Развивающая предметно-пространственная среда. Пять правил, которые должен знать воспитатель "
консультация

Дети находятся в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать и давать возможность свободно играть, общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому просто наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного СТАНДАРТА ФГОС появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей — это одна из главных задач дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом. Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать: 1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений. 2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка. 3. Реализацию образовательной программы ДОУ. 4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть : — содержательно-насыщенной; — трансформируемой; — вариативной; — полифункциональной; — доступной; — безопасной. Насыщенность РПП среды это : — разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе; — соответствие возрастным особенностям и содержанию программы д/с. Полифункциональность материалов это : — возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.). Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости : — от образовательной ситуации; — от меняющихся интересов детей; — от возможностей детей. Вариативность среды предполагает : — наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения); — периодическую сменяемость игрового материала; — разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми; — появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Доступность среды это : — доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; — свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности; — исправность и сохранность материалов и оборудования. Безопасность среды : — игрушки должны быть безопасными для детей, соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия. Опираясь на требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей: Социально – коммуникативная; Познавательная; Речевая; Художественно – эстетическая; Физическая. В каждой области имеются свои центры. Социально-коммуникативное развитие : — Зона ПДД; — Зона пожарной безопасности; — Зона игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр). Познавательное развитие : — Зона «Уголок Природы»; — Зона сенсорного развития; — Зона конструктивной деятельности; — Зона математического развития; — Зона экспериментирования. Речевое развитие : — Зона речевого развития или уголок речи и грамотности; — Зона Книги; — Логопедический уголок. Художественно-эстетическое развитие : — Зона ИЗО или уголок творчества; — Зона музыкально-театрализован-ной деятельности. Физическое развитие : — Зона физического развития; — Спортивный уголок «Будь здоров!» Направление: *Социально-коммуникативное развитие. Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр: *В зоне по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности. *Познавательное направление. Большой популярностью у детей пользуется зона науки. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т. п. *Зонаматематического развития : пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания. *Зона конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное лего, конструкторы. *В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимое оборудование по уходу за ними. *Речевое развитие. Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями. *Художественно — эстетическое развитие. В уголке «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ. *Театрализованная деятельность. Театрализованные игры решают следующие задачи: Развивают артикуляционную моторику; Развивают артикуляционную моторику; Расширяют словарный запас; Развивают монологическую и диалогическую речь; Развивает общую и мелкую моторику. *Физическое развитие : Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правила, который должен знать каждый"

Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы...

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...