"Воспитание нравственных качеств личности у дошкольников через театрализованную деятельность"
опыты и эксперименты (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Опыт работы воспитателя
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Трубчевского детского сада комбинированного вида «Дельфин»
Дедущенковой О. Н.
на тему
«Воспитание нравственных качеств личности у дошкольников через театрализованную деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_vospitatelya.doc | 195 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы воспитателя
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Трубчевского детского сада комбинированного вида «Дельфин»
Дедущенковой О. Н.
на тему
«Воспитание нравственных качеств личности у дошкольников через театрализованную деятельность»
2018 г.
С 2016 года я работаю над темой по самообразованию «Воспитание нравственных качеств личности у дошкольников через театрализованную деятельность». Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время изменения, происходящие в политической и социальной жизни нашей страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к духовно-нравственному воспитанию. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению к друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка, так как именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.
Основная цель моей работы – это воспитание всесторонне развитой гармоничной личности. Исходя из этого, поставила перед собой цель: развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком. Работая с детьми в данном направлении, я решаю следующие задачи:
- Воспитание послушания на основе любви и уважения, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
- Воспитание у детей отзывчивости, общительности, дружелюбия.
- Воспитание навыков доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.
- Развитие способности детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
- Развитие у детей социальных умений и навыков поведения.
- Содействие развитию мотивационной сферы, формирование стремления подражать положительным героям сказок.
В группе я создала условия для занятий театрализованной деятельностью: оформила театрально – игровой центр, где сосредоточен весь наработанный материал, имеются различные виды театров: кукольный, пальчиковый, перчаточный, настольный, театр на фланелеграфе, настольно-плоскостной, театр резиновой игрушки, маски-шапочки для драматизации, вязаный театр.
Оформила подборку иллюстрированных книг из серии «Русские народные сказки», на которых строится вся театрализованная деятельность, составила конспекты театральных постановок, при этом учитывала возраст детей, уровень речевого развития. Также в группе я создала уголок ряжения с костюмами для драматизации сказок. Особое место в группе отвожу центру речевой деятельности, где оборудована библиотека, в которой представлены сказки, картинки, дидактические игры, раскраски, иллюстрации. В подборе книг принимают участие, как дети, так и их родители. Каждый ребенок имеет
возможность взять понравившуюся книгу. Это дает возможность осуществлять личностно- ориентированный подход. По-моему, мнению, сопереживанию, состраданию учит детская сказка. Это подтверждает выдающийся педагог В. А. Сухомлинский: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами …». Весь период детства – это по существу «дружба» со сказкой, одним из первых спутников человека на пути познания культуры своего народа.
В работе над сказкой я выделяю следующие этапы:
- Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
- Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок.
- Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
- Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию
нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Для того чтобы помочь детям, участникам сказочных сюжетов, полнее раскрыть эмоциональную характеристику героев, использую песенки, в которых раскрывается вся гамма чувств и настроений. Также использую игры на пальцах, этюды на развитие движений и жестов, упражнения для мимики, музыкальные загадки. В театрализованную деятельность я включаю:
- Театральную игру, которая развивает игровое поведение, эстетические чувства, способности творчески относится к любому делу.
- Ритмопластику, которая включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения.
- Культуру и технику речи.
- Основы театральной культуры.
- В работе над постановкой инсценировки я выделяю следующие этапы:
1. Выбор инсценировки и обсуждения ее с детьми. Деление инсценировки на эпизоды и пересказ их детьми.
2. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
3. Поиски музыкально – пластического решения отдельных эпизодов,
постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
4. Переход к тексту инсценировки, работа над эпизодами. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
5. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными, с музыкальным оформлением). Репетиция всей инсценировки целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций.
6. Премьера инсценировки. Обсуждение со зрителями и детьми.
7. Подготовка выставки рисунков детей или альбома с фотографиями по инсценировке.
Для оформления детских спектаклей я организую специальную работу, в результате которой дети объединяются в творческие группы («костюмеров», «режиссеров», «художников» и др.). Также вовлекаю родителей в проектную деятельность. Мои наблюдения показывают, что благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Традиционно в качестве содержания работы по нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием нравственного воспитания является тот нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками.
Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы. Основой педагогической технологии в моей работе является, развитие навыков и умений в театрализованной деятельности через освоение этюдов, упражнений и подведение детей к игре-драматизации, как одной из возможных форм перехода к продуктивной, а, именно, к эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия. Все игры и упражнения, используемые в непрерывной образовательной деятельности, базируются на принципах личностно-ориентированного воспитания.
Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические
образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.
С младших групп происходит погружение в мир кукольного театра. За ширмой дети легко перевоплощаются в сказочных героев. Этюды и упражнения и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций помогают развить умение общаться с помощью вербального и невербального способа передачи того или иного эмоционального состояния.
В старших группах дети при помощи сценических образов, учатся видеть, слышать и понимать друг друга, пластически выражать поведение сказочных героев, передавать их настроение, характер. А в подготовительных группах дети учатся действовать не только от имени сказочного героя, а от своего. В театре-экспромте используется импровизированный метод, т.е. дети используют различные роли без заучивания текста, следуя развитию сюжета, а педагог выступает в роли «суфлёра» помогая развиваться сюжету в нужном русле.
В связи с заметными искажениями нравственного сознания подрастающего поколения, социальной незрелостью детей и подростков проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время чрезвычайно актуальна. Дети дошкольного возраста особенно восприимчивы к духовно-нравственному развитию, и недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Кроме того, значимость духовно-нравственного воспитания начиная с дошкольного возраста обусловлена введением ФГОС, в котором одной из ведущих задач определено объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Опираясь на результаты исследований таких ученых как М.Д. Маханёва, И.Г. Вечканова, Е.В. Мигунова и др., которые были единодушны во мнении о большом педагогическом, нравственном потенциале театрализованной деятельности, в качестве ведущего средства реализации задач нравственного воспитания детей я определила театрализованную деятельность.
Театрализованная деятельность является источником развития гуманных чувств, моральных переживаний ребёнка и содействует приобщению его к духовным ценностям.
Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
Одним из важнейших факторов в вопросах воспитания духовно-нравственной личности является взаимодействие между педагогами и родителями. Для того чтобы приобщить родителей к активному участию в педагогическом процессе, был составлен годовой план, главной целью которого является: помочь родителям довести до осознания роль семьи в сохранении и передаче нравственных и духовных обычаев, и ценностей, созданных предками и развивать ответственность за духовно-нравственное воспитание детей.
В процессе разработки перспективно-тематического планирования я использовала следующие формы работы:
-родительские собрания на духовно-нравственные темы;
-семейные гостиные;
-лекторий для родителей;
-открытые показы непрерывной образовательной деятельности;
-анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактические игры, литература;
-совместное проведение сезонных музыкально-игровых праздников.
Свою работу я организую по программе Н. Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы» - М.: Мозаика-синтез, 2015 год. Дополнительным компонентом содержания моей работы в данном направлении является методика Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой». Проработав современную методическую литературу, журналы, сайты в интернете я создала свою программу кружка «Сказки – добрые друзья» со средней группы, взяв всё самое ценное, что удалось найти в интернете, методических журналах и пособиях. Особенно ценным для меня оказалось методическое пособие Л. Фесюковой «Воспитание сказкой».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к аттестации: "Воспитание нравственных качеств личности у дошкольников при взаимодействии с родителями"
В презентации раскрывается тема нравственного воспитания детей при взаимодействии с родителями. Представлен фотоотчёт о проделанной работе. дана диагностика за последние два года....
Конспект занятия "Воспитание нравственно-эстетических привычек старших дошкольников через театрализованную деятельность".
Тема: Воспитание нравственно-эстетических привычек старших дошкольников через театрализованную деятельность.Задачи: 1.Формирование у детей эстетического вкуса.2.Учить интонацией передавать...
Консультация для воспитателей «Формирование нравственных качеств личности у дошкольников в музыкальной деятельности»
Консультация для воспитателей «Формирование нравственных качеств личности у дошкольников в музыкальной деятельности»Проблема нравственного развития дошкольников стояла пе...
Консультация для воспитателей «Формирование нравственных качеств личности у дошкольников в музыкальной деятельности»
Консультация для воспитателей«Формирование нравственных качеств личности у дошкольников в музыкальной деятельности»...
формирование нравственных качеств личности у дошкольников в музыкальной деятельности
консультация для воспитателей...
Картотека бесед по воспитанию нравственных качеств личности у дошкольников (группа раннего возраста с 2 до 3 лет)
Собраны актуальные для возраста тематические беседы....
Картотека бесед по воспитание нравственных качеств личности у дошкольников (группа раннего возраста с 2 до 3 лет)
Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной...