Программа дополнительного образования "Мульт-студия "Лесовичок"
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение МБОУ «СОШ №5 «Многопрофильная»
ПРОГРАММА ДОПОЛЬНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Мульт-студия «Лесовичок»
для детей
старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)
на 2022 – 2024 учебный год
Составитель рабочей программы:
воспитатель Лесных М.Г.
Нефтеюганск
Оглавление
- Целевой раздел
- Пояснительная записка………………………………………...……3
- Цель и задачи реализации ПДО…………………………...………..6
- Принципы, методы и подходы к формированию ПДО………...…6
- Характеристика особенностей развития детей………………...….7
- Целевые ориентиры………………………………………..………12
- Содержательный раздел
- Процесс создания мультфильма……………..……………………14
- Формы и режим занятий……………………….………………….15
- Система педагогической диагностики……………..………..……15
- Методы и приемы, используемые при реализации ПДО………..16
- Организационный раздел
- Календарно-тематический план…………………………………..18
- Организация работы с родителями……………………………….29
- Материально-техническое обеспечение………………………….30
- Перечень нормативных и нормативно-методических документов…………………………………………………………31
- Перечень литературных источников……………………………33
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Дошкольное образование сегодня - не только источник определенных знаний, но в первую очередь еще и, фактор успешной социализации подрастающего поколения. Реалии нашего времени: рост цифровых технологий, увеличение потока информации, доступность сетевых ресурсов предъявляют новые требования к воспитанию и развитию подрастающего
поколения.
Дошкольное детство – важный период становления личности. Необходимо, чтобы развитие ребенка в это время было всесторонним.
Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования основными задачами образовательной деятельности в области познавательного развития являются:
- развитие самостоятельности, творчества детей в познавательно-исследовательской деятельности, избирательность детских интересов;
- развитие познавательных умений: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения, с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать обьекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности;
- развитие умений детей применять некоторые цифровые средства для познания окружающего мира, соблюдая правила их безопасного использования;
- развитие умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.
В связи с этим встал вопрос о том, какие средства использовать для достижения поставленных целей? Что будет увлекательным и доступным для современного ребенка, чтобы обучение стало для него без принуждения? Какие современные технологии применить в работе с детьми, которые способствовали бы формированию таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Нормативно-правовое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с:
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
- Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. От14.07.2022) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (актуальная ред.) «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809).
Уровень программы дополнительного образования – базовый.
Направление программы: социально-педагогическое.
Актуальность предлагаемой программы
Данная форма образовательной деятельности еще слабо сформирована, либо вообще не представлена в дошкольных образовательных учреждениях. Главная педагогическая ценность мультипликации как инновационной формы работы с детьми дошкольного возраста заключается в возможности интегративного развития личности. Создание мультипликационного фильма это, по сути, интеграция образовательных областей: познавательной, художественно-эстетической, речевой. Процесс создания мультфильма является практической совокупностью знаний, умений, навыков детей и педагогов. Дети в процессе съемок мультфильма примеряют на себя роль художника, режиссера, сценариста, оператора, ассистента для передвижения предметов в кадре, учатся договариваться с другими, согласовывать свои действия, добиваться общего результата.
В процессе работы над мультфильмом активизируются такие виды детской деятельности как познавательная, речевая, музыкальная, игровая, изобразительная и другие.
Новизна программы Мульт-студия «Лесовичок» заключается том, что одним из важных мотивов занятий с детьми дошкольного возраста является интерес. Интерес – это активная познавательная направленность на предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Предметом такой заинтересованности может стать создание мультипликационного фильма. Всем известно, что анимация – один из любимых жанров у детей. А раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития личности, так и для последующего изучения школьных предметов, облегчая его социализацию, вхождение его в информационное сообщество.
Мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей.
Программа позволяет осуществлять проектный подход при создании анимационных фильмов, а также использовать в работе интеграцию разнообразных видов деятельности детей: двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, а также чтение художественной литературы.
Основное направление деятельности в ходе реализации программы – создание короткометражных познавательных мультфильмов методом покадровой сьемки с применением цифровых технологий в различных техниках (пластилиновая, бумажная перекладная, обьемная анимация и другие). Поскольку мультипликация находится на стыке таких видов искусств, как кинематограф, театр, изобразительное искусство и музыка, то и программа включает разнообразные виды деятельности: рисование, лепку, аппликацию, литературное творчество и, конечно же, сьемку, озвучивание и монтаж мультфильмов! Дети изучают историю мультипликации – от оптических игрушек до современных мультфильмов, знакомятся с техниками мультипликации, с законами монтажа и средствами выразительности, применяемыми в мультипликации, учатся работать с цифровым фотоаппаратом и микрофоном, монтировать мультфильм с помощью программы «Видеомонтаж».
Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральной образовательной программы дошкольного образования, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.
В ходе работы предусматриваются различные формы, как индивидуального творчества ребенка, так и его сотрудничества, и сотворчества со сверстниками и взрослыми – педагогами и родителями.
Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники.
- Цель реализации ПДО и задачи
Цель программы: создание образовательной среды, способствующей формирование у детей потребности в познавательной, творческой и речевой активности, основ технического мышления (посредством освоения элементарных навыков создания мультипликации) через участие в создании мультфильмов.
Задачи:
Образовательные:
− познакомить с историей возникновения и видами мультипликации;
− познакомить с технологией создания мультипликационного фильма;
− формировать художественные навыки и умения;
− поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Развивающие:
− развивать творческое мышление и воображение;
− развивать детское экспериментирование, поощряя действия по преобразованию объектов;
− способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;
− развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Воспитательные:
− воспитывать чувство коллективизма;
− поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности;
− воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;
− воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
- Принципы и методы формирования ПДО
В основу программы заложен принцип комплексного положительного воздействия на психические процессы, развитие воображения, памяти, речи, внимания, мышления и восприятия. Процесс развития дошкольников в контексте данной программы построен на комплексе ……А так же принципы:
- принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий практически апробированными методиками;
- принцип развития, который подразумевает целостное развитие личности ребенка;
- принцип социально - психологической комфортности, направленный на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей старшего дошкольного возраста;
- доступности - темы, предлагаемые для обучения дошкольников, знакомы и понятны им;
- последовательности – материал дается последовательно, от более простого - к более сложному;
- наглядности – использование наглядного материала (картинки карточки, фотографии, настольно-печатные игры, и т.д.);
- принцип преемственности – обеспечение взаимодействия и преемственности в работе с социумом.
Для реализации программы будут использоваться следующие методы работы:
- - методы организации и осуществления деятельности (словесные, наглядные, практические, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);
- - методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса – познавательные игры, создание ситуаций успеха);
- - методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
- Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста участвующие в реализации программы
Возрастные особенности развития детей 5-6 лет
Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т.д., и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Примерно до пяти лет в образе «Я» ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях своего «Я». Разумеется, этот процесс находится еще в зародыше и имеет специфические формы. Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребенок может воображать себя этим персонажем, – не играть роли, а именно воображать, приписывая себе его качества. Дети 5-6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.
В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У детей появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
Восприятие детей в 5 – 6 лет
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов.
Внимание детей в 5 – 6 лет
Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале учебного года 5 – 6 объектов, к концу года 6 – 7.
Память детей в 5 – 6 лет
В возрасте 5 – 6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5 – 6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5 – 6 слов. Развиваются различные виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная и т.д.
Мышление детей в 5 – 6 лет
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Воображение детей в 5 – 6 лет
Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко
воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно.
Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинение детьми достаточно оригинальных, и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным, в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню.
Речь детей в 5 – 6 лет
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети
могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.
Возрастные особенности развития детей от 6 до 7 лет.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям— он важен для углубления их пространственных представлений.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Работы, выполненные детьми, примут участие в различных конкурсах, имеющих художественно-эстетическую и научно-техническую направленность.
- Целевые ориентиры
В результате реализации программы, обучающиеся должны знать и уметь:
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- определить порядок действий, планировать этапы своей работы;
- комбинировать различные приемы работы для достижения поставленной художественно-творческой задачи;
- пользоваться инструментами и графическими материалами (карандаши, гуашь, акварель, пластилин, белая и цветная бумага, картон, кисти и палитра и т.д.);
- активизируется познавательная деятельность к изобразительному искусству через мультфильмы;
- готовить декорации к мультфильму: лепить, рисовать, клеить, вырезать;
- различать и передавать ближние и дальние предметы;
- передавать движения фигур человека и животного;
- проявлять творчество в создании своей работы;
- владеть простейшими навыками работы с ИКТ: пользоваться фотоаппаратом, устанавливать определенный ракурс при выполнении кадровых фотографий, передвигать персонажей мультфильма на сюжетном поле для достижения эффекта движения и др.;
- монтировать свой собственный мультфильм из слайдов и фотографий;
- приобретут ни с чем несравнимый опыт самореализации в значимой для них деятельности, познакомятся с различными для них видами творчества (литература, театр, изобразительная деятельность, пластика, прикладное искусство, технология обработки различных материалов, музыка, видеосъемка и видеомонтаж).
- осмыслят различные явления нашей жизни, научатся решать проблемы общения, сделают нравственный выбор.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности детей в соответствии с направлениями развития ребенка
Программа рассчитана на два года обучения. Занятия будут проходить 1 раз в неделю с октября по май. Количество часов в год – 34ч. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: 20-25 минут – старшая группа, 25-30 минут – подготовительная группа. Наполняемость группы не более 10-12 человек.
ПДО предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми.
Структура занятия: каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
-Подготовительная часть длится 7 минут (приветствие, беседы, просмотр познавательного видео, игры-звукоподражания, игры-разминки)
-Основная часть занимает 15 минут (практическая деятельность по изготовлению декораций, героев, покадровая сьемка, озвучивание, монтаж)
- Заключительная часть занимает 8 минут (анализ проделанной работы, викторина, уборка рабочего места)
- Процесс создания мультфильма
Техники создания мультипликации:
- Перекладка (рисованные мультфильмы) – персонажи рисуются на бумаге, вырезаются и двигаются;
- Пластилиновая анимация – дети лепят персонажей из пластилина: плоских (техника на подобие перекладке), объемных (техника на подобие кукольной анимации);
- Предметная анимация – создание мультфильмов с помощь готовых предметов и игрушек, и с использованием объемных поделок (оригами, пластилин, соленое тесто, картон, куклы);
- Пиксиляция – главные актеры в кадре сами дети;
- Смешанные – использование при создании одного мультфильма разных техник.
Этапы создания мультфильмов в рамках реализации программы «Мульт-студия»:
I этап – литературный. Выбор сюжета, подбор литературного материала или составление истории (сказка, стихотворение, самостоятельное составление истории). Написание сценария.
II этап – изобразительный. Выбор техники исполнения декораций и изготовления героев и их создание.
III этап –режиссерский. Выбор техники создания мультфильма и распределение ролей.
IV этап – съемочный. Съемка эпизодов, звуковое оформление и выбор музыкального сопровождения.
V этап – монтаж мультфильма (в работе с детьми дошкольного возраста этот этап реализуется педагогом)
VI этап – показ готового мультфильма (изготовление пригласительных билетов, афиш)
- Формы и режим занятий
Программа предусматривает групповую форму работы с детьми старшего дошкольного возраста во второй половине дня.
Объем образовательной нагрузки программы дополнительного образования Мульт-студия «Лесовичок»
Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
1 | 4-5 | 36 |
Первый год обучения | Дети 5 – 6 лет | Старший дошкольный возраст | 25 минут |
Второй год обучения | Дети 6 – 7 лет | Подготовительная к школе группа | 30 минут |
Формы:
- Беседы
- викторины
- чтение и обсуждение
- наблюдение
- игры
- практическая деятельность (создание мультфильма)
- Система педагогической диагностики
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
Динамику роста детей, занимающихся по программе, можно будет отследить с помощью диагностики, которая проводится 2 раза в год – в ноябре и в мае. Диагностика состоит из теоретических вопросов, направленных на выявление знаний ребят о создании мультипликационных фильмов. Уровень практических умений будет оцениваться в конце обучения через следующие формы подведения итогов: творческие задания, презентация творческих проектов, выпуск анимационных фильмов.
- Структура учебного плана
Учебно- тематический план (1 год обучения)
№ п/п | Тема | Мультфильм | Кол-во занятий |
1 | «За кулисами мультфильма» | 4 | |
2 | Плоскостная анимация с предметами «Сказочная история» | «Путешествие осеннего листочка» | 10 |
3 | «Речь. Эмоции» | 4 | |
4 | Перекладная анимация «Мультипликация на бумаге» | «Где хранить деньги?» | 6 |
5 | «Сочиняем мультфильм» | «Путешествие храброго морячка» | 11 |
6 | Итоговое занятие | 1 | |
Всего занятий в год | 36 |
Учебно- тематический план (2 год обучения)
№ п/п | Тема | Мультфильм | Кол-во занятий |
1 | «Все о мультипликации» | 6 | |
2 | «Плоскостная анимация» | «Бездомный щенок» | 11 |
3 | Пластилиновая анимация «Создание пластилинового мультфильма» | «Город, рожденный нефтью» | 7 |
4 | Предметная анимация «Объемная анимация» | «Семейный бюджет» | 7 |
5 | Итоговое занятие | 1 | |
Всего занятий в год | 32 |
- Методы и приемы, используемы при реализации программы
Для успешного и результативного проведения занятия необходимо будет создавать и поддерживать в группе атмосферу творчества и психологической комфортности. Это возможно при применении следующих методов проведения занятий:
- Словесный метод – устное изложение, беседа, опрос.
- Наглядный метод – показ видеоматериала, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу.
- Практический метод – овладение практическими умениями рисования, лепки, аппликации.
- Объяснительно-иллюстративный метод (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
- Репродуктивный метод обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
- Частично-поисковый метод (дошкольники участвуют в коллективном поиске решения заданной проблемы).
- Исследовательский метод – овладение детьми приемами самостоятельной творческой работы.
Приемы:
- прием погружения (погружение в сюжет произведения);
- прием психогимнастики (обучение элементам техники выразительных движений);
- прием вербализации (озвучивание);
- чтение художественной литературы;
- составление творческих рассказов;
- нетрадиционные техники рисования, лепка, аппликация, конструирование.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Календарно-тематическое планирование
Перспективное планирование (1 год обучения)
№ п/п | Тема | Содержание | Срок реализации |
«За кулисами мультфильма» | |||
1 | «Что такое мультфильм?» | -знакомство с мульт-студией; -обсуждение известных детских мультфильмов; -обсуждение роли мультфильма в жизни ребенка. - создание творческой группы родителей | Октябрь 1 неделя |
2 | «Обратная сторона экрана» | -знакомство детей с различными анимационными техниками; -знакомство с материалами, из которых можно изготовить мультфильм; -просмотр мультфильмов, созданных другими детьми. | Октябрь 2 неделя |
3 | «Шаг за шагом» | -знакомство детей с важными этапами создания мультфильма: сюжет, персонажи, декорации, озвучивание; -обсуждение данных составляющих на примере мультфильма «Пластилиновая ворона» | Октябрь 3 неделя |
4 | «Персонаж - кто это?» | -знакомство детей с характеристиками персонажа (характер, мимика, жесты, движения); -создание собственного персонажа (осенний листочек); | Октябрь 4 неделя |
Плоскостная анимация с предметами «Сказочная история» | |||
5 | «Сюжет. Сказочная история» | -знакомство детей с правилами составления сюжета (завязка, развязка, заключение); -упражнение «Составление рассказа по картинке» - рассказ родителей о любимом мультфильме из детства | Ноябрь 1 неделя |
«Сюжет. Сказочная история» | -создание сюжета совместно со всеми детьми, используя созданный ранее персонаж; -обучение технике раскадровки | Ноябрь 2 неделя | |
6 | «Декорации. Построим волшебный мир.» | -изучение способов изготовления декораций; -знакомство с различными материалами; -изготовлений декораций по придуманному сюжету | Ноябрь 3 неделя |
7 | «Камера - мотор!» | -знакомство детей с приборами, необходимыми для съемки мультфильма; -обучение технике безопасности в мульт-студии; -знакомство с программой «Видеомонтаж»; -покадровая съемка мультфильма «Путешествие осеннего листочка» по заранее написанному сюжету | Ноябрь 4 неделя |
8 | «Говорим и показываем» | -продолжение съемки мультфильма «Путешествие осеннего листочка»; -распределение ролей для озвучивания; | Ноябрь 5 неделя |
9 | «Говорим и показываем» | - конкурс от родителей «Лучший оратор» -озвучивание и монтаж мультфильма «Путешествие осеннего листочка»; | Декабрь 1 неделя |
10 | «Фильм, фильм, фильм!» | -презентация готового мультфильма родителям, детям других групп, педагогам; -обсуждение полученных результатов; -викторина для детей «Что мы знаем о мультфильме?» | Декабрь 2 неделя |
«Речь. Эмоции» | |||
11 | «Наши эмоции. От улыбки станет всем светлей» | -беседа на тему эмоциональных проявлений людей в различных ситуациях; -работа с калейдоскопом эмоций; -работа перед зеркалом - изучение собственных эмоций; -изготовление персонажей со сменными эмоциями; | Декабрь 3 неделя |
12 | «Наша речь. Ласковое слово» | -обсуждение с детьми речевых особенностей людей; -упражнения на развитие риторики; -изготовление персонажей со сменными артикуляциями; | Декабрь 4 неделя |
13 | «Кто я? Я особенный» | -обсуждение с детьми индивидуальных особенностей каждого человека; - викторина от родителей «Кто я?» -изготовление персонажей, отражающих особенности детей, создающих их; | Январь 1 неделя |
14 | «Моя семья» | -беседа с детьми на тему «Мое окружение», определение позиции ребенка в семье и отношений между родственниками; -упражнения на развитие доброжелательного отношения к родственникам; -сюжетно-ролевая игра «В магазин с мамой» | Январь 2 неделя |
Перекладная анимация «Мультипликация на бумаге» | |||
15 | «Сюжет. Сказочная история» | -беседа «Деньги в нашей жизни» -дидактическая игра «Банк» - написание истории и разбор сюжета «Где хранить деньги?» | Январь 3 неделя |
16 | «Построим волшебный мир.» | - беседа «Перекладная анимация в мультфильме» - просмотр познавательного видео «В банке» - изготовление персонажей и атрибутов | Январь 4 неделя |
17 | «Декорации.» | Совместное с родителями практическое занятие по изготовлению декораций к мультфильму «Где хранить деньги?» -подготовка персонажей | Февраль 1 неделя |
18 | «Камера - мотор!» | - распределение ролей - Установка декораций для съёмок на специальном столе. - операции с героями, покадровая съемка мультфильма «Где хранить деньги?» | Февраль 2 неделя |
19 | «Говорим и показываем» | - озвучивание персонажей мультфильма «Где хранить деньги?» - монтаж видео | Февраль 3 неделя |
20 | «Фильм, фильм, фильм!» | -презентация и просмотр мультфильма «Где хранить деньги?» -обсуждение -размещение мультфильма в сети Интернет с доступом для родителей | Февраль 4 неделя |
«Сочиняем мультфильм» | |||
21 | - беседа совместно с родителями «Экология родного города» - практическое занятие «Мультфильм в блокноте» | Март 1 неделя | |
22 | «Сказочная история» | - составление рассказов на экологическую тему - выбор лучшего рассказа | Март 2 неделя |
23 | «Сюжет» | - дополнение рассказа, обсуждение сюжета будущего мультфильма - определение героев мультфильма | Март 3 неделя |
24 | «Декорации» | Практическое занятие по изготовлению декораций к мультфильму на ватмане | Март 4 неделя |
25 | «Персонажи» | - изготовление героев и атрибутов - распределение ролей - игра от родителей «Морячок» | Апрель 1 неделя |
26 | «Камера - мотор!» | - Установка декораций для съёмок на специальном столе. - обсуждение сюжета, покадровая сьемка | Апрель 2 неделя |
27 | «Камера - мотор!» | - покадровая сьемка | Апрель 3 неделя |
28 | «Камера - мотор!» | - покадровая сьемка - озвучивание ролей | Апрель 4 неделя |
29 | «Говорим и показываем» | - озвучивание ролей - монтаж мультфильма | Май 1 неделя |
30 | «Фильм, фильм, фильм!» | - Презентация и просмотр мультфильма «Путешествие храброго морячка» для творческой группы родителей | Май 2 неделя |
31 | «Гастроли» | - участие в экологическом конкурсе «Экоматик» | Май 3 неделя |
32 | Итоговое занятие | - фестиваль мультипликации -просмотр мультфильмов, снятых за время занятий -обмен впечатлениями -подведение итогов | Май 4 неделя |
Перспективное планирование (2 год обучения)
Тема | Содержание | Неделя | |
Все о мультипликации | |||
1 | Вводное занятие: «Путешествие в мир мультипликации» | - Дошкольники совершают путешествие во времени. - Рассказ об истории анимации и мультипликации. - Просмотр отрывков из первых анимационных фильмов. - проверка состава творческой группы родителей | Октябрь 1 неделя |
2 | Парад мультпрофессий. | - Рассказ о профессиях мультипликатор. - Просмотр презентации по теме «В гостях у режиссера Мультяшкина». - Подвижная игра «Отгадай профессию» | Октябрь 2 неделя |
3 | Знакомство с компьютерной программой для создания мультфильма. | - Элементарное знакомство с процессом съемки. - Дидактическая игра «Лови момент». - Просмотр движения. | Октябрь 3 неделя |
4 | Как оживить картинку. | - Различные механизмы анимирования объектов. - Просмотр мультфильмов, сделанных в разных техниках. - Игра по созданию мультфильма на бумаге «Живой блокнот». | Октябрь 4 неделя |
5 | Создаём название мульт-студии. | - Мозговой штурм от родителей - все вместе придумываем название своей мульт-студии. - Вырезаем или вылепливаем из пластилина буквы, которые есть в название. - Покадровая съемка движения букв. | Ноябрь 1 неделя |
6 | «Заставка» в технике перекладка. | - Монтаж и наложение звука. - Просмотр. | Ноябрь 2 неделя |
Плоскостная анимация в технике перекладки | |||
История плоскостной анимации Придумывание сюжета | - просмотр рисованного мультфильма -совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю о бездомном щенке, дополняют ее характеристикой поступков героев, детальным описанием декораций. | Ноябрь 3 неделя | |
7 | История на бумаге Придумывание сюжета | -беседа о технике перекладки. -просмотр фильма, сделанного в данной технике (Ю.Норштейн «Сказка сказок») - Разрабатывают совместно с воспитателем сценарий мультфильма. -игра «Фантазеры» | Ноябрь 4 неделя |
8 | Как герои двигаются? Изготовление подвижных фигурок из картона | -Дети придумывают характерные особенности главных персонажей. -Практическая работа по рисованию в парах. -Мозговой штурм: предлагают идеи по анимации мимики героев мультфильма. | Декабрь 1 неделя |
Для чего нужны декорации? Подготовка листов декораций | -Повторяют сюжет придуманной сказки. -Работа в микрогруппах: рисуют и вырезают фон и декорации. | Декабрь 2 неделя | |
Для чего нужны декорации? Подготовка листов декораций | - Практическое занятие совместно с родителями по изготовлению декораций к мультфильму: различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме. -Игра «Найди отличия» | Декабрь 3 неделя | |
9 | Мы - аниматоры | -На готовый фон кладут нарисованных персонажей, передвигают их, в зависимости от сценария, фотографируя каждое движение персонажа. -Игра «Раз картинка, два картинка» | Декабрь 4 неделя |
10 | Мы - аниматоры | - продолжение покадровой сьемки | Январь 1 неделя |
Мы -звукорежиссеры. | -Игра от родителей «Говорим разными голосами» -При помощи звукоподражательных игр продолжают узнавать о многообразии звуков. -Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. -Учатся выразительно произносить закадровый текст. | Январь 2 неделя | |
Мы -звукорежиссеры. | -запись закадрового текста -Игра «Говорим разными голосами» | Январь 3 неделя | |
Монтаж фильма. | - соотносим записанный закадровый текст с отснятыми кадрами -добавляем музыкальный фон -монтаж видео | Январь 4 неделя | |
Премьера! | - показ готового мультфильма в группах детского сада - публикация мультфильма в сети Интернет с доступом для родителей | Февраль 1 неделя | |
Пластилиновая анимация | |||
Погружение в историю | -Беседа на тему «Город мой - Нефтеюганск». История возникновения города от родителей. -Работа по подготовке сценария мультфильма. | Февраль 2 неделя | |
Я леплю из пластилина… | - Создание персонажей мультфильма и декораций. -Работа в микрогруппах: подготовка пластилина, вылепливание фигур первопроходцев и детей, моделирование поз и мимики. -Дидактическая игра «Фантазеры» | Февраль 3 неделя | |
Как куклы двигаются? Подготовка пластилиновых кукол-героев | - отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. | Февраль 4 неделя | |
Для чего нужны декорации? Подготовка декораций | - Практическое занятие совместно с родителями по изготовлению декораций к мультфильму: различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме. | Март 1 неделя | |
Для чего нужны декорации? Подготовка декораций Съемка мультфильма | - Установка декораций для съемок на специальном столе. - Работа по конструированию декораций проводится в парах. - На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. - покадровая сьемка движения героев | Март 2 неделя | |
Озвучиваем мультфильм. | - При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. - Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. - Учатся выразительно произносить закадровый текст. - Игра «Говорим разными голосами» | Март 3 неделя | |
Монтаж. | - монтаж готового видео -соотношение закадрового текста с кадрами, подбор звуков фона - монтаж видео | Март 4 неделя | |
Предметная анимация | |||
Жили-были дед и баба… Использование различных техник в одном мультфильме Придумывание сюжета | -Чтение русских народных сказок, коротких по содержанию. -Рассматривание иллюстраций. -Дидактическая игра с использованием ИКТ «Узнай персонажа». - Просматривают кукольные мультфильмы. -Разработка сценария мультфильма «Семейный бюджет» - подбор кукол для героев мультфильма | Апрель 1 неделя | |
Подготовка пластилиновых и бумажных атрибутов, кукол. | -Практическое занятие по изготовлению атрибутов и декораций к мультфильму: различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме, предметы. | Апрель 2 неделя | |
Подготовка декораций из различных материалов | -Установка декораций для съемок на специальном станке. Работа по конструированию декораций проводится в парах. Помощь родителей. -покадровая сьемка мультфильма | Апрель 3 неделя | |
Сказка оживает. | -Практическая работа в группах. -Подбор освещения, компоновка кадра. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. -Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. | Апрель 4 неделя | |
Сказка оживает. | -Осмотр материала съемки -покадровая сьемка | Май 1 неделя | |
Озвучиваем мультфильм. | -Речевая разминка «Эхо». При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. -Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. -Учатся выразительно произносить закадровый текст, отбирать из предложенных вариантов подходящую по смыслу музыку. | Май 2 неделя | |
Монтаж | - монтаж отснятого материала -озвучка | Май 3 неделя | |
Просмотр мультфильмов | Дети вместе с приглашенными гостями устраивают просмотр получившихся мультфильмов. Совместное обсуждение. Дети узнают мнения гостей об их мультфильмах, а также сами стараются найти удавшиеся и неудавшиеся моменты мультфильма. | Май
|
- Организация работы с родителями
Задачи работы воспитателя по реализации программы «Мульт-студия» по взаимодействию с родителями:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
- создание творческой группы родителей, заинтересованных данной темой;
- создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по художественно-эстетическому и нравственному воспитанию дошкольников;
- участие родителей в подготовке викторин, конкурсов. Совместное с детьми творчество по изготовлению историй в картинках;
- рассказы родителей о любимых мультфильмах своего детства и детства бабушек и дедушек.
Участие творческой группы родителей в «Мульт-студии» предусматривает совместные занятия 1 раз в месяц.
План работы с родителями:
1 год обучения
Дата | Содержание деятельности |
Октябрь | Создание творческой группы, рабочего чата. |
Ноябрь | Рассказ о любимом мультфильме из детства. |
Декабрь | Конкурс звукопроизношения «Лучший оратор» |
Январь | Викторина «Кто я?» |
Февраль | Практическое занятие по изготовлению декораций к мультфильму. |
Март | Беседа «Экология родного города» |
Апрель | Игра «Морячок» |
Май | Презентация и просмотр мультфильмов |
2 год обучения
Дата | Содержание деятельности |
Октябрь | Корректировка состава творческой группы |
Ноябрь | Мозговой штурм – название «Мульт-студии» |
Декабрь | Практическое занятие по изготовлению декораций |
Январь | Игра «Говорим разными языками» |
Февраль | Беседа «Мой город - Нефтеюганск» |
Март | Практическое занятие по изготовлению декораций |
Апрель | Практическое занятие по установке декораций |
Май | Презентация и просмотр мультфильмов |
- Материально-техническое обеспечение ПДО
Оборудование и программное обеспечение анимационной студии:
- Детская мультстудия;
- цифровой фотоаппарат;
- штатив, на который крепится фотоаппарат;
- настольная лампа;
- компьютер с программой для обработки отснятого материала (монтаж осуществлялся в программе «Видеомонтаж»);
- подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма);
- диктофон и микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса (звуковое решение мультфильма);
- художественные и иные материалы для создания изображений (бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры, пластилин, ватман, ножницы, проволока и другие).
- флеш-накопители для записи и хранения материалов;
- устройство для просмотра мультипликационных фильмов:
проектор с экраном или монитор компьютера
- Перечень литературных источников
- Бабиченко Д.Н. Искусство мультипликации. – М.: Искусство, 1964
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. – М., 2010.
- Матвеева О., Мультипликация в детском саду // Ребёнок в детском саду, 2006. - №5
- Художники советского мультфильма. – М.: Советский художник, 1978
- Обучающие видео по созданию мультфильмов. Видеосервис YouTube.
- Иткин В.Д. Что делает мультипликационный фильм интересным
- В.Д. Иткин // Искусство в школе.- 2006.- № 1.-с.52-53.
- Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. М.,2013 – 125с.
- Н.С. Муродходжаева, И.В. Амочаева Мультистудия «Я творю мир» методические рекомендации. М., 2019 – 98с.
- Муродходжаева, И.В. Амочаева Мультистудия «Я творю мир» инструкция в вопросах и ответах, 2020г
- Изикаева Г.М., Сыртланова Н.Ш. «Развитие творческих способностей дошкольников средствами мультипликации», 2020г
- Мультфильмы своими руками. http://veriochen.livejournal.com/121698.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...