рабочая программа по дополнительным услугам
рабочая программа (младшая группа)

Болог Валентина Владимировна

рабочая программа по дополнительным услугам  Умелые ручки младший возраст 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №62 «Журавушка»

ПРИНЯТО

Педагогический совет №4

от  26.05.2022

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МАДОУ города Нижневартовска ДС №62 «Журавушка»

_________________Е.Г. Титкова

приказ №251 от 26.05.2022г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Умелые ручки»

по проведению занятий по развитию художественных способностей у детей

Направленность: художественно-эстетическая

        Уровень: стартовый        

Возраст детей: 2-4 года

Срок реализации: 1 год

                                                                 Разработал воспитатель: Болог В.В.

г. Нижневартовск

2022г.

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт Программы……………………………………………………………...

3

1.

Целевой раздел……………………………………………………………….

4

1.1.

Пояснительная записка………………………………………………...

4

1.2.

Цель и задачи Программы……………………………………………..

6

1.3.

Планируемые результаты освоения Программы…………………….

6

2.

Содержательный раздел……………………………………………………...

6

2.1.

Учебно-тематический план….………………………………………...

6

2.2.

Содержание учебно-тематического плана…..………………………..

7

2.3.

Формы, способы, методы и средства реализации Программы……...

16

2.4.

Формы контроля и оценивания образовательной деятельности по реализации Программы………………………………………………..

16

3.

Организационный раздел…………………………………………………….

18

3.1.

Годовой календарный учебный график……………………………....

18

3.2.

Объем образовательной нагрузки……………………………………..

20

3.3.

Расписание образовательной деятельности…………………………..

20

3.4.

Условия реализации Программы……………………………………...

20

3.4.1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы……………………………………………………………...

20

3.4.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания………………………………………………...

21

Литература……………………………………………………………...

22


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Дополнительная образовательная программа «Умелые ручки» по проведению занятий по развитию художественных способностей у детей

Основания для разработки

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012 №273 (с изменениями).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №62 «Журавушка».

Заказчик Программы

Администрация МАДОУ города Нижневартовска ДС №62 «Журавушка», Родители (законные представители) МАДОУ города Нижневартовска ДС №62 «Журавушка»

Организация исполнитель Программы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовск детский сад  №62 «Журавушка»

Целевая группа

Дети младшего дошкольного возраста (2 – 4 года)

Составитель Программы  

Дибирова Кумсият Зияутдиновна, воспитатель

Цель Программы

Обучение рисованию средствами нетрадиционных техник: рисование мятой бумагой, выдувание клякс, набрызг, создание индивидуальных сюжетно–тематических композиций.

Задачи Программы

  1. Использование детьми нестандартных приёмов рисования, упражнения, игры и разнообразные средства в изобразительном творчестве.
  2. Проведение упражнений, игр на формирование цветовосприятия.
  3. Обучение приемам смешивания красок.
  4. Развитие мелкой моторики рук, координации движений.

Сроки реализации программы

1 год

Контроль реализации программы

Администрация МАДОУ города Нижневартовска ДС №62 «Журавушка»

Педагогический совет МАДОУ города Нижневартовска ДС №62 «Журавушка»


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Художественное творчество является одним из важнейших средств в формировании личности ребенка. Изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своей изобразительной деятельности рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность имеет большое значение и для умственного воспитания ребенка. В процессе постепенно расширяется и усваивается запас знаний об окружающем мире на основе представлений о разнообразии форм, пространственном расположении предметов, различных величинах, многообразии оттенков цвета. Дети определяют и называют свойства предметов, их качества, сравнивают предметы, находят сходства и различия. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, узнать его характерные особенности. Таким образом в процессе изобразительной деятельности формируются мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение.

На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке.

Занимаясь рисованием или лепкой, малыши знакомятся с материалами (бумагой, красками, карандашами, фломастерами, пластилином, глиной и др.), их свойствами и выразительными возможностями, приобретают навыки в деятельности с данными материалами.

На занятиях по изобразительной деятельности происходит развитие речи ребенка. Усвоение и называние форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря. Высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, а также при рассматривании народных игрушек, иллюстраций положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые необходимы для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволяет чувствовать себя самостоятельным.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У ребенка формируется умение трудиться, воспитывается желание добиваться положительного результата.

Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребенка в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест после занятий. Значение изобразительной деятельности для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе занятий у детей воспитываются потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно выполнять действия, помогать товарищу, преодолевать собственные трудности и др.

Основное же значение изобразительной деятельности состоит в том, что она является важным средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве, чтобы развить у каждого воспитанника индивидуальные творческие способности. При этом основными задачами взрослого являются: помочь ребенку познать окружающую действительность, развить наблюдательность, воспитать чувство прекрасного, сформировать умения приемам изображения.

В освоении детьми изобразительной деятельности можно выделить «доизобразительный» период (период каракуль, период свободного рисования) — когда перед малышом не стоит задача изображения определенного предмета или явления и ребенок свободно действует с карандашом и бумагой, мнет глину

(пластилин) в руках, отщипывает от целого куска. Этот период имеет огромное значение для развития движений руки, так как постепенно в ходе данных естественных упражнений рука ребенка приобретает уверенность, смелость. В этот период закладываются первые элементы зрительно-двигательной координации. Поэтому не следует торопиться переводить детей на содержательное изображение, ставить перед ними задачу что-то нарисовать, вылепить. Рука, и без того еще действующая неуверенно, становится еще более неумелой, если перед ребенком ставят задачу передать изображение предмета. Неудачи делают изобразительную деятельность неинтересной для малыша. У детей следует формировать умение соблюдать определенные правила при занятии изобразительной деятельностью:

сидеть прямо;

при рисовании придерживать лист бумаги свободной рукой;

как набирать краску;

класть глину на доску, раскатывать между ладошками и т. д.


  1. Цели и задачи программы

Цель:  Обучение рисованию средствами нетрадиционных техник: рисование мятой бумагой, выдувание клякс, набрызг, создание индивидуальных сюжетно–тематических композиций.

Задачи:

  1. Использование детьми нестандартных приёмов рисования, упражнения, игры и разнообразные средства в изобразительном творчестве.
  2. Проведение упражнений, игр на формирование цветовосприятия.
  3. Обучение приемам смешивания красок.
  4. Развитие мелкой моторики рук, координации движений.

1.3. Планируемые результаты

- дети познакомятся с нетрадиционными техниками рисования: рисование мятой бумагой, выдувание клякс, набрызг, рисование пальчиками и ладошками;

-  научатся следовать устным инструкциям, применению бросового материала для изобразительного творчества;

- заложены основы развития мелкой моторики рук и глазомер.  

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебно-тематический план

занятия

Вид рисования

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Печать листьев

Осень на опушке краски разводила

1

1

Овощи (репка, свекла, огурец и т.п.)

1

1

Листопад (коллективная работа)

1

1

Рисование пальчиками

Ветка рябины

1

1

Тучка и дождик

1

1

Осенний куст

1

1

Рисование методом тычка

Черемуха

1

1

Дерево

1

1

Рыбка

1

1

Смешивание красок

Цветик-разноцветик

1

1

Солнышко

1

1

Звездное небо

1

1

Кляксография

Веселые кляксы

1

1

Морские обитатели (медузы)

1

1

Цыплята

1

1

Раздувание краски

Осенние мотивы

1

1

Зимние мотивы

1

1

Сосновый лес

1

1

19-21.

Монотипия

Пейзаж у озера

3

1

2

22.

Фотокопия – рисование свечой

Морозные узоры

1

1

Звездное небо

1

1

Снежинка

1

1

Рисование мятой бумагой

Елочка в лесу

1

1

Открытка к Дню округа (коллективная работа)

1

1

Рисование солью

Дед Мороз

1

1

Рисование мятой бумагой и солью

Елочные шары

1

1

Аппликация

Гирлянда

1

1

Рисование методом тычка

Снеговик

1

1

Проступающий рисунок

Праздничный салют над городом

1

1

Узоры на окошке

1

1

Техника выполнения витражей – клеевые картинки

Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы

1

1

Витражи для терема Весны

1

1

Витражи для терема Лета

1

1

Витражи для дома Осени

1

1

37-39.

Каракулеграфия

Волшебный карандашик

3

3

40-43.

Шаблонография

Рисуем по шаблону

4

4

44-46.

Ожившие предметы

Ожившая сказка

3

3

47.

Рисование мазками

Открытка для папы

1

1

48.

Украсим кукле платье

1

1

Открытка для мамы

1

1

Пластилиновая живопись

Букет для мамы

1

1

Солнышко и тучка

1

1

Веточка мимозы

1

1

Набрызги

Весенние напевы

1

1

Ваза с цветами

1

1

Рисование поролоном

Плюшевый медвежонок

1

1

Весеннее небо

1

1

Солнышко в облаках

1

1

Граттаж

Космический пейзаж

1

1

Морское дно

1

1

Цветочная поляна

1

1

Машина

1

1

Рисование штрихом

Колючая сказка

1

1

Одуванчики

1

1

Майские флажки

1

1

Астры

1

1

66-67.

Цветовые пятна

Рисование музыки

2

2

Рисование нитками

Красивые картинки из разноцветной нитки

1

1

Котенок с клубочком

1

1

Улитка

1

1

Батик

Березка

1

1

Фестиваль-выставка детских работ

1

1

ИТОГО:

72

1

71


2.2. Содержание учебно-тематического плана

 

№ занятия

Наименование темы

Технология

Оборудование

Осень на опушке краски paзвoдилa

Стр.5

Печать листьев. Собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения. Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листиков будут напоминать веточки в цветной кроне

• листья разных пород деревьев (4-5 видов);

• 2 альбомных листа, размер А4;

• набор гуашевых красок;

• кисть;

• стаканчик с водой;

• салфетка;

• репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»;

• корзинка для сбора листьев;

• ватман;

• трафареты листьев из цветного картона для игры.

Овощи (репка, свекла, огурец и т.п.)

Педагог готовит листы с изображением овощей (без ботвы). Детям предлагает рассмотреть картинки и выбрать листья, похожие на ботву. Затем выполняют работу способом «печать листьев»

Листопад (коллективная работа)

Педагог готовит на ватмане пейзаж осеннего леса (деревья без листьев). Дети выполняют работу способом «печать листьев» (украшают стволы деревьев листочками)

Ветка рябины

Стр.11

Рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности листа бумаги

разными способами (кончиками-подушечками пальцев, боковой

стороной фаланги) для получения разных отпечатков. Пальчиковый прием позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал, его свойства - вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя, осознать чувство ритма как изобразительно-выразительное

средство.

• альбомный лист в форме овала, тонированный тушью черного цвета;

• дополнительный лист, размер 1/2 А4;

• набор гуашевых красок;

• кисть;

• стаканчик с водой;

• влажная салфетка;

• фартук;

• гроздь рябины - натура или фотоиллюстрация.

Тучка и дождик

Педагог готовит листы бумаги с изображением тучки. Дети рисуют дождик в технике «рисование пальчиками»

Осенний куст

Педагог готовит листы с изображением веток куста. Дети рисуют осенние листики в технике «рисование пальчиками»

Черемуха

Стр.16

Рисование методом тычка. Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз  делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы  был выбран предмет для тычка.

• ветка черемухи или фотоиллюстрация с ее изображением;

• альбомный лист с готовым темным фоном;

• дополнительный лист, размер 1/2 А4;

• набор гуашевых красок;

• кисть;

• стаканчик с водой;

• 2-3 ватные палочки;

• салфетка.

Дерево

На листе бумаги каждого ребенка педагог обводит руку ребенка (это ствол), дети раскрашивают ствол дерева, затем рисуют листья в технике «рисование методом тычка» (несколько ватных палочек для каждого ребенка связываются вместе для объемности)

Рыбка

Педагог готовит основу – фон морского дна и контур рыбки. Дети раскрашивают рыбку в технике «рисование методом тычка»

Цветик-разноцветик

стр.23

Смешивание красок - это удивительное превращение одних цветов в другие. При смешивании трех основных цветов (кpacнoro, синегo и жeлтогo) можно получить новые, а при добавлении в краски белой и черной - разные oттeнки исходногo цвета. Краски смешивают на палитре или на белой керамической плитке, тарелочке. Кладут небольшими порциями, начиная с наиболее светлогo тона, а затем вводя темный цвет и тщательно промешивая краски между собой, и, только добившись нужногo oттeнкa, можно начинать рисовать на бумаге.

• спектральный круг;

• альбомный лист, размер А4, с контурным изображением цветка,

выполненным восковым  карандашом;

• дополнительный альбомный лист для смешивания красок, размер ½ А4;

• набор гуашевых красок;

• кисть;

• стаканчик с водой;

• салфетка;

• палитра;

• разноцветные ленточки по количеству детей;

• 2-3 ватные палочки.

Солнышко

Педагог готовит фон неба. Дети смешивают краску от светло-желтого до ярко-красного и рисуют солнышко в технике «смешивание красок»

Звездное небо

Дети смешивают краску от голубого до фиолетового и делают небо в технике «смешивание красок», затем ватными палочками рисуют звездочки в технике «рисование методом тычка»

Веселые кляксы

Стр.28

Кляксография. В основе этой техники рисования лежит обычная клякса.  В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.

Сложить пополам альбомный лист, тщательно прогладить линию сгиба. Раскрыть лист.

Набрать побольше краски на кисточку и капнуть на одну половину листа.

Сложить лист пополам и хорошенько разгладить.

Раскрыть лист и посмотреть, что получилось.

Проделать ту же самую операцию  с краской другого цвета, каждый раз капая на чистое место и только на одну из половинок листа.

Посмотреть, что получилось и при необходимости дорисовать детали.

• альбомный лист, размер А4;

• дополнительный лист для тренировочного упражнения;

• гуашь;

• набор карандашей;

• кисть;

• салфетка;

• готовые работы по кляксографии для образца.

Морские обитатели (медузы)

Цыплята

Осенние мотивы

Стр.32

Раздувание краски. Эта техника чем-то похожа на кляксографию. Так же как и при кляксографии на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист не складывают, а берут трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилием дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны.

• репродукции с осенними пейзажами;

• альбомный лист;

• дополнительный лист, размер 1/2 А4;

• набор гуашевых красок;

• кисть;

• трубочка для коктейля;

• стаканчик с водой;

• салфетка;

• фартук.

Зимние мотивы

Сосновый лес

Пейзаж у озера

Стр.37

Монотипия. Берем голубой  лист. Предварительно белый лист можно закрасить голубой краской. В верхней части листа поэтапно нарисовать  гуашью объекты пейзажа: деревья, кустарники, горы, дом, солнце, облака и т.д.

Затем сложить лист по нижней границе перехода рисунка в водную гладь и прижать. Таким образом, получится отражение пейзажа в воде.

Пейзаж на берегу оживить красками, чтобы он был более четкий и яркий чем его отражение в воде. Отражение на воде подкрашивать не надо оно остается слегка размытым.

• фотоиллюстрация с пейзажем, отраженным в озере;

• альбомный лист, размер А4, с готовой линией сгиба по горизонтали, верхняя часть тонирована голубым цветом (небо), нижняя – синим (вода);

• акварель;

• кисть;

• салфетка.

Морозные узоры

Стр.43

Фотокопия – рисование свечой

Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал. Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.

Придумать эскиз будущего узора.

Выполнить рисунок на листе при помощи свечи или белого воскового мелка.

Равномерно покрыть рисунок акварелью голубого или фиолетового цвета.

• альбомный лист;

• дополнительный лист, размер 1/2 А4;

• кусочек свечки, мыла или белого воскового мелка;

• акварельные краски;

• кисть с широким ворсом;

• стаканчик с водой.

Звездное небо

Снежинка

Елочка в лесу

Рисование мятой бумагой Педагог готовит листы тонированной бумаги и нарисованный ствол елки. Дети сминают  бумагу в комочки, обмакивая мятую бумагу в краску на блюдечке, формируют крону дерева тычками.

• репродукции с изображением зимнего леса, животных;

• альбомный лист, размер А4;

• кусочки бумаги;

• акварельные краски;

• кисть;

• стаканчик с водой;

• салфетка.

Открытка к Дню округа (коллективная работа)

Педагог готовит из ватмана открытку, тонирует ее, делает поздравительную надпись. Детям даются шаблоны деревьев, животных для раскрашивания в технике «рисование мятой бумагой». Затем все работы детей вырезаются и наклеиваются на открытку.

Дед Мороз

Стр.38 Ч.2

Рисование солью Педагог готовит изображение Деда Мороза. Далее детям предлагает сделать «опушку» шубки и шапки. Дети наносят гуашь, а затем на влажную краску насыпают соль. Дают высохнуть. Затем делают оживку рисунка.

• альбомный лист;

• набор гуашевых красок;

• кисть;

• салфетка;

• соль во флаконе;

• стаканчик с водой.

Елочные шары

Педагог готовит фон рисунка и контур елочных шаров. Дети закрашивают контур елочных шаров в технике «рисование мятой бумагой», затем в центре игрушки на влажную краску насыпают соль и дают высохнуть.

• репродукции с изображением елочных шаров;

• альбомный лист, размер А4;

• кусочки бумаги;

• акварельные краски;

• кисть;

• стаканчик с водой;

• салфетка.

Гирлянда

Изготовление цепочки-гирлянды из разноцветной бумаги

• кусочки бумаги;

• клей;

Снеговик

Педагог готовит из картона форму снеговика с ленточкой-петелькой, затем дети раскрашивают снеговика в технике «рисование методом тычка»

• набор гуашевых красок;

• кисть;

• стаканчик с водой;

• 2-3 ватные палочки;

• салфетка.

Праздничный салют над городом

Стр.48

Проступающий рисунок Педагогу в нижней части рисунка нарисовать восковыми мелками невысокие дома или только крыши. Раскрасить их. Хорошо нажимая на восковый мелок, чтобы след был четким и ярким.

На оставшейся части листа нарисовать разноцветные пучки салюта в виде кругов, веера, фонтана и т.д.  

Детям на концах лучей нарисовать огоньки в виде звездочек, кружочков, снежинок. Далее детям покрыть готовую композицию акварелью (фиолетовой, темно-синей.)

• репродукции с изображением салюта, морозных окон;

• альбомный лист, размер А4;

• набор восковых карандашей (мелков);

• акварельные краски;

• кисть;

• стаканчик с водой;

• салфетка.

Узоры на окошке

Педагог готовит «окошко» на бумаге путем аппликации. Затем дети разрисовывают «стеклянную часть» узорами восковыми мелками, покрывают готовую композицию акварелью (голубой) в технике «проступающий рисунок»

Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы

Стр. 53

Техника выполнения витражей – клеевые картинки

Педагогом делается контур будущего рисунка клеем  ПВА  из флакона с дозированным носиком. Предварительно эскиз можно нарисовать простым карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть. Детьми пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.

• репродукции с зимними пейзажами;

• альбомный лист;

• набор гуашевых красок;

• кисть;

• стаканчик с водой;

• палитра;

• простой карандаш;

• клей ПВА с дозированным носиком;

• салфетка.

Витражи для терема Весны

Витражи для терема Лета

Стр.58

Витражи для дома Осени

Волшебный карандашик

Стр.64

Каракулеграфия

Если на листе изобразить недорисованный контур предмета или какие-нибудь каракули, то можно увидеть в них какие-то объекты.  Если дорисовать и дополнить эти объекты, то получится целостный узнаваемый объект. При первоначальном знакомстве с каракулеграфией разумнее предложить ребенку лист с каракулями (полуконтуры с изображением знакомых зверушек). Если ребенок будет испытывать затруднение  в узнавании объектов, можно использовать наводящие вопросы, загадки.

• альбомный лист с каракулями;

• простой карандаш;

• набор цветных карандашей.

Рисуем по шаблону

Стр.68

Шаблонография

Чтобы нарисовать предмет в этой технике, необходимо представить из каких геометрических фигур он состоит. Каждый сложный предмет можно изобразить при помощи простых составляющих: кругов, треугольников, квадратов, овалов и прямоугольников. Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов геометрических фигур -  с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку.

• альбомный лист;

• набор шаблонов геометрических фигур разного размера;

• простой карандаш;

• набор цветных карандашей;

• картинки-разгадки.

Ожившая сказка

Стр.73

Ожившие предметы Педагогу нарисовать разные вещи из любой предметной группы (овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т.д.). Предложить ребенку оживить предметы.  При рисовании нужно сохранить форму рисуемых объектов и придать им человеческий облик, нарисовав глаза, рот, нос, ножки, ручки, разные детали одежды. 

• альбомный лист;

• простой карандаш;

• цветные карандаши.

Открытка для папы

Рисование мазками Педагог готовит из бумаги (картона) шаблоны открытки с 23 Февраля, дети раскрашивают мазками контуры фигур.

  • гуашь,
  • баночка с водой;
  • листы бумаги;
  • кисти.

Украсим кукле платье

Педагог готовит из бумаги (картона) шаблоны одежды, дети раскрашивают шаблоны в технике «рисование мазками».

  • образец,
  • гуашь,
  • баночка с водой;
  • кукла, картинки с изображениями одежды (5-6 шт.) и игрушек (1-2 шт.);
  • листы бумаги;
  • кисти.

Открытка для мамы

Рисование мазками Педагог готовит из бумаги (картона) шаблоны открытки с 8 марта, дети раскрашивают мазками контуры фигур.

  • гуашь,
  • баночка с водой;
  • листы бумаги;
  • кисти.

Букет для мамы

Пластилиновая живопись Начинать лучше с размера в четверть альбомного листа: такой формат ребенок в состоянии покрыть тонким слоем пластилина, размазывая его большим и указательным пальцами правой руки (для левшей, соответственно, левой руки) попеременно. Иногда, если основная рабочая рука устала, можно часть работы переложить на другую руку. Основой может служить картон или пластмасса.

Педагог карандашом делает разметку рисунка.

  • пластилин
  • картон ½ А4

Солнышко и тучка

Веточка мимозы

Весенние напевы

Стр.5 Ч.2

Набрызги краски нужного цвета развести в воде на блюдечке, обмакнуть в краску старую зубную щетку. Направить щетку на лист бумаги, резко провести по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе. 

• репродукции с весенними пейзажами;

• альбомный лист с готовым фоном;

• набор гуашевых красок;

• кисть;

• стаканчик с водой;

• зубная щетка;

• карандаш (палочка);

• салфетка;

• фартук.

Ваза с цветами (шаблоном закрыть фон, сделать набрызги, убрать шаблон)

Плюшевый медвежонок

Стр.17 Ч.2

Рисование поролоном Педагог рисует контур игрушки карандашом и раздает детям. Далее дети набирают на поролон краску и слегка прижимают поролон к контуру рисунка, следующий раз отпечаток прикладывают рядом, чтобы не перекрывать и не оставлять пустое пространство между отпечатками. Дорисовать кисточкой мелкие детали (оживить рисунок).

• альбомный лист;

• набор гуашевых красок;

• тонкая кисть;

• стаканчик с водой;

• простой карандаш;

• салфетка;

• детские игрушки;

• 2 кусочка поролона.

Весеннее небо

Солнышко в облаках

Космический пейзаж

Стр.45 Ч.2

Граттаж Педагог готовит основу для рисунка. Тонирует лист в сине-фиолетовых цветах. Натирает воском, после наносится тушь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Детям даются заостренные палочки и предлагается проскребать палочками рисунок.

• репродукция или фотография с изображением звездного неба (морского дна, цветочной поляны);

• ¼ альбомного листа;

• набор гуашевых красок;

• острая палочка;

• салфетка;

• тушь;

• стаканчик с водой.

Морское дно

Цветочная поляна

Машина

Колючая сказка

Стр.24 Ч.2

Рисование штрихом Педагог рисует контуры семьи ежиков карандашом и раздает детям. Далее дети рисуют штрихами иголки для ежей. Пририсовывают какой-либо груз (яблоко, грибок)

• репродукция или фотография с изображением ежика;

• альбомный лист;

• простой карандаш.

Одуванчики

Педагог рисует контуры одуванчиков и раздает детям. Дети рисуют цветок и травку в технике «рисование штрихом»

• репродукция или фотография с изображением одуванчика;

• альбомный лист;

• цветные карандаши.

Майские флажки

Педагог рисует контуры флажков и раздает детям. Дети рисуют флажок в технике «рисование штрихом»

• репродукция или фотография с флажков;

• альбомный лист;

• цветные карандаши.

Астры

Педагог рисует контуры астр и раздает детям. Дети рисуют цветок и травку в технике «рисование штрихом»

• репродукция или фотография с изображением астр;

• альбомный лист;

• цветные карандаши.

Рисование музыки

Стр.30 Ч.2

Цветовые пятна Под музыку дети рисуют цветовые пятна, линии и т.д.

• альбомный лист;

• набор гуашевых красок;

• кисть;

• стаканчик с водой.

Красивые картинки из разноцветной нитки

Стр.34 Ч.2

Рисование нитками Педагог готовит контур рисунка карандашом, затем клеем ПВА. Нарезает мелко нитки разного цвета. Дети кистью наносят клей в контуре, посыпают нитками, заполняя контур.

• альбомный лист;

• нитки;

• кисть;

• клей ПВА с дозированным носиком;

• набор фломастеров;

• салфетка.

Котенок с клубочком

Педагог готовит фон рисунка и контур котенка и клубочка. Дети закрашивают контур котенка и клубочка в технике «рисование ниткой», затем кистью рисуют нить от котенка к клубочку

• репродукции с изображением котят;

• альбомный лист, размер А4;

• кусочки бумаги;

• акварельные краски;

• кисть;

• стаканчик с водой;

• салфетка.

Улитка

Педагог готовит фон рисунка и контур улитки. Дети заклеивают домик улитки (клубочком) в технике «рисование ниткой», затем кистью рисуют усики улитки.

• репродукции с изображением улитки;

• кусочки ниток;

• акварельные краски;

• кисть;

• стаканчик с водой;

• клей ПВА с дозированным носиком;

• салфетка.

Березка

Стр.51 Ч.2

Батик Педагог готовит основу для рисунка (накрахмалить ткань, прогладить, натянуть на пяльца или рамку). Рисует ствол березки.

Дети способом примакивания рисуют листики к березке.

• ткань с ½ альбомного листа;

• гуашевые краски;

• кисть;

• салфетка;

• стаканчик с водой.

Фестиваль-выставка детских работ

2.3. Формы, способы, методы и средства реализации Программы

Форма организации образовательной деятельности – групповая. Количество воспитанников в группе – 8 человек.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут (72 академических часа).

В образовательной деятельности используются разные формы организации детской активности: от индивидуальной и совместно-индивидуальной до совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей.

Структура занятий

  • фронтальный – работа со всеми  детьми одновременно;
  • индивидуально-фронтальный – индивидуальная работа с ребенком  чередуется с фронтальной
  • групповой – дети  работают в группах.
  • индивидуальный – предусматривает индивидуальный подход к выполнению задания.

Правила рисования карандашом

1. Карандаш держат тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не близко к заточенному концу.

2. При рисовании линии сверху вниз рука с карандашом идет сбоку линии, а при проведении линии слева направо рука — внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть изображение.

3. Линию нужно рисовать сразу, одним движением, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Нельзя проводить одну линию несколько раз.

4. Предметы округлой формы рисуют одним движением, без остановки.

Правила рисования краской

1. Кисть держат между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

2. При рисовании различных линий кисть следует вести по ворсу, поэтому рука движется впереди кисти.

3. При рисовании широких линий следует опираться на весь ворс кисти, палочку при этом необходимо держать наклонно к бумаге.

4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть держат палочкой вверх и касаются бумаги концом кисти.

5. Каждую линию при рисовании проводят только один раз.

6. Вести линии следует сразу, не останавливаясь.

Формирование навыков рисования карандашом и кистью требует длительных упражнений, поэтому надо постоянно обращать внимание на технику обращения с материалами и технику выполнения работы. После показа и объяснения способа выполнения изображения следует предложить ребенку показать, как взять, например, карандаш правильно. Это дает возможность на некоторое время сосредоточить его внимание на этом действии, осознать его, а педагогу — проверить, все ли взяли карандаш как следует, и в случае необходимости поправить детей.

Дети часто забывают своевременно обмакнуть кисть в краску. Педагогу следует напомнить ребенку об этом, формировать умение самостоятельно обмакивать кисть в краску по мере надобности.

Нетрадиционные техники рисования

1.Тычок  жесткой  полусухой  кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

2.Рисование  пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3.Рисование  ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

4.Скатывание  бумаги.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

5.Оттиск  поролоном.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

6.Оттиск  пенопластом.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

7.Оттиск  смятой  бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

8.Восковые  мелки  +  акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

9.Свеча  +  акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

10.Монотипия  предметная.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

11.Черно-белый  граттаж.

(грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

12.Кляксография  с  трубочкой.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

13.Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5´5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

14.Отпечатки  листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

15.Тиснение.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

16.Цветной  граттаж.

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

17.Монотипия  пейзажная.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • наглядный (показ презентаций, видеоматериалов, плакатов, показ изделий педагогом, работа по образцу.)
  • практический  (работа по инструкционным картам, схемам)
  • словесный (беседа, рассказ)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и осваивают способы деятельности;
  • частично-поисковый – дети совместно с педагогом решают поставленную задачу.

2.4. Формы контроля и оценивания образовательной деятельности по реализации Программы

Педагогический мониторинг проводится два раза в год (в начале и в конце курса занятий). Результаты педагогического мониторинга используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенности его развития);
  2. оптимизации работы с группой детей.

Результаты сформированности навыков зависят от систематичности посещение занятий, систематическое выполнение рекомендаций родителями.

Для оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и использования материалов для работы в технике нетрадиционного рисования, развития творчества, руководствовались критериями, разработанными Т.С. Комаровой

Мониторинг  уровня развития воспитанников

 

ФИ ребенка

Содержание изображения

Передача формы

Строение предмета

Передача пропорций предмета в изображении

Композиция

Цвет

Уровень самостоятельности

Итого

 Показатели критериев:

Высокий – ребенок изображает предметы, используя различные нетрадиционные материалы; передает форму, строение предмета и его пропорции, композицию, цвет; преобладает несложный сюжет; выполняет работу самостоятельно, без помощи взрослого, проявляет инициативу и творческий подход в выборе материалов для рисования.

Средний – ребенок передает изображения с незначительным искажением, имеет отступления от реальной окраски, использует некоторые нетрадиционные материалы, требуется незначительная помощь взрослого, присутствует оригинальность изображения; имеет стремление к наиболее полному раскрытию замысла

Низкий – присутствуют значительные искажения в изображении формы, строения, пропорции предмета; изображение носит непродуманный, случайный характер, выполнено в одном цвете, необходима стимуляция со стороны взрослого; самостоятельно развить замысел не может.

Итоги реализации дополнительной образовательной программы

        Итоги реализации дополнительной образовательной программы «Умелые ручки» подводятся в форме открытых занятий.

План мероприятий по подведению итогов реализации дополнительной образовательной программы на 2022-2023 учебный год

Дата

Мероприятие

Форма проведения

май

Фестиваль-выставка детских работ

групповая


3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Годовой календарный учебный график

Дополнительной образовательной программы «Умелые ручки» по проведению занятий по развитию художественных способностей у детей

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада № 62 "Журавушка"

на 2022-2023 учебный год

Начало учебного года: 01.09.2022

1 полугодие: 17 недель, 1 день – 86 дней

2 полугодие: 19 недель, 2 дня - 97 дня

Окончание учебного года: 31.05.2023

04.11.2022г - праздничный день - 1

01.01.2023г; 07.01.2023г праздничные дни - 2

Летний период: 01.06.2023 - 31.08.2023

23.02.2023г - праздничный день - 1

у

учебный день

08.03.2023г - праздничный день - 1

Количество учебных недель, дней в год:

в

выходной день

01.05.2023г - праздничный день - 1

Всего: 36 недель – 180  учебных дня

п

праздничный день

09.05.2023г - праздничный день - 1

Месяц

Сентябрь

Итого:

Неделя

1

2

3

4

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Количество учебных дней

в

в

в

в

в

в

в

в

Месяц

Октябрь

Итого:

Неделя

5

6

7

8

9

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Количество учебных дней

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

Месяц

Ноябрь

Итого:

Неделя

9

10

11

12

13

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Количество учебных дней

п

в

в

в

в

в

в

в

в

Месяц

Декабрь

Итого:

Неделя

13

14

15

16

17

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Количество учебных дней

в

в

в

в

в

в

в

в

в

Месяц

Январь

Неделя

18

19

20

21

Итого:

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Количество учебных дней

п

в

в

в

в

в

п

в

в

в

в

в

в

в

Месяц

Февраль

Итого:

Неделя

21

22

23

24

24

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

Количество учебных дней

в

в

в

в

в

в

п

в

в

в

Месяц

Март

Итого:

Неделя

25

25

26

27

28

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Количество учебных дней

в

в

п

в

в

в

в

в

в

Месяц

Апрель

Итого:

Неделя

29

30

31

32

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Количество учебных дней

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

Месяц

Май

Итого:

Неделя

33

34

35

36

36

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Количество учебных дней

п

в

в

в

п

в

в

в

в

в

в

3.2. Объем образовательной нагрузки

План организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет составлен с учетом требований, определенных нормативными документами:

- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 №28,

- Федерального закона РФ «Закона об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ,

- Уставом МАДОУ города Нижневартовска ДС  №62 «Журавушка»,

- Локальными актами МАДОУ города Нижневартовска ДС  №62 «Журавушка».

План составлен с учетом пятидневной рабочей недели.

1. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 2 до 4 лет - не более 30 минут.

2. Количество занятий в неделю -  2

3. Количество занятий в месяц - 8

4. Количество занятий в год - 72

5. Занятия проводятся с 01.09.2022г. по 31.05.2023г.

Образовательная область

Наименование услуги

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц

Кол-во в год

Длительность (мин.)

Художественно-эстетическое развитие

«Умелые ручки»

2

8

72

30 минут

3.3. Расписание образовательной деятельности

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

17.00-17.30

17.00-17.30

3.4. Условия реализации Программы

3.4.1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы

Программа реализуется в специально оборудованном помещении, расположенном на  третьем этаже МАДОУ города Нижневартовска ДС №62 «Журавушка».

 Для занятий  необходимо иметь: Оборудование и инструменты:  цветную бумагу,  картон белый и цветной,  альбомная бумага, карандаши простые, кисточки, салфетки, клеенка.

 Бросовый материал.

Оборудование:  столы, стулья, мольберт, доска, плакаты.

 Образцы объектов труда, инструкционные карты.

3.4.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Наименование услуги

Методическое обеспечение программы

 Умелые ручки

Программа «Умелые ручки» является авторской художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий    Г.Н. Давыдовой, О.Э. Литвиновой, А.А. Фатеевой

Учебные пособия, практические пособия

Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 1 -2.

О.Э. Литвинова «Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность)»

А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки»


Литература

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 1 -2. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
  2. Литвинова О.Э. Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность). – Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021г.
  3. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки». Академия развития, Харвест, 2009г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительных образовательных услуг-кружка «Волшебное лукошко» для воспитанников 3-4 лет

 Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим  систему организации образовательной деятельности воспитат...

Рабочая программа дополнительной платной услуги по обучению чтению старших дошкольников.

Поможет учителю-логопеду или воспитателю приступить к обучению детей чтению в детском саду или вне его....

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Пальчиковые игры»

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Пальчиковые игры»...

Рабочая программа по дополнительной услуге детская студия «Умелые ручки»

Настоящая программа описывает курс подготовки по лего-конструированию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).Методологической основой программы являются методические разработки Фешина...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Волшебная страна Математика»

 Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зав...

Рабочая программа дополнительной платной образовательной услуги общеразвивающей направленности «Мульти-пульти»

На сегодняшний день все актуальнее звучит вопрос о новых технологиях, которые способствуют формированию таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартн...