Рабочая программа по дополнительной услуге детская студия «Умелые ручки»
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Настоящая программа описывает курс подготовки по лего-конструированию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Методологической основой программы являются методические разработки Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду:М.,2012.
Занимаясь по программе «Умелые ручки», дети развивают способности к конструкторскому творчеству и умение принимать нестандартные решения: из одаренного этими качествами малыша может вырасти скульптор, архитектор, инженер – конструктор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
besplatnyy_kruzhok_umelye_ruchki.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32 общеразвивающего вид»
УТВЕРЖДАЮ
Рассмотрено на заседании Заведующий МДОУ № 32
Педагогического совета № 1 ______Абрамова Л.Д.
от «01» сентября 2016г. от «01» сентября 2016г
Рабочая программа по бесплатной дополнительной услуге
детская студия
«Умелые ручки»
Разработана на основе парциальной программы
«Лего-конструирование в детском саду» Фешина, Е.В.
Возраст детей: 6 – 7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Воспитатель Маклецова И.А
г. о. Электросталь, 2016г.
Содержание программы:
- Пояснительная записка……………………………………………… 3
- Цель и задачи программы…………………………………………… 4
- Расписание …………………………………………………………….5
- Планируемые результаты ………………………………………….....5
- Тематический план …………………………………………………....6
- Перспективное планирование ………………………………………..6
- Мониторинг рабочей программы ……………………………………12
- Список литературы …………………………………………………...13
Пояснительная записка.
Программа «Умелые ручки» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).
Программа реализуется на базе МДОУ «Детский сад № 32 общеразвивающего вида».
Дошкольное учреждение работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Детскими психологами доказано, что если в жизни ребенка не присутствует образная игра – он начинает неадекватно воспринимать окружающий мир. Лего-конструктор даёт возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух или более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек. Лего-конструктор развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей и стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.
Исследования отечественных и зарубежных педагогов доказывают, что развитие мелкой моторики и точных движений пальцев, способствует обогащению словаря, развивает и активизирует мыслительные процессы, поэтому детям с речевыми нарушениями необходимо обучение конструированию из Лего.
Занимаясь по программе «Умелые ручки», дети развивают способности к конструкторскому творчеству и умение принимать нестандартные решения: из одаренного этими качествами малыша может вырасти скульптор, архитектор, инженер – конструктор.
Настоящая программа описывает курс подготовки по лего-конструированию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Методологической основой программы являются методические разработки Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду:М.,2012.
Актуальность программы:
В дошкольном возрасте внимание детей прогрессирует одновременно по многим характеристикам. Развитие памяти также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию.
У большинства нормально развивающихся детей дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. При помощи механических повторений информации дети в дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать. В этом возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее.
В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления у старших школьников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т.В.Кудрявцев,Э.А.Фаранонова и др.).Что касается деятельности дошкольников, то взаимообогащение практических и мыслительных действий является одной из сильны ее сторон. При этом практические действия могут выступать как широкое экспериментирование с материалом – бескорыстное и целенаправленное, связанное с выполнением замысла. Замысел, в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий, что является положительным моментом для развертывания дальнейшего творческого конструирования.
Однако это происходит лишь при условии организации обучения, направленного на преодоление следующих недостатков детского конструирования:
- Нечеткость замысла, объясняемая нечеткостью структуры образа.
- Неустойчивость замысла – дети начинают создавать один объект, а получают совсем иной и довольствуются этим.
- Поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлеченность ею – замыслу уделяется крайне мало внимания.
- Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать.
- Неумение предварительно анализировать задачу. В противном случае детское конструирование может протекать на очень низком уровне, препятствующем развитию полноценной деятельности творческого характера.
Источником замысла детей является окружающая жизнь, ее богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь игра. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным, они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлении, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Именно поэтому надо не только стремиться к тому, чтобы жизнь детей была наполнена впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования у них умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также их взаимосвязи и по-своему их передавать в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представление о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.
Целью данной программы является - развитие конструкторских способностей у детей.
Для ее достижения необходимо решение следующих задач:
- Обучать техническим навыкам создания различных предметов, используя основные свойства конструктора (жесткость, порочность, устойчивость).
- Развивать умение творчески подходить к решению задач, анализировать ситуацию, находить ответы на вопросы.
- Развивать у детей мелкую моторику, координацию (глаз, рука).
- Расширять коммуникативные способности детей через создание игровых ситуаций.
- Воспитывать у детей интерес к лего-конструированию.
Реализация программы предполагает получение следующих результатов:
- освоение детьми основных приемов работы с лего-конструктором ;
- повышение уровня знаний о конструкциях и её основных формах ;
- повышение коммуникативных способностей детей ;
- повышение интереса к лего-конструированию.
Схема деятельности педагога с детьми включает:
Дополнительная деятельность носит комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для закрепления усвоенных знаний.
Матрица бесплатной дополнительной услуги
Кол-во часов в год | Срок обучения | Возрастной состав | Формы организации |
18ч. | 1 год с сентября 2016г.- май 2017г. | 6-7 лет | Групповая |
Расписание
Название кружка | Направление | Дни недели | Время |
«Умелые ручки» | Познавательное развитие | Среда | 16.20 – 16.50 |
Планируемые результаты:
К концу освоения программы ребенок должен овладеть следующими знаниями и умениями.
Ребенок знает:
- Основные части и характерные детали конструктора (кирпичики, формочки);
- Разнообразные детали по форме и величине.
Ребенок умеет:
- соединять детали конструктора;
- строить по карточке;
- следовать устным инструкциям;
- аккуратно выполнять работу.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем | Количество занятий / часов |
Вводная диагностика | 1 | |
Знакомство с Лего | 4 | |
3. | Конструирование по замыслу | 8 |
4. | Конструирование по теме | 21 |
5. | Итоговое занятие | 1 |
6. | Диагностика по итогам года | 1 |
Структура занятия
1. Подготовка к занятию (установка на работу).
2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
3. Введение в новую тему.
4. Практическая часть.
Перспективное планирование
МЕСЯЦ | ТЕМА НЕДЕЛИ | ПРОГРАММНОЕ ОДЕРЖАНИЕ |
Сентябрь | 1неделя. Мониторинг | Выявить знания и умения детей на начало года. |
2 неделя. Спонтанная коллективная игра с лего-конструктором |
| |
3 неделя. Знакомство с формой лего-элментов (кирпичики) |
| |
4 неделя. Знакомство с лего-элементами (формочки) |
| |
Октябрь | 1неделя. Знакомство с лего-элементами (формочки и кирпичики) |
|
2 неделя. Конструирование по замыслу |
| |
3 неделя. Мостик через речку |
| |
4 неделя. Избушка Бабы Яги |
| |
Ноябрь | 1неделя. Грузовик везет кирпичики |
|
2 неделя. Конструирование по замыслу |
| |
3 неделя. Разные дома |
| |
4 неделя. Лабиринт |
| |
Декабрь | 1неделя. Городской транспорт |
|
2 неделя. Светофор |
| |
3 неделя. Знакомство с дорожными знаками |
| |
4 неделя. Конструирование по замыслу |
| |
Январь | 1 неделя. Животные на ферме |
|
2 неделя. Овечка |
| |
3 неделя. Пастбище |
| |
4 неделя. Конструирование по замыслу |
| |
Февраль | 1неделя. Играем в зоопарк |
|
2 неделя. Слон |
| |
3 неделя. Верблюд |
| |
4 неделя. Конструирование по замыслу |
| |
Март | 1неделя. Плывут корабли |
|
2 неделя. Катер |
| |
3 неделя. Корабль |
| |
4 неделя. Конструирование по замыслу |
| |
Апрель | 1неделя. Космический корабль |
|
2 неделя. Ракета |
| |
3 неделя. Луноход |
| |
4 неделя. Конструирование по замыслу |
| |
Май | 1неделя. Строим город |
|
2 неделя. Дома на нашей улице |
| |
3 неделя. Конструирование по замыслу |
| |
4 неделя. Итоговое занятие. |
| |
Мониторинг |
Мониторинг рабочей программы
Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год: вводный - в сентябре, итоговый – в мае.
Методика и критерии диагностического обследования
Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Фешиной Е.В., Комаровой Л.Г., Старцевой О.Ю.
Задание №1
Цель: выявить умение называть детали конструктора
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно называет
2 балла – ребенок называет с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание №2
Цель: выявить умение в создании различных конструкции предмета в соответствии с его назначением
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно создает различные конструкции
2 балла – ребенок создает различные конструкции с помощью педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание № 3
Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).
Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;
2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры;
1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.
Задание № 4
Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона).
Педагог показывает ребенку квадрат и предлагает назвать или показать углы, стороны.
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические понятия;
2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрических понятия;
1 балл – ребенок не выполняет задание.
Высокий уровень:
Ребенок самостоятельно выделяет основные части конструкций и характерные детали. Анализирует постройки, находит конструктивное решение. Знает и различает разнообразные детали конструктора. Самостоятельно планирует этапы создания собственной постройки. Создает конструкцию по рисунку. Умеет сооружать постройки и объединять их одним содержанием. Охотно работает в коллективе.
Средний уровень:
Ребенок с небольшой помощью взрослого выделяет основные части конструкции и характерные детали, затрудняется в различении деталей по форме и величине, допускает ошибки в их названии. Ребенок испытывает затруднения в самостоятельном строительстве постройки по рисунку. С помощью взрослого подбирает необходимый материал, недостаточно самостоятелен в сооружении построек. При помощи взрослого объединяет их одним содержанием. В процессе работы не проявляет фантазию и воображение. Умеет работать в коллективе.
Низкий уровень:
Ребенок не выделяет основные части конструкции и характерные детали, допускает ошибки при анализе построек, даже с помощью взрослого не может выделить части и определить их назначение. Не различает детали по форме и величине. Ребенок не умеет создавать постройку по рисунку, подбирает необходимый материал только с помощью взрослого. Не проявляет инициативы. Испытывает трудности во взаимодействии с другими детьми или отказывается работать в коллективе.
Мониторинг
№ п/п | Фамилия Имя ребенка | Критерии оценки | ||||
Видит конструкцию предмета и анализирует ее с учетом практического назначения | Создает различные конструкции предмета в соответствии с его назначением | Называет все детали конструкторов | Строит по образцу | Строит более сложные постройки |
В – высокий уровень «3 балла»
С – средний уровень «2балла»
Н – низкий уровень «1балл»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду:М.,2012.
2.Конструируем, играем, учимся: Учебное пособие.М.,2006.
3.Лусс, Т.С.Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего:М., 2003.
4. Комарова, Л.Г. Строим из лего.М.,2001.
5.Шайдурова, Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности:М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 3-5 лет
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...
Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5-7 лет
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...
Рабочая программа кружка для средней группы "Умелые ручки".
Развитие мелкой моторики и творческого воображения очень важно для дальнейшего развития ребенка. Идея организации кружка была связана с тем, что мелкая моторика у детей развита недостаточно. А это отр...
Рабочая программа кружка по ручному труду "Умелые ручки"
· Программа кружка по ручному труду ориентирована на достижение психологического раскрепощения, реализацию творческого потенциала детей, воображения, фа...
Рабочая программа платного дополнительного образования кружка «Умелые ручки» на 2017 -2018 учебный год
Работа кружка «Умелые ручки» нацелена на общее развитие ребенка и содержит задания различных видов с различными материалами....
Рабочая программа по кружку с детьми " Умелые ручки"
Кружок с детьми...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок «Умелые ручки» средняя группа
Программа по дополнительному образованию "Умелые ручки"...