотическое воспитание средствами художественно-эстетической деятельности».

Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников  заключается в том, что современные дети мало знают о своей семье, родном городе, стране, особенностях народных тра...