Программа дополнительного образования "Мульт-студия "Лесовичок"
рабочая программа (старшая группа)

Лесных Марина Геннадьевна

Программа мультипликации в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdo_mult-studiya.docx59.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение МБОУ «СОШ №5 «Многопрофильная»

ПРОГРАММА ДОПОЛЬНИТЕЛЬНОГО

 ОБРАЗОВАНИЯ

Мульт-студия «Лесовичок»

для детей

старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)

на 2022 – 2024 учебный год

Составитель рабочей программы:

                                                                            воспитатель Лесных М.Г.

Нефтеюганск

Оглавление

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка………………………………………...……3
  2. Цель и задачи реализации ПДО…………………………...………..6
  3. Принципы, методы и подходы к формированию ПДО………...…6
  4. Характеристика особенностей развития детей………………...….7
  5. Целевые ориентиры………………………………………..………12
  1. Содержательный раздел
  1. Процесс создания мультфильма……………..……………………14
  2. Формы и режим занятий……………………….………………….15
  3. Система педагогической диагностики……………..………..……15
  4. Методы и приемы, используемые при реализации ПДО………..16
  1. Организационный раздел
  1. Календарно-тематический план…………………………………..18
  2. Организация работы с родителями……………………………….29
  3. Материально-техническое обеспечение………………………….30
  4. Перечень нормативных и нормативно-методических документов…………………………………………………………31
  5. Перечень литературных источников……………………………33

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Дошкольное образование сегодня - не только источник определенных знаний, но в первую очередь еще и, фактор успешной социализации подрастающего поколения. Реалии нашего времени: рост цифровых технологий, увеличение потока информации, доступность сетевых ресурсов предъявляют новые требования к воспитанию и развитию подрастающего

поколения.

 Дошкольное детство – важный период становления личности. Необходимо, чтобы развитие ребенка в это время было всесторонним.

Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования основными задачами образовательной деятельности в области познавательного развития являются:

 - развитие самостоятельности, творчества   детей   в   познавательно-исследовательской деятельности, избирательность детских интересов;

- развитие познавательных умений: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения, с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать обьекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности;

- развитие умений детей применять некоторые цифровые средства для познания окружающего мира, соблюдая правила их безопасного использования;

- развитие умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.

В связи с этим встал вопрос о том, какие средства использовать для достижения поставленных целей? Что будет увлекательным и доступным для современного ребенка, чтобы обучение стало для него без принуждения? Какие современные технологии применить в работе с детьми, которые способствовали бы формированию таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Нормативно-правовое обеспечение

Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с:

  1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
  2. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. От14.07.2022) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
  4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (актуальная ред.) «Об образовании в Российской Федерации»
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
  6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809).

Уровень программы дополнительного образования – базовый.

Направление программы: социально-педагогическое.

Актуальность предлагаемой программы

Данная форма образовательной деятельности еще слабо сформирована, либо вообще не представлена в дошкольных образовательных учреждениях. Главная педагогическая ценность мультипликации как инновационной формы работы с детьми дошкольного возраста заключается в возможности интегративного развития личности. Создание мультипликационного фильма это, по сути, интеграция образовательных областей: познавательной, художественно-эстетической, речевой. Процесс создания мультфильма является практической совокупностью знаний, умений, навыков детей и педагогов. Дети в процессе съемок мультфильма примеряют на себя роль художника, режиссера, сценариста, оператора, ассистента для передвижения предметов в кадре, учатся договариваться с другими, согласовывать свои действия, добиваться общего результата.

В процессе работы над мультфильмом активизируются такие виды детской деятельности как познавательная, речевая, музыкальная, игровая, изобразительная и другие.

Новизна программы Мульт-студия «Лесовичок» заключается том, что одним из важных мотивов занятий с детьми дошкольного возраста является интерес. Интерес – это активная познавательная направленность на предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Предметом такой заинтересованности может стать создание мультипликационного фильма. Всем известно, что анимация – один из любимых жанров у детей. А раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития личности, так и для последующего изучения школьных предметов, облегчая его социализацию, вхождение его в информационное сообщество.

Мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей.

Программа позволяет осуществлять проектный подход при создании анимационных фильмов, а также использовать в работе интеграцию разнообразных видов деятельности детей: двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, а также чтение художественной литературы.

Основное направление деятельности в ходе реализации программы – создание короткометражных познавательных мультфильмов методом покадровой сьемки с применением цифровых технологий в различных техниках (пластилиновая, бумажная перекладная, обьемная анимация и другие). Поскольку мультипликация находится на стыке таких видов искусств, как кинематограф, театр, изобразительное искусство и музыка, то и программа включает разнообразные виды деятельности: рисование, лепку, аппликацию, литературное творчество и, конечно же, сьемку, озвучивание и монтаж мультфильмов! Дети изучают историю мультипликации – от оптических игрушек до современных мультфильмов, знакомятся с техниками мультипликации, с законами монтажа и средствами выразительности, применяемыми в мультипликации, учатся работать с цифровым фотоаппаратом и микрофоном, монтировать мультфильм с помощью программы «Видеомонтаж».

Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральной образовательной программы дошкольного образования, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.

В ходе работы предусматриваются различные формы, как индивидуального творчества ребенка, так и его сотрудничества, и сотворчества со сверстниками и взрослыми – педагогами и родителями.

Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники.

  1. Цель реализации ПДО и задачи

Цель программы: создание образовательной среды, способствующей формирование у детей потребности в познавательной, творческой и речевой активности, основ технического мышления (посредством освоения элементарных навыков создания мультипликации) через участие в создании мультфильмов.

Задачи:

Образовательные:

− познакомить с историей возникновения и видами мультипликации;

− познакомить с технологией создания мультипликационного фильма;

− формировать художественные навыки и умения;

− поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.

Развивающие:

− развивать творческое мышление и воображение;

− развивать детское экспериментирование, поощряя действия по преобразованию объектов;

− способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;

− развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.

Воспитательные:

− воспитывать чувство коллективизма;

− поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности;

− воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;

− воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

  1. Принципы и методы формирования ПДО

В основу программы заложен принцип комплексного положительного воздействия на психические процессы, развитие воображения, памяти, речи, внимания, мышления и восприятия. Процесс развития дошкольников в контексте данной программы построен на комплексе ……А так же принципы:

  • принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий практически апробированными методиками;
  • принцип развития, который подразумевает целостное развитие личности ребенка;
  • принцип социально - психологической комфортности, направленный на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей старшего дошкольного возраста;
  • доступности - темы, предлагаемые для обучения дошкольников, знакомы и понятны им;
  • последовательности – материал дается последовательно, от более простого - к более сложному;
  • наглядности – использование наглядного материала (картинки карточки, фотографии, настольно-печатные игры, и т.д.);
  • принцип преемственности – обеспечение взаимодействия и преемственности в работе с социумом.

Для реализации программы будут использоваться следующие методы работы:

  • - методы организации и осуществления деятельности (словесные, наглядные, практические, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);
  • - методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса – познавательные игры, создание ситуаций успеха);
  • - методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
  1. Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста участвующие в реализации программы

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет

Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т.д., и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

     Примерно до пяти лет в образе «Я» ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях своего «Я». Разумеется, этот процесс находится еще в зародыше и имеет специфические формы. Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребенок может воображать себя этим персонажем, – не играть роли, а именно воображать, приписывая себе его качества. Дети 5-6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.

В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У детей появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

Восприятие детей в 5 – 6 лет

 Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов.

Внимание детей в 5 – 6 лет

 Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного внимания  к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале учебного года 5 – 6 объектов, к концу года 6 – 7.

Память детей в 5 – 6 лет

 В возрасте 5 – 6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5 – 6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5 – 6 слов. Развиваются различные виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная и т.д.

Мышление детей в 5 – 6 лет

 В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Воображение детей в 5 – 6 лет

 Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко

воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно.

Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинение детьми достаточно оригинальных, и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным, в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню.

Речь детей в 5 – 6 лет

 Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети

могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.

Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.  

Возрастные особенности развития детей от 6 до 7 лет.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами.

 В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям— он важен для углубления их пространственных представлений.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. 

Работы, выполненные детьми, примут участие в различных конкурсах, имеющих художественно-эстетическую и научно-техническую направленность.

  1. Целевые ориентиры

В результате реализации программы, обучающиеся должны знать и уметь:

- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- определить порядок действий, планировать этапы своей работы;

- комбинировать различные приемы работы для достижения поставленной художественно-творческой задачи;

- пользоваться инструментами и графическими материалами (карандаши, гуашь, акварель, пластилин, белая и цветная бумага, картон, кисти и палитра и т.д.);

- активизируется познавательная деятельность к изобразительному искусству через мультфильмы;

- готовить декорации к мультфильму: лепить, рисовать, клеить, вырезать;

- различать и передавать ближние и дальние предметы;

- передавать движения фигур человека и животного;

- проявлять творчество в создании своей работы;

- владеть простейшими навыками работы с ИКТ: пользоваться фотоаппаратом, устанавливать определенный ракурс при выполнении кадровых фотографий, передвигать персонажей мультфильма на сюжетном поле для достижения эффекта движения и др.;

- монтировать свой собственный мультфильм из слайдов и фотографий;

- приобретут ни с чем несравнимый опыт самореализации в значимой для них деятельности, познакомятся с различными для них видами творчества (литература, театр, изобразительная деятельность, пластика, прикладное искусство, технология обработки различных материалов, музыка, видеосъемка и видеомонтаж).

- осмыслят различные явления нашей жизни, научатся решать проблемы общения, сделают нравственный выбор.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности детей в соответствии с направлениями развития ребенка

Программа рассчитана на два года обучения. Занятия будут проходить 1 раз в неделю с октября по май. Количество часов в год – 34ч. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: 20-25 минут – старшая группа, 25-30 минут – подготовительная группа. Наполняемость группы не более 10-12 человек.

ПДО предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми.

Структура занятия: каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.

-Подготовительная часть длится 7 минут (приветствие, беседы, просмотр познавательного видео, игры-звукоподражания, игры-разминки)

-Основная часть занимает 15 минут (практическая деятельность по изготовлению декораций, героев, покадровая сьемка, озвучивание, монтаж)

- Заключительная часть занимает 8 минут (анализ проделанной работы, викторина, уборка рабочего места)

  1. Процесс создания мультфильма

Техники создания мультипликации:

  1. Перекладка (рисованные мультфильмы) – персонажи рисуются на бумаге, вырезаются и двигаются;
  2. Пластилиновая анимация – дети лепят персонажей из пластилина: плоских (техника на подобие перекладке), объемных (техника на подобие кукольной анимации);
  3. Предметная анимация – создание мультфильмов с помощь готовых предметов и игрушек, и с использованием объемных поделок (оригами, пластилин, соленое тесто, картон, куклы);
  4. Пиксиляция – главные актеры в кадре сами дети;
  5. Смешанные – использование при создании одного мультфильма разных техник.

Этапы создания мультфильмов в рамках реализации программы «Мульт-студия»: 

I этап – литературный. Выбор сюжета, подбор литературного материала или составление истории (сказка, стихотворение, самостоятельное составление истории). Написание сценария.

II этап – изобразительный. Выбор техники исполнения декораций и изготовления героев и их создание.

III этап –режиссерский. Выбор техники создания мультфильма и распределение ролей.

IV этап – съемочный. Съемка эпизодов, звуковое оформление и выбор музыкального сопровождения.

V этап – монтаж мультфильма (в работе с детьми дошкольного возраста этот этап реализуется педагогом) 

VI этап – показ готового мультфильма (изготовление пригласительных билетов, афиш)

  1. Формы и режим занятий

Программа предусматривает групповую форму работы с детьми старшего дошкольного возраста во второй половине дня.

Объем образовательной нагрузки программы дополнительного образования Мульт-студия «Лесовичок»

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

1

4-5

36

Первый год обучения

Дети 5 – 6 лет

Старший дошкольный возраст

25 минут

Второй год обучения

Дети 6 – 7 лет

Подготовительная к школе группа

30 минут

Формы:

  • Беседы
  • викторины
  • чтение и обсуждение
  • наблюдение
  • игры
  • практическая деятельность (создание мультфильма)

  1. Система педагогической диагностики

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

Динамику роста детей, занимающихся по программе, можно будет отследить с помощью диагностики, которая проводится 2 раза в год – в ноябре и в мае. Диагностика состоит из теоретических вопросов, направленных на выявление знаний ребят о создании мультипликационных фильмов. Уровень практических умений будет оцениваться в конце обучения через следующие формы подведения итогов: творческие задания, презентация творческих проектов, выпуск анимационных фильмов.

  1. Структура учебного плана

Учебно- тематический план (1 год обучения)

№ п/п

Тема

Мультфильм

Кол-во занятий

1

«За кулисами мультфильма»

4

2

 Плоскостная анимация с предметами «Сказочная история»

«Путешествие осеннего листочка»

10

3

«Речь. Эмоции»

4

4

 Перекладная анимация «Мультипликация на бумаге»

«Где хранить деньги?»

6

5

«Сочиняем мультфильм»

«Путешествие храброго морячка»

11

6

Итоговое занятие

1

Всего занятий в год

36

Учебно- тематический план (2 год обучения)

№ п/п

Тема

Мультфильм

Кол-во занятий

1

«Все о мультипликации»

6

2

«Плоскостная анимация»

«Бездомный щенок»

11

3

Пластилиновая анимация «Создание пластилинового мультфильма»

«Город, рожденный нефтью»

7

4

Предметная анимация

«Объемная анимация»

«Семейный бюджет»

7

5

Итоговое занятие

1

Всего занятий в год

32

  1. Методы и приемы, используемы при реализации программы

Для успешного и результативного проведения занятия необходимо будет создавать и поддерживать в группе атмосферу творчества и психологической комфортности. Это возможно при применении следующих методов проведения занятий:

  • Словесный метод  – устное изложение, беседа, опрос.
  • Наглядный метод – показ видеоматериала, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу.
  • Практический метод – овладение практическими умениями рисования, лепки, аппликации.
  • Объяснительно-иллюстративный метод (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
  • Репродуктивный метод обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
  • Частично-поисковый метод (дошкольники участвуют в коллективном поиске решения заданной проблемы).
  • Исследовательский метод – овладение детьми приемами самостоятельной творческой работы.

Приемы:

  • прием погружения (погружение в сюжет произведения);
  • прием психогимнастики (обучение элементам техники выразительных движений);
  • прием вербализации (озвучивание);
  • чтение художественной литературы;
  • составление творческих рассказов;
  • нетрадиционные техники рисования, лепка, аппликация, конструирование.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Календарно-тематическое планирование

Перспективное планирование (1 год обучения)

№ п/п

Тема

Содержание

Срок реализации

 «За кулисами мультфильма»

1

«Что такое мультфильм?»

-знакомство с мульт-студией;

-обсуждение известных детских мультфильмов;

-обсуждение роли мультфильма в жизни ребенка.

- создание творческой группы родителей

Октябрь

1 неделя

2

«Обратная сторона экрана»

-знакомство детей с различными анимационными техниками;

-знакомство с материалами, из которых можно изготовить мультфильм;

-просмотр мультфильмов, созданных другими детьми.

Октябрь

2 неделя

3

«Шаг за шагом»

-знакомство детей с важными этапами создания мультфильма: сюжет, персонажи, декорации, озвучивание;

-обсуждение данных составляющих на примере мультфильма «Пластилиновая ворона»

Октябрь

3 неделя

4

«Персонаж - кто это?»

-знакомство детей с характеристиками персонажа (характер, мимика, жесты, движения);

-создание собственного персонажа (осенний листочек);

Октябрь

4 неделя

Плоскостная анимация с предметами «Сказочная история»

5

«Сюжет. Сказочная история»

-знакомство детей с правилами составления сюжета (завязка, развязка, заключение);

-упражнение «Составление рассказа по картинке»

- рассказ родителей о любимом мультфильме из детства

Ноябрь

1 неделя

«Сюжет. Сказочная история»

-создание сюжета совместно со всеми детьми, используя созданный ранее персонаж;

-обучение технике раскадровки

Ноябрь

2 неделя

6

«Декорации. Построим волшебный мир.»

-изучение способов изготовления декораций;

-знакомство с различными материалами;

-изготовлений декораций по придуманному сюжету

Ноябрь

3 неделя

7

«Камера - мотор!»

-знакомство детей с приборами, необходимыми для съемки мультфильма;

-обучение технике безопасности в мульт-студии;

-знакомство с программой «Видеомонтаж»;

-покадровая съемка мультфильма «Путешествие осеннего листочка» по заранее написанному сюжету

Ноябрь

4 неделя

8

«Говорим и показываем»

-продолжение съемки мультфильма «Путешествие осеннего листочка»;

-распределение ролей для озвучивания;

Ноябрь

5 неделя

9

«Говорим и показываем»

- конкурс от родителей «Лучший оратор»

-озвучивание и монтаж мультфильма «Путешествие осеннего листочка»;

Декабрь

1 неделя

10

«Фильм, фильм, фильм!»

-презентация готового мультфильма родителям, детям других групп, педагогам;

-обсуждение полученных результатов;

-викторина для детей «Что мы знаем о мультфильме?»

Декабрь

2 неделя

«Речь. Эмоции»

11

«Наши эмоции. От улыбки станет всем светлей»

-беседа на тему эмоциональных проявлений людей в различных ситуациях;

-работа с калейдоскопом эмоций;

-работа перед зеркалом - изучение собственных эмоций;

-изготовление персонажей со сменными эмоциями;

Декабрь

3 неделя

12

«Наша речь. Ласковое слово»

-обсуждение с детьми речевых особенностей людей;

-упражнения на развитие риторики;

-изготовление персонажей со сменными артикуляциями;

Декабрь

4 неделя

13

«Кто я?

Я особенный»

-обсуждение с детьми индивидуальных особенностей каждого человека;

- викторина от родителей «Кто я?»

-изготовление персонажей, отражающих особенности детей, создающих их;

Январь

1 неделя

14

«Моя семья»

-беседа с детьми на тему «Мое окружение», определение позиции ребенка в семье и отношений между родственниками;

-упражнения на развитие доброжелательного отношения к родственникам;

-сюжетно-ролевая игра «В магазин с мамой»

Январь

2 неделя

Перекладная анимация «Мультипликация на бумаге»

15

«Сюжет. Сказочная история»

-беседа «Деньги в нашей жизни»

-дидактическая игра «Банк»

- написание истории и разбор сюжета «Где хранить деньги?»

Январь

3 неделя

16

«Построим волшебный мир.»

- беседа «Перекладная анимация в мультфильме»

- просмотр познавательного видео «В банке»

- изготовление персонажей и атрибутов

Январь

4 неделя

17

«Декорации.»

Совместное с родителями практическое занятие по изготовлению декораций к мультфильму «Где хранить деньги?»

-подготовка персонажей

Февраль

1 неделя

18

«Камера - мотор!»

- распределение ролей

- Установка декораций для съёмок на специальном столе.

- операции с героями, покадровая съемка мультфильма «Где хранить деньги?»

Февраль

2 неделя

19

«Говорим и показываем»

- озвучивание персонажей мультфильма «Где хранить деньги?»

-  монтаж видео

Февраль

3 неделя

20

«Фильм, фильм, фильм!»

-презентация и просмотр мультфильма «Где хранить деньги?»

-обсуждение

-размещение мультфильма в сети Интернет с доступом для родителей

Февраль

4 неделя

«Сочиняем мультфильм»

21

- беседа совместно с родителями «Экология родного города»

- практическое занятие «Мультфильм в блокноте»

Март

1 неделя

22

«Сказочная история»

- составление рассказов на экологическую тему

- выбор лучшего рассказа

Март

2 неделя

23

«Сюжет»

- дополнение рассказа, обсуждение сюжета будущего мультфильма

- определение героев мультфильма

Март

3 неделя

24

«Декорации»

Практическое занятие по изготовлению декораций к мультфильму на ватмане

Март

4 неделя

25

«Персонажи»

- изготовление героев и атрибутов

- распределение ролей

- игра от родителей «Морячок»

Апрель    

1 неделя

26

«Камера - мотор!»

- Установка декораций для съёмок на специальном столе.

- обсуждение сюжета, покадровая сьемка

Апрель

2 неделя

27

«Камера - мотор!»

- покадровая сьемка

Апрель

3 неделя

28

«Камера - мотор!»

- покадровая сьемка

- озвучивание ролей

Апрель

4 неделя

29

«Говорим и показываем»

- озвучивание ролей

- монтаж мультфильма

Май

1 неделя

30

«Фильм, фильм, фильм!»

- Презентация и просмотр мультфильма «Путешествие храброго морячка» для творческой группы родителей

Май

2 неделя

31

«Гастроли»

- участие в экологическом конкурсе «Экоматик»

Май

3 неделя

32

Итоговое занятие

- фестиваль мультипликации

-просмотр мультфильмов, снятых за время занятий

-обмен впечатлениями

-подведение итогов

Май

4 неделя

Перспективное планирование (2 год обучения)

Тема

Содержание

Неделя

Все о мультипликации

1

Вводное занятие: «Путешествие в мир мультипликации»

- Дошкольники совершают путешествие во времени.

- Рассказ об истории анимации и мультипликации.

- Просмотр отрывков из первых анимационных фильмов.

- проверка состава творческой группы родителей

Октябрь

1 неделя

2

Парад мультпрофессий.

- Рассказ о профессиях мультипликатор.

- Просмотр презентации по теме «В гостях у режиссера Мультяшкина».

- Подвижная игра «Отгадай профессию»

Октябрь

2 неделя

3

Знакомство с компьютерной программой для создания мультфильма.

- Элементарное знакомство с процессом съемки.

- Дидактическая игра «Лови момент».

- Просмотр движения.

Октябрь

3 неделя

4

Как оживить картинку.

- Различные механизмы анимирования объектов.

- Просмотр мультфильмов, сделанных в разных техниках.

- Игра по созданию мультфильма на бумаге «Живой блокнот».

Октябрь

4 неделя

5

Создаём название мульт-студии.

- Мозговой штурм от родителей - все вместе придумываем название своей мульт-студии.

- Вырезаем или вылепливаем из пластилина буквы, которые есть в название.

- Покадровая съемка движения букв.

Ноябрь

1 неделя

6

«Заставка» в технике перекладка.

- Монтаж и наложение звука.

- Просмотр.

Ноябрь

2 неделя

Плоскостная анимация в технике перекладки

История плоскостной анимации

Придумывание сюжета

- просмотр рисованного мультфильма

-совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю о бездомном щенке, дополняют ее характеристикой  поступков героев, детальным описанием декораций.

Ноябрь

3 неделя

7

История на бумаге

Придумывание сюжета

-беседа о технике перекладки.

-просмотр фильма, сделанного в данной технике (Ю.Норштейн «Сказка сказок»)

- Разрабатывают совместно с воспитателем сценарий мультфильма.

-игра «Фантазеры»

Ноябрь

4 неделя

8

Как герои двигаются?

Изготовление подвижных фигурок из картона

-Дети придумывают характерные особенности главных персонажей.

-Практическая работа по рисованию в парах.

-Мозговой штурм: предлагают идеи по анимации мимики героев мультфильма.

Декабрь

1 неделя

Для чего нужны декорации?

Подготовка листов декораций

 -Повторяют сюжет придуманной сказки.

-Работа в микрогруппах: рисуют и вырезают фон и декорации.

Декабрь

2 неделя

Для чего нужны декорации?

Подготовка листов декораций

- Практическое занятие совместно с родителями по изготовлению декораций к мультфильму: различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме. 

-Игра «Найди отличия»

Декабрь 3 неделя

9

Мы - аниматоры

-На готовый фон кладут нарисованных персонажей, передвигают их, в зависимости от сценария, фотографируя каждое движение персонажа.

-Игра «Раз картинка, два картинка»

Декабрь 4 неделя

10

Мы - аниматоры

- продолжение покадровой сьемки

Январь

1 неделя

Мы -звукорежиссеры.

-Игра от родителей «Говорим разными голосами»

-При помощи звукоподражательных игр продолжают узнавать о многообразии звуков.

-Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые.

-Учатся выразительно произносить закадровый текст.

Январь

2 неделя

Мы -звукорежиссеры.

-запись закадрового текста

-Игра «Говорим разными голосами»

Январь

3 неделя

Монтаж фильма.

- соотносим записанный закадровый текст с отснятыми кадрами

-добавляем музыкальный фон

-монтаж видео

Январь

4 неделя

Премьера!

- показ готового мультфильма в группах детского сада

- публикация мультфильма в сети Интернет с доступом для родителей

Февраль

1 неделя

Пластилиновая анимация

Погружение в историю

-Беседа на тему «Город мой - Нефтеюганск». История возникновения города от родителей.

-Работа по подготовке сценария мультфильма.

Февраль

2 неделя

 Я леплю из пластилина…

- Создание персонажей мультфильма и декораций.

-Работа в микрогруппах: подготовка пластилина, вылепливание фигур первопроходцев и детей, моделирование поз и мимики.

-Дидактическая игра «Фантазеры»

Февраль

3 неделя

Как куклы двигаются?

Подготовка пластилиновых кукол-героев

- отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру.

Февраль

4 неделя

Для чего нужны декорации?

Подготовка декораций

- Практическое занятие совместно с родителями по изготовлению декораций к мультфильму: различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме.

Март

1 неделя

Для чего нужны декорации?

Подготовка декораций

Съемка мультфильма

- Установка декораций для съемок на специальном столе.

- Работа по конструированию декораций проводится в парах.

- На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. 

- покадровая сьемка движения героев

Март

2 неделя

Озвучиваем мультфильм.

- При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков.

- Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые.

- Учатся выразительно произносить закадровый текст.

- Игра «Говорим разными голосами»

Март

3 неделя

Монтаж.

- монтаж готового видео

-соотношение закадрового текста с кадрами, подбор звуков фона

- монтаж видео

Март

4 неделя

Предметная анимация

Жили-были дед и баба…

Использование различных техник в одном мультфильме

Придумывание сюжета

-Чтение русских народных сказок, коротких по содержанию.

-Рассматривание иллюстраций.

-Дидактическая игра с использованием ИКТ «Узнай персонажа».

- Просматривают кукольные мультфильмы.

-Разработка сценария мультфильма «Семейный бюджет»

- подбор кукол для героев мультфильма

Апрель

1 неделя

Подготовка пластилиновых и бумажных атрибутов, кукол.

-Практическое занятие по изготовлению атрибутов и декораций к мультфильму: различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме, предметы.

Апрель

2 неделя

Подготовка декораций из различных материалов 

-Установка декораций для съемок на специальном станке. Работа по конструированию декораций проводится в парах. Помощь родителей.

-покадровая сьемка мультфильма

Апрель

3 неделя

Сказка оживает.

-Практическая работа в группах.

-Подбор освещения, компоновка кадра. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма.

-Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру.

Апрель

4 неделя

Сказка оживает.

-Осмотр материала съемки  

-покадровая сьемка

Май

1 неделя

Озвучиваем мультфильм.

 -Речевая разминка «Эхо». При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. -Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые.

-Учатся выразительно произносить закадровый текст, отбирать из предложенных вариантов подходящую по смыслу музыку.

Май

2 неделя

Монтаж

- монтаж отснятого материала

-озвучка

Май

3 неделя

Просмотр мультфильмов

Дети вместе с приглашенными гостями устраивают просмотр получившихся мультфильмов. Совместное обсуждение. Дети узнают мнения гостей об их мультфильмах, а также сами стараются найти удавшиеся и неудавшиеся моменты мультфильма.

Май

  1. неделя

  1. Организация работы с родителями

Задачи работы воспитателя по реализации программы «Мульт-студия» по взаимодействию с родителями:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

- создание творческой группы родителей, заинтересованных данной темой;

- создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по художественно-эстетическому и нравственному воспитанию дошкольников;

- участие родителей в подготовке викторин, конкурсов. Совместное с детьми творчество по изготовлению историй в картинках;

- рассказы родителей о любимых мультфильмах своего детства и детства бабушек и дедушек.

Участие творческой группы родителей в «Мульт-студии» предусматривает совместные занятия 1 раз в месяц.

План работы с родителями:

1 год обучения

Дата

Содержание деятельности

Октябрь

Создание творческой группы, рабочего чата.

Ноябрь

Рассказ о любимом мультфильме из детства.

Декабрь

Конкурс звукопроизношения «Лучший оратор»

Январь

Викторина «Кто я?»

Февраль

Практическое занятие по изготовлению декораций к мультфильму.

Март

Беседа «Экология родного города»

Апрель

Игра «Морячок»

Май

Презентация и просмотр мультфильмов

 

2 год обучения

Дата

Содержание деятельности

Октябрь

Корректировка состава творческой группы

Ноябрь

Мозговой штурм – название «Мульт-студии»

Декабрь

Практическое занятие по изготовлению декораций

Январь

Игра «Говорим разными языками»

Февраль

Беседа «Мой город - Нефтеюганск»

Март

Практическое занятие по изготовлению декораций

Апрель

Практическое занятие по установке декораций

Май

Презентация и просмотр мультфильмов

  1. Материально-техническое обеспечение ПДО

Оборудование и программное обеспечение анимационной студии:

- Детская мультстудия;

- цифровой фотоаппарат;

- штатив, на который крепится фотоаппарат;

- настольная лампа;

- компьютер с программой для обработки отснятого материала (монтаж осуществлялся в программе «Видеомонтаж»);

- подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма);

- диктофон и микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса (звуковое решение мультфильма);

- художественные и иные материалы для создания изображений (бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры, пластилин, ватман, ножницы, проволока и другие).

- флеш-накопители для записи и хранения материалов;

- устройство для просмотра мультипликационных фильмов:

проектор с экраном или монитор компьютера

  1. Перечень литературных источников
  1. Бабиченко Д.Н. Искусство мультипликации. – М.: Искусство, 1964
  2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. – М., 2010.
  3. Матвеева О., Мультипликация в детском саду // Ребёнок в детском саду, 2006. - №5
  4. Художники советского мультфильма. – М.: Советский художник, 1978
  5. Обучающие видео по созданию мультфильмов. Видеосервис YouTube.
  6.  Иткин В.Д. Что делает мультипликационный фильм интересным
  7.  В.Д. Иткин // Искусство в школе.- 2006.- № 1.-с.52-53.
  8.   Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. М.,2013 – 125с.
  9. Н.С. Муродходжаева, И.В. Амочаева  Мультистудия «Я творю мир» методические рекомендации. М., 2019 – 98с.
  10. Муродходжаева, И.В. Амочаева Мультистудия «Я творю мир» инструкция в вопросах и ответах, 2020г
  11. Изикаева Г.М., Сыртланова Н.Ш. «Развитие творческих способностей дошкольников средствами мультипликации», 2020г
  12. Мультфильмы своими руками. http://veriochen.livejournal.com/121698.html.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...