"Предшкольная пора. Пять правил, которые должен знать воспитатель детского сада"
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Цепакина Анна Николаевна

"Предшкольная пора. Пять правил, которые должен знать воспитатель детского сада"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

"Предшкольная пора. Пять правил, которые должен знать воспитатель детского сада"

В детском саду подготовка к обучению в школе осуществляется всей системой воспитательно-образовательного процесса. Целью является перестройка сознания, поведения, деятельности старшего дошкольника и формирование умений, необходимых для успешного обучения. У детей развивают речь, мышление, произвольность внимания, моторику, навыки общения, организованность, самостоятельность. К началу школьного обучения ребенок должен иметь определенный объем знаний и овладеть универсальными учебными действиями. Для этого педагогами ДОУ используются различные методы и приемы, отработанные годами системой дошкольного образования. С этой целью в ДОУ организована специальная учебная деятельность в форме занятий по развитию речи, познавательному развитию, обучению грамоте, формированию математических представлений и пространственной ориентировки. Приобретенные знания и умения тесно связаны с практикой. Например, обучение счету происходит на занятиях по математике, а закрепляется при сервировке столов, распределении игровых принадлежностей и пр. Способы измерения дети осваивают в игровой и трудовой деятельности. Особые признаки предметов и явлений (пластичность, вес материалов и пр.) открываются детям при проведении экспериментов и наблюдений. Игры и задания, развивающие познавательные процессы, проводятся в свободное время, на прогулке, в индивидуальной работе с конкретным ребенком. Для развития когнитивного интереса используются игры, эксперименты, вопросы-загадки, проблемные ситуации – то есть, методы, мотивирующие дошкольника узнать новое. Повышение осведомленности Один из важных компонентов интеллектуальной готовности – это широкий запас знаний об окружающем мире. Главным стимулом приобретения знаний является познавательная мотивация. В группах оборудуют тематические центры по социально-коммуникативному, речевому, познавательному, художественно-эстетическому и физическому развитию. Ребенок узнает новое у педагогов в специально оборудованных помещениях музыкального, спортивного зала, художественной студии и т.д. Развивающая среда на участке детского сада тоже способствует развитию познавательной активности дошкольников. Например, это спортивная площадка, огород, «Экологическая тропа», «Детская метеостанция», «Тропа здоровья». Дети наблюдают, экспериментируют, ухаживают за растениями, следят за погодой и сезонными изменениями, повышая свою осведомленность в различных областях знаний. Развитие мышления детей происходит во всех видах деятельности: на обучающих занятиях и при изготовлении художественных поделок, в практических трудовых действиях и в побуждении детей к наблюдениям. Широко используется игра и дидактические упражнения. К началу школьного обучения ребенку необходим ощутимый уровень логического мышления, следовательно, в ДОУ уделяют внимание развитию всех мыслительных операций: анализ и синтез; абстрагирование; сравнение; обобщение; классификация. Детей учат замечать существенные признаки, абстрагироваться от несущественных, находить сходство и различие между объектами. Игры и задания на развитие словесно-логического мышления используются педагогами на занятиях и в свободной деятельности. В центрах развития всегда есть настольные игры «Разложи карточки на группы», «Исключи лишний предмет из набора», «Пазлы», «Найди такой же предмет» и много других полезных наборов, с которыми ребенок может поиграть самостоятельно, или позаниматься, опираясь на подсказки воспитателя. Речевое развитие в детском саду Развитие речи дошкольников происходит в течение всего дня. На специальных занятиях, которые проводятся два раза в неделю, детей учат связно и грамматически правильно выражать свои мысли, пополняют активный словарь, формируют звуковую культуру речи. В старшем дошкольном возрасте в сетке занятий появляется «Обучение грамоте». Дети получают первичные навыки грамматического осмысления речи: знакомятся с понятием «слово» и «звук»; получают представление о звуковом анализе слова; определяют гласные, твердые и мягкие согласные; делят слова на слоги; определяют род слова; образуют множественное и единственное число слов. Тесные взаимодействия со взрослыми и сверстниками в течение дня создают условия для развития связной речи дошкольника. Ребенок старается говорить так, чтобы его понимали. Перенимает, как пример, высказывания сверстников. При необходимости педагог может подсказать ребенку подходящее слово, поможет правильно выстроить предложение. С помощью чистоговорок и игровых упражнений воспитатель помогает детям формировать правильное звукопроизношение. Скороговорки воспринимаются детьми как потешная забава, поэтому они охотно тренируют артикуляцию и звукоизвлечение. В то время как дома ребенку подобное занятие быстро надоедает, в детском саду он готов повторять полезные речитативы. В детском саду нет цели научить ребенка писать. Главное, подготовить физически руку к письму, чему уделяется пристальное внимание. Для развития мелкой моторики дети играют с мелкой мозаикой, лепят, рисуют, конструируют, выполняют специальные упражнения с предметами (карандашом, маленьким массажным шариком, мячиком) и без них. Развитию графических навыков способствует выполнение заданий, в которых дети рисуют по клеточкам, соединяют рисунок по точкам, штрихуют, разукрашивают. Будущий первоклассник должен уметь слушать и слышать взрослого, действовать по инструкции, контролировать свои действия и слова, анализировать свою работу и работы сверстников. Это необходимые элементы учебной деятельности. Психологическая готовность к обучению в школе подразумевает умение дошкольников общаться. Поэтому один из больших плюсов детского сада – это социализация. В группе детского сада дошкольник познает азы взаимодействия. Находясь среди сверстников, ребенок постепенно учится налаживать отношения, подчиняться общим правилам, контролировать свое поведение, выходить из конфликтных ситуаций. Несомненно, подготовка к школе для некоторых детей проходит в домашних условиях, и зачастую она высокоэффективна в развитии интеллектуального потенциала ребенка. Однако детское учреждение предлагает ряд тех условий, которые в домашних условиях ограничены, – а именно, вносит существенный вклад в формирование социальной и личностной готовности ребенка к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правила, который должен знать каждый"

Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы...

Что необходимо знать воспитателю детского сада о вашем ребенке?

Что необходимо знать воспитателю детского сада о вашем ребенке?...

Консультация "9 правил безопасности, которые должен знать ребенок"

Консультация для родителей по безопасности. Правила, которые должны знать дети....

Исторические факты о войне, которые должен знать каждый ребенок

Исторические факты о войне, которые должен знать каждый ребенок...

Правила безопасности которые должен знать ребенок

Правила, которые должны знать дети по безопасности...

Консультация для родителей "Правило "Трех минут", которое должен знать каждый родитель"

Консультация содержит информацию для родителей о необходимости и значении первых минут встречи с ребенком. Рекомендации об эффективном эмоционально положительном общении  с ребенком, благодаря че...

Развивающая предметно-пространственная среда. Пять правил, которые должен знать воспитатель "

Дети находятся в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать и давать возможность свободно играть, общаться со сверстниками, развивать индивиду...